Из множества племен восточных славян вятичи – самые знаменитые по некоторым причинам. Это на самом деле выдающийся народ. Он не строил усыпальниц высотой под облака, не оставил мудреных письменных свидетельств, над которыми корпели бы ясные умы, но тем не менее.
Кто такие вятичи? Следует напомнить, что площадь, на которой жили племена, в 12 веке покрывали непролазные леса. Есть даже такая легенда: в 1175 году, в период войн между княжествами, два войска (одно из Москвы, а другое – из Владимира) затерялись в лесах и разминулись. И битва не состоялась. Так вот, в этих густых чащобах и осели наши пращуры, вблизи рек. Ведь реки – это пища, торговые пути, самые лучшие на те времена.
Вятичи — один из племенных союзов восточных славян, существовавший по официальным данным в период между VIII и XIII веками нашей эры в верхнем и среднем течении Оки. Теперь это территории современных Тульской, Орловской, Рязанской, Калужской, Московской, Липецкой и Смоленской областей.

Как и многие племена, вятичи строили небольшие (4х4 м) жилища, которые наполовину скрывались под землей. Их изнутри обивали деревом, а снаружи строили двускатную крышу, которая была выше уровня земли и покрывалась дерном. Уже позже вошли в обиход деревянные срубы, даже и двухэтажные, которые уже укреплялись в виде крепости.

Поселение вятичей
Во дворах строили хозяйственные строения, сараи, амбары и стойла для скота. Дома обычно ставились входом к водоему. Что касается ремесел, у этих народов процветало кузнечное ремесло, так как было много угля и железной руды. Из железа ковались оружие, инструменты, вещи по хозяйству, украшения. Также хорошо было развито гончарное, ювелирное ремесла, и сельское хозяйство. В его основе лежало возделывание ржи, пшеницы, проса.
Археологические раскопки в земле вятичей открыли многочисленные ремесленные мастерские металлургов, кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Металлургия основывалась на местном сырье — болотных и луговых рудах, как везде на Руси. Обрабатывалось железо в кузницах, где применялись специальные горны диаметром около 60 см. Высокого уровня у вятичей достигло ювелирное дело. Коллекция литейных форм, найденных в тех местах, уступает только Киеву: найдено 19 литейных форм в одном местечке Серенск. Мастера изготовливали браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты и т.д. Родовым гнездом Вятичей на Руси считался город Козельск.

Используя железные орудия труда и лошадей, можно было собрать богатый урожай. Процветала охота, рыбная ловля и животноводство, так как около рек были отличные пастбища для овец, лошадей и т.д.

Территория, на которой когда-то жили вятичи, в XII веке была покрыта непроходимыми лесами.
Существует даже такая история: В 1175 году, во время княжеской распри, два войска, шедших друг против друга (одно из Москвы, другое из Владимира), заблудились в чащобах и разминулись без битвы. Так вот, среди этих густых лесов и поселились вятичи. Селились вблизи рек. И на это есть, как минимум, несколько причин: река — источник пищи; торговый водный путь — один из самых надежных, по тем временам.

Вятичи вели оживленную торговлю. Были установлены торговые связи с арабским миром, они шли по Оке и Волге, а также по Дону и далее по Каспийскому морю. В начале XI века налаживается торговля с Западной Европой.
Арабы говорили, что вятские купцы очень богаты. На этих землях была найдена почти половина кладов всех древних славян.

Курганы вятичей найденные археологами в середине XIX века
Археологические свидетельства о вятичах на тульской земле, как и в соседних областях — Орловской, Калужской, Московской, Рязанской — известны, а в ряде случаев и исследованы группы курганов — остатки языческих кладбищ древних вятичей. Наиболее подробно изучены курганы близ д. Западной и с. Доброго Суворовского района, у д. Тризново Щекинского района Тульской области. При раскопках были обнаружены остатки трупосожжений, иногда нескольких разновременных. В некоторых случаях они помещены в глиняный сосуд-урну, в других сложены на расчищенной площадке с кольцевым ровиком. В ряде курганов найдены погребальные камеры — деревянные срубы с дощатым полом.

Женские украшения VIII-XII века найденные в курганах
Вход в такую домовину — коллективную усыпальницу — закладывался камнями или досками, а следовательно, мог открываться для последующих захоронений. В других же курганах, в том числе и рядом расположенных, таких сооружений нет. Установление особенностей погребального обряда, керамики и вещей, обнаруженных в ходе раскопок, их сопоставление с другими материалами помогает хоть в какой-то мере восполнить крайнюю скудость дошедших до нас письменных сведений о местном населении той далекой поры, о древней истории. Археологические материалы подтверждают сведения летописи о связях вятичей с другими родственными племенами и союзами племен, о длительном сохранении в быту и культуре местного населения старых племенных традиций и обычаев.
Вятичи – племя свободолюбивых. Они поселились в благодатном месте, у них было развито земледелие, ремесло и торговля, население росло. Но интересно, что до XII века в летописях нет этого народа. Они жили очень скрытно. В этот период шли междоусобные войны двух династий – Святославовичей и Мономаховичей. И когда дело коснулось войн, то летописцы заговорили. Соседние с Вятичами княжества всячески пытались их захватить. Первым был князь Святослав, прибывший со своим войском. Вятичей повергли и обложили данью. Только платить они не собирались. После того, как дружина князя удалилась, наши предки вышли из подчинения. В 1081 году решился подчинить себе эти земли князь Владимир. Он тоже их одолел и велел платить дань. Но история повторилась.

Дело уже дошло до второй войны, но в итоге это ничего не дало. Теперь даже киевские князья стали побаиваться ездить по этим землям. А когда Илья Муромец сказал, что ехал прямым ходом из Мурома в Киев, ему не поверил князь Владимир, ведь это считалось подвигом. Но, невзирая на славу грозных вояк, Вятичи чужих земель не захватывали. Нестор Летописец назвал этот народ непокорным, и потому многие смотрели на них враждебно.
Христианство сюда пришло позже всех, к концу XII столетия. А до этого они были язычниками, но сохранили свою независимость дольше других.
Вятичи сохраняли старинную веру. У них главным богом был Стрибог («Старый Бог»), который создал вселенную, Землю, всех богов, людей, растительный и животный мир. Именно он подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, а также установил первые законы. Кроме того, они поклонялись Яриле — богу Солнца, который ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. Каждый год 23 июня отмечался праздник Купалы — бога земных плодов, когда солнце дает наибольшую силу растениям и собирались лекарственные травы. Вятичи верили, что в ночь Купалы деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шумом ветвей, и кто имеет при себе папоротник, тот может понимать язык каждого творения.
У молодежи особым почитанием пользовался Лель — бог любви, который являлся в мир каждую весну, чтобы своими ключами-цветами отомкнуть земные недра для буйного роста трав, кустов и деревьев, для торжества всепобеждающей силы Любви. Воспевалась вятичами богиня Лада — покровительница брака и семьи. Кроме того, вятичи поклонялись силам природы. Так, они верили в лешего — хозяина леса, существо дикого вида, который был выше всякого высокого дерева.

Племена Вятичей долго оказывали сопротивление вторжению киевских князей и самое главное — новой религии, которую они несли. Известно о восстании Ходоты с сыном, происшедшем в 1066 году. На их усмирение идет Владимир Мономах. Первые два его похода закончились ничем. Дружина прошла сквозь леса, так и не встретив неприятеля. Лишь во время третьего похода Мономах настиг и разгромил лесное войско Ходоты, но его предводитель сумел скрыться. С XII века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, в частности, кремировали умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После укоренения среди вятичей христианства обряд кремации постепенно ушёл из обихода. В дальнейшем, ощущая на себе давление Киева, некоторые свободолюбивые роды Вятичей ушли далее на Север, за Урал, в Сибирь. Нестор в своей летописи говорит следующее: «Радимичи и Вятичи, и Северо одни обычаи имаху…». Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Они жили без князей, общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 году.
