• Авторизация


Уайт-АМО 24-10-2018 13:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Спецвыпуском в самом начале этого года в серии "Автолегенды СССР" вышла эта модель. Скажем прямо - не блеск. Слишком яркая для тех трудных времён, в которые её прототипам пришлось существовать. Слишком простецкая для автомобиля начала прошлого века - они были простыми по конструкции, но не по внешнему виду! Слишком кондовая - выступающие тут и там швы от литейных форм режут глаз. Но есть в ней одна несомненная фишка - это след, который оставила эта машина в истории автомобилизации Страны Советов.
P8071599 (700x525, 53Kb)


Американская фирма White начала выпуск транспортных средств в 1900-м году. То были паромобили. Автомобили с ДВС были освоены только в 1908-м. А уже в 1911-м один предприимчивый американец (назовём его Сидней Фриде) решил продавать машины марки White в Российской Империи. Получилось это далеко не сразу - "раскачать" общественное мнение, привыкшее уже к немецкой технике, было непросто. Помогла Первая Мировая война, начавшаяся в 1914-м. Грузовики White, уже успевшие показать себя с лучшей стороны в нескольких автопробегах, повалили в Россию валом. Не только они, конечно - Российская Императорская армия закупала американские
машины самых разных марок. Но Уайты были самыми массовыми. Несколько тысяч этих машин за годы войны поступили на службу.
P8071600 (700x525, 52Kb)

Мировая война, революции, гражданская война - жизнь страны была крайне непростой, а автомобили так вообще перемалывались этими жерновами безо всякой жалости. Оказалось вдруг, что от огромного (по тем временам) автопарка Императорской армии не осталось ничего. То, что не было захвачено противником и не было разбито в полный хлам на полях сражений, превратилось в недвижимое имущество по причине многочисленных поломок. Молодое государство остро нуждалось в восстановлении хозяйства после войны, а возить грузы было просто не на чем!
P8071601 (700x525, 48Kb)

Строить свои автозаводы, разрабатывать собственные автомобили - конечно, хорошо, но долго и дорого. Было принято вполне логичное решение: заняться восстановлением того хлама, который совсем недавно был автомобилями. Московский завод АМО, у которого как раз закончились итальянские машинокомплекты для Fiat 15-ter, был одним из первых перепрофилирован на сборку грузовиков из деталей, которые свозились эшелонами со всей страны.
P8071602 (700x525, 64Kb)

Но собирать грузовики из имеющихся деталей - это сказать легко. На самом же деле пришлось организовывать производство самых ходовых деталей, и прежде всего деталей двигателей. На большинство восстановленных Уайтов были установлены фиатовские двигатели, радиаторы и другие детали. Таким образом фактически получилась новая модель - Уайт-АМО. С известной натяжкой можно назвать её первым советским грузовиком.
P8071603 (700x525, 68Kb)

Количество восстановленных машин по нынешним меркам не назовёшь гигантским. К 1924-му году на АМО восстановили 130 грузовиков White TAD, а к тому моменту, как закончились "машинокомплекты" (1926-1927-й годы) эта цифра достигла 219 единиц.
P8071604 (700x525, 64Kb)

Восстанавливали Уайты, конечно же, не только на АМО. 1-й и 2-й Бронетанковые Автозаводы (БТАЗ) в Москве, бывший "Русский Рено" в Рыбинске, Государственный Авторемонтный Завод (ГАРЗ) в Перми - все они в большей или меньшей степени вносили вклад в возрождение этих грузовиков. А бывший автозавод Лебедева в Ярославле до 1926-го года отремонтировал аж 538 White TAD, после чего был переименован в ЯГАЗ (Ярославский Государственный Автомобильный Завод) и занялся производством собственных грузовиков под маркой "Я" и "ЯГ" ("Ярославец") на основе конструкции всё того же White. Первые "Яшки" даже имели такой же, изогнутый дугой, лонжерон рамы, служивший передним бампером. Так что если углубиться в родословную современных КрАЗов и МАЗов, то окажется, что у их истоков стоял простой и неприхотливый американский White.
P8071605 (700x525, 46Kb)

В США же фирма White просуществовала до 1980-го года, производя различные грузовики, в основном тяжёлых классов. В 80-м году разорившуюся компанию приобрела Volvo. Но марка не умерла. В 1988-м Volvo объединилась с GM, создав Volvo GM Heavy Truck Corporation. На рынок вышел новый бренд "White-GMC". В 1995-м обновлённые White-GMC продавались уже под марками Volvo и Autocar. Бывшая дочерняя компания White Farm Equipment производила тракторы для сельского хозяйства до 2001-го года. В 2006-м ещё можно было найти сеялки производства AGCO и садовые тракторы MTD, продающиеся под брендом White...
P8071606 (700x525, 70Kb)

Модель AMO-White вышла в январе 2018 года. Сделана она достаточно примитивно и неаккуратно, много где заметен облой и следы литейных форм. Однако модель спасает простота и лаконичность оригинала и то, что в очередной раз DeAgostini выпустила нечто, чего до сих пор ещё не было ни у кого.
P8071607 (700x525, 47Kb)

И фиг с ними, с тонкими деталями, вроде поручней вокруг сиденья. Но ведь достаточно было бы выделить цветом "мелочёвку" вроде заводной рукоятки, пробки радиатора, колёсных гаек и приводных цепей, как модель заметно "ожила" бы.
P8071608 (700x525, 63Kb)
P8071609 (700x525, 41Kb)

Карданный вал, увы, "обрезан" группой отверстий непонятного назначения. Под крепёж на подиум? ЭТО что, действительно хотели выпустить в премиум-варианте?
P8071610 (700x525, 58Kb)

Самый первый и самый массовый советские грузовики.
P8071611 (700x525, 48Kb)

И вроде бы корни у них совершенно разные. Но как, оказывается, много общего! Высота руля и сиденья, высота радиаторной решётки. Очень близок диаметр колёс и длина колёсной базы.
P8071612 (700x525, 62Kb)

Да и длина грузовой платформы, и погрузочная высота практически один в один. У 130-го она разве что пошире немного.
P8071613 (700x525, 75Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
auto404 27-10-2018-09:08 удалить
В сравнение с Зилом задумываешься, как все было примитивно и просто, грубо и лаконично, и что суть не изменилась, только обросла технологиями...
Modelist 01-11-2018-13:15 удалить
Точно.
Создать новую суть - талант нужен. Гораздо проще обвесить её новыми фенечками и назвать это прогрессом))).


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Уайт-АМО | Modelist - Дневник Modelist | Лента друзей Modelist / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»