• Авторизация


Роспуск или как перевезти 6-метровые доски на лёгком прицепе 04-10-2018 16:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Как я уже говорил, одна из главных причин приобретения прицепа - перевозка длинномеров. Доска, брус, арматура, металлопрофиль продаются стандартной длины - 6 метров. И если металл, пусть и за деньги, можно распилить на нужные тебе куски прямо у продавца, то деревянщики такой услуги не оказывают. Бери как есть, и пили уже дома. С другой стороны, часто заранее ты сам не знаешь, какой длины заготовки тебе понадобятся. И предпочтительнее взять непиленые, чтобы получить нужный размер уже на месте.
P9181678 (700x525, 61Kb)



Почему лучше возить самому, а не заказывать доставку?

На то есть несколько причин. Первая - финансовая. "Дать газелисту 500 рублей", как в России, не получится. У продавца доставка до моего дома стоит 20 евро (по нынешнему курсу это 1500 рублей). Причём неважно, везёшь ты 300 досок или 3. Машина будет вовсе не Газель, не Бычок и не Валдай. А будет это какой-нибудь видавший виды полноразмерный Volvo FL с грузовой платформой не менее 6 метров (чтобы не торчало ничего), и значит, общей длиной не менее 8. И совсем не факт, что он с такими габаритами сможет без проблем заехать с моей узенькой улочки в ещё более узкий переулок.
Можно, конечно, заказать доставку не у продавца, а у стороннего перевозчика, благо объявлений о грузоперевозках - море. Но и тут полно подводных камней. Во-первых, большинство (90%) таких перевозчиков располагают цельнометаллическими фургонами с погрузочной длиной не более 3 метров. Во-вторых, дешевле 15 евро доставка всё равно не встанет.
Вторая причина - организационная. Не лежит у меня душа к тому, чтобы с кем-то договариваться, кого-то обзванивать, заказывать, потом ждать, объяснять дорогу, встречать, сопровождать и т.п. Куда проще и спокойнее самому взять и привезти. К тому же и деревянщики и металлисты работают, как белые люди, по рабочим дням с 8 до 16. Оно и понятно - ведь ориентированы они не на частников-самодельщиков, а на профессиональных строителей, которые работают в это же время. А мне ради нескольких досок приходится раньше уходить с работы, и терять не только на доставке, но и в зарплате. А если заказывать доставку, то рабочего времени терять придётся ещё больше - ведь надо до конца рабочего дня сделать заказ, зарезервировать время на его погрузку, доставку и разгрузку, при этом уложиться до 16 часов.
Третья причина - качество материала. Когда сам забираешь доски с базы, у тебя есть возможность их выбрать. Если ты видишь, что доска кривая, как турецкая сабля - откладываешь её в сторону. Если видишь, что доска закручена винтом - также откладываешь. Берёшь только ровненькие, даже если они пойдут на опалубку под бетонирование. Для себя же! Выбираешь дощечки получше и думаешь - а куда же пойдут те, которые ты отложил? Продавец их спишет, как некондицию? Может быть. А может быть и нет, ведь ему это не выгодно. Куда выгодней их продать. Как? А дождаться, пока какие-нибудь строители закажут крупную партию. Десяток кривых досок на 300-400 штук - никто права качать не станет, даже если и заметят. Не будет же продавец всю огромную пачку перебирать в поисках некондиции. Но даже если и частник закажет 10-15 досок - их вполне можно "разбавить" кривыми. Ругаться, доказывать, оформлять возврат - на это способны единицы. Большинство же молча "проглотит" некондицию, и будет лишь с друзьями под пиво бурчать о том, как его обманули.


Как это делают другие?

Разумеется, я проштудировал этот вопрос с помощью Гугла. Изобретательность русского народа не знает границ. Нет, вполне возможно, что немецкий бюргер тоже с удовольствием придумал бы и использовал что-нибудь подобное. Но немецкий Закон, увидев самодельную конструкцию, "прижмёт" его так сильно, что в следующий раз он почтёт за счастье заказать доставку горбыля самым большим грузовиком, какой только может себе представить. У нас в этом плане попроще. Много чего запрещено. Но что не запрещено - то разрешено, и это открывает некоторую свободу для творчества. В России же, судя по представленным далее конструкциям, местами царит полная свобода самовыражения. Почти все фотки потырены мною с Drive2.ru, да простят меня их авторы.

Итак, самый варварский способ транспортировки - привязать к фаркопу и тащить груз волоком - я из гуманных соображений опускаю.
Первое, что приходит на ум - использовать для перевозки длинномеров багажник на крыше машины. Ибо ни у одной легковушки салон вместить 6-метровые доски не способен. Если машина - универсал, с длинной крышей - ещё и лучше. Правда, если планируется выезд на дороги общего пользования с возможностью встречи с инспектором ДПС, то длинномер придётся отцентровать на машине так, чтобы не выступал ни вперёд ни назад больше положенного. Недостаток - перегруз передней поперечины багажника, на которую приходится почти весь вес груза. Чтобы избежать повреждений кузова, приходится ограничивать себя в количестве груза.
Na_kryshe_Skoda_1 (700x525, 165Kb)

Хочется перевезти побольше, не ломая при этом багажник? Придумываются стойки и подпорки, переносящие вес груза на бамперы и их силовые элементы.
Na_stojkah_Audi (700x525, 134Kb)
Na_stojkah_Frontera_3 (700x525, 211Kb)

И в более профессиональном исполнении - металлические, обрезиненные, покрашены в цвет кузова.
Na_stojkah_Subaru_1 (700x463, 123Kb)
Na_stojkah_Subaru_9 (700x463, 114Kb)

Но на крыше, как ни крути, много не увезёшь. Слишком высок центр тяжести. Далее приходит мысль о прицепе. Вот в него-то можно...
Есть, конечно, прицепы с длиной грузовой платформы больше 6 метров. Но мы их рассматривать не будем. Во-первых, это слишком просто. А во-вторых, обычные граждане такие прицепы не покупают. Если, конечно, не собираются с помощью них зарабатывать деньги. Обычные граждане используют те прицепы, что у них уже есть.
Когда длина груза невелика, особых проблем не возникает.
Leza_v_pricepe_3 (700x525, 166Kb)

А вот когда длина груза существенно больше возможностей прицепа... Самое простое - грузить как есть.
Leza_v_pricepe_1 (700x393, 106Kb)

Ехать чуть быстрее бегущего человека (чтоб не размотало) и надеяться, что гаишники на пути не встретятся.
Leza_v_pricepe_2 (700x524, 122Kb)

Если периодическая перевозка длинномеров планируется ещё на стадии покупки прицепа, можно купить прицеп с раздвижным дышлом. Или же сделать раздвижное дышло самому. Достоинство такого решения - возможность разместить длинномер на прицепе так, чтобы его центр тяжести расположился перед осью колёс. Это значительно снижает риск "расколбаса" прицепа, а значит улучшает управляемость и повышает скорость перевозки. Недостаток - дышло в раздвинутом состоянии сильно теряет в жёсткости, что существенно ограничивает нагрузку на него, то есть вес перевозимого груза.
Leza_v_pricepe_s_udlinitelem_1 (700x525, 196Kb)

Иногда даже на дышле около сцепного устройства устраивают некое "гнездо", в которое укладываются передние концы длинномера. Смысл его - предотвратить смещение груза вперёд при резком торможении.
Leza_v_pricepe_s_gnezdom (700x525, 155Kb)

Дальнейшее развитие прицепной темы - расположение переднего конца длинномера над машиной. Идея почерпнута, очевидно, у водителей небольших грузовиков, перевозящих длинномеры с опорой на раму за кабиной.
Na_gruzovike (700x493, 262Kb)

Это может быть на скорую руку сваренная стоечка для перевозки нескольких досок на 1-2 раза.
Pricep_podporka_Granta_7 (700x525, 203Kb)
Pricep_podporka_Granta_1 (700x466, 178Kb)

Может быть рамка посерьёзнее, и высотой пониже, ибо кузов пикапа позволяет не задирать доски высоко.
Pricep_podporka_pikap (700x394, 129Kb)

Может быть достаточно хилой на вид конструкцией, которая, однако, держит на себе...
Pricep_podporka_UAZ_1 (700x525, 138Kb)

... не один кубометр длинных досок. Интересно, как дышло прицепа это выдерживает?
Pricep_podporka_UAZ_2 (700x525, 90Kb)

А это - уже вполне профессионально переоборудованный прицеп, к которому даже гаишникам не придраться.
Pricep_podporka_2 (700x490, 159Kb)
Pricep_podporka_3 (700x525, 174Kb)

Однако все эти конструкции (включая грузовик) лично мне очень напоминают ракетную установку. Куда-то она "выстрелит" в случае аварии и кого "накроет" залпом?
Pricep_podporka_4 (700x479, 135Kb)

А кое-кто даже наладил пусть кустарный, но всё же серийный выпуск "Катюш". Спрос рождает предложение.
Katjusha1 (700x393, 43Kb)

Следующий этап - расположить груз горизонтально над машиной и прицепом. Для этого в прицепе монтируется специальная рама, призванная держать груз на нужной высоте. Недостаток очевиден - слишком высоко расположенный центр тяжести груза не позволяет грузить много. Фотографии, увы, нет, есть только коротенький ролик на Ютубе.




Далее идёт мысль - а почему бы не закрепить передний конец груза на крыше автомобиля? Закрепим!
Pricep_machina_na_kryshe_2 (700x524, 125Kb)

Правда, нужно как-то решить проблему поворота. А ещё - проблему сдвига груза при манёврах и на вертикальных перегибах местности. Поэтому на крыше автомобиля груз крепят "мягким" креплением - резинками.
Pricep_machina_na_kryshe_3 (700x525, 176Kb)

В умах же бродят мысли о полноценном роспуске. Вот только как его согласовать с ПДД?
Rospusk_risunok (525x700, 45Kb)

А у кого-то эти мысли даже воплощаются в металле!
Gazel_rospusk_2 (640x480, 45Kb)

Создатель обещает перевозку груза длиной до 12 метров! Судя по отсутствию номерного знака, данная конструкция не предназначена для показа инспекторам ДПС.
Gazel_rospusk_1 (640x480, 42Kb)

Что пришло в голову мне?

Использовать в качестве роспуска имеющийся прицеп. Для этого нужны поворотные коники и какой-то "переходник" (рама) между ними и прицепом. Такие же коники и раму нужно будет поставить и в кузов Транспортера. Да, возить длинномеры придётся с открытой задней дверью. Но это, пожалуй, единственный недостаток данной схемы.
А что же в достоинствах?
1. Возможность почти идеально вписать груз в габариты автопоезда. Может быть, он и будет выступать из прицепа назад, но совсем немного.
2. Стабильность в движении. Груз способен вращаться вместе с кониками вокруг их вертикальной оси и вокруг ложемента в горизонтальной плоскости. То есть колебания прицепа не передаются на груз, а колебания груза - на прицеп. Передний конец груза стабилизирован на тягаче. Всё это (в теории) должно полностью исключть такое явление, как "разматывание" ("крещение") гружёного прицепа на скорости.
3. Загрузка (балластировка) кормы тягача полезным грузом. Чем тяжелее прицеп и легче корма тягача (читай - хуже сцепление с дорогой его задних колёс), тем проще прицепу сдвинуть эту корму в сторону. Со последующим заносом, складыванием автопоезда и прочими неприятностями. Поэтому, если предстоит тащить тяжёлый прицеп, то корму тягача желательно тоже загрузить каким-нибудь грузом. Данная схема предполагает использование в качестве балласта того же самого груза, который ты перевозишь. А не ворочать пресловутые мешки с песком или чугунные болванки. Отсюда
4. Возможность взять груза больше, чем мог бы один прицеп.

Идея этой схемы настолько лежит на поверхности, что она, само собой, не оригинальна. Когда я рассказал соседу по гаражу Вове, что на этот раз собираюсь построить, он "обрадовал" тем, что какой-то мужик у нас уже возит грузы именно так. Без спецприспособлений, конечно, просто кладёт на пол и как-то крепит... Тем страннее, что на просторах Интернета я при всей тщательности поисков не обнаружил ничего подобного. Возможно, многих смущает то, что при крутом повороте груз может зацепить (и повредить) дверной проём фургона. Или же какие-то особенности менталитета не позволяют ездить с открытой дверью... Значит, буду первым, кто проверит теорию практикой. Или сломаю стереотипы. Или нет...

Итак, роспуск. Разумеется, прежде чем браться за металл, нужно было как-то проверить жизнеспособность идеи. "Макет" роспуска получился очень просто. Взял два куска бруса 50х50 и обрезал их таким образом, чтобы один из них плотно (но не туго) вставал между бортами прицепа (1,5 метра), второй - между колёсными арками Транспортера (1,2 метра). Закупил на базе 15 досок 100х40 - как раз пришло время перестилать пол в прихожей. Связал эту пачку в нескольких местах, превратив в единое целое. И привязал её такелажными стропами к брусьям, лежащим на своих местах. Чтобы стропы, проходящие под брусьями, не перетирались в пути, поставил брусья на тонкие продольные палочки-"лыжи". Задний брус вместе с пачкой досок притянул стропами к петлям на полу прицепа. Передний брус (тот, что в кузове Транспортера) крепить ни к чему не стал - он должен свободно елозить по "лыжам" вперёд-назад и иметь возможность поворачиваться. И всё отлично получилось! 6-метровые доски полностью попали в габарит автопоезда - за ними даже закрылся задний борт прицепа. А так как пачка оказалась ниже бортов, то со стороны внимание привлекала лишь открытая задняя дверь Транспортера. Маневренность? В городе, а тем более на трассе - более чем достаточна. А при маневрировании в узких дачных проездах возникли проблемы: при повороте пачка упиралась в край дверного проёма Транспортера. Сказался слишком далеко вперёд смещённый передний брус - центр его поворота был прямо над задним мостом машины.

Можно так возить длинномеры? Вполне. Но мне этого оказалось недостаточно. Захотелось, как и всегда, технически красивого воплощения этой идеи в металле. Чтобы не заниматься привязыванием всего и вся на погрузке. Чтобы груз не елозил по полу. Чтобы точка поворота груза оказалась там, где мне надо, а не там, где проще. Чтобы, наконец, весь процесс погрузки-перевозки-разгрузки выглядел профессионально. А не кустарно.

Вот что получилось в итоге.
Передняя рама - та, что устанавливается в кузов Транспортера.
P9181662 (700x525, 50Kb)
P9181663 (525x700, 84Kb)

В кузове. От смещений вперёд-назад и влево-вправо удерживается колёсными арками, в которые, собственно, и упирается. Увы, такелажных петель в полу Транспортера нет, поэтому к полу она прижимается лишь собственным весом.
P9181664 (700x525, 73Kb)

Ось поворота коников находится посредине между задними кромками колёсных арок и бампером. Третий поперечный ложемент рамы упирается в заднюю балку кузова. Рама вполне позволяет штатно закрыть заднюю дверь. Чтобы, когда едешь без груза, в кузов поменьше летело пыли, брызг и посторонних взглядов. Да и аэродинамика получше.
P9181665 (525x700, 106Kb)

Коники. Передние и задние - абсолютно одинаковые и взаимозаменяемые. Сделаны из того же уголка 40х40х3, что и обе рамы. В самых нагруженных местах конструкция усилена отрезками уголка, приваренного навстречу основному - фактически, превращена в квадратную трубу.
P9181666 (700x525, 61Kb)

Втулочки с торцевыми пластинами по углам - для крепления груза. Груз должен крепиться именно к коникам, а не к раме или полу прицепа, чтобы не мешать коникам свободно поворачиваться.
P9181667 (525x700, 96Kb)

Ось - элемент крепления коников к раме.
P9181668 (700x525, 88Kb)

Труба, в которой вращается шкворень коников, состоит из двух частей. Промежуток между этими частями - для прохождения оси. Отверстие под ось - в шкворне коников.
P9181669 (700x525, 71Kb)

Ось на своём месте. Конструкция простая и незамысловатая, но позволяет вращать коники на 360 градусов, а также быстро снимать-ставить их без применения какого-либо инструмента.
P9181670 (700x525, 76Kb)

Задняя рама - та, что ставится в прицеп.
P9181671 (525x700, 77Kb)

Рядом - оттяжки и распорки.
P9181672 (525x700, 96Kb)

Установлена в прицеп.
P9181673 (700x525, 72Kb)

Закреплять эту раму в кузове прицепа я решил оттяжками, которые своими крюками держатся за угловые стойки бортов. Торцевые борта при таком креплении не поставишь, ну да не очень-то они и нужны при перевозке длинномеров. Дополнительно рама притянута к полу такелажными стропами - чтоб не подпрыгивала на неровностях. Возможно, болтами к полу крепить было бы проще, но сверлить дырки в новом (на гарантии) прицепе пока не хочется.
P9181674 (700x525, 81Kb)

Первый груз. 15 досок (или это уже брусья?) 100х50 - для замены подгнивших досок, закрывающих "ямы" в полу гаража. Сверху на них лежат 13 досок 150х25 - викиной бабушке на дачу, грядки огораживать. Их, кстати, пришлось повыбирать очень тщательно. Брали одну из четырёх или даже из пяти - остальные либо подгнившие, либо с трещинами.
P9181675 (525x700, 105Kb)

К передним коникам груз подвязан цепью, причём почти не натянутой - чтобы мог скользить по ложементу вперёд-назад на перегибах местности и в поворотах. К задним примотан жёстко, такелажной стропой.
P9181676 (700x525, 74Kb)
P9181677 (700x525, 75Kb)
P9181678 (700x525, 61Kb)

Немножко цифр.
Ширина ложемента коников - 0,8 метра. Высота - 0,6 метра. Перемножаем одно на другое и получаем 0,48 квадратного метра - максимальная площадь поперечного сечения груза. Умножаем на длину - 6 метров - и получаем почти 3 кубометра полезного объёма.

База коников (расстояние между осями переднего и заднего) - 3,55 метра. В данной конфигурации. Дело в том, что тележка прицепа стоит не точно по центру кузова, а слегка смещена к корме. Поэтому, чтобы поставить коники точно над осью балансиров, пришлось передние оттяжки делать длиннее задних примерно на 100 мм. Если же их поменять местами, то коники сдвинутся вперёд, и база сократится примерно до 3,3 метров. Есть ещё один вариант. Переставить задом наперёд раму в кузове Транспортера. Ось передних коников сдвинется вперёд примерно на метр. Это позволит (в теории) перевозит длинномеры около 8 метров длиной, вот только от маневренности мало что останется.

Ложементы обоих коников подняты над полом на 330 мм с одной-единственной целью - чтобы груз оказался выше колёсных арок Транспортера, и выступающий вперёд конец не упирался в них при повороте.
Груз - доски длиной от 5,92 до 6,18 метра. Вес навскидку - 400-500 кг. Вылет за передний ложемент - 0,35 метра. Вылет за задний ложемент - 2,2 метра. Вылет за задний габарит прицепа - 0,8 метра. Развесовка по ложементам - 1/3 веса на передний, 2/3 - на задний.

P9181679 (700x525, 59Kb)

Дачные манёвры. Въезд с дорожки в ворота на улицу под углом примерно 85 градусов. Задним ходом. В горку.
20180918_162854 (700x525, 270Kb)
20180918_162915 (700x525, 285Kb)

Через окно. Прекрасно видно, что доски можно было безболезненно сместить вперёд ещё на 10-15 сантиметров. А вот то, что цепь натянулась до предела, и даже правый край рамы оторвался от пола, я увидел позже лишь на фотке. Значит всё же натянул её слишком сильно. В следующий раз надо дать больше свободы.
20180918_162837 (525x700, 132Kb)

Перевозка вторая. Арматура. 204 метра восьмёрки. 34 прутка по 6 метров. Вес - каких-то 80 кг.
Арматура гибкая, заметно провисает. План был - купить на соседней площадке досок, сложить их вокруг арматуры и притянуть арматуру к ним, чтоб не болталась. Но увы, нужных досок не оказалось, поэтому пришлось арматуру везти так.
20180926_150355 (700x525, 137Kb)

"Хвост" отвисает вниз (обмотан яркой стропой), но до пола прицепа не достаёт.
20180926_151940 (700x525, 249Kb)

Итак, испытания работой роспуск прошёл. Каков результат?
1. Маневренность. Никаких проблем. Автопоезд управляется точно так же, как и без роспуска. Городские перекрёстки - если можешь проехать там просто с прицепом, значит проедешь и с роспуском. Критические углы поворота (это когда в зеркало уже не видишь кормы прицепа) возникают лишь при манёврах в стеснённых условиях. Но и в этих местах кажется, что раньше дышло прицепа упрётся в бампер, чем доски - в край дверного проёма. На фотках видно, что грузил я не во всю ширину ложементов. Да, для запаса по маневренности. И этот запас оказался более чем достаточным. В принципе, в те же самые узкие проезды я заехал бы и с роспуском, загруженным во всю ширину.
2. Стабильность на скорости. Великолепная. Как с пустым прицепом. Никаких посторонних вибраций или склонности к непрогнозируемым манёврам. Последний мой рейс с досками был без роспуска. Те доски, которых я не нашёл в Нарве, нашлись в Йыхви. Но оказались длиной по 3 метра, а не по 6. Поэтому пришлось снять роспуск и загрузить доски просто в прицеп. На скорости около 90 км/ч со временем обнаружилась небольшие колебания, определяемые по вибрации икроножных мышц. Как-будто колесо разбалансировано. Это гружёный прицеп потряхивал машину за фаркоп. Так вот, с загруженным роспуском нет и этого.
3. Грузоподъёмность. Пятисот килограммов досок роспуск, можно сказать, не заметил. Хотя для прицепа это была как раз максимальная разрешённая нагрузка. 330 кг груза + 50 кг рама с кониками = 380 кг. Нагрузка на корму Транспортера составила 170 кг груза + 50 кг рама с кониками = 230 кг. А сколько можно? Не знаю. Но я бы, пожалуй, не стал грузить корму более чем 350-ю килограммами. То есть 300 кг. полезного груза. При той же развесовке на прицеп пришлось бы 600-700 кг. Итого тонна. Или около двух кубометров в деревянном эквиваленте. Не знаю, представится ли когда-нибудь случай проверить это.
4. Удобство погрузки-разгрузки. Есть один недостаток. Коники высоковаты. Вытаскивать доски назад не хочется, а чтобы разгрузить вбок, нужно слишком высоко их поднимать, чтобы перекинуть через коник. И надо как-то подобрать правильный провис цепи на переднем конике, чтобы не ломала конструкцию при смещении груза вперёд. А может, не цепь использовать, а что-то другое?
Да, ещё опорное колесо со стойкой приходится снимать с дышла прицепа. Иначе задевает за груз. Но это уже мелочь.

Вот как-то так)))).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
auto404 05-10-2018-10:38 удалить
В очередной раз поражен! Как всегда, все продумано, до мелочей, хоть сейчас запускай в производство:))

Даешь фото все оборудования Транспортера:))
big223083405-3950019386 (700x393, 137Kb)
Modelist 05-10-2018-15:53 удалить
Так всё оборудование и так выложено уже сюда)))). Водовозка, прицеп и роспуск. Кое-что ещё есть в планах, но говорить пока не буду, а то не сбудется))).
05-06-2022-13:02 удалить
У меня также на прицепе стоит коник, но грузовик просто выше прицепа. У Вас проще, открываешь передний борт, ставишь бруски в кузов два поперек( на переди зад) а в машину поперек швейлер, что бы груз по ему мог ездить в зад перед, и на поворотах лево,вправо. Минус надо отключать тормоз накатку.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Роспуск или как перевезти 6-метровые доски на лёгком прицепе | Modelist - Дневник Modelist | Лента друзей Modelist / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»