• Авторизация


"100 раритетов российской государственности" 07-03-2018 00:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Это выставка. Идёт всего 18 дней. Бесплатная. Очень интересная - особенно для тех, кто (как я))) мог в своё время отучиться в историко-архивном институте...

 

Не поленитесь просмотреть список участников - это различные музеи и архивы России. Работа по выбору экспонатов, подготовке выставки была проведена колоссальная. Теряюсь в догадках, как архивисты отважились расстаться с некоторыми экземплярами - настолько они уникальны, стары, а какие-то просто древни...

 

Историю я люблю. Хотя и не разбираюсь))) Поэтому такие выставки для меня в радость. А уж подлинность вещей и документов совершенно потрясает моё воображение. Однако в экспозициях многих выставок и музеев документы часто лишь реконструкции настоящих раритетов, которые хранятся за семью замками... Здесь - всё подлинное...

Ехала посмотреть, понимала, что вряд ли стану снимать: документы фотографировать - занятие неблагодарное. Но вот не устояла. Конечно, все 100 не отсняла))), но многое - себе на память. Да и вчитаться в информацию хочется.

Поскольку тема специфическая, информация узкопрофильная (хотя знание родной истории - дело хорошее), выложу, а уж читать или нет, решает каждый сам...

1. Евангелие-Апракос ("Остромирово Евангелие"). 1056-1057 гг.


Пергамент, чернила, киноварь, твореное золото, устав.
Российская национальная библиотека.

Древнейшая рукописная книга и первая известная русская редакция Евангелия. Она была написана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира диаконом Григорием. Евангелие создано в эпоху культурного подъема и расцвета древнерусского государства, последовавшего после официального принятия в 988 г. христианства как государственной религии и приобщения до этого разрозненных языческих восточных славянских племен к многовековой христианской культурной традиции.

 


2. Евангелие-Апракос ("Саввина книга")
XI-XII вв.
Пергамент, чернила, киноварь, сурик; старославянский, древнерусский языки, устав.
Российский государственный архив древних актов.

Одна из древнейших русских рукописных книг и один из самых ранних памятников, написанных кириллицей. Эту рукопись называют также "Саввина книга" по имени писца священника Саввы.
В рукописи 166 листов разного времени, самые древние датируются XI в. Украшена орнаментами в растительных и животных стилях, на полях рисунки чернилами.

 

3. Правда русская (пространная редакция).
1016 г.
В составе юридических памятников. Список второй половины XIV в.

Пергамент, чернила, киноварь; устав. Переплет - доски, кожа.

Российский государственный архив древних актов.

Первый русский письменный законодательный свод - "Русская правда". Её также называют "Правдой Ярослава". Этот письменный сборник законов князь Ярослав Мудрый дал новгородцам в 1016 г., но в него вошли более ранние нормы, существовавшие как "Обычное право" (т.е. действующие по обычаю). Позднее свод дополнялся и, таким образом, стал кодексом статей древнерусского права XI-XIIIв. "Русская правда" известна в нескольких редакциях (краткая, пространная и сокращенная), дошедших до нас  в нескольких списках. В Пространной редакции "Русской правды" содержится 121 статья, регламентирующая различные стороны жизни.

 

4. Сказание о Борисе и Глебе
Вторая половина XIV в.

Лицевой (иллюстрированный) список в составе "Сильвестровского сборника".

Пергамент, чернила, акварельные краски, твореное золото, киноварь, медь; устав, миниатюры; переплет - доски, кожа с тиснением, круглый средник, жуковины.

Российский государственный архив древних актов.

"Сказание о Борисе и Глебе" - выдающийся литературный памятник русского средневековья. В нем рассказывается о драматической борьбе за великокняжеский киевский стол между сыновьями Владимира Святославовича в 1015-1019 гг. и о гибели молодых князей Бориса и Глеба от руки их старшего брата Святополка, прозванного за это Окаянным. "Сказание о Борисе и Глебе" возникло в последние годы княжения Ярослава, в середине XI в. Князья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, канонизированными в конце XI в лике мучеников-страстотерпцев. С тех времен они считались небесными покровителями русской земли и русских князей.

Рукопись проиллюстрирована 40 миниатюрами древнерусского художника, подписи к ним и инициалы выполнены киноварью.

 

5. Патриаршая (Никоновская) летопись, содержащая под 1147 г. первое упоминание о Москве.

[1526-1530 гг.]
Список ХVI - первой половины XVII в.
Бумага, чернила, киноварь; полуустав, близкий к скорописи; переплет - доски, кожа, застежки латунные.

Российский государственный архив древних актов.

В летописи сообщается, что 4 апреля 1147 г. ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий принял в городке Москов русских князей, своих друзей и союзников. Тогда город уже существовал и имел укрепления, вообще же поселения на месте Москвы возникли намного раньше, еще в эпоху неолита. Никоновская летопись - крупнейший памятник русского летописания XVI писку, принадлежавшему патриарху Никону.
Первоначальная редакция Никоновской летописи составлена между 1526 и 1530 гг.. при участии митрополита Московского Даниила. Историю данной рукописи можно проследить по имеющимся в ней записям: составлялся свод в Троице-Сергиевом монастыре, в 1637 г. был послан в Москву в царскую казну, в 1703 г. принят из Монастырского приказа для "исправления печатного летописца".

 

6. Духовная грамота Великого князя Ивана Даниловича Калиты

[Около 1339 г.]

Пергамент, чернила; устав. У нижнего края следы привесных печатей: серебряной князя Ивана Даниловича Калиты и свинцовой хана Золотой Орды Узбека.

Российский государственный архив древних актов

Первый дошедший до нас документ, описывающий Великое княжество Московское как сложившееся владение.

Духовная грамота московского князя Ивана Даниловича Калиты была составлена им накануне поездки в Золотую Орду. Русские князья должны были получать у ханов ярлыки на княжение, ханы утверждали князей на "отчих престолах". За ярлыком князь должен был был отправиться в Орду, но возвращались оттуда не все, неугодного князя в Орде могли убить. Поэтому перед отъездом князья составляли завещание ("духовную грамоту"). Иван Данилович Калита завещал сыновьям как унаследованное им от отца, так и приобретенное имущество - "вотчины и купли". Калита уже владел такими городами, как Можайск, Коломна, Руза, Звенигород, Серпухов. Важно, что Иван Калита завещал земли именно сыновьям, таким образом, он впервые пренебрег существовавшими прежде на Руси правилами так называемого лествичного восхождения, когда старшим в роду считался не старший сын, а старший из братьев князя.

 


7. Жалованная, меновная и отводная грамота великого князя Московского Ивана III Васильевича его племянникам князьям Волоцким Федору и Ивану Борисовичам.

Июль 1497 г.

Бумага, чернила; полуустав, переходящий в скоропись. Подпись митрополита московского Симона. Печати вислые на красном, черном и голубом шнурах: красноволосковая великого князя Ивана III , черноволосковые митрополита московского Симона, князей волоцких Федора и Ивана Борисовичей.

Российский государственный архив древних актов

Грамота впервые скреплена печатью великого князя Ивана III с изображением двуглавого орла, ставшего с этого времени государственным гербом. Традиционно считается, что двуглавый орел был заимствован из Византии после брака великого князя с византийской царевной Софьей Палеолог. Современные исследователи выдвигают также гипотез, что орел был заимствован из Священной Римской империи и символизировал равенство статуса великого князя московского и импператора. К концу XV в. завершился процесс складывания единого Русского государства, и полный титул Ивана III теперь звучал как "государь всея Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Пермский, и Югорский, и Болгарский, и иных".
В 1497 г. волоцкие князья просили об отмене их "отчинных" сел, находящихся в восьми уездах московских великокняжеских земель, на тверские волости, ближайшие к их уделу. Этой жалованной грамотой великий князь скрепил обмен со своими племянниками.

 

8. Утвержденная грамота земского собора об избрании на царство Михаила Федоровича Романова

Май 1613 г.

Л. 1 - Тряпичная бумага; заставка, большой инициал, украшения на полях - орнамент стилизованны растительных форм - перо, золото. Золотом прописаны инициалы в тексте, первый абзац, отдельные слова и абзацы. На обороте - подписи участников собора.
Л. 7 - Тряпичная бумага с пергаментными картушами с подвешанными печатями  на разноцветных шнурах. Печати вислые, воско-мастичные; три красных  на красных шнурах (митрополичти). четыре синих на синих шнурах (архиепископские), три коричневых на коричневых шнурах (епископские). Из митрополичьих печатей  сохранилась полностью  последняя (Ионы), от остальных остались фрагменты.

Российская государственная библиотека.

Этот документ положил начало 300-летнему царствованию на русском престоле династии РОмановых. В ноябре 1612 г. в освобожденной Москве вожди ополчения князья Д.М.Пожарский и Д.Т.Трубецкой созвали на земский собор выборных от всех городов для избрания нового царя. К началу января 1613 г. в Москве собралось свыше 800 выборных представителей от дворянства, посада, черносошного крестьянства, белого духовенства, казаков, многим из которых пришлось проделатьдалекий путь из Пскова, Новгорода, Соли Вычегодской и др. Местом заседаний Собора служил Успенский собор Московского Кремля. Никаких официальных документов, помимо итоговой грамоты об избрании нового царя, не сохранилось, поэтому в точности неизвестно, как протекали дебаты. По слухам, обсуждались кандидатуры как русских вельмож (в том числе и князя Д.Т.Трубецкого), так и представителей иностранных правящих династий (польский королечив Владислав, шведский королевич Карл Филипп, английский король Яков I Стюарт). Кандидатом, устроившим всех, стал 16-летний Михаил Федорович Романов, сын будущего патриарха Филарета, представитель почтенного московского боярского рода, связанного родством с угасшей династией (Михаил Федорович приходился двоюродным племянником царю Федору Ивановичу).

 

9. Соборное уложение царя Алексея Михайловича

1649 г.

 

 

10. Царский Титулярник (Большая государственная книга)

1672 г.

Российский государственный архив древних актов

Эту книгу можно полистать. Но не потому что она не достаточно ценная и редкая, а потому что интерактивная - для тех, кто любит "поиграться" с экспонатами. Обычная книга с белыми листами, на которую проецируется при перелистывании соответствующая страница.

 Продолжение следует

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
Меня всегда удивляет как люди смогли сохранить вещи вековой давности?!!! Одно дело каменные церкви, а здесь грамоты, письмена.
Taissil 07-03-2018-00:58 удалить
Какие раритеты - книги обалденные! Спасибо, Наташа! Посмотрела хотя бы в посте:))
Sweet_Mama 07-03-2018-01:41 удалить
Наташа, бесценная выставка и спасибо что поделилась. В Евангелие особенно было интересно заглянуть, а письмо просто восхищает.
TimOlya 07-03-2018-10:07 удалить
Добрый день,Наташенька ! Благодарю !С наступающим праздником 8 Марта!Желаю тебе здоровья, безоблачного счастья, достатка и стабильности во всём!
ecolimp 07-03-2018-19:21 удалить
Интересно. Не видел такого никогда.
belorusochka-ja 07-03-2018-22:17 удалить
Интересно!Спасибо,Наташа!


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "100 раритетов российской государственности" | Nataly2012 - Дневник Nataly2012 | Лента друзей Nataly2012 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»