Ещё одна подборка стареньких моделей, появившихся у меня до создания блога. Карарама.
Самые первые мои карарамские грузовики. Попались они мне на глаза в одном из таллиннских супермаркетов году этак в 2005-м, когда я ещё даже точно не решил, буду я заниматься коллекционированием моделей или нет. Яркие, красивые. Глаз радуют.
Mercedes-Benz Actros первого поколения с безымянным полуприцепом-шторником.
Почему шторником? Потому что его боковые стенки могут отодвигаться в одну или другую сторону подобно шторе на карнизе. Для облегчения и ускорения погрузки-разгрузки. Отличительная особенность такого полуприцепа - много-много ручных стяжек по нижнему краю "шторы".
Противоподкатной брус с нереально узкими фонарями слегка болтается. А я и не заметил во время фотосессии, что он встал криво...
Светлый салон, серебристая подложка в фарах, разноцветная светотехника, прокрашенные подножки и ещё много всего.
Подвеска полуприцепа воспроизведена довольно подробно. Стойки, рычаги, пневмобаллоны.
Рама полуприцепа - металлическая! Очень недешёвое, надо думать, решение, оправданное лишь в случае крупных тиражей выпуска. Тут тебе и прочность, и правильная осанка на долгие-долгие годы, и масса, придающая модели устойчивость и солидность. Прицепной шкворень маленький, аккуратненький, из неокрашенного силумина. По внешнему виду и размерам очень похож на настоящий. Ну может, чуть толще. Стояночные опоры не складываются и не выдвигаются. Жёсткие. По бокам от них в виде маленький треугольничков воспроизведены даже противооткатные упоры.
Рама тягача - также из металла. Хотя этого почти не видно: снизу в неё вставлена пластиковая деталь, имитирующая заднюю подвеску, кардан, КПП, передний мост и поддон картера двигателя. Сверху же она целиком укрыта пластиковыми щитками. Обращает на себя внимание пустое место перед левым задним колесом. По идее здесь должно быть запасное колесо. Почему карарамцы решили его не ставить - непонятно.
Подвижное (на таком-то масштабе!) седло - также металлическое! И даже имеет имитацию ручки расцепки. Колёса составные: диск и ступица - разные детали. Даже цвет имеют разный. Задние фонари великолепны. А вот номерной знак сзади отсутствует.
Зато он присутствует на полуприцепе. Причём точно такой же, как и на тягаче. Не по правилам, вроде как! Полуприцеп - отдельная транспортная единица, регистрационный номер должен иметь свой! Но у Карарамы такая петрушка с номерами в порядке вещей.
Шотландия. Это слово написано на машине со всех сторон несколько раз. Если приглядеться, на боковине "капота" можно рассмотреть шотландца с волынкой. Боковины кабины частично расписаны в цвета шотландской юбки. И при всём при этом - руль слева! Шотландия, насколько я помню, это часть Великобритании, а там... ну вы в курсе - ездят по левой стороне дороги.
Scania R620 с кабиной Topline и аэродинамическим рефрижератором.
Аккуратная светотехника, симпатичные мелкие надписи... А номерного знака нет!
Дворники в цвет кабины - решение спорное. Фары без серебристой подложки - плохо.
Зато зеркала, в отличие от Мерседеса, покрашены серебрянкой.
Правое зеркало, загнутое к самому стеклу, очевидно, с рождения. Сколько раз я пытался отогнуть его в нормальное положение - упорно возвращается обратно.
Полуприцеп почти целиком пластиковый. Из металла только шкворень, колёсные оси и крепёжные шурупы. Да ещё, кажется, морозильная установка на передней стенке.
Подвеска является единым блоком, как и у шторника. Но конструкция у неё совершенно другая. А ведь могли бы сэкономить, унифицировать...
Малюсенькие стояночные опоры - выдвижные. Правда, ход у них чуть больше миллиметра. На фото правая (верхняя) опора поднята, левая - до конца опущена.
На опущенных опорах полуприцеп стоит с едва заметным наклоном вперёд. Однако тягачу под него уже не въехать.
Металла на Скании поболее, чем на Мерседесе. Кроме рамы и седла (крашеного) здесь металлические также задние крылья и боковые щитки. Задние фонари почему-то двойные, а номерной знак на своём месте. В смысле - на заднем борту тягача. На самом деле место ему там, где располагается левый нижний фонарь.
Запаска на своём месте. Под неё даже заботливо сделали углубление в боковом щитке.
Контейнеровозы Panalpina.
Сканию я приобрёл примерно тогда же, когда основал этот блог. Мерседес - раньше. Намного раньше.
Тягач в техническом плане точно такой же, как и "шотландский". Даже колёса составные, хоть и окрашены в один цвет.
Радиаторная решётка слегка оттопыривается. Видимо, под ней какой-то заусенец.
Номерной знак, очевидно, символизирует "Mercedes Benz Actros 1". Где, как не здесь это указывать. Ведь проработка "днищ" грузовиков настолько плотная, что там не нашлось места ни для марки машины, ни для логотипа производителя, ни для масштаба. Вообще нигде ничего не написано.
На полуприцепе металлическая не только рама, но и противоподкатный брус, выполненный зацело с рамой, и убирающиеся стояночные опоры.
Конструкция прицепной тележки попроще, чем на предыдущих моделях. Рессорная подвеска, двускатная ошиновка говорят скорее о почтенном возрасте прототипа, чем о желании Карарамы сэкономить на производстве. В 80-х - начале 90-х годов полуприцепы с подобными тележками были. Полная масса контейнеровоза была (наверное, и до сих пор осталась) ограничена 44-мя тоннами, в отличие от 40-ка тонн для любого другого автопоезда. Шинники тогда ещё не создали одиночных покрышек требуемой грузоподъёмености, вот и приходилось конструкторам использовать то, что было.
Стояночная опора укладывается горизонтально в специально отведённую для неё нишу.
Контейнеры - отдельные детали. Зазор между ними расширяется кверху, скорее всего, из-за небольшого изгиба рамы.
Каждый (!!!) контейнер оснащён аккуратными открывающимися воротами. Правда, чтобы открыть передний контейнер, нужно снять задний. А сделать это непросто - контейнеры, не мудрствуя лукаво, прикрутили к раме шурупами! Причём задний оказался почти точно над осью одного из мостов полуприцепа - попробуй подлезь!
Если не приглядываться - не сразу и догадаешься, что дверцы открываются. Небольшая щель, в которую пролезет не слишком толстый ноготь - единственная возможность открыть их. И в целом они выполнены очень качественно, и были бы, пожалуй, не хуже немецких Piko... если бы не эти шурупы!
Голубая Скания мне почему-то сразу показалась намного более ущербной, чем белая.
Хотя, если подумать - в чём между ними разница? Те же дворники в цвет кабины, те же тёмные провалы фар, те же зеркала, покрашенные серебрянкой. Не очень корректный шрифт надписи Scania? Отсутствие сканиевской эмблемы и шильдика V8? Плебейский 144L вместо R620? Так на эту мелочёвку и внимания-то особо не обращаешь при первичном осмотре модели.
Сзади можно попенять разве что на отсутствие номерного знака.
Похоже, всё дело в колёсах! Упрощённые диски из серого неокрашенного пластика, со здоровенными заусенцами...
Как они, оказывается, могут испортить модель!
Но дело не только в дисках. У старой Скании покрышки р е з и н о в ы е. И имеют рисунок протектора. И катится она куда мягче, чем "новая" на жёстких пластиковых колёсах.
Это - две самые последние Скании. Нашёл я их в том же Таллинне, когда Карараму встретить на прилавке было уже большой удачей. Тягачи - такие же точно, как описанные выше. Полуприцепы-шторники тоже ничем не отличаются от "шотландца". Почти ничем. Выложены в блог они
здесь.
Колёсные диски... такие же, как на голубой Скании. Просто их слегка облагородили - подрезали заусенцы и покрасили. Покрышки, соответственно, тоже - жёсткий пластик.
Хотели сделать как у Мерседеса. Но при внимательном осмотре видно, что колесо цельное, а ступица просто покрашена в другой цвет.
С полуприцепами та же история. Конструкцию колёсных дисков изменили, они стали более плоскими. Но за счёт очень рельефного рисунка они выглядят очень неплохо по сравнению с колёсами тягача. Хотя старые диски с прорезанными отверстиями выглядят ещё лучше. Ну и естественно, жёсткий пластик покрышек вместо мягкой резины.
И что касается номеров. У "шотландца" и жёлтой Скании они почему-то совпадают.
Актрос-бензовоз.
Первый, одиночный, бензовоз пришёл ко мне с карарамским набором "бензоколонка". Если интересно, его можно увидеть
здесь, фотка ;№13.
Решётке радиатора не хватает левого уголка. Он даже не отломан, а, такое ощущение, что не хватило пластика, чтобы отлить деталь полностью.
Три люка говорят о том, что цистерна разделена на три ёмкости - под разные типы топлива. Ну или безопасности ради.
Ходовая и трансмиссия выполнены неплохо.
Вот только карданный вал, изогнутый не по шарнирам, выглядит странно.
Справа за кабиной какой-то навороченный воздухоочиститель. А слева... выхлопная труба, выведенная в непосредственной близости от заливных люков топливных танков - это нарушение техники безопасности.
Бензовоз с прицепом. Был приобретён чуть позже первого, уже как отдельная модель.
Сам грузовик - точная копия первого. А вот прицеп интересный.
Похоже, прицеп изначально предназначался совсем не для этой надстройки. Цистерну прилепили уже по месту. Слишком она сдвинута вперёд. Так, что задняя ось оказалась на самом краю кузова.
Позади во всю ширину прицепа стоит какая-то металлическая балка. Чуть ниже её и выше противоподкатного бруса - пара выступов, очень похожих на буфера. Прицеп для Мультилифта хотели сделать?
Передняя тележка оснащена поворотным кругом (!) на котором она поворачивается вместе с крыльями. Также на ней имеются ресиверы пневмосистемы, пневмобаллоны подвески и даже энергоаккумуляторы тормозов.
Задний мост также имеет пневмобаллоны и энергоаккумуляторы. В общем, ходовая часть прицепа проработана куда лучше, подробней и "современнее", чем у грузовика.
Ну а прицепное дышло... явно не рассчитано на пользование детьми младше 15 лет. Сиковский прицеп можно спокойно швырнуть об стенку, и быть уверенным, что с ним ничего не произошло. Карарамский страшновато просто брать в руки даже взрослому человеку.
Цистерны на тягаче и прицепе совершенно одинаковые.
Вертикальный штырь на раме прицепа цистерне совершенно не нужен. Выступ впереди цистерны, являющийся крепёжным элементом для грузовика, тоже никуда не спрятали и никак не замаскировали. Это ещё раз подтверждает предположение, что прицеп и надстройка оказались не очень-то совместимы.
Актрос-сортиментовоз.
Похоже, решётка радиатора у Актросов - больное место. Этой достались просто здоровенные заусенцы.
Здесь есть маленькая голубая эмблема Mercedes-Benz чуть выше основной. На бензовозе на неё почему-то поскупились.
Рама и ходовая тягача те же самые, что у бензовоза. А вот прицеп оригинальный. Со сближенными мостами и четырьмя стояночными опорами - спереди и сзади.
Мосты опять же на пневмобаллонах.
Надстройки - один в один.
Интересная деталь - крепёжные петли, аккуратно прорисованные по контуру рамы.
На этом же шасси Карарама выпустила в своё время интересный
грузовичок, положила его в коробочку с надписью "1:87", но зачем-то приделала ему здоровенную кабину 72-го масштаба.
Эти кабины по сути своей одинаковые. Серая - ранняя, дорестайлинговая, с более угловатым дизайном. Белая - более поздняя, с округлым "языком" радиаторной решётки. Каркас же и основные размеры у них одни и те же. Чтобы понять, что они в разных масштабах, достаточно визуально сравнить их ширину. Или высоту лобового стекла.
Вот такие машинюшки.
Что можно сказать? Чем дальше мы уходим от старой доброй Карарамы или она уходит от нас, тем яснее приходит осознание, что Карарама была слишком хороша. Слишком подробна, слишком детальна, слишком каллиграфична для своей цены. Лучше большинства "европейских" Welly, Maisto, Burago и прочих. И притом дешевле. Сейчас, когда, бывает, за куда большие деньги покупаешь откровенную туфту, хонгвелловцы, очевидно, силой удерживают от переворота в гробу похороненный бренд...
[700x525]