• Авторизация


Праздники прошли - наступили будни 15-05-2011 20:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Пасхальный период обнажает одну из имеющихся проблем нашего церковного бытия, которую поэт выразил ёмко: праздники прошли - наступили будни. Люди в меру своих сил постились, старались молиться, исповедоваться и причащаться и вот наступил долгожданный праздник Пасхи и теперь можно "расслабиться", как минимум до Троицы.

Это значит, что в храм можно не ходить, можно пока не причащаться, можно даже не молиться. Ведь всего этого было и так достаточно (у каждого в свою меру, конечно).

Человеку очень тяжело осознать, что истинное христианство призывает нас к главному - постоянству. Каждый воскресный день нужно стараться быть в храме, каждый день нужно стараться сохранять хотя бы минимальное - но регулярное молитвенное правило. В идеале каждый наш приход на воскресное богослужение должен подразумевать и наше причащение за литургией.

А жизнь показывает обратное - большая часть людей принявших крещение перестают посещать богослужения практически сразу. Перед крещением многие даже готовы обещать, что будут ходить в храм регулярно, но на деле все оказывается далеко не так.

Видимо люди начинают считать себя глубоко несчастными, как только представят, что за всю жизнь никогда так и не удастся поспать до обеда в воскресенье. Конечно, они готовы быть христианами, но не настолько же!

Как изменить эту ситуацию? Без усилия всей Церкви в масштабах всей Церкви сложно что-либо сделать. В масштабах одного прихода быть может и одной отдельно взятой жизни будет мало. Впрочем, других каких-либо возможностей у нас и нет...

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (20):
Marysolga 15-05-2011-20:55 удалить
мама моя ещё всегда добавляла "суровые": "Кончились праздники - наступили суровые будни" как я эту поговорку не любила ( да и не люблю, не хочу ничего сурового)
Marysolga 15-05-2011-20:57 удалить
"Видимо люди начинают считать себя глубоко несчастными, как только представят, что за всю жизнь никогда так и не удастся поспать до обеда в воскресенье" ну, у меня суббота на это приходится
Orthodox 15-05-2011-23:40 удалить
В самом деле количество людей в храмах (особенно на вечерних богослужениях) после Пасхи уменьшилось в разы. ***В идеале каждый наш приход на воскресное богослужение должен подразумевать и наше причащение за литургией.*** Попробовал вчера стремиться к идеалу. Не постился, как требуют три дня подряд, включая непостную субботу, а лишь в среду и пятницу. Сказал об этом священнику и был не допущен к Причастию, ибо таки требуют поститься не менее трех дней, а фактически четырех - чтобы причаститься в воскресенье, надо поститься, начиная со среды.
ManGustA 16-05-2011-13:09 удалить
Воспитать эту потребность, не имея её самому сложно. У меня её нет, этой потребности ежедневно делать одно и то же в отношении внешних религиозных проявлений. Как я её могу воспитать в детях? А вы, отец Димитрий, вы бы ходили бы в храм, молились бы каждый день, если бы не были священником? Кто воспитал в вас эту ПОТРЕБНОСТЬ? Мне приходится себя принуждать. Плюс обычная рутина. День начинается с помыва детских поп, готовок завтрака, и так до ночи глубокой с перерывами на кормежку грудью. Я вот книжку читаю уже третий месяц. Открою на странице, две строчки прочту, глаза закрываются и я в ауте)) Так, мимоходом "Господи помилуй"... плюс глобальное "НЕ ХОЧУ"... не хочу ещё одной рутинной обязанности, а то и двух. Завидую людям, которым это нравится. Сорок раз "Господи помилуй" и прочее... я вот чужая для всего этого. Я просто в другом мире выросла, где этого не было. И честно, не понимаю, зачем это надо Богу. Ведь это не я придумала. И себя не я придумала, и мир этот тоже...
ManGustA 16-05-2011-13:18 удалить
Orthodox, Господи, как же всё это сложно. Это надо ПОМНИТЬ, это надо хотеть... тоска какая-то. А если постились два-два с половиной дня, это криминал? Я не хочу быть частью ЭТОГО... это какая-то.... у меня нет слов. Неестественная агломерация со странными порядками. Это, собственно, и есть ответ на вопрос, почему люди не ходят. Мы тут чужие. Вот в новодевичьем монастыре причащаются некие кочетковцы... вообще, в православии много всяких кочетковцев без официальных обзывалок... как выяснить, что есть правда, а что есть кривда? если честно, нет никакого желания это выяснять. Когда чуток поглубже кунаешься в то, что стоит за официальными вывесками и сайтами, то понимаешь, что разницы нет ни перед оградой, ни за... те же распри, те же правила без правил, те же обиды и оскорбления, те же сплетни. Короче, все как у людей, только в обертке приличий. ну так и зачем тут новые люди?))) А к Богу я и без этого прихожу. В этой "лечебнице", как её еще называют, сплошные инфекции)) и мне хождение туда мало помогало и помогает. Каким ты был, таким ты и остался.
бабаЛюба 16-05-2011-15:46 удалить
Простиите, о.Дмитрий, - небольшое уточнение :)) Если Вы именуете поэтом Ревякина, то его текст несколько отличается :)) у него: "Нас настигли будни".
Orthodox 16-05-2011-17:08 удалить
ManGustA, это нужно не Богу, а нам. Физзарядку тоже не хочется делать каждый день, но люди делают, чтобы быть в физической форме. Я, правда, не делаю, уже больше 30 лет, а потому в плохой форме-))) Вы все время зачем-то повторяете, что не хотите быть частью этого. Но не хотите и не будьте, разве вас кто-то заставляет?! Или этими восклицаниями подсознательно желаете, чтобы какой-то либеральный батюшка благословил для Вас суперлайтправославие? Но читали ж, наверное, что Царство Божие усилием берется, и только прилагающие его восхищают его?
Di_Parker 16-05-2011-18:05 удалить
И все-таки можно спать до обеда, но делать много хороших дел, а можно регулярно ходить в храм, но даже к проблемам близких оставаться равнодушными. Примеров тому много.
ManGustA 17-05-2011-16:47 удалить
Orthodox, нет, про суперлайт я не говорю. У меня всегда затык с правильными формулировками, сразу предупреждаю)) Вектор вашего ответа направлен в другую сторону, поэтому не буду отвечать в том же направлении. Что проще? Три дня не есть, или дня два не раздражаться?))) По мне я могу неделю не есть, не делать другие вещи... но вот внутренность это не меняет. Даже прочтение Библии на протяжении 10 лет вдоль и поперёк не сделало меня нисколечко лучшее... Даже тысячи самоограничений. Я остаётся тем же я... ну вот что в лоб ему, что по лбу. Любая занятая высота становится выгребной ямой в секунды... Свобода во Христе и закон - это две сосны, где постоянно блуждает человечество) я не исключение. Про либеральных батюшек - Православие стоит не благодаря наличию или отсутствию батюшек как явления. Потому вопрос их личного воззрения - вопрос вторичный. Зарядка - не панацея. Никакая зарядка не изменит общего течения жизни. Рождение - смерть... тут хоть убейся, хоть убегайся, у клетки есть потенциал действия и потенциал покоя. И есть граница, которая ей определена. Умирают спортсмены от передоза нагрузок, как и просто больные люди от инфарктов. НЕ важно, чем вызвана смерть. Она просто есть. Di_Parker, это следствие. Вот Саровский чудотворец говорил, стяжи Дух Святый и сотни вокруг спасутся... судя по тому, что вижу вокруг, стяжавших то мало. А ученик не больше учителя, дойдёт туда, куда ушёл учитель. Потому вот и существуют люди, ходящие в храм, и ничем не меняемые, и не ходящие, тоже не особо меняются.
ManGustA 17-05-2011-16:57 удалить
Перечитала еще раз исходный пост о. Димитрия... ну как вообще на этой земле люди могут говорить об идеалах? Какие идеалы вы видели в реальности? Даже Христос не каждый день праздника в храме бывал. Он говорил, для вас есть время, а для Меня слово Отца - закон. ПОЧЕМУ люди так стремятся к некоему, даже БОГОМ не требуемому идеалу? Кто вам сказал, что КАЖДОЕ воскресенье мы должны быть на литургии и причащаться????????? Ну в каких это правилах писаных и неписаных требуется? Пока вот батюшки не перестанут мыслить категориями ИДЕАЛОВ, и не исполняя их сами, класть эти бремена непосильные на плечи других, до тех пор и будут люди бегать от храма. А картоху садить батюшка приедет, а дом достроить ваш приход мне станет? А если я работаю, а садить картоху можно только два дня в мае, а строить два летних месяца есть деньги и время? Потому как погода, дожди и прочая, и "день год кормит"??? Весь двадцатый век за идеалы кровь лили. Хватит уже. Правда хватит. И что вы будете делать со всем тем сонмом людей, кои в идеале бы к вам ходили каждое воскресение? Во дворах бы места всем хватило? НЕТ. Потому не стоит требовать с людей невыполнимого. В конце концов они к Богу приходили. А не к батюшке, не на приход, не в храм. Вот и порадуйтесь за них. Вообще на Руси так принято своих ругать, словно кругом заклятые враги. И плохое видят охотнее, чем все доброе, что есть.
Ответ на комментарий ManGustA # ManGustA, хождение в храм на богослужение нужно не Богу (Который самодостаточен), а нам, людям, которые говорят, что веруют в Него. Но регулярное присутствие за богослужением невозможно без осознания необходимости в этом. Это то, в чем человек должен нуждаться, а если такой нужды нет, то понятно, что "невольник - не богомольник", а большая часть народа ограничивается эпизодическим посещением богослужений на Пасху и другие большие праздники. Потому что нет такой потребности. Именно это и является предметом моей озабоченности, что в людях нет такой потребности. Кто воспитал ее во мне? Не знаю, здесь много было разных обстоятельств, которые дали мне возможность осознать такую необходимость. Хотя, конечно, всегда можно сказать, что вам священникам деваться просто некуда, поэтому вы так и говорите. Но даже когда в редкие недели случаются, что я не могу быть на воскресной службе (а в году такие воскресенья по пальцам можно пересчитать), я всегда чувствую себя не в своей тарелке. Совершенно неуютные ощущения. И хотя ощущениям не особо можно доверять, я благодарен Богу, что у меня есть возможность каждый воскресный день быть в храме и причащаться. А ходить в храм лишь два-три раза в году, это все равно, что жить с родителями в одном городе и навещать их лишь на Пасху и Рождество. бабаЛюба, благодарю за уточнение )
Orthodox 17-05-2011-20:10 удалить
ManGustA, из всех длинных ваших постов ясно только то, что существующая Церковь и порядки в ней Вас категорически не устраивают. Однако совершенно непонятно, что Вы предлагаете? Или точнее - как, на Ваш взгляд, должно быть?
ManGustA 17-05-2011-23:14 удалить
Orthodox, нет, вы неправильно меня поняли. Я ищу зацепки, чтобы в абсолютно чужой и чуждой для меня атмосфере контроля и всевозможного неодобрения, найти своё место. Коряво опять же объяснила. Вы не придирайтесь к словам, и не ищите у меня контр-аргументации или недовольства. Я ИЩУ. Имею на это право. Достаточно честно соотношу свою жизнь с тем, что требует Бог, вижу колоссальные разрывы, пытаюсь "улучшаться". Плохо получается. Не сравниваю себя ни с кем. Сейчас время быстроиспечённых ответов, а я привыкла медленно говорить и много читать и слушать, поэтому извините меня за "длинные" посты. Но мне категорически не подходят быстро-ответы, как лапша быстрого приготовления. Сначала при хождении в храм было всё очень неплохо, я делала то, что делают все. А потом начала думать. А зачем я это делаю? При этом узнала, что православные люди - это множество течений и мнений, это полнейшая разноголосица, и даже, о ужас, всякие кочетковцы))) Для меня это было неприятным открытием. И тут я почувствовала себя не в своей тарелке. Люди все сплошь чужие и непонятные, радость их и переживания кажутся дикими... ну не понимаю я бурного проявления эмоций по поводу "ох, я яичко съел, грех"... по мне людей не лопай, а яйца хоть всю жизнь... и дикий диссонанс внешнего и внутреннего, когда человек, выйдя из храма, считает остальных вшами, дескать, я вот тут такой пуп святости, а ты, а вы... и это есть некий продукт ведь на выходе! Я себя рядом с этим и ощущаю человеком другого замеса, других целей и принципов... а вроде как надо принимать, любить, тяготы носить. И так и не выработалась привычка и потребность во внешних ритуалах. отец_Димитрий, а зачем надо ходить в храм? У меня часто это связано с кучей неприятных моментов. От ругани старух церковных на людей, которые не знают, где святая вода наливается, до довольно неуместных замечаний в адрес не меня лично, а других людей. Впрочем, это терпимо, как хамство в трамвае, но зачем добровольно за этим ходить?))) Богослужение? Но я половины слов не различаю. Ходить для получения эффекта соленого огурца - не хочешь, а засолишься, нет времени. Поэтому и хожу тогда, когда совпадает два момента. Время и желание. И таковых подавляющее большинство. Было и останется. Потому что такими, как вы, хотят быть меньшее количество народу. Не потому что Христу следовать не хотят. А не хотят быть похожими на вас. Просто многие считают, что быть как они, это и есть следование Богу. Но разве это так? У меня отец кондово-православный человек. Так жену третирует, так жутко зол на людей, что ой... а вот литургию наизусть знает, и прочая... так я вот на него похожей быть не хочу. Ему хождение в храм не помогает, и причастие тоже. Так в причащении ли дело?
Orthodox 19-05-2011-02:46 удалить
ManGustA, хорошо, что ищите и не уходите. Дай Вам Бог все-таки найти "зацепку", которая Вас будет держать!
ManGustA 27-05-2011-11:00 удалить
Orthodox, я упрямая, я не сдамси и не уйду) Спасибо за пожелание.
Кузюша 05-06-2011-03:49 удалить
ManGustA, я полностью разделяю Вашу позицию.И Ваши высказывания мне по душе еще из-за того,что Вы имеете смелость высказывать свою позицию отцу Дмитрию как священнику.Потому что-принято,что со священником не спорят,ему с благоговением внимают.Вы честны.Я чувствую Вашу любовь к Богу,а не к священным ритуалам.Я верю,что мы рождены на землю для обретения любви.И разве можно, заставив ежедневно целовать и колено преклоняться отцу,научить ребенка отца любить.Можно ли возжечь в сердце ребенка любовь к отцу,научив ребенка отца бояться.Любая формальность не влечет за собой чувств.Даже меня как человека огорчает любая формальность моего ребенка в демонстрации любви ко мне.Формальзм не возбуждает чувств,он их выхолащивает.Однажды обретя Бога в душе уже не возможно его не любить.Любить,а не бояться.И когда мне говорят,что нет у меня страха Божьего в душе говорить такие вещи,то я соглашаюсь:"Да,нет страха.А есть любовь и вера в его любовь ко всем нам,человекам" и верующим и неверующим в него.Мне даже кажется,его огорчает страх,который нам в церквях внушают,потому что Бог мудр,а мудрого отца не может не огорчить страх его детей перед ним.Мне кажется,что Бог учит нас любви и мужеству стойко переживать все жизненные испытания с любовью в сердце,а не со страхом.
Кузюша 05-06-2011-05:03 удалить
отец_Димитрий, я глубоко уважаю Ваш личный выбор стать священником,как уважаю любой выбор любого человека.И даже если этот выбор не согласуется с моим пониманием мира,я не берусь судить этот выбор,я его уважаю.Я не могу допустить даже мысли,что Бог-суровый счетовод,который подсчитывает наши поклоны ему и хождения в храм.С обретением Бога в душе,я чувствую что он читает мою душу как открытую книгу.Как только я совершаю нечто не согласующееся с Любовью,я чувствую тревогу в душе-это ЕГО тревога за меня,его дочь.Кто-то это называет совестью,я называю это Богом в душе.Моя жизнь с ним похожа на постоянный,неусыпный диалог с ним.Я чувствую как он доволен мной,если в душе разливается благодать и радость.Если он не доволен мною,в душе появляется тревога.И мне вовсе не обязательно ходить в церковь,чтобы чувствовать эту его благодать.Даже если я знаю,что являюсь не завистливым человеком,то понимаю что это не моя заслуга:просто он создал меня такой.И когда я встречаю зависть в других людях,то понимаю,что Богу это было угодно и даже не берусь судить зачем ему это надо было.И так во всем.Зачем ему посредники?Он ведь всесилен.И если ему угодно,то он без всякого посредничества согревает душу.Но зачем-то ему это нужно.Именно поэтому я уважаю Ваш выбор. "Человеку очень тяжело осознать, что истинное христианство призывает нас к главному - постоянству. Каждый воскресный день нужно стараться быть в храме, каждый день нужно стараться сохранять хотя бы минимальное - но регулярное молитвенное правило. В идеале каждый наш приход на воскресное богослужение должен подразумевать и наше причащение за литургией",-говорите Вы.Нужно,нужно...Неужели это нужно Богу?Долженствования придуманы людьми,по-моему.Любовь существует без долженствований.Ко мне Господь пришел без посредников,так почему я должна обращаться к нему через чье-то посрседничество?"Стараться"...Разве я могу стараться любить?Даже звучит как-то дико.Стараться соблюдать его заповеди.Тоже звучит дико.Ощущая тревогу в душе,связанную с моим поступком,мне хочется вернуться к той радости,которую мне дарит Господь как награду.Какое же это старание?Старание-это сделка.Я,мол,буду соблюдать все твои предписания,а ты мне взамен дай обещанный рай.Бог совершает сделки?Причастие-а это разве не сделка?Причащенному быть только тому кто соблюдал то-то и то-то.Как-то уж больно похоже на сделку.Разве можем мы одобрить родителя,который говорит своему ребенку:"Если ты будешь вести себя плохо,то я разлюблю тебя,не буду с тобой общаться (отступлюсь от тебя)"?Любовь не отступается,и любят не за что-то.Вообще,когда говорят о долженствовании,мне всегда становится неуютно.Ценно лишь то,что совершается без долженствования,по доброй воле.Мне кажется,Богу именно добрая воля нужна. "Истинное христианство"...Кто может судить об истине кроме него самого-Бога.Он дал это право священникам?Судья может быть только один.И если люди,кем бы они не являлись,узурпируют это право,то разве это не гордыня?И когда священник позволяет себе лишить причастия кого бы то ни было,то разве он не нарушает закон Любви,закон Бога?
салари 05-06-2011-22:46 удалить
Ответ на комментарий Кузюша # я никому ничего не должна,но очень хочу спасти свою душу,хочу освободиться от гнета страстей, а для этого я должна стараться очистить себя,т.е. душу и тело, от греха. и здесь идет борьба,,где я, с Божией помощью,должна стараться одержать победу над своей греховной сущностью.Господь сказал,что Церковь--это дом Божий, и поэтому я хожу в храм, чтоб обрести силы для борьбы с грехом,а силы мне дает исповедь и причастие--проверено годами.
ManGustA 06-06-2011-10:56 удалить
Не могу сказать, что полностью разделяю точку зрения двух последних человек, салари и Кузюша. Ведь с одной стороны этот "Бог в душе" может оказаться прелестью, и самохождение может привести к бездне заблуждений, хотя я надеюсь на лучшее всегда). И с другой стороны... я часто вижу людей, которых ничего из вышеприведённого списка - хождение в храмы, причастие и исповедь, и крестные ходы - НЕ МЕНЯЕТ. Не меняет той суровой звериной закваски, что изначально в непросвещенном человеце есмь. Появляется фарисейство... вот промеж Сциллой и Харибдой, как обычно, и приходится пробиваться. Я не ставила и не ставлю вопроса ВООБЩЕ - зачем ходить в церковь... я скорее ищу ответы - а зачем это МНЕ? Ведь любой путь к Господу бесконечно одинок. Что же до смелости каких-либо вопросов... дело в том, что мы - люди поколений, у которых вся история началась в 1917. Нас так учили в школах и институтах, всё было выстроено так, словно до нас не жили, не думали, не ошибались, и ответов не нашли. Кровавая баня, устроенная всей стране не перестала ещё толком парить. У нас пропасть между познанием и осознанием, у нас нет этой исторической памяти. Мы - как новорожденные - пока всё впитываем, ничесоже не могуще толком переварить и вечно срыгиваем. Оттого так много околоцерковной шелухи, злых бабулек в храмах, безнадежной казалось бы безграмотности и прочего, о чём писано много, и что повторять не буду. Мы - поколение, восстанавливающее РОДЫ. В том смысле, что восстанавливаем эту родовую память. Что, откуда и зачем. Чтобы уже передать детям не выхолощенную пустую религиозность и боязнь "делания не того", а живую, ни с чем не сравнимую ВЕРУ. А покамест у самого её нету, то и передать нечего, так ведь? Ведь веру надо изучать, как всякую науку. Мы ж не можем прийти в больницу и сказать - о, я чувствую себя великим хирургом! Практику так ведь не открыть. Но и зачастую сидение в институте не гарантия того, что ты станешь хирургом. Зря что ли все подвижники Божии не удовлетворялись хождением в храм, рублевыми свечками и обычаем? Шли в леса, пустыни, ИЩА там Бога и себя. Отнюдь не призываю никого в лес или пустыню, я лишь исследую принцип. А были и те, кто хождением в храм и обычаем достигал того же, что пустынники...
Venda1 12-06-2011-15:42 удалить
Думается, оглашение нужно перед крещением и катехизация, отче. Серьезно изучать основы Веры, Писание, святых отцов, беседовать и общаться с верующими. Не менее года этот период (а лучше - 2) (Кроме особых случаев, когда сама жизнь приводит человека в храм, причем он, возможно, находится в беде). Иначе люди не поймут. Сама тоже раньше не слишком понимала.... Пока не прослушала несколько курсов основного богословия и апологетики. Моим мозгам, испорченным образованием иначе было недоступно... :) (Случайно меня отправили ссылкой на этот пост Ваш :))


Комментарии (20): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Праздники прошли - наступили будни | отец_Димитрий - Записки отца Димитрия | Лента друзей отец_Димитрий / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»