• Авторизация


Виктор Уфимцев 01-03-2013 05:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Живописец, график, сценограф
[428x312]
фото
Виктор Уфимцев один из многих русских художников, для кого Узбекистан стал творческой родиной. Родился в 1899 году на Южном Урале в селе Барневка. Детство провел в Тобольске и Омске. Учился в Омском коммерческом училище (1910–1919). С 1917 занимался на курсах живописи и рисования при Институте практических знаний. В 1918 был призван на военную службу; воевал в рядах Белой и Красной (с 1919) армий. С 1920 работал художником при Клубе Красной Армии и лектором Красноармейской художественной студии; участвовал в поездках на агитпароходе «III Интернационал». Недавно были найдены дневники Уфимцева , в которых он фиксировал каждый прожитый день и час. Это заметки страстного любителя путешествовать, увлеченно описывающего свои приключения. Публикация дневников дает новое представление о времени и людях, о творческих поисках художников-новаторов.


[230x282]
Без названия № 9. Фотомонтаж
В 1918 году, учась в студии А.Клементьева и будучи "обыкновенным реалистом", попал на лекцию Давида Бурлюка о футуризме. Вдохновленный стихами футуристов и личностью Бурлюка, Уфимцев превратился в авангардиста, пропагандиста свободного, лишенного условностей искусства. Футуризм стал для него синонимом радикальных перемен.
Восприняв футуризм как искусство будущего, определил свое творческое кредо: "Новому содержанию надо и форму новую".
[150x221]
[482x600]
Сценка из буржуазной жизни
[200x270]
Без названия № 2. Фотомонтаж
В 1920–1921 гг. Уфимцев начал использовать футуристические приемы и сюжеты и стал организатором омской футуристической группировки «Червонная тройка», в которую вошли художники и поэты В.Шабля-Табулевич, Л.Мартынов, С.Орлов, Б.Жезлов…

Эй, «Червонная тройка»!
Не бойся, бубни свое!
А ну, попробуйте троньте
Наше цветное житье!

Б. Жезлов

Уфимцев подготовил иллюстрированное издание «Футуристы — сборник 1» с дерзкими и остроумными решениями, линогравированными портретами участников группы.
С 1921 — участник выставок (1-я «Червонная Тройка»). Участвовал в 1-й Всесибирской выставке живописи, скульптуры, графики и архитектуры в Красноярске, Новосибирске, Томске (1927), 1-й передвижной Казахстанской художественной выставке (1928) и других. Провел персональные выставки в Ново-Николаевске (Новосибирске, 1921), Самарканде (1924; совместно с Усто-Мумином), Омске (1926).
[392x600]
Графика 1920
[505x600]
Плакат
[600x437]
Приезд рис.
[600x436]
Рисунок
Уфимцев много путешествовал. И его привычка все фиксировать в дневниках, записках необыкновенно помогала в творчестве. В 1923 г. он был направлен в Самаркандскую комиссию по охране памятников старины и искусства. Одна из ярких страниц дневников — путешествие в Туркестан, во время которого он создал серию «Турксиб», самую смелую и новаторскую в его творчестве.

Из Бухары художник сам себе написал удивительное письмо: «Белое солнце, серое небо, зеленое небо! Зелени нет. Воды мало. Земля горит. Земля добела раскалена. Ярко и в то же время хмуро».

В Ташкенте и Самарканде он познакомился с творчеством А. Волкова, М. Сарьяна, вдохновлялся разными направлениями и стилями. Его работы обретают восточный колорит. Знаменательной для него стала встреча в 1924 г. в Бухаре с архитектором-конструктивистом М. Гинзбургом, возглавлявшим экспедицию по защите и охране памятников архитектуры. По предложению Гинзбурга Уфимцев два месяца проработал в его экспедиции, что отозвалось впоследствии в его плакатах в стиле конструктивизма.

В дневниках он записывал и свои стихи. Вот одно из впечатлений о Семипалатинске:

Солнце, как в желтом блюде,
Топит лучи в песках.
Одиноко стоят верблюды,
А в верблюжьих глазах — тоска.

В 1924 г. в Туркестане он делал алогичные кубофутуристические коллажи («Ну таки ех-ех»). В композицию вплетались газетные вырезки, фрагменты фотографий, канцелярских и телеграфных бланков, надписи от руки.

«Куски жизни» - так называется дневник с рисунками, краткими пояснениями -Уфимцев никому не показывал, считая слишком личным. «Со мной маленький этюдник, сделал внутри из окна несколько нашлепков, может быть, пригодятся. Но я без них ярко представляю будущие картины большого цикла. Тут должны быть и выжженные степи с красными лентами товарных поездов, и ослепительные пески с черными причудливыми растениями. И карьеры, откуда берут камень, и белые домики только что рожденных станций, и деревянные водонапорные вышки». Эти впечатления художник записал в 1931 г., когда отправился по недавно открытой железной дороге Турксиб. В тетрадях он фиксировал все: проходящие поезда, цвет неба, земли. «У деревянной водонапорной башни встретились два поезда. Башня недавно построена. Желтые доски еще не успели сделаться черными».
[200x279]
Сартянка с птицами. 1920-е. Собрание И.С. Григорянца, Москва


В заметках «Путешествие по Туркестану» художник увлекательно рассказывает о своей жизни, в яркой и поэтичной манере описывает впечатления, творческие искания. Листы серии «Турксиб», отмеренные телеграфными столбами, напоминают документальные кинокадры с фрагментарными лаконичными композициями, примитивизмом языка, тонкими колористическими решениями. В этой серии много нового, дерзкого, авангардистского, созвучного духу времени. Один из самых удачных — лист с изображением черных растений на фоне белых песков и белесоватого неба.

[600x450]

371-й километр. Из серии «Турксиб». 1931. Частное собрание, Москва

В 1923 совершил поездку в Москву, где познакомился в В. В. Маяковским, В. Э. Мейерхольдом, А. Н. Толстым. В 1923–1925 жил в Туркестане (Ташкент, Самарканд, Бухара); сблизился с А. Н. Волковым, А. В. Николаевым (Усто-Мумин), Л. Л. Буре, А. В. Исуповым. Работал в Самаркандской Комиссии по охране памятников искусства и старины.
[500x567]

К поезду

Произведение "К поезду" объединило в себе смелые эксперименты молодого художника – ракурс, форма картины, смешанная техника. [600x431]
Вот она - Хива 1930
[600x497]
Ночная Хива
[600x462]
Солнечная Хива
В сентябре 1925 возвратился в Омск. Работал главным художником Омского гортеатра (1926–1933). Много путешествовал по стране; неоднократно бывал на Алтае, Кавказе, Дальнем Востоке, в Средней Азии.
[600x457]
Горное озеро
[600x315]
Декхане
[600x290]
Арал
[600x461]
Аксакалы
К сожалению, не смогла повернуть правильно. [462x600]
Базар
С 1933 жил в Ташкенте. Работал главным художником театра им. Хамзы (1933–1936). Принимал активное участие в создании Союза художников Узбекистана; с 1933 член оргкомитета, с 1940 — председатель правления СХ Узбекистана. В 1944 был удостоен звания народного художника УзССР. Занимался организацией выставок, творческих бригад с выездом на стройки пятилетки. В конце 1950-х — начале 1960-х совершил поездки в Афганистан, Тунис, Индию; результатом стали серии гуашей «Афганский дневник», «Тунис», «По дорогам Индии». И по-прежнему он стремится в странствиях познать мир.В 1940–1950-е гг. все больше ощущается разлад, внутренняя драма художника, вынужденного создавать монументальные полотна, пронизанные патриотическим содержанием.

К этому времени Уфимцев уже сложившийся художник. В автобиографии 1935 г. он пишет: «Что осталось у меня найденным после всех исканий? Немало. Импрессионизм научил цвету. Футуризм – быстроте и находчивости. Кубизм и конструктивизм дали устойчивость, простоту, крепость вещи, научили обработке поверхностей. Реализм – бодрость и здоровье. Но работа над собой не кончена. Учеба продолжается. Мои профессора – жизнь и зритель».

[425x600]
Женщины Туниса
[383x600]
Джерба
[600x387]
Индия
[600x430]
По дороге в Газни
[600x187]
Горы
Уфимцев проявил себя в различных областях искусства: занимался станковой графикой, плакатом, коллажем, оформлял самиздатовские поэтические сборники («Футуристы — Сборник1», 1921; «Автографы», 1920–1923), вел «графические дневники» («Кусок жизни», 1920-е). Создавал портреты, пейзажи, натюрморты, в 1930-х — произведения на историко-революционные темы и темы советского быта.
[600x345]
Весна

[456x600]
Дерево
[600x429]
Дуб
[600x420]
Пейзаж
 

В 1964 г., незадолго до смерти, художник передал в дар г. Ангрену свои работы, которые явились основой экспозиции галереи, названной его именем. В канун 1965 г. Уфимцева не стало.
[600x555]
Корзина с апельсинами

[336x337]
Натюрморт с сиренью
Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Государственном музее искусств Республики Узбекистан в Ташкенте, Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого в Нукусе.
Но в поздних работах нет той творческой свободы и неиссякаемого жизнелюбия, жажды экспериментирования, которые восхищают в его лучших вещах 1920–1930-х, хотя и они по-своему хороши.
[600x303]
Пейзаж

[444x600]
Натюрморт с гранатами
[600x449]
Натюрморт с виноградом
[600x344]
Рожденный в пути 1961
Сложно назвать манеру Уфимцева однообразной, в его арсенале есть работа контрастными локальными цветами, есть мягкие лиричные сочетания пастельных цветов. Немногословна в деталях работа "Рожденный в пути" (1960, коллекция В. Шпенглера). Самого "рожденного" на работе не видно, лишь характерный взгляд опущенных глаз матери, и прижимающий жест руки обозначают присутствие новорожденного. Чтобы сказать главное, необязательно сказать многое, быть может об этом творчество мастера (Н. Трегуб)

[275x600]
Сидящая

[500x352]
Двое
[432x600]
Пруд 1950

[420x600]
На закате

[341x600]
Девушка

[326x226]
Музыканты


Выставки произведений Уфимцева прошли в Москве (2007, 2009), Омске (2009).

http://art.1september.ru/articles/2009/24/02
http://artru.info/ar/14054
http://kupitkartinu.ru/painter/982/
http://artru.info/il/all/14054/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Слава44 07-02-2018-00:56 удалить
Лариса_Бабуркина, Спасибо. Можно я перепишу этот пост по-новому с дополнениями, а то у Вас картинки пропали?


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Виктор Уфимцев | Лариса_Бабуркина - Дневник Lorchenburg | Лента друзей Лариса_Бабуркина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»