Великая Среда — день предания на Страдания и Смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
...Ночь со Вторника на Среду Господь провел в Вифании (Мф 26, 6-17). Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Христа хитростью и убить Его, — некая жена — «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как Он Сам объяснил ее поступок. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены-«грешницы», родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой Среды прославляется жена-«грешница» и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

Предательство Иуды и история грешницы, возлившей драгоценное миро на главу Спасителя, – эти два евангельских события и становятся центром и содержанием богослужения этого дня.
Страстная седмица как особый предпасхальный период появилась уже в 1-й половине III века. Соответственно, к этому времени можно отнести и появление в церковном календаре Великой Среды. В древнем Иерусалиме в этот день в конце IV века совершалась служба по стандартному великопостному чину. Утреннее (утреня) и дневное богослужения (часы) совершались в часовне Воскресения Христова, литургия отменялась. Главным богослужением была вечерня, которая совершалась в базилике Мартириум и начиналась в 9-м часу дня (то есть в 15.00 в переводе на наше время). На этой вечерне читали 3 паремии из Быт., Притч. и Зах., а также Евангелие от Матфея (фрагмент главы 26). Во время чтения отрывка о предательстве Иуды, по свидетельству паломницы Эгерии, «в храме все стонали и плакали». В VII веке в Иерусалиме стали читать Евангелие на утрене. В VIII веке появляются два известных нам трипеснца – авторства преподобного Андрея Критского (сейчас исполняется на повечерии) и преподобного Космы Маюмского (сейчас положен на утрене).
В Константинополе в Великую Среду совершалась (и совершается до сих пор) литургия Преждеосвященных Даров. Здесь же на службе тритекти («третье-шестой час», аналог наших великопостных часов) читали паремию из книги пророка Иезекииля и на вечерне две паремии из книг Исход и Иова, также Евангелие от Матфея (эти чтения сохранились в богослужении до сих пор). В Студийском Уставе и его редакциях в IX – XI вв. богослужение уже совершается по тому же чину, что и сейчас. В Евергетидском Типиконе, в афоно-италийской редакции и в Святогробском Типиконе появляется предписание вычитывать на часах в понедельник Евангелие от Луки целиком (в рамках практики вычитывания всего Четвероевангелия в первые 4 дня Страстной седмицы).
Самым поздним элементом богослужения является чтение Евангелия на утрене; в Уставах это чтение стали отмечать только с XVI века, хотя на практике они появились раньше.
Это один из самых печальных дней перед Пасхой. Для христиан он связан с преданием Иисуса Христа на страдания и смерть. Иуда выдал Иисуса иудейским священникам и старейшинам за 30 сребреников. Первосвященники узнали Сына Божьего по предательскому поцелую: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его».
Великая среда — это день, когда мы осознаем, как легко греховная природа может взять верх над верой, как быстро может очерстветь сердце. Поэтому так важна постоянная духовная работа.

Парадоксально: негодному апостолу Иуде в службах Страстной седмицы посвящено гораздо больше внимания, чем остальным апостолам. Его предательство является одной из основных тем двух дней – Великой Среды и Великого Четверга, а также второстепенной темой Великой Пятницы. Понятно, что в этом поступке Церковь видит трагедию общечеловеческого масштаба. Следует различать акценты в службах двух дней: в службе Великой Среды речь идет преимущественно о возмущении тратой драгоценного мира, сговоре Иуды с иудейскими священниками и старейшинами и получении 30 сребреников (т.е. парафраз Ин.12:4–6 и Мф.26:14–16); в службе четверга основное внимание обращено на сам поступок – лукавый поцелуй в саду. Характерным примером освещения темы Иуды в службе Великой Среды является следующее песнопение: «Сребролюбие рачительствуяй предатель Иуда, о истощившемся мире печашеся: прочее же о продании Владыки, к беззаконным пришед о цене согласоваше» (канон повечерия, 8-я песнь, 6-й тропарь).
Это не единственный библейский эпизод, который вспоминают в Великую среду. Еще одно важное событие — покаяние грешницы, которая помазала миром ноги Спасителя. Этот эпизод описан во всех четырех Евангелиях, хотя и с небольшими различиями. В Евангелии от Матфея и Марка женщина названа просто неизвестной, Лука называет ее блудницей, а Иоанн сообщает, что это была Мария, сестра Марфы и Лазаря.

В Евангелии от Луки рассказывается о том, как некая женщина, известная как грешница, пришла к Иисусу, когда он гостил у некоего фарисея. Она омыла ноги Спасителя слезами и отерла их своими волосами, а затем смазала их драгоценным маслом. Фарисеи были возмущены такой тратой ценного масла. Но Иисус остановил их возмущение и сказал женщине, что она прощена и может идти с миром.
Великую среду можно посвятить чтению покаянного канона. Если позволяет время, дома или в храме можно прочесть акафист Страстям Христовым — он подробно описывает путь Спасителя к Голгофе и помогает проникнуться духом смирения и благодарности за его жертву.

Се Жени́х гряде́т в полу́нощи,/ и блаже́н раб, Его́же обря́щет бдя́ща,/ недосто́ин же па́ки, Его́же обря́щет уныва́юща./ Блюди́ у́бо, душе́ моя́,/ не сно́м отяготи́ся,/ да не сме́рти пре́дана бу́деши,/ и Ца́рствия вне затвори́шися,/ но воспряни́ зову́щи:/ Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же,// Богоро́дицею поми́луй нас.
Па́че блудни́цы, Бла́же, беззако́нновав,/ слез ту́чи ника́коже Тебе́ принесо́х;/ но молча́нием моля́ся припа́даю Ти,/ любо́вию облобыза́я пречи́стеи Твои́ но́зе,/ я́ко да оставле́ние мне, я́ко Влады́ка пода́си долго́в,/ зову́щу Ти, Спа́се:// от скве́рных дел мои́х изба́ви мя.
Стихира Великой среды:
«Господи, яже во многие грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземше чин, рыдающи, миро Тебе прежде погребения приносит: «Увы мне — глаголющи, — яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха... Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду!»

В этот день, как и во все дни Великого поста, не проводятся церемонии венчания и свадебные торжества, а также не организуются застолья и не приглашаются гости. Также не рекомендуется шумно отмечать дни рождения.
Кроме того, действуют ограничения, связанные с постом. В Великую среду рекомендуется придерживаться сухоядения. Это означает, что можно употреблять только продукты, которые не были подвергнуты термической обработке. Разрешено есть сырые овощи и фрукты, салаты из свежих овощей, фруктовые и овощные коктейли на основе воды или растительного молока, орехи и мёд.
