Вот ещё один из «старых» рассказов. Вообще их у меня довольно много, но, насколько они интересны - самому, понятное дело, судить трудно. Я могу судить о своём литературном стиле, о степени профессионализма, но никак не о привлекательности моих сочинений для читателей. Потому-то каждый раз терзаюсь сомнениями: публиковать или не публиковать тот или другой рассказ. Просить писать отзывы – глупо, так как, если бы подобная потребность у кого-то была – писали бы. Следовательно, раз не пишут, значит не хотят: кому лень, кому трудно сформулировать в словах свои претензии или объяснить, чем понравился текст, кто-то боится обидеть автора, а кто-то не может вот так запросто обратиться к незнакомому человеку… Короче, причин не писать отзывы превеликое множество. Да я сам крайне редко это делаю, только если кто-то из знакомых попросит прочитать и поделиться после своими впечатлениями. Вот и получается, что, вроде как, кто-то читает мой дневник, а насколько он интересен им – непонятно. Именно поэтому я и не тороплюсь печатать всё, что есть, а ограничиваюсь наиболее (с моей точки зрения) удачными рассказами. И если кому-то они скрасят вечер-другой, я буду очень рад. В конце концов, писал и пишу я не для того, чтобы самого себя удивить, а с целью поделиться чем-то с окружающими. Если, конечно, им это нужно…
Да, так вот ещё один рассказ из «старенького». Был такой период, когда я довольно много и интенсивно общался с иностранцами. Например, с одной немочкой, от встреч с которой, остались грустноватые, какие-то тускло-лирические воспоминания. Имя её в рассказе изменено, да и вообще здесь скорее шарж на наше общение, нежели точное изображение. Надеюсь, он кого-то позабавит…
Русский устный
Немку зовут Хельгой. Чуть выше среднего роста, стройненькая. Нерусские щуплые ножки обтянуты чёрными леггинсами. Выше – серенькая бесхитростная кофточка и тончайшая золотая цепочка на рельефно выступающих изгибах ключиц. Лицо? Довольно нежное. Глаза? Есть и глаза. Кажется, серые. Выражение их спокойное, но шансов не дающее. Глаза Хельги щетинятся чёрными иголочками ресниц. Посмотришь в них – извинишься и отойдёшь.
Волосы хорошие. Улыбка – ещё лучше. И ещё: двигается немка несколько медлительно, с кошачьей осмотрительностью.
Русский… Русский – это я. Джинсы, куртка, борода. Подробности опустим. Могу добавить, что рядом с немкой выгляжу не очень естественно.
Хельга изучает русский язык. Приехала в Москву закрепить пройденный материал. Меня попросили пообщаться с ней, чтобы она усовершенствовала русский устный. Вот мы и гуляем вторую неделю. Кусково, Архангельское, Коломенское, речной трамвайчик, Арбат, Кремль, сад «Эрмитаж»… Теперь вот пришли на Патриаршие пруды.
Солнце плещется в деревьях, растекается по дорожкам и траве. Сидим с Хельгой на лавочке, я рассказываю ей о Булгакове. На разноцветной детской площадке резвятся голосистые дети. Бронзовый Крылов тщетно пытается отвернуться от них. Над водой кружат птицы, напоминающие трефовых тузов.
- Мищ-ща, чей там сидит?.. Тёмний мужчина в пальто?
- Это наш сидит. Поэт сидит. Крылов.
- Как?
- Кры-лов. Крило-о-оуффф,- подражая иностранному произношению, по-дурацки выдыхаю долгую «ф».- Басни писал,- пантомимически изображаю, как Иван Андреевич писал свои сочинения.
- Что есть басни?
- Э-э-э… Истории о животных, которые… В общем, они там говорят, как люди.
- А-а-а, он словно братья Гримм?
- Н-не совсем. В баснях главное – не волшебство, а…
- Что ти сказаль? Большинство?
- Вол-шеб-ство.
- Подожди, надо смотреть мой книга…
Из сумочки извлекается сине-жёлто-русско-немецкий словарь. Я его уже видеть не могу! Находим слово «басня». Хельга понимающе дёргает головой.
- А, йа-а! Баснья… И о чём его баснья?
- Да у него их много. Ну, например, о Вороне и Лисице.
- Кто это?
- Ворона!- жестом вытягиваю себе клюв, машу «крыльями» и страшно каркаю.
- А-а, понятно,- серьёзно кивает Хельга.- А другой?
- Лисица…- тут я задумываюсь. Как её изобразишь, едрёна вошь?!
Немка цепко держит меня взглядом. Ждёт объяснений.
- Лиса… рыжая такая… с хвостом.
- Что есть «хвостом»?
Встаю, неуверенно показываю, как выглядит хвост. Мамаши, сидящие вокруг детской площадки, тревожно посматривают на нас. Дети открывают рты. Немка морщит лоб:
- Не понимаю.
Я, с усталым вздохом:
- Давай лучше поищем в словаре.
Пока она колдует с сине-жёлтым словарём, я изучаю ранее упущенные детали её внешности. Она это понимает и потому не слишком торопится. Наконец, лиса найдена. Хельга просит пересказать сюжет басни.
- Значит так,- обречённо говорю я.- Дерево. Ворона. Во рту – сыр…
Дети на площадке заворожённо следят за каждым моим движением. Я когда-то мечтал об актёрской славе, но сейчас…
- Лиса говорит Вороне: «Ты красивая! У тебя чудесные глаза, улыбка…»
- Улибка?- удивляется Хельга.
- То есть – клюв. Клюв, говорит, у тебя замечательный. И голос.
- Что есть «голёс»?
Открываю рот и, как на приёме у врача, тяну:
- А-а-а-а!
Немка чуть отодвигается, дети же – наоборот, начинают приближаться ко мне с ангельскими улыбками. Я нервно кошусь на них и продолжаю:
- «Спой, светик, не стыдись!» Ну, Ворона заслушалась, хорошо ей стало.
- Карошо?
-Хорошо-о-о. Лиса ей: «Спой, бите!» А Ворона: «Кар-р-р!»
Дети вздрагивают, потом смеются и подходят совсем близко: я слышу их дружное сопение.
- Сыр выпал. Лиса его – хоп! И убежала.
- А, йа-а…- немка вежливо улыбается.
- Расскажи ещё,- внезапно просит меня самый отважный ребёнок, щекастый пухляк в откровенно-красной кепочке.
Но мамаши уже оттаскивают от нашей лавочки своих доверчивых крошек. Красная кепка упирается и пыхтит:
- Подожди, он ещё не кончил!
- Что он хотель?- поинтересовалась Хельга, когда деток вернули на прежние позиции.
- Басня ему понравилась.
- Просто ти очень громко говориль,- съехидничала Хельга.
Я обиделся.
- Тихо ты бы не поняла.
- Нет, поняла.- Подумав, Хельга решила смилостивиться.- Ти хорошо рассказываль. Это умный история. У меня был друг в Германии. Он похож на лисица. Такой…
- Рыжий?- подсказал я.
- Не-е-ет, очень хитрий. Он тоже мне сказаль: «Ти красивая, у тебя глаза, улибка…» А потом ходил к другой девочка. Я знать, я видеть всё! А он смотрель мои глаза и говориль: «Всё нормально.» У, хитрий тако-о-ой!
«А ты не будь вороной»,- думаю, но вслух говорю:
- Ничего, бывает.
- Бивает! О, так бивает, да!- немка потрясает тоненьким пальцем.- А ти не делай так?
- Как?
- Как лисица?
- Не помню. Вроде нет. А что?
- Все так делай. Сначала мужчина говорить: я-а! ты-ы! А потам контакт, кроватка и прощай! Я правильно сказала?
- Нет.
- Нет, так можно сказать: «контакт, кроватка»?
- Можно, но лучше не надо, Ну что, пошли?
Она поднялась, хмуря брови и сбивая с леггинсов приставшие соринки.
- Он говориль, что я – зимний баум.
- Виноват?
- Н-ну «баум», дерево. Потому что у меня мало тела,- для наглядности Хельга ущипнула себя за худую руку.- Как зимний баум без листиков.
- Он врёт,- усмехаюсь я,- ты красивая.
- Ага! Я же сказать: все мужчины одинокие! Нет, как это?... Одинакие?
- О-ди-на-ко-вы-е,- отчеканиваю я скрипучим голосом.
Когда проходили мимо детской площадки, красная кепка крикнула мне:
- Приходи ещё!
Я помахал ему рукой.
- Он тебя любит,- заметила немка. Потом погрузилась в задумчивость, глаза её начали уплывать. Я закурил. Вдруг Хельга повернулась ко мне и спросила:- Мищ-ща. Ти любишь сыр?...
Май 2003 года