Когда начинаешь новое произведение, одним из определяющих моментов его стиля обычно является именно выбор манеры повествования: либо от первого лица (я), либо от третьего (он, она, они). Иногда начнешь, скажем, от первого - и чувствуешь: что-то не то, тяжело идет, не раскрывается текст. Сменишь лицо - и вот оно, пошло! Но как, собственно, определить, от кого и где лучше писать?
Личность повествователя очень мало зависит от жанра: детектив, фантастика, реалистическая проза - все это пишется от любого лица. С другой стороны, роман в полноценном смысле этого слова от "я" написать почти невозможно. Связано это с классическим определением жанра: по нему "роман" - это произведение, где повествование перескакивает с одной сюжетной линии на другую, и в каждой линии там есть свой главный герой. Вспомните "Войну и мир" - это и есть классический роман. У романов часто еще и всевидящий, как бог, автор: он знает больше героев и явственно это показывает.
Если же "камера" повествования приклеена к одному герою и следует только за ним, причем впритык, без божественного взгляда сверху, то такой жанр называется "повесть". Соответственно, многочисленные романы в стиле фэнтези, которые публикуют большущими сериями и в которых в 90 процентах повествование прилеплено к одной главной героине - это по сути повести. Поэтому неудивительно, что в них повествование чаще всего и идет от "я".
Ну и по пунктам, когда и от какого лица лучше писать.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА (Я)
1) Если у вас одна сюжетная линия и один главный герой.
2) Если вы не предполагаете авторских отступлений и прочих философствований, то есть образ автора в вашем произведении затушеван и слит с самим героем.
3) Если сюжет ваш сильно завязан на чувствах и впечатлениях, которые испытывает герой: так они будут казаться достовернее и ближе читателю.
4) Если герой по ходу дела испытывает сильные личностные изменения: по той же причине. Читателю приятнее будет ловить оттенки его меняющихся мыслей.
5) Если одной из фишек повествования является оригинальная манера героя выражаться: то есть все происходящее написано как бы его языком.
ОТ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА (ОН, ОНА, ОНИ)
1) Если у вас много сюжетных линий и много героев.
2) Если вы любите авторские отступления, философские рассуждения и комментарии.
3) Если ваш сюжет связан с большим количеством событийных поворотов, и эти события должны быть описаны не только с субъективной точки зрения одного героя, а как бы "сверху". Пример: большие битвы, расстановки политических сил и прочие глобальные вещи.
4) Если вы предпочитаете писать с точки зрения бога, то есть видеть больше, чем собственные герои.
Объем произведения при этом не важен совершенно. Например, моя повесть "Король и спасительница" потому и повесть, что написана от "я" и четко следует за героиней, хотя в ней без малого 400 страниц. А вот "Гостиница "Камелия" или отель "Водяной тычиночник" - это наоборот, роман: там несколько главных героев, а автор парит над ними и видит больше, чем они - и при этом в самом произведении около 300 страниц.
В целом, я следую для себя правилу: чем больше сложных событий и сюжетных поворотов, тем вероятнее третье лицо повествования. От "я" я пишу более простые и линейные сюжеты, где события не перекручиваются, не перескакивают и следуют одно за другим.
В то же время, есть еще один вид повествования: то от первого лица, то от третьего, посменно. Таким стилем написана, например, "Дама в очках в автомобиле и с ружьем" Жапризо. А у меня - "Нейронная сеть "Колин". Такая манера позволяет то погружаться в восприятие героя, то "взмывать" над ним и видеть картину шире. Если правильно использовать, может очень обогатить повествование.
И что бы вы ни выбрали, не забывайте: манера повествовании не должна вас стеснять и "подрезать". Если вы чувствуете, что, хоть убей, не можете в выбранных условиях выразить все, что хотите - меняйте условия.