Японцы любят свое прикладное искусство, и всемерно его поддерживают и продвигают по всему миру. Все знают, что нэцкэ делают в Японии, режут их по большей части из кости или из твердого дерева. Кое-кто знаком с термином «окимоно» — это уже по сути интерьерная скульптура на подставке, в отличие от миниатюрной нэцкэ.

Ваза с цветами — такие композиции тоже называются окимоно. Это сборная скульптура, где каждый цветок вырезан отдельно, и даже сам состоит из нескольких деталей. Именно это придает легкость и ажурность букету. Сборная скульптура из множества частей очень характерна для резьбы по кости в Китае, но вот сама трактовка растительности типично японская, динамичная и свободная. 109 x 115 x 50 cm, 1900 гг.
Японская резьба по кости не так причудлива и разнообразна, как резьба Китая, и вторична по отношению к ней. Тем не менее, как и всему японскому искусству, ей присущ свой очень яркий характер, с китайской резьбой ее спутать невозможно.

Ширма с богами и демонами, 59,5х57 см, Nayto Kyokusho, Япония. Такие изделия характерны и для Китая, но орнамент и рельефы больше напоминают европейские с легким азиатским колоритом — и неудивительно, ведь искусство периода Мэйдзи испытывало сильное влияние европейского, и многие произведения массово создавались на экспорт для европейцев.

Панно с рельефом из кости. Это не инкрустация, а рельефная накладка на лаковую доску. Зачастуюкроме кости использовались и другие материалы: камни, перламутр, дерево.

Фрагмент. 1868-1912, Япония, общий размер 29 х 30,5 см, что достаточно скромно, есть и гораздо более крупные панно, до метра в высоту, с очень сложными композициями.

Коробочка с инкрустацией, белая утка — резьба по кости. 11х27х39 см

А это чуть более старинная японская резьба, период Эдо (1615-1868), это церемониальный танто в ножнах 29,4 см
Танто (яп. 短刀, букв. «короткий меч») — традиционный японский кинжал с прямым однолезвийным клинком длиной от 15 до 30 сантиметров. Танто использовался самураями как вспомогательное оружие в ближнем бою. Его короткий клинок позволял наносить быстрые и точные удары в тесном пространстве, где длинный меч был менее эффективен.

Резьба этого периода намного примитивней, чем японская резьба XIX века периода Мейдзи. В XIX веке с концом самоизоляции Япония переняла достижения искусства Европы, в том числе и технику резьбы по кости, освоив новые сюжеты и технологии.

Окимоно с семейной сценой. Период : Мэйдзи, конец XIX века Размеры : 13,5 x 8,5 x 5 см. Обратите внимание, что вся скульптура выполнена из цельного массива бивня.



Термин «окимоно», образованный от «оку» — ставить, размещать и «моно»— объект, предмет, и буквально означает «декоративный предмет для показа». С момента своего создания окимоно никогда не имели никакой другой функции, кроме декоративной. В отличие, например, от нэцке, которые изначально имели определенные практические функции и только позже стали предметами коллекционирования

Окимоно из слоновой кости токийской школы, изображающее мужчину с петухом. Период : Мэйдзи, конец XIX века. Размеры : 29,5 x 10,5 x 7 см. Эта скульптура солидных размеров для резьбы по кости.


Окимоно из слоновой кости с изображением рыбака, стоящего на скале, на фоне бурного моря. Период : Мэйдзи, конец XIX века. Размеры : 21,4 x 7 x 5,5 см. (Высота с удочкой 32 см.)

Окимоно, изображающее крестьянина. Период : Мэйдзи, конец XIX века. Размеры : 31 x 24 x 16 см. Очень красиво и внимательно здесь проработана нижняя сторона скульптуры, хотя она и обращена к подставке. Все же подразумевалось рассматривание со всех сторон, а также то, что скульптуру будут брать в руки. В этом отличие декоративной композиции от монументального искусства.






Окимоно токийской школы из слоновой кости, изображающее двух детей, наблюдающих за маленькой рыбкой. Период : Мэйдзи, конец XIX века Размеры : 19 x 11 x 10 см.
Распространение окимоно как вида миниатюрной пластики, предназначенной для украшения жилья, произошло в XVI веке. Обычно это были резные статуэтки, украшающие священный угол японского жилища.

Окимоно "Мама с детьми", 1868 год

Окимоно «Зодиакальная группа», 1850 год

Окимоно «Саранча на салате», нач. ХХ века

Окимоно "Семь богов", 1868 год

Окимоно "Семь богов" с разных сторон


Окимоно «Бэнкей с колоколом», 1878 год

«Бэнкей с колоколом» фрагмент, 1878 год
Сайто-но Мусасибо Бэнкэй (1155–1189) — японский воин-монах, служивший Минамото-но Ёсицунэ. Обычно изображался как человек большой силы и верности, является популярной темой японского фольклора.
Основными типажами окимоно стали изображения божеств разных религиозных систем, заимствованных из китайского пантеона. Также создавались фигурки известных философов, мудрецов.
Изготавливались окимоно из разных материалов: дерева (самшит, сакура, хурма и другие), металла (медь, бронза), фарфора, кости (олений рог, бивень нарвала и другие костные останки). Наиболее ценными считаются предметы из слоновой кости.

Окимоно «Урок живописи», из экспозиции лондонского музея
На родине окимоно значительных музейных коллекций не сложилось. Некоторые произведения хранятся в Токийском национальном музее, галерее Сёто. Образцы окимоно находятся в музее города Токаяма (провинция Хида) и в частных коллекциях. Большая часть коллекций окимоно сформировалась за пределами Японии.
![]()