• Авторизация


Царские судьбы. РОМАНОВА ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА (1709 — 1762) 3 ЧАСТЬ 12-03-2020 14:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения дракоша52 Оригинальное сообщение

Кисти Бухольца

Личная жизнь

Что же касается мужей, то в этом вопросе правительнице не повезло. В 1727 году она собиралась выйти замуж за принца Карла Августа Гольштейна-Готторпскийского (1706-1727). Жених прибыл в Санкт-Петербург, но в самый разгар свадебных приготовлений заразился оспой и скоропостижно скончался. Даже не ставшая вдовой девушка смирилась с участью незамужней женщины.

Елизавета I венчалась тайно
В 1731 году у Елизаветы возник роман с певчим из придворной капеллы. Он был красавец, украинец и бывший пастух. Звали его Алексей Розум.
Алексей был высокий стройный брюнет, с очень привлекательными чертами лица, добрыми глазами и густой красивой бородой. 


Портрет Алексея Разумовского,с которым царица состояла в тайном церковном браке

 Эта любовная связь продолжалась почти 20 лет.
Цесаревна, услышав певца, выпросила его к своему Двору — во время царствования Анны Иоанновны дочь первого российского императора проживала на окраине Петербурга, где имела небольшой двор. Но наслаждаться пением молодого красавца ей пришлось недолго — Алексей потерял свой великолепный голос, сохранив, однако, расположение к себе цесаревны. Специально для него Елизавета ввела в штат должность придворного бандуриста, а вскоре поручила ему управление своим двором. Так бывший украинский крестьянин стал ее первым помощником.


 С годами Алексей Разумовский превратился в богатого и вальяжного вельможу. Он владел тысячами крепостных крестьян, но по характеру остался простым и добродушным человеком.

В 1742 году Елизавета тайно обвенчалась с Алексеем в подмосковной сельской церкви, и бывший пастух стал мужем императрицы. 


Став императрицей, Елизавета осыпала своего фаворита всевозможными почестями, сделала графом и, как утверждают, заключила с ним тайный брак. Достоверных сведений об этом нет, но положение Разумовского с конца 1742 года резко изменилось. Он поселился во дворце, в апартаментах, смежных с покоями государыни, и был уже открыто признанным участником всех развлечений и выездов ее величества, как бы в роли принца-супруга. Одна запланированная поездка императрицы была даже отменена по причине легкого нездоровья графа. В оперный репертуар, наряду с итальянскими ариями, были включены и украинские песни, а выходя из театра в сильный мороз, государыня заботливо запахивала шубу своему спутнику и поправляла ему шапку. В меню официальных обедов входили обычно украинские блюда, а сам Разумовский сидел за столом рядом с императрицей. Полагали, естественно, что государыня когда-нибудь всенародно объявит о своем браке и разделит царский венец со своим супругом. Но этого не произошло ни в начале, ни в конце правления Елизаветы Романовой, хотя ее привязанность к этому человеку продолжалась всю жизнь и жила она с ним, как с мужем. Правда, поток, милостей императрицы к концу ее правления несколько поутих, но со свойственным ему смирением Разумовский никогда не настаивал на своих правах — были ли они скреплены церковным браком или нет. Свободу своей госпожи он никогда не стеснял. Да и мог ли?

Документа, подтверждающего брак, найти не удалось. Уже после смерти императрицы Елизаветы царедворцы пришли к старику Разумовскому, которой проживал в своем московском доме, и попросили показать свидетельство. Он выслушал просьбу, достал из шкатулки какую-то бумагу и со слезами на глазах бросил ее в огонь, заявив, что такого документа никогда не существовало.

Граф Алексей Разумовский вообще отличался от других царедворцев своей неординарностью. В перевороте 1741 года он не участвовал, а при дворе императрицы занимал первенствующее положение. Был на редкость честным и скромным человеком, не стремился к высоким государственным постам. В придворных интригах не участвовал, но охотно принимал подарки от Елизаветы, включая ордена и деньги. Сам старался делать добро, помогать людям, не забывая при этом и своих многочисленных родных, которых он, несмотря на всю их простоту, никогда не стыдился. Одну из своих сестер он сделал фрейлиной, а младший брат его, Кирилл, прошел курс обучения за границей — учился в Геттингенском и Берлинском университетах, был назначен президентом Академии наук и сделал немало полезного для России.


 Разумовский, который не имел склонности к делам государственным и любил пышные праздники, занял в сердце влюбчивой Елизаветы особое место. Она оказывала ему нежные знаки внимания, осыпала дорогими подарками. в 1742 он стал обер-егермейстером и кавалером главного ордена России - ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

Алексей Разумовский и Елизавета I.Алексей Разумовский и Елизавета I.

По легенде в 1742 году в Перовской церкви состоялось тайное венчание Елизаветы I и Алексея Разумовского. Приверженцы этой версии в подтверждение своей правоты приводят 2 факта. Во-первых, через год село Перово императрица выкупила и подарила Разумовскому, который превратил его в родовое гнездо. А во-вторых, императрица собственноручно вышила для Перовской церкви воздухи - ритуальные ткани для богослужения. Они ещё очень долго хранились в этой церкви.
 
Длительная связь с Разумовским породила много слухов о детях, якобы рождённых Елизаветой. В результате этого впоследствии стали появляться самозванцы. Самой известной самозванкой являлась княжна Тараканова.

После своего возвышения бывший церковный певчий нисколько не изменил своего отношения и к своим близким и знакомым. Рассказывали такой случай. Однажды он вместе с государыней приехал осматривать новый дворец, среди служащих встретил своего прежнего знакомого и в присутствии императрицы сердечно расцеловал его. Когда же Елизавета выразила свое недоумение по поводу такого поведения, Разумовский просто и спокойно ответил ей: «Ты, Лизочка, из меня можешь сделать, что хочешь, а для них я всегда останусь тем, кем был прежде». Из своего высокого положения он не извлекал каких-либо выгод, а за свою скромность пользовался любовью и уважением даже у многочисленных завистников.

Вокруг отношений между императрицей и ее фаворитом ходило много легенд. Еще больше всяких небылиц было в отношении детей Елизаветы, которых она будто бы отдавала кормилице, а затем отправляла в монастырь. При ее высокой, полной фигуре беременности можно было и не заметить.

Дети от брака с Разумовским носили якобы фамилию Таракановы. Вокруг них сложились целые легенды. Первая женщина, известная под этой фамилией, — была Августа, родившаяся примерно в 1744 году. Полагают, что вскоре после рождения она была отправлена во Францию, где получила хорошее воспитание и образование. Пришедшей к власти Екатерине II удалось силой привезти уже сорокалетнюю женщину в Москву и поместить ее в монастыре. Среднего роста, великолепного сложения и удивительной красоты «дочь» Елизаветы была пострижена под именем Досифеи и прожила здесь еще двадцать пять лет в полном уединении, занимаясь чтением, рукоделием и благотворительностью. На содержание этой необычной монашенки отпускались немалые деньги, но та жила скромно и затворнически, церковь посещала, когда в ней не было прихожан. Даже церковная служба совершалась для нее одной. Последние несколько лет Досифея вообще провела в молчании и считалась «праведной». Молва о ней распространилась очень широко. Умерла Досифея в 64 года. На ее похоронах, торжественных и необычайно пышных, при большом стечении народа присутствовали родственники Разумовских и многие знатные вельможи. Похоронена монахиня Досифея в Новоспасском монастыре в фамильной усыпальнице бояр Романовых. Существовала легенда, что в монастыре сохранился ее портрет с подписью: «Принцесса Августа Тараканова, в иноцех Досифея».
Удивительная легенда сложилась и вокруг другой особы под этой фамилией — княжны Таракановой, женщины редкой красоты и большого интеллекта. Через несколько лет после смерти Елизаветы она предъявила вдруг свои права на российский престол. Но закончила она дни своей жизни отнюдь не на троне…


По словам М.Н. Покровского "это была развратнейшая из Романовых. 

Ее фаворитам счета не было, и кто только не побывал на этой "должности": от французского посла Шетарди до учеников Кадетского корпуса". Не считая мимолетных увлечений, фаворитами императрицы были Петр Шувалов, Роман и Михаил Воронцовы, Сивере, Лялин, Войчинский и Мусин-Пушкин. С 1749 года самым близким фаворитом стал Иван Иванович Шувалов. Он отличался мягкостью нрава, бескорыстием, любовью к наукам и искусствам. Граф И.И. Шувалов покровительствовал Ломоносову, переписывался с Вольтером, а его коллекция картин стала основой будущего собрания Эрмитажа. Это был, возможно, единственный истинно интеллигентный человек при дворе Елизаветы.


М.В. Ломоносов, И.И. Шувалов, Елизавета I Петровна,


В начале 50-х годов правительница рассталась с Разумовским и завела себе нового фаворита. Им оказался Иван Шувалов. Он был образованным, просвещённым человеком, покровительствовал искусству и дружил с Ломоносовым.
Последний фаворит Елизаветы I не принял титул графа 
Иван Иванович Шувалов.
Иван Иванович Шувалов.

Двоюродный брат графа — двадцатидвухлетний Иван Шувалов — стал близким другом императрицы на закате ее жизни. Официально молодой человек не занимал никакого значительного поста. Его просто называли «Камергер». Своей высокой образованностью и интеллигентностью, красивой внешностью и неподкупным сердцем он, однако, выгодно отличался от других. Среди ближайших друзей Елизаветы и политических деятелей он считался самой приятной фигурой. Его помыслы были направлены на развитие просвещения в России, которая в то время была, пожалуй, единственной страной, где пренебрегали знанием родного языка и вообще всего национального. Люди, считавшиеся просвещенными, заботились лишь о том, чтобы их дети знали французский язык и французский этикет, поэтому окружали их учителями-иностранцами, преподавателями музыки и танцев. Русскому языку и другим наукам детей почти не обучали. Единственным очагом науки в то время являлась лишь Славяно-греко-латинская академия в Москве, а в Петербурге — Академия наук. Именно Иван Шувалов стал инициатором основания в Москве первого российского университета, явившегося одним из главных нововведений дочери Великого Петра. В Татьянин день 25 января 1755 года она подписала соответствующий указ. Документ на подпись представил ей Шувалов. Ректором университета был назначен первый русский ученый Михаил Ломоносов, которому покровительствовал сам Камергер. Приехав юношей с севера России, Ломоносов учился в Москве и после окончания учения был направлен в Германию, где сначала прошел пяти летний курс в Горной Академии во Фрайберге, а затем в Марбурге изучал философию и немецкую литературу. Там он издал первую русскую грамматику и сам перевел ее на немецкий язык для своих друзей. В Германии он женился на немке, дочери портного из Марбурга, которая вместе с ним приехала затем в Россию.

Преподавателями Московского университета были немцы или русские, получившие образование в Германии. При университете были открыты две гимназии — одна для дворян, другая — для разночинцев, начала издаваться газета «Московские ведомости». Иван Шувалов стал попечителем нового учебного заведения.

Молодой фаворит Елизаветы был не только меценатом, но и министром народного просвещения. При его содействии в Петербурге была восстановлена и Академия художеств. Он лично помогал ее возрождению, передал ей свою прекрасную библиотеку, а также собрание картин и произведений, ценные скульптуры. Отныне в Академии могли обучаться будущие русские художники. Ни возраст, ни социальное положение или происхождение кандидатов при зачислении в Академию роли не играли. В скором времени это заведение превратится в колыбель национальных талантов. Сама же Елизавета старалась окружить себя художниками и скульпторами из Европы, считая их украшением, своего двора. Казалось, она совершенно не заботилась о поощрении местных талантов, даже свой портрет заказывала у французских или итальянских художников, ее примеру следовали и петербургские красавицы. А русское национальное изобразительное искусство медленно начало пробиваться сквозь толщу иностранного влияния.

Велика роль Ивана Шувалова и в создании национального русского театра в Петербурге. На его сцене играла труппа, которую в Ярославле создал купеческий сын Федор Волков. Представления давались в прозе и в стихах, посещала их и сама императрица. К театру Елизавета испытывала большую любовь — будь то итальянская опера или французская комедия. Разве что немецкий театр, вот уже многие годы игравший свои спектакли в Москве, не получил у нее признания. В 1754 году он был закрыт. А к народному искусству у дочери Петра Первого были особые чувства. Ее сердцу был мил русский фольклор; пляски и хоровое пение деревенских девушек полюбились ей с ранних лет.
В фаворитах у Елизаветы I недостатка никогда не было. Но последним и одним из самых известных стал Иван Иванович Шувалов. Справедливости ради стоит отметить, что молодой фаворит использовал свое влияние на пользу Отечеству и нередко забывал о себе. Он стал первым куратором Московского университета, президентом Академии художеств, а графского титула, пожалованного императрицей, так и не принял. После смерти Елизаветы I к новому двору он не пришелся. Его отправили «поправить здоровье» за границу. Вернулся на Родину он через 14 лет, семьёй Иван Шувалов так и не обзавёлся. Кто же мог сравниться с блистательной Елизаветой?

Сплетни и слухи об интимной жизни придворных были для Елизаветы любимым развлечением. Она разбирала семейные скандалы, выясняла обстоятельства супружеских измен.

Любя веселье, Елизавета хотела, чтобы окружающие развлекали ее, но беда была обмолвиться при ней хотя бы одним словом о болезнях, покойниках, о прусском короле, о Вольтере, о красивых женщинах, о науках, и все большею частью осторожно молчали. 

Собственно, и роскошь по европейским меркам во многом оставалась мишурной. Настоящих дворцов, удобных для проживания, еще не было. Строили их с изумительной быстротой, буквально за считанные недели, но при этом забывали о комфорте. 

Случалось навстречу иноземному послу, являвшемуся во дворец на аудиенцию, выносили всякий сор из внутренних покоев. 

Да и нравы старого московского двора не совсем еще отошли в прошлое.

 Государыня любила посиделки, подблюдные песни, святочные игры. На масленицу она съедала по две дюжины блинов.

 Разумовский приохотил Елизавету к жирной украинской кухне - щам, буженине и гречневой каше. Этим он нанес ущерб красоте своей подруги: Елизавета расплылась. 

Другие излишества также расстраивали здоровье императрицы. 

Она редко ложилась спать до рассвета и засыпала с большим трудом, лишь после того, как начинали чесать пятки. 

Пробуждалась она около полудня. Елизавета никогда не знала, что такое режим, и при дворе не ведали, когда будет обед, а когда ужин.

Елизавета обладала практичным умом, умело руководила своим двором, маневрируя между различными политическими группировками. 

Однако активного участия в государственных делах она не принимала, лишь время от времени интересуясь политикой. 

В конце жизни Елизавета Петровна практически перестала заниматься государственными делами, передоверив управление П.И. и И.И. Шуваловым, М.И. и Р.И. Воронцовым и др.


Дочь Петра не родила наследника, но, вступив на престол и сослав маленького Иоанна Брауншвейгского с родителями на Север, в Холмогоры, она сейчас же выписала из Голштинии своего племянника, принца Карла Петера Ульриха, сына своей любимой сестры Анны. Его-то она и назначила себе в преемники. Голштейн-Готторпский дом был мил сердцу Елизаветы не только потому, что ее сестра вышла замуж за принца из этого дома. Из Голштинии ведь был и ее жених, епископ Любский Карл Август, которого она всю жизнь с тоской вспоминала. Поэтому к этой стране между двумя морями у нее были особые чувства.
В Голштинию за племянником Елизавета послала барона Корфа, который и привез мальчика в Петербург в феврале 1742 года вместе с его учителями Брюммером и Бергхольцем. Встреча Елизаветы с племянником была очень трогательной, ведь он являлся сыном горячо любимой сестры, рано осиротевшим и единственным представителем петровской линии. Ее огорчили лишь несколько болезненный вид прибывшего принца и то обстоятельство, что в свои 13 лет он мало чему серьезно научился. Поэтому к мальчику немедленно были приставлены преподаватели, а Симеону Тодорскому императрица поручила подготовить мальчика к принятию православия.
Это решение государыни соответствовало завещанию ее матери, Екатерины I, согласно которому, после внука ее супруга от сына Алексея в случае, если у него не будет детей, законными наследниками является Анна с ее потомством, а затем младшая дочь Елизавета с ее потомством. Петр II умер в юношеском возрасте и детей не оставил. Дочь Анна, скончавшаяся через год после смерти матери, оставила после себя сына, отцом которого являлся герцог Голштинский. Однако, воспитываясь в Киле в протестантской религии, он подпадал под последний пункт завещания, устранявший от престола наследников неправославной веры. Поэтому, вызвав его в Петербург, Елизавета прежде всего позаботилась о перемене вероисповедания племянника. Торжественно отпраздновав его день рождения — мальчику исполнилось четырнадцать лет, — императрица увезла его в Москву. Там через несколько месяцев Карл Петер Ульрих и был крещен в православную веру. Он получил титул Императорского Высочества и великого князя, а также новое имя. Отныне его стали звать Петром Федоровичем. Так голштинец встал к подножию российского трона.
Новой императрице нужен был наследник, так как только это оставляло престол за потомством ее отца. Однако таким образом она подтвердила свое намерение не выходить замуж. Это вполне соответствовало духу нового режима и настроению гвардейцев, благодаря которым она, собственно, и заняла российский трон. Ее желали видеть на престоле свободной от всяких обязательств, хотя бы формально, и олицетворять собой память о Петре Первом. Решение задачи престолонаследия императрица завершила тем, что в княжеских домах Европы начали усиленно искать подходящую супругу для будущего императора России. Прусский король предложил Софью Фредерику Амалию, немецкую принцессу из небольшого княжества Ангальт-Цербста, упомянув при этом, что она по матери является родной племянницей покойного любимого жениха Елизаветы. Среди кандидатур были также дочь польского короля Марианна, одна из французских принцесс и немецкая принцесса Гессен-Дармштадская.
Елизавета выбрала принцессу Ангальт-Цербстскую и направила ее матери Иоганне-Елизавете, урожденной Голштейн-Готторпской, очень любезное письмо, пригласив вместе с дочерью посетить русский императорский двор. Зная их материальные трудности, Елизавета выслала десять тысяч рублей на дорожные расходы, сообщив при этом, что их пребывание в Петербурге будет за счет русской казны.
Мать и дочь под чужими именами прибыли в Россию зимой 1744 года. Императрице Елизавете девушка сразу же понравилась: красивая, с темными волосами, сверкающими голубыми глазами и пытливым взглядом. А главное — очень разумна и хорошо воспитана. Девушка бегло говорила по-французски и уже через несколько дней пребывания в России могла произносить несколько предложений по-русски. С помощью учителя Симеона Тодорского она стала учить русский язык и историю православной церкви. Летом Софию окрестили в православную веру и дали ей имя матери императрицы Елизаветы. Отныне она звалась Екатериной Алексеевной, а как только девушке исполнилось шестнадцать лет, ее обвенчали с наследником русского престола.
К племяннику и его жене Елизавета относилась с большим вниманием и заботой, хотя режим будущих царственных персон был строг. Ни Петр, ни Екатерина не смели выезжать из дома, а тем более из города, не спросив на то позволения у матушки-императрицы. Государыня часто одаривала молодую чету, давала им деньги, но сердилась, когда они влезали в долги. Как-то раз она прямо заявила, что «колодец можно наконец вычерпать» и что, когда она была великой княжной, то получала значительно меньше денег и тратила их очень экономно, а главное, не делала долгов, зная, что их за нее никто платить не будет. Однако за своего племянника добрая тетушка платила даже карточные долги, желая сохранить его честь и достоинство. Кроме того, она со всей серьезностью считала, что неисправных должников в будущей жизни ожидает суровое возмездие.
Как только у наследника родился первенец — а это случилось лишь на девятом году супружеской жизни, — Елизавета поместила ребенка в своих покоях и взяла его под свое личное покровительство: заходила к нему по нескольку раз в день и даже ночью подбегала к малышу на каждый его крик, хотя к нему было приставлено множество нянек и мамок. Екатерине она подарила по этому случаю сто тысяч рублей, но позволила увидеть своего сына лишь через сорок дней после рождения. Подходить к ребенку молодой матери разрешалось редко. Так же императрица поступила и при рождении у Екатерины дочери, которую сама, вопреки воле матери, назвала Анной, именем своей давно скончавшейся сестры. Девочка, однако, через год умерла.


К детям у Елизаветы было всегда нежное отношение. Она иногда даже давала балы для детей своих придворных, на которых собиралось не менее пятидесяти мальчиков и девочек. Для них устраивался общий ужин, сама же государыня ужинала вместе с родителями детей.



Во время царствования Анны Иоанновны цесаревна Елизавета, как уже говорилось, имела небольшой двор на окраине Петербурга и сама вела свое хозяйство. Она старалась не делать долгов, хотя и испытывала вечную нужду в деньгах, поскольку средства, получаемые от императрицы, были весьма ограничены. Несмотря на это, дочь Петра, по возможности, помогала бедным родственникам по линии матери, Скавронским: двум сестрам Екатерины I, приходившимся ей тетками, и трем детям своего дяди Карла, рано осиротевшим. Двух своих кузин она воспитывала за свой счет и впоследствии сама выдала их замуж.

Доброе отношение к людям Елизавета переняла от своей матери Екатерины. «Нет добрее и ласковее матушки-государыни», — говорили в народе.

Страсть императрицы к нарядам способствовала зарождению и развитию в России ткацких и швейных фабрик, правда, им еще трудно было конкурировать с иностранными предприятиями. Как бы в поддержку скромного ассортимента отечественной промышленности Елизавета издала ряд указов, направленных против роскоши: людям, не имевшим чина, запрещалось носить шелк и бархат, запрещено было иметь золото и серебро в галунах на ливреях — исключение делалось лишь для военных и иностранцев. Кроме того, не позволялось отныне ездить в упряжке, запряженной четверкой лошадей, — это право оставлялось лишь за иностранными дипломатами и землевладельцами, отправлявшимися в свои поместья.

Правительством Елизаветы был принят также целый ряд мер, касающихся торговли и промышленности, что, собственно, имело место и при других царях Романовых. Но десятая государыня из Дома Романовых, верная принципам своего отца, лично взялась за регулирование и нравственных вопросов. Она учредила в Петербурге «строгую комиссию» для преследования внебрачных связей, даже однажды именным указом повелела конфисковать имение одной вдовы за «беспутную жизнь». А следующий факт изумил даже видавших виды европейцев.


 Одна немка, родом из Дрездена, прозванная в связи с этим «Дрезденша», наняв богатый дом в Петербурге, сделала его местом веселых вечеринок и любовных свиданий. Холостые мужчины — а может быть, и не холостые — могли там, за соответствующую плату, конечно, встречаться с легкомысленными женщинами и молодыми девушками. Слух об этом увеселительном заведении дошел до самой императрицы, и наступила расплата: немка была выдворена из России. А посетители, если это были высокие должностные лица, не состоявшие в браке, принуждены были жениться на своих добровольных жертвах, дабы восстановить их доброе имя. Суровое наказание.


Царское село.
Роскошь русского двора не уступала роскоши французского.

При Елизавете, унаследовавшей энергию отца, строилось много дворцов. На строительство деревянных дворцовых построек, предназначавшихся иногда лишь для одного посещения императрицы, порой уходило всего несколько недель. Каменные дворцы же возводились годами. Для их строительства из Италии и других стран приглашались искусные мастера. Много прекрасных памятников архитектуры создано было итальянцем Растрелли. Его творением является и Большой Царскосельский дворец — необычайное по своей красоте и роскоши сооружение. История его создания связана с именем матери Елизаветы. Лет за тридцать до того в Царском Селе для супруги Петра I были построены здесь «каменные палаты о шестнадцати светлицах» — скромный дворец, предназначавшийся для отдыха во время царской охоты. Перед дворцом разбили сад с цветниками, искусственными прудами, фруктовыми деревьями. С годами дворец неоднократно перестраивался, завершен он был архитектором Растрелли и предназначался для парадной резиденции императрицы. Вытянувшееся более чем на триста метров здание дворца поражало своей роскошью. Его лепные и резные украшения были позолочены, интерьеры дворцового сооружения сверкали. Среди удивительных по своей красоте комнат дворца мировую известность получили Китайская и Янтарная комнаты. Картины, золото, янтарь, редкий фарфор — все эти сокровища должны были свидетельствовать о могуществе Дома Романовых. 

Роскошь русского двора не уступала роскоши французского, в то время самого блестящего в Европе.



Большой Царскосельский дворец - шедевр барокко, созданный Бартоломео Франческо Растрелли для Елизаветы Петровны. Во время Великой Отечественной войны дворец был разрушен, к сегодняшнему дню восстановлено 32 из 58 залов, в том числе Янтарная комната. Пожалуй, это самый впечатляющий российский «новодел».




Но наиболее всего Царское Село известно своими дворцами. Конечно же, в первую очередь – Екатерининский дворец. Его роскошь и красоту сложно передать словами. Это нужно видеть! Богатство и шик той эпохи как нельзя лучше передает убранство и внешний вид дворца.


Интимная резиденцияИногда она уставала от жизни, полной развлечений, и отправлялась в свою особую резиденцию, которую придворные называли интимной, — Царское Село. Там в окружении самых близких — «малой свиты», как любила говорить императрица, — она отдыхала от утомительной пышности. Из-за не столь внушительных масштабов дворец не подходил для того, чтобы устраивать там торжества и большие приемы.



При этом выглядел он сказочно: голубого цвета, украшенный золотом снаружи и внутри. Барокко отвечал вкусам Елизаветы и полностью соответствовал тому блеску, в котором жил двор при императрице. Обилие золота было не только в деталях фасада дворца, но и в его интерьерах. Парадную анфиладу залов второго этажа, где не только стены, но и двери были украшены позолоченной резьбой, современники также называли «золотой».





 Он был необычным сооружением: перед подъезжавшими постепенно открывалось сказочное зрелище.

На фоне зелени леса и небесного свода сиял золотыми украшениями громадный голубой дворец. Впечатление усиливалось, когда гости  входили в здание — золотая анфилада залов потрясала воображение. 



Большой зал

Большой зал, или Светлая галерея - самое значительно парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора  Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах.





Он просто изумителен! Все помещение просто утопает в золоте! Каждая деталь интерьера продумана до мелочей, изящна и неповторима в своей красоте. Как известно, здесь устраивались официальные приемы и роскошные балы.

Для этого вечером зажигалось огромное количество свечей, и стены начинали гореть, переливаться золотом! Зал производил неизгладимое впечатление на всех гостей.

Чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала. 



Большой Екатерининский дворец

Большой Екатерининский дворец

Большой Екатерининский дворец

Большой Екатерининский дворец

Большой Екатерининский дворец

Большой Екатерининский дворец










Янтарная комната

Невероятно красивый зал. Ее по праву называют одним из чудес света. Не нужно забывать, что оригинальные янтарные панно, украшавшие комнату, были безвозвратно утрачены во время Великой Отечественной войны.




То, что мы видим сейчас – кропотливый труд наших с вами современников. Каждый кусочек мозаики был бережно восстановлен по чертежам и фотографиям.






Барокко — елизаветинский стиль — как нельзя более соответствовал ее вкусам и способствовал тому внешнему блеску, который был характерен для жизни двора Елизаветы.  Всевозможные празднества и церемонии проводились в великолепных апартаментах, что разумеется, усиливало впечатление. 



Парадные обеды и «вечерние кушанья» занимали значительное место в быту двора XVIII века. Продолжавшиеся по пять — шесть часов подряд, они обычно устраивались в самых разных дворцовых интерьерах. Столы заставлялись огромными серебряными вазами, пирамидами из кондитерских изделий, украшениями из фарфора и сахара, привозившегося тогда из далеких стран.





 Зелёная столовая - часть личных покоев великого князя Павла Петровича и его первой супруги Натальи Алексеевны, построенных при Екатерине II на месте открытой террасы - «висячего» сада.



Малая Белая столовая в личных покоях Елизаветы, Екатерины II и Александра I. Её интерьер сформировался после пожара 1820 года.








В плафоне потолка установлена копия картины К. Ванлоо «Купание Венеры».




Кавалерская столовая - небольшой по площади зал, визуально увеличенный зеркалами и ложными зеркальными окнами.



На столах представлены предметы знаменитых «Орденских» сервизов, декорированные знаками и лентами российских орденов.




Белая Парадная столовая предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы Елизаветы Петровны в узком кругу приближённых.

  Убранство столов времени Елизаветы Петровны - самостоятельное искусство. Каждому сервизу соответствует определенный стеклянный набор для напитков. На белых льняных, скатертях составлялись композиции из фруктов и цветов.

         
                        
Оформление столов по богатству, затейливости и разнообразию в украшениях не уступало убранству залов. Елизавета Петровна очень часто проводила время с дамами и кавалерами за «фриштоками» (завтраками), «ординарными» (повседневными) обедами, вечерними кушаньями.




Веселая Елисавет

В Европе в XVII веке была принята французская сервировка, когда все блюда выставлялись одновременно. В России такая мода появится при Елизавете Петровне. Во время царствования дочери Петра Великого за монаршим двором  утвердилась репутация одного из самых великолепных и роскошных в Европе. Придворные церемонии в это время выстраивались по примеру торжеств королевского дома Франции. При дворе «веселой Елисавет» застолья напоминали театрализованные действа, придумывались затейливые декорации. На десертных столах сказочно декорированные блюда соседствовали с украшениями из сахара, воска или папье-маше. На балконах устраивали музыкантов и зрителей.

В XVIII веке придворные банкеты были настоящими публичными зрелищами. Сама Елизавета Петровна, страстно увлеченная фарфором, строго следила за тем, чтобы посуда из «белого золота» включалась в сервировку парадных трапез.

В дворцовых сервизных кладовых царский фарфор охраняли гренадерские часовые.
Первый в череде наиболее впечатляющих залов Царскосельского дворца - Картинный зал площадью 180 м².



Жилые комнаты Елизаветы Петровны в царскосельском дворце находились с садовой стороны в верхнем этаже правого крыла, примыкавшего к дворцовой церкви. Из этих комнат самой роскошной была спальня императрицы, «убранная оранжевым штофом с серебром». В спальне стояла кровать «штофная, голубого французского штофа, ново-сделанная в последнем вкусе».


false
https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/a...ety-petrovny-aleksandra-I.html

По традиции того времени эта парадная кровать была самым пышным предметом обстановки дворца, о котором еще в начале XX столетия сохранялось «подробнейшее... описание как о чем-то диковинном...». И, действительно, простой дубовый каркас кровати был пышно убран расшитыми драпировками, украшен бахромой, серебряными позументом и кистями. На балдахине серебряною битью и канителью были вышиты корона, крест и вензель императрицы. Спинку изголовья украшал шитый шелком и серебром государственный герб. С трех сторон кровать закрывалась завесами, также декорированными серебряным шитьем.
В царскосельском дворце правительница наслаждалась спокойствием. В ее личных покоях стояло множество клеток с птицами: она могла спокойно спать под их пение. Лесные пернатые нормально уживались с экзотическими собратьями — попугаями, которых помещали в бронзовые клетки и ставили на подоконники.

В неприметном коридоре дворца висит картина, изображающая дворец в ужасающем состоянии 1944 года. Она напоминает нам, какой огромный урон могут нанести истории и культуре военные действия.



Екатерининский и Александровский парки
 Далее уже можно прогуляться по Екатерининскому парку, при желании посетить другие его достопримечательности.


Кресло императрицы

Эрмитаж – изящное здание в глубине парка. Здесь проводились летние балы для малого количества гостей. Прохладными летними вечерами с улицы в помещение лилась музыка, а гости после танцев и фейерверков шли гулять по парку. Здорово, правда?

 

Грот – небольшое сооружение на берегу Большого озера. Он был построен по желанию императрицы Елизаветы Петровны, чтобы она могла завтракать в уединении с видом на озеро.
 



Камеронова галерея – необычное здание, разительно отличающееся от остальных по своему оформлению. Было построено по приказу императрицы Екатерины II как место для уединения и прогулок.
 



Далее можно отправиться в Александровский парк.



Здание очень красивое и величественное. В Александровском парке также множество интересных памятников и сооружений, которые можно осмотреть. Вход в парк бесплатный, поэтому он пользуется большой популярностью у местных жителей. Здесь можно и прогуляться пешком, и покататься на лыжах, провести время с семьей на пикнике.
 


Самой же Елизавете за неимением своей постоянной резиденции все еще приходилось переезжать из одного дворца в другой. Внешне все дворцовые постройки имели вполне респектабельный вид, а вот меблировка жилых комнат была настолько бедна, что зеркала, столы и стулья во время переезда из одного дворца в другой — даже из Петербурга в Москву — возили за собой. В помещениях было душно, неприбрано, иногда бегали мыши, которых Елизавета страшно боялась. А главная беда — частые пожары, особенно в Москве, где преобладали деревянные постройки.

Однажды осенью, отправившись в Москву, Елизавета решила поселиться в Кремле. Но дворцовые апартаменты ее предков оказались непригодными для жилья, да и подъезды старинного царского дворца давно уже служили складами для отбросов и нечистот. Государыня отправилась в бывший дворец своей матушки и пожелала остаться в нем на всю зиму. Но в начале ноября здание дворца и все его службы сгорели буквально за несколько часов от внезапно возникшего пожара — остался лишь пепел и обуглившиеся обломки. Чудом спаслись его обитатели. Однако всего лишь за шесть недель дворец был отстроен вновь, и еще до Нового года императрица смогла переехать в новое здание — в нем было по меньшей мере шестьдесят комнат и гостиных.

Мечтой же Елизаветы было иметь императорский зимний дворец в городе своего отца. Эту мечту она выполнила — великолепный дворец был построен и стал украшением города на Неве. Он был задуман как резиденция русских императоров и назван Зимним дворцом. Строительство Зимнего длилось более восьми лет и поглотило несметное количество денег. Но десятой государыне Романовой не пришлось в нем пожить ни одного дня, не позволило время, отведенное ей судьбой. Напрасными оказались требования, чтобы Растрелли поспешил отделать хотя бы только ее собственные жилые помещения. Лишь через год после смерти Елизаветы стены ее детища приняли первых обитателей.


Зимний дворец.


Императрица выделяла огромные средства на обустройство царских резиденций. Именно в то время архитектор Растрелли отстроил Зимний дворец, который с тех пор стал главной резиденцией российских монархов. При Елизавете I перестроили Петергоф и Стрельну. Мажорный стиль зданий Растрелли вошёл в историю как елизаветинское барокко.



Зимний дворец


Главные помещения Зимнего дворца



Георгиевский или Большой тронный зал



Когда-то — главный зал страны. Именно там испокон веков стоял трон: начиная с 18 века, на нем восседали российские монархи. Пожар 1837 года совершенно уничтожил данный символ самодержавия, но мастерам удалось воссоздать былое великолепие. После революции трон разобрали и вернули только спустя много десятилетий — в конце 1990-х.Эрмитажный театр

Изящный небольшой театр в былые времена предназначался для избранных: членов царской семьи и приближенной знати. Сейчас его двери открыты для каждого: на легендарной сцене проходят концерты известных музыкантов, спектакли Мариинского театра, научные диспуты и симпозиумы.Большая церковь Зимнего дворца





Через два месяца после восшествия на престол Елизавета, как кажется, в первый раз посетила Царское, будучи императрицею. Это было 18 января 1742 года. Утром, в девятом часу государыня „восприняла путь в Село Царское, где она была встречена пушечными салютами, сперва 31-м выстрелом, а потом, „как изволила сесть кушать за стол стреляли неоднократно". В восьмом часу вечера Елизавета посетила хоромы, что в огороде и называются трактир, где были прежде мыльни (и тут забавлялась (играли?) до десятого часа", а потом, вернувшись во дворцовые палаты, еще немного позабавясь, она расположилась там ночевать. На следующее утро в седьмом часу императрица выезжала на охоту. В свите были и герои дня — лейбъ-компанцы. Вернулась она к полудню, а после был устроен импровизированный бал с пением и игрой в карты.

В правление Екатерины II придворные трапезы и праздники, сохраняя прежнюю помпезность, приобретают черты европейской утонченности.

К середине XVIII века все главные торжества в Петербурге будут проходить в Зимнем дворце, возведенном в 1754-1762 годах по проекту Растрелли. В дни больших приемов и балов число приглашенных во дворец превышало четыре тысячи человек. Царские столы сервировались прославленными европейскими сервизами, которые демонстрировали вкус просвещенной хозяйки Зимнего дворца.



Возможно, что это было один из тех «метаморфозныхъ» балов, которые были в большой моде при дворе Елизаветы Петровны. Екатерина рассказывала, «что мужчины не очень любили эти метаморфозные дни; большинство пребывало в самом дурном расположении духа, потому что они чувствовали себя отвратительными (hidetix) в своих нарядах. Женщины казались невзрачными мальчишками, а старухи (les plus agecs) показывали толстые ноги, которые их не украшали. Единственная, кому шел мужской костюм, была сама императрица. Она была очень большого роста, умеренно полна и у нее была красивейшая нога со ступней изумительной пропорциональности. Елизавета танцевала в совершенстве и со своеобразной грацией. Не хотелось сводить с нее глаз и трудно было найти кого-либо достойного разделить с ней внимание». Характеристика наружности Елизаветы, будучи сделанными женщиной, относившейся к ней больше критически, заслуживает полного доверия.


Многолюдные празднества, проходившие в Большом зале и Антикамерах, завершались торжествами, предназначенными для узкого круга гостей и приближенных, которых принимали в многочисленных залах анфилады: Янтарной комнате, Малиновой и Зеленой столбовых и в Портретном зале. По воскресеньям, после обедни, императрица принимала от своей свиты поздравления, «жаловала» к руке, при этом ритуал поведения, так же, как и одежда придворных, были строго регламентированы, и, как отмечает придворный журнал, «дамы были в сюртуках и шляпах, а кавалеры до полудня в орденах, а потом без орденов». По вечерам в гостиных дворца играли в карты и шахматы, забавлялись разгадыванием шарад, устраивали вечерние музыкальные концерты.


С именем дочери Петра Первого связано и основание отечественной фарфоровой промышленности — в 1744 году под Петербургом была построена мануфактура по производству фарфора. Строили ее ученики известного Беттгера — создателя «белого золота» в Германии, — приехавшие в Россию из Мейсена. Сначала это небольшое предприятие обслуживало лишь царский двор, его изделия были очень дороги и в продажу почти не поступали. Затем фабрика расширила свое производство и приобрела впоследствии широкую известность.


 Русский фарфор. ИФЗ. Сервиз «Петровский дворец», 1877. Собрание Эрмитажа


  • цировка по золоту;
  • «крытье» кобальтом;
  • подглазурная пейзажная живопись;
  • ручная роспись с использованием красок из редких и драгоценных металлов.







;



          
https://my.mail.ru/community/ludigenii/46A609104B7C649E.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
-маркиз- 14-03-2020-22:17 удалить
Ответ на комментарий дракоша52 # дракоша52,


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Царские судьбы. РОМАНОВА ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА (1709 — 1762) 3 ЧАСТЬ | -маркиз- - Дневник -маркиз- | Лента друзей -маркиз- / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»