• Авторизация


Елена Поленова. К 175-летию со дня рождения . 1 Часть . 04-12-2025 08:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


«Она далеко не успела выполнить всего того, к чему, казалось бы, способна её натура, к чему приготовила её горячая любовь к России, к русскому народному творчеству, к русскому художественному содержанию и красоте, но сделано ею так оригинально, так могуче, так своеобразно, что, наверное, никогда не погибнет и навсегда останется памятником несравненно женского искусства», – писал Владимир Стасов о художнице, чей юбилей мы сегодня отмечаем.

Елена Поленова. Фотография 1889 года. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова

Елена Поленова. Фотография 1889 года. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова

Но всё же, несмотря на такую высокую оценку знаменитого критика, имя Елены Поленовой не так известно, как её выдающегося брата. Поэтому я предлагаю сегодня поближе с ней познакомиться и вспомнить её работы.

Елена Дмитриевна Поленова родилась 27(15) ноября 1850 года в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян Дмитрия и Марии Поленовых. Елена была самым младшим ребенком в семье Поленовых, пятым по счету. Дома девочку называли Лилей.

А творить в семье Поленовых было также естественно, как дышать. Мама Мария Алексеевна была художницей-любительницей, бабушка Вера Николаевна, которую в семье звали «бабашей», водила детей в Эрмитаж, на выставки в Академию Художеств, устраивала дома конкурсы по типу тех, что проходят в Академии на получение медали. Также в гостях у Поленовых бывали профессора университета, художники, музыканты, литераторы, устраивались музыкальные и литературные вечера.

Мария Поленова. Автопортрет с дочерьми Верой и Еленой. 1853. Бумага желтая, итальянский карандаш, белила. 29.3 х 24.5. Овал. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова

Мария Поленова. Автопортрет с дочерьми Верой и Еленой. 1853. Бумага желтая, итальянский карандаш, белила. 29.3 х 24.5. Овал. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова

В 1859 году детям пригласили учителя живописи, бывшего тогда ещё студентом Академии, но уже талантливым преподавателем, Павла Петровича Чистякова. Вместе со старшими братьями и сестрой девятилетняя Елена стала заниматься рисованием.

Елена Поленова. В детской (Лиля). 1892. Холст, масло. 80 х 64. Челябинская областная картинная галерея

Елена Поленова. В детской (Лиля). 1892. Холст, масло. 80 х 64. Челябинская областная картинная галерея

Но в отличии от Василия Дмитриевича учиться в Академии художеств младшей сестре не довелось, ведь в то время женщин в число полноправных студентов просто не принимали. Поэтому Елена обучалась в Санкт-Петербургской рисовальной школе, куда поступила в 1864 году. Здесь её учителем был Иван Крамской, у которого Елена дополнительно брала и частные уроки. При этом она продолжала, с небольшими перерывами, обучаться технике рисунка и акварели в мастерской Павла Чистякова до 1880 года. Работы в технике акварели принесли известность и признание юной художнице. «Ее этюды акварелью сделают честь самому пресловутому мужчине-художнику» – писал о работах Елены её учитель Павел Чистяков.

Елена Поленова. На дворе зимой. Начало 1880-х. Бумага, акварель. 50 х 32,1. Государственная Третьяковская галерея

Елена Поленова. На дворе зимой. Начало 1880-х. Бумага, акварель. 50 х 32,1. Государственная Третьяковская галерея

Елена Поленова. Зимний пейзаж. Опушка леса. 1885. Бумага, акварель. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

Елена Поленова. Зимний пейзаж. Опушка леса. 1885. Бумага, акварель. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

Елена Поленова. Желтые цветы. 1885. Бумага, акварель. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»

Елена Поленова. Желтые цветы. 1885. Бумага, акварель. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»

По воспоминаниям современников, Елена Поленова была очень трудолюбива. С шестнадцати лет она планировала своё время так, что между занятиями у неё практически не оставалось ни одной свободной минуты. Много времени в детстве и юности Елена проводила в родовом имении Имоченцы Олонецкой губернии, а также в имении бабушки «Ольшанка» в Тамбовской губернии. Красота природы вдохновляла девушку на творчество.

Елена Поленова. Имоченцы. Дом. 1870-е. Холст на картоне, масло. 23,5 х 16,5. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

Елена Поленова. Имоченцы. Дом. 1870-е. Холст на картоне, масло. 23,5 х 16,5. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

А в 1866 году она вместе со старшей сестрой она стала преподавать в школе, построенной их отцом в Имоченцах для местных жителей.

В 1869 году Елена Поленова впервые едет во Францию, где продолжает художественное образование в частной школе-студии Шарля Шаплена в Париже.

Елена Поленова. Крыши Парижа. Конец ХIХ века. Картон, масло. 14,5 х 13. Частное собрание

Елена Поленова. Крыши Парижа. Конец ХIХ века. Картон, масло. 14,5 х 13. Частное собрание

А в 1874 году произошла драма в личной жизни молодой художницы. Елена приехала в Киев к своей старшей сестре. Муж Веры был директором Киевского Института благородных девиц, Вера там преподавала и планировалось, что Елена тоже станет учительницей. Ведь она блестяще окончила Высшие женские курсы в Петербурге и имела право преподавать историю в учебных заведениях. Но Лиля влюбилась в 34-летнего профессора кафедры медицинской физики Киевского университета Алексея Шкляревского. Молодые люди мечтали о женитьбе и переезде в Москву. К сожалению, эти планы рушат самые близкие для Елены люди – сестра Вера и властная мама Мария Алексеевна. Они решают, что Шкляревский – не пара их дочери, и мать, срочно приехав в Киев, увозит Елену в Баден-Баден.
В отчаянии девушка пишет брату Василию: «…если бы ты знал, как мне теперь трудно, ты бы, наверное, приехал повидать нас в Баден, ты один у меня, который относится сочувственно. Вера не сочувствует… Остальные члены семьи… все сделают, чтобы расстроить это и так далее… Они еще уверяют, что он поляк и это скрывает, а он настоящий малоросс по происхождению и русский по симпатиям и интересам».

Василий Поленов обращается к своему крестному Федору Васильевичу Чижову, чтобы он навёл справки о предполагаемом женихе. И несмотря на то, что выясняется, что молодой человек характеризуется только с положительной стороны, отношения влюбленных уже разрушены. Уже и сам Шкляревский, обиженный отношением к нему родных Елены, отказывается от совместных планов с девушкой.

«Это было слишком хорошо, чтобы могло осуществиться. Пусто, холодно, одиноко стало во мне и вокруг меня с тех пор, как я от него отказалась. Что я сделаю теперь со своей длинной ненужной жизнью, не могу себе представить; как поволочу ее дальше, а нужно волочить со дня на день, без желания, без смысла, без будущего… А невеселую эпоху переживает теперь Ваш Лилек и сколько ни думает, исходу не может придумать. Покуда мне приходилось бороться со взглядами и мнениями моей семьи, борьба имела смысл. Теперь, по словам Веры, он сам разделяет отчасти их взгляд, следовательно, приходится только подчиняться… Теперь при этих обстоятельствах мне легко отказаться от него. Но забыть и разлюбить его не могу никогда, да что толку, лучше было бы, если бы могла», – писала Лиля Чижову, поддержавшему её.

Елена Поленова. Фотография 1874 года. Государственная Третьяковская галерея

Елена Поленова. Фотография 1874 года. Государственная Третьяковская галерея

После этих событий девушка решила полностью посвятить себя искусству. Творчество стало её единственной отдушиной. В 1879 году она поступила в керамический класс Рисовальной школы Общества поощрения художников, а в 1880-м продолжила изучать керамическое дело в парижской мастерской Евдокима Егорова, а также у известного французского керамиста Жозефа Теодора Дека.

Елена Поленова. Тарелочка декоративная «Осень». Заводы М. С. Кузнецова, конец 1880-х – 1890-е. Государственный исторический музей, Москва

Елена Поленова. Тарелочка декоративная «Осень». Заводы М. С. Кузнецова, конец 1880-х – 1890-е. Государственный исторический музей, Москва

Елена Поленова. Тарелочка декоративная «Ночь». Заводы М. С. Кузнецова, конец 1880-х – 1890-е. Государственный исторический музей, Москва

Елена Поленова. Тарелочка декоративная «Ночь». Заводы М. С. Кузнецова, конец 1880-х – 1890-е. Государственный исторический музей, Москва

Елена Поленова. Тарелочка декоративная «Детство». Заводы М. С. Кузнецова, конец 1880-х – 1890-е. Государственный исторический музей, Москва

Елена Поленова. Тарелочка декоративная «Детство». Заводы М. С. Кузнецова, конец 1880-х – 1890-е. Государственный исторический музей, Москва

Елена Поленова. Тарелочка декоративная «Юность». Заводы М. С. Кузнецова, конец 1880-х – 1890-е. Государственный исторический музей, Москва

Елена Поленова. Тарелочка декоративная «Юность». Заводы М. С. Кузнецова, конец 1880-х – 1890-е. Государственный исторический музей, Москва

Некоторое время Елена преподавала в Санкт-Петербургской рисовальной школе живопись по фарфору и фаянсу, а в 1882 году после смерти сестры Веры она вместе с матерью переехала в Москву к старшему брату. Василий Дмитриевич познакомил сестру с Саввой Мамонтовым, и Елена стала активным участником Абрамцевского кружка.

Елена Поленова. Столовая в доме Мамонтовых на Садово-Спасской. 1884. Бумага, картон, акварель. 24.2 х 36. Частное собрание

Елена Поленова. Столовая в доме Мамонтовых на Садово-Спасской. 1884. Бумага, картон, акварель. 24.2 х 36. Частное собрание

Елена Поленова на пленэре в Абрамцево, фотография

Елена Поленова на пленэре в Абрамцево, фотография

Елена Дмитриевна создавала эскизы для керамики, мебели, вышивок, она всерьёз увлеклась русским народным искусством. Вместе с хозяйкой Абрамцева Елизаветой Григорьевной Мамонтовой она создала в усадьбе музей народного искусства, экспонаты для которого женщины собирали, путешествуя по деревням центральных областей России. Также в Абрамцеве в 1885 году была открыта столярно-резчицкая мастерская, которой руководила художница. Местные крестьяне делали предметы домашнего обихода и мебель по её эскизам, в основе которых лежали народные мотивы. За девять лет Елена Поленова разработала более 100 художественных проектов. Ее мебель разошлась по всему миру, украшая дома и повседневную жизнь их обитателей.

Елена Поленова (Автор проекта). Шкафчик с изображение ветвей граната. Конец XIX - начало XX вв. Дерево (береза), резьба контурная, резьба трехгранно-выемчатая, подкраска, вощение. 27 х 24 х 11. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Елена Поленова (Автор проекта). Шкафчик с изображение ветвей граната. Конец XIX - начало XX вв. Дерево (береза), резьба контурная, резьба трехгранно-выемчатая, подкраска, вощение. 27 х 24 х 11. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Елена Поленова. Совы. Орнамент для резьбы. 1890-е

Елена Поленова. Совы. Орнамент для резьбы. 1890-е

Буфет в доме архитектора Кузнецова, выполненный по эскизам Елены Поленовой

Буфет в доме архитектора Кузнецова, выполненный по эскизам Елены Поленовой

Елена Поленова (Автор проекта). Шкафчик с колонкой. 1885

Елена Поленова (Автор проекта). Шкафчик с колонкой. 1885

Елена Поленова. Иконописная мастерская XVI столетия. 1887. Холст, масло. 38,5 х 31,7. Государственная Третьяковская галерея

Елена Поленова. Иконописная мастерская XVI столетия. 1887. Холст, масло. 38,5 х 31,7. Государственная Третьяковская галерея

Вскоре художница увлеклась русским фольклором и в 1886 году она обратилась к иллюстрации сказок и поговорок.

«Думаю, что иллюстрировать русские народные сказки – дело большой важности, – я не знаю ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада, и русские дети растут на поэзии английских и немецких чудно иллюстрированных сказок», – писала Елена Поленова критику Стасову.

За двенадцать лет Поленова создала иллюстрации более чем к двадцати русским народным сказкам и поговоркам. Она не только делала иллюстрации к сказкам, но и стилизовала текст под старинный шрифт. При жизни Елены Дмитриевны была издана лишь одна сказка с её иллюстрациями – «Война грибов», но несколько книг готовились к печати и были изданы после её смерти.

Елена Поленова. Иллюстрация к сказке «Война грибов». «Грузди – ребятушки дружны». 1886-1889. Бумага, акварель, литография. 17,3 х 26,5. Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево»

Елена Поленова. Иллюстрация к сказке «Война грибов». «Грузди – ребятушки дружны». 1886-1889. Бумага, акварель, литография. 17,3 х 26,5. Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево»

Елена Поленова. Иллюстрация к сказке «Война грибов». 1880-е

Елена Поленова. Иллюстрация к сказке «Война грибов». 1880-е

Елена Поленова. Иллюстрация к сказке «Война грибов». 1880-е

Елена Поленова. Иллюстрация к сказке «Война грибов». 1880-е

«Поленова заслужила себе вечную благодарность русского общества тем, что она первая из русских художников обратила внимание на самую художественную область в жизни – на детский мир, на его странную, глубоко поэтическую фантастику. Она нежный, чуткий и истинно добрый человек, проникла в этот замкнутый детский мир и угадала его своеобразную эстетику», – писал Александр Бенуа

Елена Поленова. Иллюстрация к русской сказке «Иванушка-дурачок и Жар-птица». 1890-е. Государственный Русский музей

Елена Поленова. Иллюстрация к русской сказке «Иванушка-дурачок и Жар-птица». 1890-е. Государственный Русский музей

Елена Поленова. Иллюстрация к народной сказке «Плутоватый мужик». «Мужик шапку снял, стал свинке в пояс кланяться». 1890-е. Государственный Русский музей

Елена Поленова. Иллюстрация к народной сказке «Плутоватый мужик». «Мужик шапку снял, стал свинке в пояс кланяться». 1890-е. Государственный Русский музей

Елена Поленова. Иллюстрация к сказке «Белая уточка»

Елена Поленова. Иллюстрация к сказке «Белая уточка»

Елена Поленова. Иллюстрация к сказке «Белая уточка»

Елена Поленова. Иллюстрация к сказке «Белая уточка»

Елена Поленова. Иллюстрация к русской народной сказке «Сынко Филипко». 1890-е. Государственный Русский музей

Елена Поленова. Иллюстрация к русской народной сказке «Сынко Филипко». 1890-е. Государственный Русский музей                                                                                         https://dzen.ru/a/aSf7iuJlNFazTPwW?from_site=mail 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Благодарю,дорогая! Хорошего дня и отличного настроения!
Васмак 04-12-2025-18:52 удалить
Прекрасный пост! Благодарю за знакомство с художницей!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Елена Поленова. К 175-летию со дня рождения . 1 Часть . | дракоша52 - Дневник дракоша52 | Лента друзей дракоша52 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»