Там Константин сблизился с Левитаном, а его любимым учителем на тот момент стал Саврасов. Коровин о нем очень тепло вспоминает. Саврасов к тому времени опустился, много пил. Студенты его любили, но из Училища Ваяния и Зодчества он был в итоге уволен. Очень расстроенный расставанием с учителем, Коровин решил, что больше ему в этом заведении делать нечего, и отправился в питерскую Академию художеств.
Академическое преподавание показалось после училища совершенно мертвым, оторванным от реальности. Выдержав там несколько месяцев, Коровин вернулся в Москву и обнаружил, что в МУЖВЗ новый преподаватель, Василий Поленов.
Поленов оказал большое влияние на Коровина, стал его любимым учителем, да и в атмосферу училища внес свежую волну. Поленов же познакомил ученика с Саввой Мамонтовым, и вскоре Коровин стал активным участником Абрамцевского кружка, собравшего лучших художников, писателей, музыкантов того времени. В Частной опере Мамонтова Константин Коровин впервые выступил как театральный художник. Созданием декораций он будет заниматься в течение всей жизни.
Но все же о зимнем пейзаже… К. Коровин. Зима. Лес. 1930-е гг.К. Коровин. Русская деревня под снегом.К. Коровин. Зимний вечер. 1930-е гг.К. Коровин. Ностальгия. 1930-е гг.
Я хочу обратить ваше внимание, прежде всего, на зимнее небо на этих и предыдущих работах… Если вы рассмотрите небеса внимательно, вы получите необыкновенный букет, богатейшую палитру красок! Я когда любуюсь, я просто «умираю» … Взгляд мечется между небом и снегом, отыскивая общие краски, отступает назад, стараясь вобрать то всю композицию целиком, то увидеть контрасты, блики… эх, да что говорить! Смотришь и сама «творишь» в себе, в своём воображении, душе - а это такой кайф!
А вот другие работы, более ранние…
Со строгим четким морозным колоритом, такая северная зима, лапландская, с ней не пошутишь… Результат путешествия с Валентином Серовым по русскому Северу – с легкой руки и щедрого кошелька Саввы Мамонтова.К. Коровин. Зима в Лапландии. 1894
Еще из Лапландии он привез абсолютно фантастическое «Северное сияние»…К. Коровин. Геммерфест. Северное сияние, 1894—1895
А Серов привез «Тундру» 1896 и предложил увезти туда всех желающих Мюнхенского Сецессиона, прямо «к седым снегам». Но там сказали – «уж лучше вы к нам!» – и позвали на выставки в Стокгольме и Копенгагене.В. Серов. «Тундра». 1896
Не отвлекаюсь, не отвлекаюсь… Ни-ни!Коровин. Зимой. 1894.
Это самая известная коровинская зима с нежным палево-жемчужным колоритом… И где? На простом деревенском заборе… Шучу.К. Коровин. Зима.К. Коровин. Зимняя ночь. 1910
Эта «Зимняя ночь» еще не дотягивает до зимней ночи в восхитительной «Ностальгии» 1931 года, но тоже по-своему хороша… Нет такой драматичности, но зато в ней на небе есть звёзды…К. Коровин. Зима. 1911. Из Русского музея. Та самая, с которой ее перепутали…)))
Здесь самое время поговорить о импрессионизме… Этюдность, легкость и свежесть письма, просвечивающая фактура, фрагментарность изображения указывают на пленэрный характер живописи. Коровина вновь захватывают колористические задачи. В этюде выразительно звучит контраст цветов – темно-сизо-серого и теплого оттенка белого (цвет яичной скорлупы), но с холодными зеленовато - сизыми разводами. А этот акцент – вишнево-красный платок на голове крестьянки?
Сочные раздельные мазки передают рефлексы световоздушной среды. Высветленные тона и яркий контраст с темным, местами даже черным. Здесь Коровин отступает от традиций истинного импрессионизма, табуировавших черный цвет. Но это же «коровинский» импрессионизм!К. Коровин. Лунная ночь. Зима. 1913
Густо фиолетовое небо и лимонно-желтая луна с ореолом… фантастическая зимняя ночь снаружи и теплый желтый огонек в окне домика, внутри которого кого-нибудь ждут…
И вот, абсолютно волшебная картина… К. Коровин. Зимой. 1914
-маркиз-,
А вот интересно... Были ли картины К.Коровина восприняты не только передовой интеллигенцией, но и простым народом? Или это просто дань моде того времени? Я,честно, не воспринимаю это как шедевры живописи...