• Авторизация


Секреты литературы. От чьего лица? Выбор манеры повествования. 25-09-2017 01:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Когда начинаешь новое произведение, одним из определяющих моментов его стиля обычно является именно выбор манеры повествования: либо от первого лица (я), либо от третьего (он, она, они). Иногда начнешь, скажем, от первого - и чувствуешь: что-то не то, тяжело идет, не раскрывается текст. Сменишь лицо - и вот оно, пошло! Но как, собственно, определить, от кого и где лучше писать?

Личность повествователя очень мало зависит от жанра: детектив, фантастика, реалистическая проза - все это пишется от любого лица. С другой стороны, роман в полноценном смысле этого слова от "я" написать почти невозможно. Связано это с классическим определением жанра: по нему "роман" - это произведение, где повествование перескакивает с одной сюжетной линии на другую, и в каждой линии там есть свой главный герой. Вспомните "Войну и мир" - это и есть классический роман. У романов часто еще и всевидящий, как бог, автор: он знает больше героев и явственно это показывает.

Если же "камера" повествования приклеена к одному герою и следует только за ним, причем впритык, без божественного взгляда сверху, то такой жанр называется "повесть". Соответственно, многочисленные романы в стиле фэнтези, которые публикуют большущими сериями и в которых в 90 процентах повествование прилеплено к одной главной героине - это по сути повести. Поэтому неудивительно, что в них повествование чаще всего и идет от "я".

Ну и по пунктам, когда и от какого лица лучше писать.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА (Я)

1) Если у вас одна сюжетная линия и один главный герой.

2) Если вы не предполагаете авторских отступлений и прочих философствований, то есть образ автора в вашем произведении затушеван и слит с самим героем.

3) Если сюжет ваш сильно завязан на чувствах и впечатлениях, которые испытывает герой: так они будут казаться достовернее и ближе читателю.

4) Если герой по ходу дела испытывает сильные личностные изменения: по той же причине. Читателю приятнее будет ловить оттенки его меняющихся мыслей.

5) Если одной из фишек повествования является оригинальная манера героя выражаться: то есть все происходящее написано как бы его языком.

ОТ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА (ОН, ОНА, ОНИ)

1) Если у вас много сюжетных линий и много героев.

2) Если вы любите авторские отступления, философские рассуждения и комментарии.

3) Если ваш сюжет связан с большим количеством событийных поворотов, и эти события должны быть описаны не только с субъективной точки зрения одного героя, а как бы "сверху". Пример: большие битвы, расстановки политических сил и прочие глобальные вещи.

4) Если вы предпочитаете писать с точки зрения бога, то есть видеть больше, чем собственные герои.

Объем произведения при этом не важен совершенно. Например, моя повесть "Король и спасительница" потому и повесть, что написана от "я" и четко следует за героиней, хотя в ней без малого 400 страниц. А вот "Гостиница "Камелия" или отель "Водяной тычиночник" - это наоборот, роман: там несколько главных героев, а автор парит над ними и видит больше, чем они - и при этом в самом произведении около 300 страниц.

В целом, я следую для себя правилу: чем больше сложных событий и сюжетных поворотов, тем вероятнее третье лицо повествования. От "я" я пишу более простые и линейные сюжеты, где события не перекручиваются, не перескакивают и следуют одно за другим.

В то же время, есть еще один вид повествования: то от первого лица, то от третьего, посменно. Таким стилем написана, например, "Дама в очках в автомобиле и с ружьем" Жапризо. А у меня - "Нейронная сеть "Колин". Такая манера позволяет то погружаться в восприятие героя, то "взмывать" над ним и видеть картину шире. Если правильно использовать, может очень обогатить повествование.

И что бы вы ни выбрали, не забывайте: манера повествовании не должна вас стеснять и "подрезать". Если вы чувствуете, что, хоть убей, не можете в выбранных условиях выразить все, что хотите - меняйте условия.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (11):
Лиен 25-09-2017-15:26 удалить
у вас очень интересная и вдохновляющая рубрика "секреты литературы", и этот пост для меня очень полезный.
Divcot 25-09-2017-18:00 удалить
Лиен, большое спасибо, рада, что кому-то оказалось полезным!
Я_лечу 25-09-2017-19:46 удалить
когда пишут от первого лица очень часто перебарщивают с местоимениями. В одном предложении зачастую по три я и четыре мне бывает. Это иногда режет глаз.
Divcot 25-09-2017-23:38 удалить
Я_лечу, да это свойство скорее не лица, а просто не очень хорошего языка). Книги от "я" и от "они" абсолютно равны по художественности, а если кто-то слишком якает, значит, ему лично слов не хватает)
Я_лечу 26-09-2017-12:29 удалить
Ответ на комментарий Divcot # Это бывает у начинающих авторов. Они этого даже не замечают.
Спасибо-спасибо! Познавательно и интересно) Особенно про отличия повести от романа. Никогда над этим не задумывалась. А еще узнала, что грешу тем самым смешанным стилем. То я от лица "бога" пишу, то переключаюсь на чувства и переживания героев - и это все от первого лица зачастую идет. Причем "болтают" разные герои))
zerg_from_hive 27-09-2017-15:23 удалить
Margarita_Evil-doer_AdiGalliya, дык и тут есть вариантов. Скажем, одна глава называется "Вася Пупкин, Москва, полдень" -- и повествование идёт от лица Васи: "Проснулся я сегодня поздно, сам от себя такого не ожидал. Вот что значит отложить дела на раннее утро..." А следующая глава, например -- "Гидралиск Бхыщ, 13-й улей роя Левиафан, планета Чар, 1/17 оборота", и снова от первого лица: "С утра чувствую на языке кровь Чужих. Владыка передал, что через 1/28 оборота Рой уничтожит пришельцев на спутнике. Неживая кожа этих двуногих плохо поддаётся зубам, но мне нравится их кровь." И тут внезапно -- три звёздочки (***) и текст в режиме Б-га: "По трапу десантного бота спускались огнемётчики, готовые курощать огнём старого маразматика практически ко всему. Но не к тому, что из-под земли внезапно вырастут скорпионоподобные твари, и задыхающиеся люди начнут судорожно срывать шлемы со своих расползающихся протоплазмой лиц." 8-)
28-09-2017-23:15 удалить
Kristina, vot Vam, konkretno, luchshe by i vovse ne nachinat',ni ot pergogo, ni ot tret'ego litz, kak ispantzy govoryat major no comenzar - luchshe ne nachinat', eto kak raz pro Vas. Xoroshie avtory pishut, a govnoavtory uchat drugix "kak pisat' ", xotya sami nichego ne naoisali :))) Major no comenzar :))) Dame=)
zerg_from_hive 29-09-2017-10:27 удалить
Аноним, если кто-то ничего не читал, это не значит, что ничего не написано. :q!
25-05-2019-19:20 удалить
Спасибо большое, помогло расставить все точки на I))))


Комментарии (11): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Секреты литературы. От чьего лица? Выбор манеры повествования. | Divcot - Дневник Divcot | Лента друзей Divcot / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»