Искусство охватывает множество направлений, каждое из которых имеет свои особенности и приемы. К числу древнейших методов украшения и создания изображений относится резьба по кости — декоративно-прикладное искусство, существующее с глубокой древности. Уже первобытные люди использовали кости мамонтов для создания культовых предметов, украшений и наконечников для стрел. Со временем это мастерство выделилось в отдельную творческую область. Традиции декорирования кости были развиты в Древней Греции, Византии, Риме, странах Востока.
С исторических источников известно, что греки возводили крупные статуи, внутренний каркас которых был выполнен из дерева, а внешняя поверхность — из тонких пластин кости. В средние века и позднее кость оставалась востребованным материалом: её естественный светлый оттенок ассоциировался с чистотой и блеском. На Руси первые мастера по резьбе по кости появились в Новгороде, когда регион поддерживал активные торговые связи с соседними странами.
Скримшоу — это особый вид гравировки, отличающийся ювелирной точностью и нанесением цветных пигментов. Изначально эта техника использовалась для украшения мелких предметов, чаще всего ножей. Она позволяла придать вещам уникальность и художественную ценность, а сам навык развивался в сообществах охотников. Обработка костяных материалов значительно предшествует появлению самого понятия «скримшоу» — этот термин возник в начале XIX века.
В эпоху, когда китовый жир служил топливом для ламп, китобойные корабли годами бороздили моря. Во время затишья экипаж занимался резьбой: если древесина была в дефиците, вместо неё использовали китовую кость и ус. Первые гравировки отличались простотой, пигментом служили сажа или чернила кальмара, а рисунок наносили парусными иглами. В дальнейшем техника совершенствовалась, мастера использовали более сложные красители.
Сам процесс сходен с принципами татуировки; моряки нередко достигали впечатляющих результатов, превращая свои работы в произведения искусства, ценимые коллекционерами. Но к середине XIX века китобойный промысел практически угас — число китов резко сократилось, а спрос на изделия из костей снизился.
В 1960-х годах заметный вклад в популяризацию резьбы по кости внёс Джон Ф. Кеннеди. Благодаря телевидению и выходу книги с фотографиями скримшоу из коллекции Кеннеди интерес к этому искусству был вновь пробуждён. Скримшоу стали частью массовой культуры и оформления редких ножей, возникла конкуренция и потребность развития техники.
Современные мастера усложнили процесс: используются более тонкие иглы; тщательно прорисовываются детали даже на ограниченной поверхности; для достижения максимальной точности применяют микроскопы, бинокуляры, лупы; краски стали многослойными, разноцветными. Традиционно скримшоу выполняли на китовых и моржовых зубах; сейчас можно использовать практически любую кость.
В России резьба по кости также имеет глубокие корни: особенно известна Холмогорская школа. Работы лучших мастеров хранятся в крупнейших музеях мира. Сохранились резные шкатулки, ларцы и шкафчики, выполненные в фирменной северной технике. Северные народы бережно сохраняют традиции: на территории есть запасы моржовых клыков, большую ценность также представляет мамонтовая кость. Кости моржа имеют белый или желтоватый оттенок, отличаются структурой; мамонтовая кость уникальна по прочности, а со временем меняет цвет — от фиолетового до розового и оранжевого. Родиной промысла считаются Холмогоры, основанные в XIV веке.
Мастера создавали ажурные узоры, рельефные изображения, нередко окрашивая поверхность. До наших дней дошли выдающиеся иконы XVIII — начала XIX века, отличающиеся филигранной работой и выразительным рельефом. Пример — икона «Преображение Господне» с роскошным обрамлением в духе рококо, напоминающем элементы раковин.
На кости и дереве вырезали портреты Марии Фёдоровны, Павла Петровича, Екатерины II; фон фигурно декорировали завитками, кистями и рельефными деталями. Мастера создавали фигурки, шахматы из моржовой и мамонтовой кости, поражающие уровнем исполнения.
Резные шкатулки и ларцы зачастую использовались для хранения бумаг, драгоценностей, рукоделия. Их делали ажурными, дополняли серебром, кожей, деревом, бумагой и другими материалами. В XVIII–XIX веках мастера свободно воплощали самые креативные идеи, вырезая жанровые сценки, портреты, орнаменты и вензеля. К XIX веку появилась тенденция к лаконичности и сдержанности, орнаменты стали мельче.
Долгое время рисунки оставались черно-белыми — подходящих красителей не было, эту ситуацию изменили современные технологии. Сегодня резьба и гравировка на кости существуют в многообразии цветовых решений, работы продолжают создавать современные мастера, однако антикварные предметы ценятся значительно выше.
Спасибо за внимание!