![]() Рейнгольд Морицевич Глиэр (1875 - 1956) | Морская стихия влекла человека всегда, поражая своей необузданностью и грозной силой. Суровая красота моря воспета в бесчисленных художественных произведениях. Одной из ярчайших маринистических партитур по праву считается симфоническая поэма «Сирены». Замысел произведения возник в 1904 году, когда композитор поселился на острове Лидо в Италии. Поэма отражала собственные впечатления Глиэра от Адриатического моря, а также была основана на литературном источнике — строки из «Одиссеи» Гомера: «Прежде всего ты увидишь Сирен; неизбежною чарой Ловят они подходящих к ним близко людей мореходных». |
Композитор посвятил симфоническую поэму своей жене, утверждая, что в этом произведении она будет «самой очаровательной и обольстительной». В поэме выделяются три образа: море, корабль и сирены. На первый план выдвигается образ моря — его музыкальная характеристика постоянно присутствует в произведении, имеющем свободную одночастную форму. Начало произведения живописует спокойную морскую гладь, озаряемую светом солнца, но вскоре возникает «шум волн», постепенно нарастающий. Впервые симфоническая поэма «Сирены» прозвучала в конце января 1909 года в одном из симфонических собраний Русского музыкального общества, дирижировал Эмиль Купер. В 1912 году за симфоническую поэму «Сирены» Глиэру была присуждена Глинкинская премия. |
![]() Александр Константинович Глазунов (1865 - 1936) В фантазии «Лес» для симфонического оркестра, op. 19 есть и «страшный великан», шагающий тяжелыми шагами, «все сокрушающий на своем пути», и леший, вырастающий из пня, и другая лесная нечисть, собирающаяся на «ночной пир». |
![]() Поль Абраам Дюка (01.10.1865 – 1935) | Самое известное произведение Дюка — симфоническое скерцо «Ученик чародея», написанное в 1897 году по мотивам одноимённой баллады немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте. Сюжет баллады рассказывает историю ученика чародея, не сумевшего справиться с магическими силами. Это скерцо полюбили кинематографисты. Дважды использовалось оно компанией Walt Disney в анимационных фильмах: «Забавные симфонии» в 1937 г. (в качестве незадачливого ученика чародея был представлен Микки Маус), «Фантазия» в 1940 г. и в американском фэнтезийном фильме «Ученик чародея» в 2010 г. |
Скерцо делится на пять основных эпизодов: 1.Старый чародей уходит, оставив ученика одного.2.Ученик решает попробовать магию и приказывает метле носить воду.3.Метла оживает и начинает усердно работать, но ученик забывает, как её остановить.4.Вода заливает весь дом, и в отчаянии ученик разрубает метлу топором, но теперь каждая щепка превращается в новую метлу.5.К счастью, возвращается чародей и прекращает хаос. Композитор применяет выразительные возможности оркестра, чтобы изобразить каждый эпизод баллады: 1.«Тайна и волшебство» — начинается с тихих, загадочных звуков (флейты, кларнеты), будто чародей творит заклинание.2.«Ожившая метла» — тема метлы в исполнении фагота — упрямая, настойчивая и немного неуклюжая. 3.«Безумный потоп» — музыка становится быстрее, громче, добавляются тарелки и трубы — вода захлёстывает всё вокруг.4.«Разрубленная метла» — резкие удары (контрабасы, струнные) и… новая атака метел. 5.«Спасение» — торжественный аккорд: вернулся чародей, и порядок восстановлен. | |