О начале
Рисовать я начал лет с шести-семи, а до этого лепил. Наверное, первым учителем был не отец-художник, а мать, которая к художеству совсем не имела отношения. Она со мной проводила большую часть времени и предлагала порой слепить что-нибудь из теста. Я лепил, и как-то это все развивалось. Я только этим и занимался: лепкой, потом рисованием и больше ничем. Других увлечений не было. А почему так сложилось, наверное, никто не скажет.
«Село Быково, зимнее солнце», 2010
Мой отец поначалу не принимал активного участия в моем художественном воспитании. И относился к этому так: ну, все рисуют в раннем детстве, здесь ничего особенного нет.
Но когда он увидел, что меня от этого оторвать невозможно, стал со мной заниматься. Мне очень запомнилась одна из его позиций: «Искусство – это знакомство человека с красотой». Отец никогда это не объяснял, но всегда обращал на красоту мое внимание. Мы идем по улице, а он говорит: «Вот посмотри, как красиво». А потом уже у меня это трансформируется по-своему, я думаю: «О, да, действительно, это красиво!» И в своем воображении начинаю представлять это как какой-то свой образ.
«Панорама старой Москвы» 1985 г
«Для меня Москва таит в себе неповторимый образ, который отличается от образов всех других городов. Мне довелось родиться в старой части города, для меня наш город, как говорится, плоть от плоти».
«Церковь Вознесения на Гороховом поле»
«Мама за работой» 1982г.
«Портрет старца (архимандрит Сергий)». 1986 год Холст, масло.
Я удостоился быть его крестником, и с раннего детства меня привозили на службу и в дом в Фирсановке. Этот великий человек оказал влияние на мое становление как личности и как художника.
В цикле работ по Фирсановке я постарался более подробно рассказать о биографии священноархимандрита Сергия, о родной жизни в домовом монастыре, созданным им и его семьей, принявшей монашеский постриг. В этом доме царила любовь ко всем и ко всему живому, здесь преклонялись перед красотой Божьего мира, радовались простой сосульке, выросшей над окном, ярко переливающейся в лучах солнца.
Архимандрит Сергий был человек совершенно неординарный и высокодуховный, необыкновенно эрудированный и высокообразованный человек.
Он служил в Медведково, в храме Покрова Богородицы, поэтому этот храм так часто встречается в моем творчестве.
Когда он ушел из этого мира, мне хотелось написать его портрет, но, как я уже говорил, хотя у меня и были какие-то зарисовки, рисунки, но за все девять лет у меня так ничего и не выходило.Но однажды мне приснился сон, будто я нахожусь у него в кабинете и рисую его в свой альбом, и я понял, что должен сделать еще одну попытку и закончить этот портрет.
Я написал его очень быстро, всего за два сеанса. Получился образ человека, переживающего и страдающего о других, а с другой стороны – такая просветленность внутренняя, задумчивость и мудрость. Это один из немногочисленных масляных портретов, и он, конечно, мне очень дорог».
«Церковь святого Владимира» . 1999г.
Свое творчество художник начинал с работы маслом, гуашью и темперой. Занимался также мозаикой, витражом, офортом, росписью по фарфору и эмали. Затем перешел на акварельную живопись, что и стало его визитной карточкой.
«Морозное утро» 1998 г.
«Купол Рождественского собора в Звенигороде»
«Переяславль Залесский».
О вдохновении
Люди все время думают, что надо чего-то ждать. Но чем больше ты работаешь, тем вдохновения больше. А как только разрывы между творческой работой увеличиваются, художник думает: «А чего бы мне сделать? Почему настроения нет?»
Наверное, у художника идет накопительный процесс. Его мастерство, умение накапливается и идет словно на одной линии. И у него есть внутреннее осознание того, что он на этой базе ровно работает, и ничего нового в его творчестве не происходит. Все стабильно. И вдруг неожиданно наступает такой удивительный момент, когда (сам художник этого не понимает) у него в какой-то работе независимо ни от каких обстоятельств появляется какое-то новое качество.
«Старый липовый парк».
Что это такое, хорошо ли, плохо ли, сам художник этого сказать не может. А потом это новое проникает во все работы – и ты попал на другую ступень. Почему ты именно сейчас попал, а не до того, никто объяснить не может. Бывает с некоторыми художниками такая вещь: ты поднялся и уперся головой в потолок. Ты не поднимаешься выше, чуда не происходит. А происходит это чудо, когда художнику дан определенный творческий потенциал. Плюс работает еще и интеллект. Это одно из таких чудес творчества, которые объяснить никто не может. Это дается свыше. Безусловно. (отсюда)
«Красная гостиная» 1994 г.
Состояние праздника дивным образом слышится, видится, ощущается в акварелях Сергея Андрияки.
Казалось бы, как можно так точно прочувствовать и угадать лично мое настроение?
Но иначе и быть не может, если ты с человеком в одном духе.
«Москва»
"Вера поднимает, дает жить, надеяться, дает стимул жизни, это состояние подъема, а не спада, — говорит Андрияка.
— И я радуюсь той красоте, которая вокруг меня, удивляюсь, восторгаюсь ею. А радость и удивление творению вокруг дает уверенность на сто процентов, что будешь видеть это всегда.
И это — уверенность в вечности. Страшно становится, когда видишь людей угрюмых, мрачных, подавленных и убитых своими бедами. Это люди, у которых внутри ничего не горит, пустота.
Их можно только пожалеть. Ведь воздухом, духом жизни пронизано все живое, что человека окружает. А мы, увы, разучились это ощущать и восторгаться. Восторгаться пробивающейся травой, облаками, солнцем. Впрочем, я и за собой замечаю: если разозлен, перестаешь замечать красоту.
Но тогда я говорю себе: «Тут ты не прав, остановись».
Творческий путь любого художника довольно сложно объяснить. Он складывается из череды случайностей. Сергей Андрияка неожиданно открыл себя в акварели.
В 1985 году в музее Савино - Сторожевского монастыря состоялась его первая персональная выставка. Там было более сотни маленьких акварелей в белых паспарту и несколько десятков сюжетных масляных работ.
"Я смотрел и анализировал себя со стороны, — говорит Андрияка.
— И задавался вопросом, почему отдаю предпочтение маслу, ведь акварель удивительна. Она светоносна, ее возможности колоссальны, если не безграничны. В 1994 году я масляную живопись из своей жизни выбросил, оставил, о чем совершено не жалею".
https://obiskusstve.com/2332702326695660006/krasota-kak-obraz-vechnosti-hudozhnik-sergej-andriyaka-100-kartin/



