• Авторизация


Малоизвестные факты о Сергее Александровиче Есенине. 4 Часть. 05-06-2025 21:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения дракоша52 Оригинальное сообщение

Есенин и Софья справа                                                                                                                                                                            Жизнь с поэтом назвать сладкой и безоблачной никак нельзя. Все родственники сочувствовали Софье, потому что понимали, как ей сложно с Есениным. Постоянные пьянки, сборища, уходы из дома, загулы, врачи… Она пыталась его спасать.

Из мемуаров писательницы Анны Берзинь: «Я поворачиваюсь к Софье Андреевне и спрашиваю:
— Вы действительно собираетесь за него замуж?
Она очень спокойна, её не шокирует гам, царящий в комнате.
— Да, у нас вопрос решен, — отвечает она и прямо смотрит на меня.
— Вы же видите, он совсем невменяемый. Разве ему время жениться, его в больницу надо положить. Лечить его надо.
— Я уверена, — отвечает Софья Андреевна, — что мне удастся удержать его от пьянства.
— Вы давно его знаете? — задаю я опять вопрос.
— А разве это играет какую-нибудь роль? — Глаза её глядят несколько недоуменно. — Разве надо обязательно долго знать человека, чтобы полюбить его?
— Полюбить, — тяну я, — ладно полюбить, а вот выйти замуж — это другое дело…
Она слегка пожимает плечами, потом встает и подходит к откинувшемуся на спинку дивана Сергею. Она наклоняется и нежно проводит рукой по его лбу. Он, не открывая глаз, отстраняет её руку и что-то бормочет. Она опять проводит рукой по его лбу, и он, открыв глаза, зло смотрит на неё, опять отбрасывает руку и добавляет нецензурную фразу.
Она спокойно отходит от него и садится на свое место как ни в чем не бывало.
— Вот видите, разве можно за него замуж идти, если он невесту материт, — говорю я.
И она опять спокойно отвечает:
— Он очень сильно пьян и не понимает, что делает.
— А он редко бывает трезвым…
— Ничего, он перестанет пить, я в этом уверена. — Она действительно, кажется, в этом уверена».

После встречи поэта с Софьей Толстой произошел окончательный разрыв в интимных отношениях Есенина с Галей Бениславской. Сергей Есенин и Софья Толстая стали часто встречаться. Вот как описала Софью Толстую младшая сестра Есенина Александра: «В 1925 году Софье Андреевне было двадцать пять лет. Выше среднего роста, немного сутуловатая, с небольшими серовато-голубыми глазами под нависшими бровями, она очень походила на своего дедушку — Льва Николаевича, властная, резкая в гневе и мило улыбающаяся, сентиментальная в хорошем настроении».

Есенин серьёзно относился к отношениям с Софьей Толстой. Об этом писатель Н. Н. Никитин как очевидец рассказал так: «…встреча с замечательным человеком, Софьей Андреевной Толстой, была для Есенина не «проходным» явлением. Любовь Софьи Андреевны к Есенину была нелегкой. Вообще это его последнее сближение было иным, чем его более ранние связи, включая и его роман с Айседорой Дункан. Однажды он сказал мне:
— Сейчас с Соней другое. Совсем не то, что прежде, когда повесничал и хулиганил…
— Но что другое?..
Он махнул рукой, промолчал.
Софья Толстая была истинная внучка своего деда как внешностью, так и характером. Имя будущей жены поэт произносил с гордостью. Сергей Есенин и Софья Толстая — это сочетание льстило ему. Есенин переехал на квартиру Софьи. За всю свою короткую жизнь он так и не обзавелся собственным жильём. О дальнейшей его жизни в новом месте проживания написала в мемуарах младшая сестра Александра так: «С переездом Сергея к Софье Андреевне сразу же резко изменилась окружающая его обстановка. После квартиры в Брюсовском переулке, где жизнь была простой, но шумной, здесь в мрачной музейной тишине было неуютно и нерадостно. …В этой квартире, казалось, вещи приросли к своим местам и давили своей многочисленностью. Здесь, может быть, было много ценных вещей для музея, но в домашних условиях они загромождали квартиру. Сергею здесь трудно было жить».

К сожалению, Есенин принял скоропалительное решение о женитьбе, не успев как следует узнать характер своей будущей жены. Они были совсем разные по складу характера. Она была сверх меры горда, требовала соблюдения этикета и беспрекословного согласия с её мнением. И умела всё это непринужденно скрывать за своим радушием, вежливостью. Эти качества были прямо противоположны простоте, веселости, озорству Сергея. Софья была совсем другой породы. Ей было неинтересно материальное, думаю и реальный поэт-пьяница ей тоже был мало интересен. Лишь только его стихи, его душа. Таких как Софья в жизни Есенина еще не было. И с её характером он должен был считаться. Александра Есенина написала:«Перебравшись в квартиру к Толстой, оказавшись с ней один на один, Сергей сразу же понял, что они совершенно разные люди, с разными интересами и разными взглядами на жизнь». Его друг поэт Эрлих вспоминал: «…мы стоим на балконе квартиры Толстых (на Остоженке) и курим. Перед нами закат, непривычно багровый и страшный. На лице Есенина полубезумная и почти торжествующая улыбка. Он говорит, не вынимая изо рта папиросы:
— Видал ужас?.. Это — мой закат… Ну пошли! Соня ждет».

Прошло 3 месяца. Он уезжал на Кавказ. Одна знакомая увидела его случайно и спросила:

— Сергей Александрович, что с вами, отчего вы такой?

— Да, знаете, живу с нелюбимой.

— Зачем же вы женились?

— Ну-у-у! Зачем? Да на зло, вышло так. Ушел я от Гали, а идти некуда. Грустно было, а мне навстречу так же грустно шарманка запела. А шарманку цыганка вертит. И попугай на шарманке. Подошел я, погадал, а попугай мне кольцо вытащил. Я и подумал: раз кольцо вытащил, значит, жениться надо. И пошел я, отдал кольцо и женился. Есенин замолчал и потом с какой-то таинственностью в голосе добавил:

— А кольцо-то ведь почернело! Понимаете, почер­нело!»

То самое кольцо Сергей шутя подарил Соне. Это было простое медное кольцо очень большого размера, и носить такое кольцо было трудно. Но Софья сжала его и надела между двумя кольцами. Красоты в этом кольце не было никакой, однако проносила она его много лет. Это кольцо сейчас хранится в Литературном музее в Москве. В начале их отношений Соня была счастлива, о чем написала юристу и литератору Анатолию Кони: «Мой жених поэт Сергей Есенин. Я очень счастлива и очень люблю». Если и случались какие-то разногласия в отношениях Сергея и Сони, то они быстро и полюбовно устранялись. Соне иногда писала отсутствующему Есенину записки: «Сергей, дорогой мой, приходи скорей. Жду тебя очень, очень. Так ужасно грустно. Твоя Соня». Из всех жен поэта Софья пошла дальше всех по пути жертвенности и служения мужу. Но Сергею не хватало твёрдости характера, чтобы перебороть свои дурные привычки. Он мечтал начать свою жизнь заново с помощью жены, но не мог устоять перед соблазном выпить в компании друзей, продемонстрировать всем, что он по-прежнему свободен, не скован никакими семейными обязательствами. Пропадал на неделю. Оказавшись в одиночестве, Соня на листках перекидного календаря пишет только одно слово, которое позволяет представить всю трагедию событий тех дней:

«18 июля. Суббота. Одна.
19 июля. Воскресенье. Дура.
20 июля. Понедельник. Дура.
21 июля. Вторник. Дура.
22 июля. Среда. Дура.
23 июля. Четверг. Дура.
24 июля. Пятница. Совсем сумасшедшая. Пять дней ничего не соображала».

Случилось так, что Сергей навлек на себя много неприятностей из-за ссоры в вагоне поезда с дипкурьером Народного комиссариата иностранных дел Адольфом Рога, когда он с Софьей возвращался в Москву из Баку. Пьяный Есенин по пути из ресторана вероятно, перепутал свое купе с купе, в котором ехал дипкурьер. Несколько раз Есенин попытался прорваться в это купе, хозяин которого убеждал поэта, что он ошибся. Когда же его попросили вести себя прилично, Есенин ответил отборной бранью и готов был начать драку. По приезде в Москву Сергей и Соня были задержаны, на поэта был составлен протокол для возбуждения уголовного дела. Опять Есенин пошел вразнос. В перекидном календаре Софья записывала только два слова: «Дома» и «Пил». Спокойных дней, когда Есенин был трезв, становилось всё меньше и меньше. Стычки между ними возникали по всякому поводу. Соня не смотря ни на что написала Анатолию Федоровичу Кони: «….мне очень хорошо жить на свете, потому что я очень люблю своего мужа и потому, что он замечательный человек. И оттого, что я люблю, и оттого, что он такой — у меня очень хорошо на душе, и я знаю, что становлюсь лучше и мягче душой».

Тогда же Галя Бениславская напишет в дневнике: «Сколько же я могла получить и одновременно с этим дать другим, если бы не отдала почти до последней капли все для Сергея. (…) Думала, что Сергей умеет ценить и дорожить этим. И никогда не предполагала, что благодаря этому Сергей перестанет считаться со мной и ноги на стол положит. Думала, для него есть вещи ценнее ночлега, вина и гонорара. А теперь усомнилась. Трезвый он не заходит, забывает. В чем дело? Или у пьяного прорывается и ему хочется видеть меня, а трезвому не хватает смелости? Или оттого, что Толстая противна, у пьяного нет сил ехать к ней, а ночевать где-нибудь надо? Верней всего, даже не задумывался над этим. Не хочется к Толстой, ну а сюда так просто, как домой, привык, что я не ругаю пьяного и т.д. Была бы комната, поехал бы туда. А о том, чтобы считаться со мной, — он просто не задумывался. (…) Спать с женщиной, противной ему физически, из-за фамилии и квартиры — это не фунт изюму. Я на это никогда не могла бы пойти. Сергей говорит, что он жалеет её….Ну, да всяк сам свою судьбу заслуживает».

В отношениях Сергея и Сони попробовала разобраться мать Сони Ольга Константиновна Толстая: «Сейчас мне одна знакомая рассказала, что Соню обвиняют, что она не создала ему “уюта”, а другие говорят, что она его выгнала. Да какой же можно было создать уют, когда он почти все время был пьян, день превращал в ночь и наоборот, постоянно у нас жили и гостили какие-то невозможные типы, временами просто хулиганы, пьяные, грязные. Наша Марфа с ног сбивалась, кормя и поя эту компанию. Все это спало на наших кроватях и тахте, ело, пило и пользовалось деньгами Есенина, который на них ничего не жалел. Зато у Сони нет ни башмаков, ни ботиков, ничего нового, все старое, прежнее, совсем сносившееся. Он все хотел заказать обручальные кольца и подарить ей часы, да так и не собрался. 

Ежемесячно получая более 1000 рублей, он все тратил на гульбу и остался всем должен: за квартиру 3 мес., мне (еще с лета) около 500 руб. и т. д. Ну, да его, конечно, винить нельзя, просто больной человек. Но жалко Соню. Она была так всецело предана ему и так любила его как мужа и поэта, что большей преданности нельзя найти».

Сама Соня делилась с женой Макса Волошина Марусей:«…Он очень, очень болен. Он пьёт, у него ужасные нервы и сильный активный процесс в обоих легких. И я никак не могу уложить его лечиться — то дела мешают, то он сам не хочет. Он на глазах у меня тает, и я ужасно мучаюсь. А так всё очень, очень хорошо, потому что между нами очень большая любовь и близость и он чудесный. Иногда думаю, что моя жизнь нечто вроде весьма увесистого креста, который я добровольно и сознательно с самого начала взвалила себе на плечи, а иногда думаю, что я самая счастливая женщина и думаю — за что? Маруся, дайте Вашу руку, пожмите мою и согласимся в одном — поэты как мужья — никудышные, а любить их можно до ужаса и нянчиться с ними чудесно, и сами они удивительные…».

Вскоре пришла беда. Есенин был вызван в 48-е отделение милиции Москвы, где ему пришлось давать показания о происшедших событиях в поезде, когда он пытался избить дипкурьера. А потом пришлось дать подписку о явке в судебные органы по первому требованию. Есенин был очень напуган и обратился за помощью к наркому Анатолию Луначарскому, другим авторитетным друзьям. Не помог никто. На семейном совете было решено направить Есенина в больницу, так как лиц, находившихся на лечении, не имели права судить.

Так поэт оказался в платной Психиатрической клинике профессора Ганнушкина. Соня с трудом насобирала денег за его лечение. Она навещала его в больнице, долго просиживая в ожидании, когда он скажет ей хоть одно слово. Но поэт упорно молчал. С заплаканными глазами возвращалась жена домой, без конца спрашивала себя: — За что он так ненавидит меня?

Про свою горькую любовь Софья напишет матери так: «… я встретила Сергея. Как любовник он мне совсем не был нужен. Я просто полюбила его всего. Остальное пришло потом. Я знала, что иду на крест, и шла сознательно, потому что ничего в жизни не было жаль. Я хотела жить только для него. Я себя всю отдала ему. Я совсем оглохла и ослепла, и есть только он один. Если вы любите меня... то я прошу вас ни в мыслях, ни в словах никогда Сергея не осуждать и ни в чем не винить. Что из того, что он пил и пьяным мучил меня. Он любил меня, и его любовь все покрывала. И я была счастлива, безумно счастлива… Благодарю его за все, и все ему прощаю. И он дал мне счастье любить его. А носить в себе такую любовь, какую он, душа его, родили во мне, — это бесконечное счастье». А вот сам Есенин был очень жесток, рассказывая про свои отношения с Софьей Толстой: «А Софью Андреевну… Нет, её я не любил. И сейчас с ней окончательно разошелся. Она жалкая и убогая женщина. Она набитая дура. Она хотела выдвинуться через меня. Подумаешь, внучка! Да и Толстого, ты знаешь, я никогда не любил и не люблю. А происхождение кружило её тупую голову. Как же остаться вне литературы? И она охотилась за литераторами. Как-то затащил меня к себе Пильняк, она с ним тогда жила. Тут же я с ней и сошелся. А потом… женился. Опутали они меня. Но она несчастная женщина, глупая и жадная. Ведь у неё ничего не было. Каждую тряпку пришлось ей заводить. Я думал было…, но я ошибся и теперь разошелся с ней окончательно.

Только двух женщин любил я в жизни. Это Зинаиду Райх и Дункан. А остальные… Ну что ж, нужно было удовлетворять потребность, и удовлетворял… В этом-то вся моя трагедия с бабами. Как бы ни клялся я кому-нибудь в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, — всё это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка.

Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это искусство.»

Есенин обладал удивительно сильным поэтическим даром. Когда в Союзе писателей ему предложили обсудить поэму «Анна Снегина», поэт отказался: «вам меня учить нечему, вы все сами учитесь у меня». Возможно, современники в тот момент приняли его слова за обычное хвастовство. Но… подавляющее большинство из них забыты, а Есенин популярен и сейчас.

Обратной стороной таланта были странности характера, граничащие с психиатрической патологией. Неудачные браки, злоупотребление алкоголем, хулиганские выходки, 13 уголовных дел. Многочисленные стихотворения показывают, что Есенин не понаслышке был знаком с белой горячкой и алкогольным бредом преследования.

Черный человек!
Ты прескверный гость!
Это слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу…

…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И — разбитое зеркало…

В 402 стихотворных произведениях поэта тема смерти звучит примерно 400 раз.

Свою самую трагическую поэму Есенин закончил за полгода до смерти. "Чёрный человек" - двойник, который появляется по ночам из зеркала. Садится на край кровати и обвиняет поэта во лжи, неискренности. В том, что он никогда не был собой. Всегда носил сулящие выгоду маски.

Осенью 1925 года поздним вечером Есенин читал "Чёрного человека" Юрию Олеше и Илье Ильфу. Потом присутствующие вспоминали, что были в шоке и восторге одновременно. Все чувствовали, что видят Есенина в последний раз. Это была не просто поэма, а прощальная исповедь.
Есенин верил в мистику и предчувствовал свою трагическую судьбу.

Последние месяцы жизни Есенина напоминали агонию. В приступе пьяного безумия поэт с балкона сбросил свой бюст работы Конёнкова. Уверяя, что Серёже очень жарко и душно. Во время поездки в Баку кинулся в резервуар, наполненный нефтью, и чуть не утонул.

26 ноября 1925 года поэт в очередной раз лёг в психиатрическую клинику. Теперь Есенин не оставлял себе шанса: пора прощаться. Вместо предполагавшихся двух месяцев он выдержал в больнице всего 25 дней. И опрометью сбежал в Ленинград.

Прядите, дни, свою былую пряжу,
Живой души не перестроить ввек.
Нет!
Никогда с собой я не полажу,
Себе, любимому,
Чужой я человек

В конце 1925 года Есенин около месяца провёл в психиатрической клинике (откуда, кстати, сбежал), что уже говорит о нестабильном состоянии поэта. Есть 2 возможные причины этого: требование его третьей жены, Софьи Толстой, и попытка скрыться от преследования милицией.

Интересный факт. Есть история о том, что даже сам Феликс Дзержинский хотел отправить поэта в стационар для излечения от пьянства, но подчинённые не смогли его разыскать.

Сохранились воспоминания о том, как Есенин читал стихотворение «Годы молодые с забубенной славой», написанное в феврале 1924 года в Шереметевской больнице (теперь это НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского). Там он описывает пережитый алкогольный психоз («белую горячку»):

«Он не читал его, он хрипел, рвался изо всех сил с больничной койки, к которой он был словно пригвожден, и бил жесткую кровать забинтованной рукой. Перед нами был не поэт, читающий стихи, а человек, который рассказывал жуткую правду своей жизни, который кричал о своих муках. Ошеломленные, подавленные, мы слушали его хрип, скрежет зубов, неистовые удары рукой по кровати и боялись взглянуть в эти некогда синие, теперь поблекшие и промокшие глаза».

Разве удивительно, что человек, страдавший тяжёлой алкогольной зависимостью, во время очередного эксцесса покончил жизнь самоубийством? Ничуть. Напротив, закономерное течение заболевания.

А перед отъездом в Ленинград он обошёл всех знакомых, чтобы попрощаться.

Считается, что накануне своего последнего дня в питерской гостинице Англетер Есенин встретился со своим другом Вольфом Эрлихом. Тот зашел в номер к поэту, а когда уходил, то Есенин вырвал из своего блокнота листок, свернул и положил другу в карман. Когда Эрлих хотел посмотреть, Есенин сказал что не надо прямо сейчас, посмотришь позже, не к спеху. Это и были те самые последние стихи Сергея Александровича - "До свиданья, друг мой, до свиданья..."

До свиданья, друг мой, до свиданья…
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
1925 г.

Действительно ли они написаны кровью? Да, но вовсе не по какой-то драматичной причине, а по очень даже прозаичной. Почему-то в Англетере не нашлось чернил, и, кстати, и до этого Есенин уже писал кровью другие вещи. И нет, это не выглядит как алый фонтан из фильма-ужастика - для написания "До свидания" потребовалось всего несколько капель.

Впрочем, эксперты-графологи проводили экспертизу стихотворения и выяснили, что текст написан "под влиянием необычных внутренних и внешних факторов, «сбивающих» привычный процесс письма и носящих временный характер. В числе таких факторов наиболее вероятными являются необычное психофизиологическое состояние С. Есенина (волнение, алкогольное опьянение и др.)..." (с) и "... характерно резко выраженным центростремительным направлением строк, что указывает на депрессивность и подавленность состояния, в котором он находился в момент писания." (с)

А о чем же Есенин на самом деле хотел сказать?

Софья Андреевна понимала, что теряет его.
Решение о поездке в Ленинград Есенин считал наилучшим выходом из сложившейся в его жизни ситуации. Он возлагал на свой переезд большие надежды. Уезжал суетливо, покидав как попало вещи в чемодан. Вслед ему с балкона наблюдали сестра Катя и – Соня. Потом, когда сани тронутся, у Кати вырвется роковое «прощай». Через пять дней его не стало. 

Докопаться до истины
Уход кудрявого романтика стал одной из самых обсуждаемых тем своего времени. Есенин сначала обокрал супругу, а затем явился в Ленинград, где поселился в гостинице «Англетер». Здесь же, в пятом номере, друзья найдут его тело. Протокол гласит, что ушёл из жизни добровольно. Но языки расплескают по столице множество других версий. И чекистов обвиняли, и евреев, и обнаруживших Есенина в номере — Эрлиха и Назарова.

Есть разные версии событий, оборвавшие жизнь поэта. Одни уверены, что он сам затянул на шее петлю. Другие утверждают, что поэта убили чекисты. Все, кто видел Есенина в последние месяцы перед смертью, говорили, что он не был похож на себя: потемнели волосы, потухли глаза.

По воспоминаниям очевидцев, мертвый Есенин был похож на измученного, обиженного ребенка. Перед лицом смерти все маски были сброшены. Он снова стал тем мальчиком из села Константиново.

То обстоятельство, что Есенин на протяжении всей своей жизни носил маски, не отменяет его искренности. Он действительно любил Родину. Он действительно был земным поэтом. И у него была душа русского человека.

Спустя век докопаться до истины стало практически невозможно. Сторонники и противники официальной версии до сих пор не могут примириться.

Когда Софье сообщили об ужасной смерти Есенина, она сперва страшно закричала, не хотела верить, стала, как безумная, затем быстро взяла себя в руки и стала собираться в Петербург, чтобы проститься с поэтом. Но её бескрайней любви к нему больше ничто не могло помешать. Ни предательство, ни другие женщины, ни пьянки и загулы. Она - последняя жена и любовь поэта. И Софья Андреевна отдалась этой страсти полностью. Жизнь Софьи того периода была драматичной. С одной стороны, это бесконечные суды, в которых она была вынуждена доказывать легитимность своего брака с Сергеем, который не посчитал нужным развестись с Дункан перед заключением нового брака. 

Особенно старалась осквернить это Зинаида Райх, утверждая, что она одна любовь и жена поэта, а все что было после - фикция. Софья не сдавалась. Для нее было важно доказать всем, что любила не только она, но и ее. Вся ее последующая жизнь на долгие годы посвящена была лишь памяти мужа. Начала собирать воспоминания о Есенине, рукописи, фотографии, его вещи. Уже в декабре 1926 при Союзе писателей открыли выставку, посвящённую Есенину. А ещё через год — музей Есенина. Софья Андреевна занималась публикацией стихов, проводила литературные вечера его памяти. Благодаря Софье до нас дошли многие стихи Сергея Есенина, которые она переписала от руки, так как ей отказывались отдавать оригиналы. Тут стоит сказать, что многие свои стихи поэт дарил друзьям и случайным знакомым, даже не запоминая их.


Софья Андреевна Толстая-Есенина и Александр Дмитриевич Тимрот на террасе дома в Ясной Поляне. Начало 1950-х гг. Фото из фондов Государственного музея
Л. Н. Толстого в Москве.

В 1947 году в Ясную Поляну пришёл работать 32-летний красавец Александр Тимрот. И Софья Андреевна снова влюбилась… В 1948 г. они поженились.

Последние годы Толстая-Есенина провела в квартире в Померанцевом переулке. За несколько недель до её смерти в Москву приезжал сын Сергея Есенина Александр (родился в 1924 г. от поэтессы Надежды Вольпин). Но она отказалась с ним встретиться — не хотела, чтобы он видел её в таком состоянии. Умерла Софья Андреевна 29 июня 1957 г. в Москве, похоронена близ Ясной Поляны на кладбище в Кочаках, в семейном некрополе Толстых

Какие бы мифы не "окружали" Сергея Есенина, творчество поэта - неповторимое, яркое и глубокое - навсегда останется волнующей страницей истории русской литературы. Его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим на всей планете были "роща золотая" да "алый свет зари"...

И на данный момент времени Есенин – любимый поэт народа. Каждый год вот уже сто лет самые модные исполнители сочиняют песни на его стихи. В книжных магазинах сразу даже не десятки, а сотни наименований его книжек. Общие его тиражи только в России движутся, скорее всего, уже к полумиллиарду экземпляров. О нём снимают фильмы. В магазинах продаётся сразу дюжина его биографий. А ещё – его портреты, его бюстики (с которыми соперничают по популярности только бюстики Сталина).


Памятник на могиле Сергея Есенина на Ваганьковском кладбище в Москве. / Фото: my.mail.ru

Дети Есенина
Жизнь детей Сергея Есенина сложилась по-разному.

Юрий Есенин, старший сын, стал жертвой сталинских репрессий.

Татьяна Есенина сохранила память о своем отце, работая журналистом и занимаясь культурной деятельностью.

Константин Есенин, прошедший войну, посвятил себя строительству и спортивной журналистике.

Александр Есенин-Вольпин, младший сын, ставший известным математиком, переехал в США и раз в десять лет навещал могилу отца.

Сергей Есенин говорил, что женщина была его музой, и это действительно так. Однако каждая из его женщин разделяла не только счастье, но и горечь его внутренней борьбы. Их истории — это неотъемлемая часть биографии поэта, такая же глубокая и трагичная, как и его стихи.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Малоизвестные факты о Сергее Александровиче Есенине. 4 Часть. | Васмак - Дневник Васмак | Лента друзей Васмак / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»