12 апреля (30 марта по старому стилю) Православная Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника – одного из великих духовных учителей.

Жил святой на рубеже VI-VII вв. До ухода в монастырь получил хорошее образование, что в те времена было доступно лишь обеспеченным семьям. Есть основания полагать, что его родителями были святые Ксенофонт и Мария – знатные граждане, жившие в Константинополе.
В 16-летнем возрасте Иоанн обосновывается на Синайском полуострове, который еще с III в. являлся прибежищем многих христиан, ищущих отшельничества. Причин тому множество. Тут и богатая духовная история, рассказанная в Ветхом Завете, и необычайная пустынность этого места. Хроники отмечают, что даже путники, зашедшие на Синай с Аравийской пустыни, спешили вернуться в места, оживленные присутствием, по крайней мере, животных. Сейчас в этом месте находится знаменитый монастырь Святой Екатерины.
Начав монашеский путь, Иоанн не выделяет себя среди братии особым постничеством, либо – что стоило, видимо, большого труда, – образованием и происхождением. Он предает себя в руководство опытному духовному наставнику, авве Мартирию, и тот на 20-м году жизни постригает его в иночество.
В течение 19-ти лет преподобный Иоанн пробыл в послушании у аввы Мартирия; когда же он умер, преподобный поселился в месте близ горы Синай, называемом Фола. Здесь он избрал для себя жизнь уединенную и безмолвную. Покидал он свое уединение только по праздникам ради посещения богослужения. Перед сном он подолгу молился и делал душеполезные записи, что помогало ему в борьбе с унынием. В таком подвиге он провел сорок лет.
Однажды к преподобному Иоанну пришел инок по имени Моисей и стал просить его взять к себе в ученики. Спустя некоторое время, Иоанн согласился. Было лето. Моисей работал в огороде и, притомившись на жаре, прилег под большой камень и заснул.
В это время преподобный находился у себя в келии. Задремав, он увидел Ангела, который сказал ему:
«Вот ты, Иоанн, спокойно спишь здесь, а между тем Моисей находится в опасности».
Иоанн тотчас встал и начал молиться за своего ученика.
Придя вечером с послушания, Моисей рассказал:
«Когда я в полдень спал под одним большим камнем, мне показалось, отче, что ты зовешь меня. Тогда я проснулся и отбежал с того места. В этот самый миг большой камень упал. Он задавил бы меня, если б я остался там спать».
Были у преподобного и завистники, и недоброжелатели. Однажды некоторые из них стали распространять клевету, называя Иоанна пустословом и лжецом. Узнав об этом, он замолчал. На целый год. Клеветники, осознав, что обокрали сами себя, стали просить его прервать молчание. Преподобный Иоанн, не любя прекословия, повиновался им и начал вновь изрекать духовные наставления.
Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но – умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. «Я не постился чрезмерно, – говорит он сам о себе, – и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся..., и Господь скоро спас меня». Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.
Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.

Храм Иоанна Лествичника, Синай
Будучи 75-ти лет от роду, повинуясь настойчивым просьбам братии, святой Иоанн был выбран игуменом Синайской горы. Всего четыре года пробыл преподобный в этом послушании, но именно к этому периоду времени относится написание труда, прославившего своего автора, – знаменитой "Лествицы" (со старо-слав. "лестница").

- об укреплении духа
- о помощи в борьбе с пороками и страстями
- об очищении души от грехов
- о покаянии и смирении
- об избавлении от уныния

Тропарь, глас 1:
«Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне, постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти. Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления».
Тропарь, глас 8:
«Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим».
Тропарь, глас 4:
«Яко Божественную лествицу, обретохом, Иоанне преподобне, твоя Божественныя добродетели, к Небеси возводящия ны: добродетелей бо ты был еси воображение. Тем моли Христа Бога, да спасет души наша».
Кондак, глас 4:
«На высоте Господь воздержания истинна тя положи, якоже звезду нелестную, световодящую концы, наставниче Иоанне, отче наш».
Кондак, глас 1:
«Плоды присноцветущия, от твоей книги принося учения, премудре, услаждавши сердца, сим с трезвением внемлющих, блаженне: лествица бо есть, души возводящая от земли к Небесней и пребывающей славе верою чтущих тя»

Молитва преподобному Иоанну Лествичнику
О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Иоанне, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
