• Авторизация


Водовозка 26-10-2017 15:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Вторая половина отпуска подошла к концу, а вместе с ней подошло к концу и строительство водовозки. Процесс её создания был долог и тернист.
[700x525]

Когда капитально обосновываешься в частном доме, вопрос водоснабжения становится одним из главнейших. Для дачи это не так принципиально: 10 литров чистой воды, чтобы вскипятить чайник, нетрудно привезти с собой и из города. А для всех остальных нужд сгодится и грунтовый колодец. Но когда ты живёшь в доме постоянно, все городские "удобства" очень желательно воспроизвести вокруг себя. Канистрочкой чистой воды и дрыгалкой-рукомойником уже не обойдёшься. Нужно полноценно готовить еду, мыть посуду, мыться самому, стирать бельё. А это значит - водопровод. Можно, конечно, в водопровод загонять и грунтовую воду, а на питьё и готовку еды привозить чистой совсем немного. Но в силу некоторых обстоятельств мне такой вариант не подошёл. Весь водопровод (и система водяного отопления дома) у меня работает исключительно на родниковой питьевой воде.


Любопытно, что по запросу "самодельная водовозка" интернет-поисковик не выдаёт ничего интересного. Можно увидеть водовозные цистерны на шасси грузовых автомобилей или же бочечки поменьше - на тракторных прицепах. Ничего такого, что можно было бы переместить собственной мускульной силой, мне найти не удалось. Никто не делает такой техники, не востребована она. И я даже знаю почему. Вода нужна всегда. Поэтому если решил возить, а не качать, то возить нужно часто и помногу. Это нелегко. Владельцы частных домов предпочитают вырыть колодец или пробурить артезианскую скважину, а не заморачиваться с перевозками.
Но у меня не тот случай. Участок, как и все другие вокруг, находится на бывшем торфяном болоте. Какой глубины колодец ни выкопай - вода будет жёлто-коричневой, переобогащённой различными солями и минералами и бедной кислородом. В такой воде не ржавеет железо, но использовать её в пищу и даже в баню большого желания не возникает. До чистой воды нужно бурить метров этак 150. И проводить различные мероприятия, чтобы болотная вода в скважину не попала. Но проблема даже не в этом. И не в цене, хотя для семейного бюджета такая скважина обойдётся очень недёшево. А в том, что эта вода, залегающая глубоко в земле, считается государственным стратегическим запасом пресной воды. И без спецразрешения бурить скважину нельзя. На все садоводческие товарищества Кудрукюла (а это 4500 - 5000 участков) существуют всего 4-5 официальных скважин, принадлежащих не частным лицам, а тем самым товариществам. На потребление воды из этих скважин существуют квоты. Самая большая, если не ошибаюсь - около 60 кубометров в сутки с апреля по октябрь. За превышение - серьёзный штраф. Товарищество даже ограничило въезд посторонним на свою территорию в связи с этим.
С другой стороны, буквально в ста метрах от моего дома существует мощный родник, который круглосуточно семь дней в неделю круглый год изливает 35-50 литров воды в минуту (50 кубометров в сутки) совершенно бесплатно. Вода чистая, признана питьевой - периодически берутся пробы. Накипи в чайнике от неё значительно больше, чем от артезианской, зато она намного вкуснее. В общем, ответ на вопрос "возить или бурить?" очевиден.

Родник Югла.
[700x525]

Сам родник находится в трёхстах метрах от этого места, в склоне горы. Оттуда ещё в советское время подведена стальная труба поближе к дачам. На зиму последние 200 метров отключаются во избежание заморозки и разрыва трубы, и водозабор, соответственно, переезжает от дома подальше. Но не критично.
[525x700]

Воду вожу не только я. Возят все. Три близлежащих садовых товарищества, окрестные хутора, иногда приезжают и с товариществ дальних, хотя для них это совсем не по пути. Берут кто сколько сможет увезти. Проезжающие мимо туристы-велосипедисты - пару полуторалитровых бутылок на всех. Бабуля с тележкой - 5-6 пятилитровых пластиковых банок. Здоровый мужик - бочку-стопятидесятку на специальной тележке или десяток 30-литровых канистр в багажнике минивена. "На баню". Летом в "часы пик" к роднику выстраиваются очереди из автомобилей, велосипедистов и "пешеходов с прицепом". Ходит даже легенда, что "приезжал тут раньше один с насосиком, моментально накачивал себе несколько сотен литров..." Но никто из ныне живущих этого загадочного человека не видел. Соответственно и расспросить поподробнее о чудо-устройстве некого. А мысли о насосе бродят в голове у каждого!

Вот и у меня такие мысли витали с первого же дня житья здесь. Сначала возил воду в пятилитровых бутылях от минералки, оставшихся от бывшей хозяйки. Но с ними очень много было беготни. 20 банок надо было перетащить, чтобы привезти сто литров воды! Через месяц-два я соорудил зачатки водопровода, который обеспечивал водой кран в кухне. Воды стало уходить ещё больше. Купил три 25-литровых канистры. Ещё три отдали знакомые. Потом купил ещё две. Итого восемь. Двести литров. От родника к машине и от машины в дом таскать их нужно, естественно, вручную. Тащишь сразу две - в двух руках. И ходок меньше, и плечи загружены равномерно - легче тащить. Но. Со временем к крану на кухне добавилась стиральная машина. Потом бойлер. Чтобы помыть посуду, уже не нужно греть воду в миске на плите, а достаточно открыть кран. Потом появился душ. Суточный расход воды дошёл до 100-150 литров, а в отдельные дни и до 300. А я всё таскаю воду ручками-ручками... Ручки уже начали болеть.
Разумеется, остро встала необходимость как-то облегчить и механизировать процесс доставки. По случаю прикупил чистый 1000-литровый бак. Новый "кубик" с пищевым сертификатом стоит 150 евро, мне же этот обошёлся в 50. Что в нём было раньше, я не знаю, но снаружи и внутри он оказался совершенно чистым и без посторонних запахов. На всякий случай отмыл его кипятком с Фейри. Через гараж вывел дополнительную водяную магистраль для перекачки воды из "кубика" в дом. Но как заливать в него воду на роднике? Ведром через верх - не вариант. Во-первых высоко. Во-вторых, беготни много. В-третьих, будучи загружен в кузов Транспортера, бак встаёт почти под потолок - с ведром не подступишься. Значит заливать придётся через шланг. Самотёком? Прикинул высоту родника на горе относительно водозабора. Вроде бы должно хватить. Нужен шланг размером примерно с трубу, чтобы не создавал излишнего сопротивления. Найти такой шланг оказалось проблемой. Населением он не востребован, а значит в строительных магазинах на каждом углу не продаётся. Нашёл всё же. Дорогой! 17 метров шланга обошлись мне в 109 евро. Большой переходник из белого пластика, который можно воткнуть плотно в трубу, выточил Димон.
[700x525]

В эксплуатации эта система показала себя неважно. Шланг очень громоздкий и жёсткий, особенно зимой. Для размотки-смотки его требуется много места, что в условиях летних очередей на родник просто невообразимо. Ездил за водой осенью-зимой и ближе к ночи. И даже при таком графике несколько раз заставлял ждать других людей. Ибо времени такой набор воды занимает очень много.
6-7 минут требуется на то, чтобы вода в шланге и трубе поднялась до уровня верха бака и начала переливаться в него. Сначала струйка очень тонкая, в течение нескольких минут увеличивается до нормальной. На набор полного "кубика" требуется 40-50 минут. Но это ещё пол беды. Дело в том, что вода, текущая по трубе, занимает не всё сечение трубы, а только половину или чуть больше. Соответственно верхняя половина внутренности трубы постепенно обрастает ржавчиной и отложениями. И вот я втыкаю шланг в трубу. В нижнем течении трубы вода поднимается, заполняя всю трубу. Поднимается всё выше и выше, доходя, должно быть, почти до самого истока. Но так как поднимается она медленно, то ржавчина в трубе остаётся на месте. Но вот "кубик" набран, и я выдёргиваю шланг. Давление в трубе резко падает, и в ней возникает мощная волна, смывающая эту ржавчину со стенок. Минут двадцать после меня вода, текущая из трубы, имеет такой цвет, что набирать её ни у кого нет желания. Теперь представьте, что кто-то ждёт, пока я наберу воду. Ждёт долго. Это восемь канистр можно набрать минут за десять... Вот я набрал воду... а после меня уже набрать её нельзя! И зачем стоял так долго ночью в лесу на морозе?
Никто мне ничего не сказал ни разу, но и хорошо обо мне тоже не думали. Да и самому в процессе набора воды прерваться было нельзя. По той же причине - потом уже не продолжишь.
Черту подвела летняя поездка за водой. Родник был "на минимуме", и поднять воду до верха бака оказался не в состоянии. Сантиметров тридцать не дотянул. Я прождал минут сорок, и в итоге уехал домой с пустым баком. Стало совершенно очевидно, что заставлять родник поднимать воду ко мне в машину - это плохо. Нужно поднимать её другим способом.

Насосом!
Первый вопрос - вставлять насос в трубу или выкачивать воду из какой-то ёмкости из-под трубы? Второй вариант предполагает поднимать воду с большей глубины и иметь в комплекте оборудования эту самую ёмкость. Первый - меньший перепад высот при перекачке и возможная помощь насосу за счёт скорости тока воды в трубе. Но после экспериментов с толстым шлангом ничего засовывать в трубу уже не хотелось. Значит останавливаюсь на варианте с ёмкостью.
Второй вопрос - питание насоса. Запитать его можно только тем, что привезёшь с собой. С собой есть 12-вольтовый аккумулятор, и больше ничего. А есть ли хорошие водяные насосы, рассчитанные на 12 вольт? Оказывается, есть! Это лодочные или трюмные помпы, предназначенные для откачки воды, попавшей внутрь лодки. В магазине рабочего инструмента у нас их продаётся целых три разновидности. Я купил самый большой и мощный, у которого в характеристике была указана производительность 38 литров в минуту. Почти соответствует "производительности" родника!
Ещё нужен аккумулятор. Хотелось отдельный, чтобы не приходилось заводить двигатель автомобиля для подпитки. И такой аккумулятор у меня был! Это старый Bosch Silver, отработавший своё на Транспортере. Я решил, что для насоса его хватит. Из обрезков OSB-плиты соорудил аккумуляторный ящик, и сбоку к нему приделал розетку 220-вольтового формата, которой предстояло стать 12-вольтовой.
Купил шланг. На этот раз потоньше и полегче: D40/D32. Купил электрокабель на 4 толстых медных жилы (для меньших электропотерь), внешнюю розетку с вилкой, и собрал провод-удлинитель. Жилы кабеля соединил попарно - 12-вольтовой системе нужно всего 2 провода. Извёл пару сотен пластиковых хомутиков, чтобы прикрепить провод к шлангу. Сматываешь шланг - одновременно сматываешь и провод.
Насосная установка получилась вот такой.
[525x700]

Пластиковая ванна для строительных смесей объёмом 90 литров. Насос, фильтр грубой очистки, обратный клапан, переходник для присоединения шланга, пульт управления с разъёмом питания, 12-вольтовый прожектор для работы ночью и рама, объединяющая все эти вещи в одно целое. Раму сварил из стальных уголков и покрасил грунт-эмалью. В верхней части приварил штырь - ручку для переноски.
Фильтрующий элемент из самой крупной сетки, многоразовый, с возможностью промывки - для отсеивания песка и самого крупного мусора. Обратный клапан предотващает стекание воды из шланга через фильтр и насос обратно в ванну, если вдруг в процессе закачки воды придётся сделать перерыв. Это должно сэкономить время на последующее наполнение шланга водой.
Пульт управления имеет три клавиши, подсвечиваемые при включении: красную, жёлтую и зелёную. Красная (красный провод насоса) - автоматическое включение насоса по встроенному датчику уровня воды. Есть у него такая функция. Для забора воды с родника не особо нужна, но пусть будет. Авось пригодится когда. Жёлтая (жёлтый провод) - принудительное включение насоса. Зелёная - включение прожектора. Также в корпус пульта встроен электроразъём, представляющий собой обычную 220-вольтовую вилку.

Доработал и "кубик". В завинчивающейся крышке сделал два отверстия, в которые вставил пластиковые трубы (ПНД, D32). Одна из них - подача в бак воды от насоса, вторая - вентиляция бака. По ней воздух выходит из бака при закачке воды и входит в бак при его опустошении. Заканчивается эта труба наконечником с металлической сеткой.

Шик, блеск, красота. Всё готово, еду на родник испытывать систему! Приехал, разложился, подключил. Включаю насос - качает! Но... поднять воду в бак не может! Поднимает метра на два от родника, а мне надо на два с половиной! Что такое? Почему? Непонятно. Посидел, поразмышлял. Возможно, дело в аккумуляторе. Старый он, стартер не крутит, может и для насоса нужного тока не даёт? Снимаю с Транспортера новый аккумулятор, подключаю вместо старого. Пошло! Вода полилась в бак! Но струйка какая-то уж больно чахлая... За полтора часа с остановками еле накачал всего 400 литров. Прикинул производительность - 8-9 литров в минуту, не больше. Как так? А на насосе-то написано... Облом в общем. Со шлангом тоже не айс. Сматывать его в бухту хоть и проще, чем тот здоровенный, но всё равно неудобно. Нужно сначала полностью размотать его по дороге, и потом аккуратно "катить колесо", собирая на руки всю дорожную грязь. При этом хомутики крепления провода своими острыми краями постоянно тыкаются в ладони и цепляются за одежду.
Разочарование. Ну а что ты хотел? Без рассчётов, без теоретической подготовки, практически наугад построить хорошую систему? Стал разбираться, почему так случилось. Оказывается, производительность насоса очень сильно зависит от высоты подъёма воды. Чем больше зазоры между лопатками турбины и стенками насоса, тем сильнее падает его КПД при увеличении высоты водяного столба. Это характерно для центробежных и вихревых насосов, то есть почти для всех, что используются обычно в перекачке воды. Поршневые (плунжерные) насосы этой бедой не страдают, так как между поршнем и стенкой цилиндра зазоров нет. Там высота подъёма зависит лишь от мощности привода. Но плунжерный водяной насос - это недешёвый эксклюзив, а в 12-вольтовом варианте их, наверное, вообще никто не выпускает.
Лодочная же помпа рассчитана на то, чтобы "перебросить" воду через низкий борт лодки, или даже через патрубок в борту, расположенный чуть выше ватерлинии. Высота подъёма воды не более 20-30 сантиметров. Так она выдаёт свои "паспортные" 38 литров в минуту. А при подъёме воды вверх на 2,5 метра КПД и производительность её падают очень существенно.

Что можно предпринять? Попробовать снизить сопротивление гидромагистрали и тем самым чуть-чуть повысить производительность? Самое "узкое" место её - обратный клапан. Совсем убирать его я не стал, демонтировал лишь клапанную пружину, работающую потив потока воды. Если что, эту пружину вполне заменит столб воды высотой 2,5 метра, который своей массой закроет клапан. Также практика показала необходимость установки в насосную установку продувочного крана. Для проверки работоспособности насоса, для выпуска воздушных пробок при заполненной магистрали, для слива воды после окончания работы. Между фильтром и обратным клапаном я установил тройник, в ответвление которого вкрутил полудюймовый шаровый кран. Но испытывать обновлённую систему не стал. Все эти меры, как мне казалось, могли немного облегчить и упростить работу, но основной проблемы не решали.
К тому же у меня создалось ощущение, что 12-вольтовая электротехника по большей части слаба и не рассчитана на "промышленные" нагрузки. То есть всё идёт к тому, что на водовозку нужно устанавливать мощный 220-вольтовый насос. Что автоматически ставит передо мной следующий вопрос - где взять 220 вольт "в чистом поле"?

Генератор или инвертор?
Плюсы генератора - большая мощность и продолжительность работы, отличная совместимость с любыми электроприборами. У особо мощных моделей есть даже выход на 380 вольт. Минусы - шум, дым, большие размеры и масса, и конечно же, высокая цена.
Плюсы инвертора - компактность, малый вес, бесшумность и бездымность работы, небольшая по сравнению с генератором стоимость. Минусы - время работы электроприборов зависит от ёмкости и заряда аккумулятора, возможная несовместимость с потребителем по характеристикам тока. Дешёвые инверторы выдают т.н. "модифицированную" синусоиду переменного тока, а те, что выдают нормальную, "чистую" синусоиду, по цене вполне сопоставимы с генераторами.
Поэтому я сначала полез в Интернет с вопросами. Можно ли запитывать от дешёвого инвертора центробежный насос? Не вызовет ли это повреждения электродвигателя? Большинство ссылок отвечали мне, что "для автономного питания автоматических систем отопления частного дома вы можете приобрести у нас вот этот чудесный инвертор с чистой синусоидой по цене вполовину от стоимости всей системы..." Всё же нужную информацию я нашёл. Модифицированная синусоида простому электродвигателю не вредит, просто он немного потеряет в мощности и будет греться чуть сильнее обычного. Хорошо. Попутно нашёл информацию, что инвертор желательно брать с двукратным запасом мощности относительно предполагаемого потребителя. Связано это с тем, что пусковой ток устройства, как правило, значительно превышает номинальный, и это превышение должно уложиться в запас мощности инвертора. Обычные центробежные насосы, продающиеся в магазинах, как правило имеют мощность 900-1000 ватт, так что мне необходим 2-киловаттный инвертор. Несколько таких нашлись на Ali Express. Любопытно, что 2 киловатта для инвертора - это некая граница. От самых слабых 100-ваттных цена плавно поднимается и доходит до 40-50 евро для 2-киловаттных. А для 2,5-киловаттных и далее цены начинаются уже со 100-120 евро... Свой Xuyuan я приобрёл за 34.
Прикрепил его сбоку к аккумуляторному ящику двумя жестяными хомутами, провода подключил к клеммам. К этому времени мне один знакомый отдал не нужный ему аккумулятор Banner на 74 ампер-часа. Весь заляпанный шпаклёвкой, но, кажется, в неплохом состоянии. В ящике теперь живёт именно он. Получился у меня этакий 20-килограммовый пауэрбанк. Инвертер, если что, имеет USB-выход.
[700x525]

Счастливый и довольный, я побежал в магазин за насосом. 900-ваттный Metabo обошёлся в 85 евро. Привёз его в гараж, подключил к инвертору... А он не запускается! Инвертор пищит и выдаёт сигнал перегрузки! И это без воды! Опять облом. Что ж такое?
Снова полез за информацией. Оказалось, разные типы электродвигателей имеют разный пусковой ток. У коллекторного (со щётками) мотора пусковой ток превышает номинальный незначительно. Дрель или болгарку к моему инвертору можно подключить хоть 1,5-киловаттную - будет работать. А вот бесколлекторный (бесщёточный) электромотор может иметь превышение пускового тока над номинальным до 10 раз! Причём независимо от нагрузки. Именно такими моторами оснащаются водяные помпы. Хороший инвертор может выдержать 20-30%-ную перегрузку с полминуты, пока не сработает реле перегрева. Двухкратную может выдержать доли секунды. С пятикратной не справится ни один. Что же делать? Попробовать найти насос послабее? А вдруг опять мимо? Так надо попробовать прежде чем покупать! С трудом но нашёл в одном строительном магазине 600-ваттный Leo. Как я уговаривал продавца дать мне подключить к насосу инвертор на пару секунд, достойно отдельного повествования. Дошло даже до звонков высшему руководству магазина. В итоге попробовать дали. Всё хорошо, насос запускается и работает. Беру. В гараже проверяю уже с водой, в "условиях, приближенных к боевым". Качает. И отлично качает! Хорошо, значит с комплектующими вопрос решён. Остальное - дело техники. Сделать кронштейн, чтобы закрепить насос на основании "кубика". Сделать барабаны для шлангов - это наилучший вариант для их размотки-смотки-хранения. Снять 12-вольтовый удлинитель со шланга и выкинуть хомутики. Нормально соединить трубы и шланги, чтобы было удобно работать. И ещё много чего по мелочи.



Тем временем один из моих соседей также построил водопровод на своей даче, и перед ним также встал вопрос доставки воды в больших количествах. Также достал "кубик". Грузовичка у него нет - купил прицеп к своей Тойоте. В первый (прошлый) год брал с собой одного-двух напарников, и они набирали воду в "кубик" вёдрами, благо прицеп открыт сверху, и заливать воду ничто не мешает. Этим летом систему доработал. Обрезал "кубик" примерно до половины высоты и "натянул" верхнюю половину на нижнюю, как шапку. Железную обрешётку тоже укоротил. Тем самым понизил высоту закачки воды примерно на полметра. Полезный объём "кубика" сократился с 1000 до примерно 400 литров, но для прицепа грузоподъёмностью 500 кг это даже во благо. И самое главное - воду качать стал насосом! Также использовал 12-вольтовую трюмную помпу для лодки. И пластиковый тазик объёмом литров в 60. Шланг более тонкий, чем у меня. На вскидку - D20/D16. Провода от насоса подключал прямо к аккумулятору Тойоты. Рассказал, что 400 литров набираются минут за сорок. Из чего я делаю вывод, что производительность получилась около 10 литров в минуту. Небольшой выигрыш по сравнению с моей системой получается, скорее всего, за счёт меньшей высоты подъёма воды, более короткого (хоть и более узкого) шланга и отсутствия препятствий на пути воды - фильтра и обратного клапана. Я ему "похвастался", что уже прошёл через это, и через некоторое время соберу водовозку с приемлемыми характеристиками...



Но работа над водовозкой шла очень медленно. Перфекционизм - он такой. Всё нужно собрать как следует, зачистить до блеска, потом покрасить в три слоя... В процессе этой работы произошло неожиданное испытание пауэрбанка. Из-за сильного ливня в главном щите выбило автомат, и гаражи остались без электричества. По идее работу надо было прекратить и ехать домой, но... у меня же теперь есть электричество с собой! Можно продолжать чистить ржавчину. Около часа 840-ваттная Макита с корщёткой проработала от инвертора прежде чем начала терять мощность. Подсел аккумулятор. Но прекращать работу в мои планы не входило. Подключил аккумулятор "крокодилами" к аккумулятору Транспортера, завёл его - и работал дальше.
Затем было ещё одно испытание пауэрбанка - с компрессором на оффроад-покатушке. Без всякой подпитки со стороны он накачал восемь колёс на двух джипах, и был способен, кажется, накачать ещё колеса четыре.
А затем, в один прекрасный день, Макс задал мне такой вопрос. Не могу ли я привезти воды одному знакомому для фурако - японской бани? А то он попробовал накачать туда из колодца, но она торфяная, коричневая. А хочется чистенькой и прозрачной. Какой объём фурако? Что-то около двух кубометров. Хммм... А ведь это было бы неплохим испытанием! Вдруг что-то вылезет ещё, заодно бы и переделал. Решено - пробую!
У водовозки уже установлен насос как надо, сделано два больших барабана для шлангов, но на обрешётке закреплен только один из них - левый, для заливки.
Перед перевозкой провожу небольшое предиспытание. Цель - выяснить, на сколько литров хватит аккумулятора. Ну и заодно потренироваться и приспособиться к работе. Аккумулятора хватило на перекачку 400 литров воды. Заодно ответил для себя на вопрос, надо ли переделывать систему водозабора или оставить как есть. Оставил - и очень правильно сделал. Лодочный насос, хоть и маломощный, но здорово облегчил работу. Центробежный насос для успешного старта необходимо наполнить водой. Заливать его через узкую верхнюю пробку чревато проливом воды мимо, кроме того, в шланге-то останется воздух! А лодочный насос заполняет водой и шланг, и насос, и всё что выше насоса, позволяя ему стартовать практически без срывов. А затем его можно и отключить - потоку воды он сопротивления не создаёт.
Испытания проходили поздним вечером, в темноте и под моросящим дождём. Пауэрбанк пришлось прятать в салоне машины и тянуть туда к нему все провода, но это оказалось единственным неудобством. С перевозкой воды управился за 4 часа. 2 часа на рейс. 1000 литров воды набирается за 30 минут с момента включения лодочного насоса. Сливаются они насосом за 20 минут. Во-первых, потому что вода течёт в основном вниз. Во-вторых, насос запитывался уже не от пауэрбанка а от сети 220 вольт, что немного увеличивало его мощность. Остальные 70 минут уходили на то, чтобы развернуться для закачки воды, свернуться, проехать 7 километров, развернуться для слива, свернуться и проехать 7 километров обратно. Фурако приняла в себя 1850 литров чистейшей воды, перевозчик получил большое спасибо, 40 евро и пожелание продолжить сотрудничество.

Доделка водовозки заняла после этого больше месяца. И вот, наконец, она готова!
[700x525]

В процессе испытаний выяснилось, что наматывать жёсткий шланг на барабан очень непросто - конец его не желает лежать на барабане и норовит размотаться. Поэтому на барабанах появились специальные ушки-захваты, которые прочно держат конец шланга. Также появились ушки и для фиксации другого конца шланга в намотанном положении.
Изначально я планировал, что работать буду с двумя шлангами. Левый - для заполнения бака водой, подключен к насосу. Правый - для слива воды самотёком, подключен к сливному патрубку бака. Но испытания показали, что слив воды насосом - это достаточно актуально. Чтобы не перекидывать шланги туда-сюда, пришлось сделать сборку из четырёх кранов и трёх тройников, которая позволяет управлять потоками воды. Система позволяет закачивать воду насосом, сливать воду насосом, сливать воду самотёком, "продувать" саму себя и шланг для удаления остатков воды.
[700x525]

Основным рабочим шлангом остался шланг на левом барабане. По нему идёт закачка воды, по нему же вода и сливается из бака. Шланг на правом барабане стал вспомогательным - на случай, если вдруг понадобится удлинить магистраль. Кроме того, водовозка обзавелась "вешалкой" - металлическими штырями, на которых хранится 12-вольтовый провод-удлинитель. Чтобы не валялся где попало и не мешал. Внутри левого барабана появился маленький дополнительный барабан с тонким шлангом. Зачем - расскажу позже. А пока - торжественно грузим изделие в Транспортер.
[700x525]
[700x525]

Водовозка в транспортном положении.
[700x525]

На роднике. Разворачиваюсь в рабочее положение.
[700x525]
[700x525]

К пауэрбанку подключаю 12-вольтовый и 220-вольтовый провода, готовлю "крокодилы".
[700x525]

К подкачивающей станции подключаю шланг и провод.
[525x700]

Вдвигаю ванночку под струю воды.
[525x700]

Открываю кран продувки, включаю насос.
[700x525]

Вот они, эти 38 литров в минуту!
[700x525]

Ставлю краны в положение закачки. Закрываю продувочный. Вода пошла в шланг. Через 20 секунд она забарабанила в дно бака. Значит магистраль заполнена. Включаю инвертор и запускаю Leo. Пару минут оба насоса должны поработать вместе - подкачивающий будет помогать основному выгонять пузыри воздуха.
[700x525]

Самое время подключить рэйндж экстендер. Завожу Транспортер и берусь за "крокодилы". На помощь 74-амперному Banner'у приходит 100-амперная Varta и генератор.
[700x525]

Подкачивающий насос можно отключить. А так как на дворе светлое время суток, то не понадобится и прожектор. 12-вольтовый провод можно убрать на место.
[700x525]

Leo вполне справляется водиночку с закачкой воды.
[700x525]
[525x700]

Пока идёт закачка, у меня есть несколько минут свободного времени. Устраиваю небольшую фотосессию.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]

За некоторое время до окончания закачки выдвигаю бадью из-под струи. Несколько минут насос качает воду только из неё. Всю, конечно же, не выкачает, но литров 60-70 взять может.
Очень удачно, кстати, получилось, что бадья работает как отстойник. На её дно оседают крупные хлопья ржавчины и песок. В насос они не попадают. Хлопья поменьше и полегче оседают в фильтре. Но и тех и других немного. А ещё бадья оказалась отличным средством от... лягушек. Да-да, лягушки имеют свободный доступ к роднику, и некоторых затягивает потоком воды в трубу. Затем лягушка несётся вниз по 300-метровой "водяной горке" и заскакивает в канистру так стремительно, что порой не замечаешь этого. У меня уже привычка выработалась: прежде чем слить в бочку остатки воды из канистры, заглянуть внутрь - нет ли там кого. А то затянет потом в насос... Сейчас же лягушка свободно плавает в бадье, и по окончании закачки её просто выливаешь вместе с остатками воды в канаву.
[700x525]

Закачал примерно 500 литров. Больше мне пока просто некуда девать.
[700x525]

Процесс слива снимать я не стал. Приехал к дому, открыл гараж, размотал шланг, подключил к трубе закачки, открыл краны и пошёл в дом - закачивать. Хотя рассказать есть что. Неожиданно оказалась очень кстати функция слива воды с помощью насоса Leo. Раньше, чтобы закачать воду из "кубика", домашний гидрофор должен был какое-то время работать всухую, подсасывая воду. Ведь в подающей трубе изначально воды нет, только воздух. Теперь же я могу включить Leo, перекачать им в дом литров 50 воды, чтобы гарантированно выдавить воздушную пробку в бочку. После этого иду в дом, включаю гидрофор на закачку - и он качает сразу, без срывов и воздушных пробок.


Теперь о том, зачем нужен тонкий шланг.
Всё растущая и растущая потребность в воде требует не только создать новое средство доставки, но и расширить возможности приёмки и хранения воды. Сейчас у меня в доме в качестве водохранилища используется одна бочка на 220 литров и канистры общей вместимостью 230-240 литров. Есть возможность добавить к системе ещё пять бочек по 220 литров, но одновременно с этим нужно провести серьёзную реновацию всего водопровода. А это - немалое количество времени, сил и работ: сварочных, строительных и других. И я долго не мог решить, с чего же начать. Нужно всё и сразу, но сделать всё сразу невозможно. И вот на горизонте замаячили грядущие бетонные работы. А это такие работы, которые требуют большого количества воды. Желательно чистой. Не только на само бетонирование, но и на последующую отмывку инструмента и оборудования - бетономешалки, вёдер, бадей, лопат и т.п. Бетономешалка представляется мне самой проблемной в плане отмывки от налипшего внутри барабана бетона. Поэтому для данной работы я приобрёл мойку высокого давления. Самый маленький и дешёвый Kärcher K2 Basic. Но он хоть и маленький, а воды потребляет прилично - 360 литров в час. Очень желательно его запитать водой от какой-то большой ёмкости. Вот именно эти размышления привели меня к решению заняться водовозкой в первую очередь. И с самого начала заложить в неё возможность подключения Керхера.
Входной фильтр Керхера имеет разъём под стандартное быстроразъёмное соединение для садового шланга. Для толстого шланга водовозки я сделал переходник с ответвлением, оканчивающимся таким вот соединением. Но шланг очень жёсткий и с водой тяжёлый, а Керхер маленький и лёгкий. Тяжело будет их совместить, мойка часто падать на бок будет. Чтобы избежать этого я и купил несколько метров тонкого и гибкого шланга. На концах его установил такие же быстроразъёмные соединения. Щёлк-щёлк - и всё подключено.

Пробую размотать в одну линию всё что есть на водовозке. Основной шланг с левого барабана имеет длину 13,5 метров. Дополнительный шлагн с правого барабана - 11,9 метра. Таким образом источник воды может находиться на расстоянии до 25 метров от водовозки - и из него можно будет взять воду. Добавляем тонкий шланг. Его длина - 6,7 метра, длина переходника около 0,25 метра. То есть подать воду можно на 32 метра от машины. Причём даже вверх - Leo, если верить инструкции, способен поднять воду на 35 метров. Это примерно 12 этажей...
[525x700]

Попутно выяснилась ещё одна интересная особенность. Оказывается, инвертор вполне "тянет" Kärcher K2, хоть на том и указана мощность 1400 ватт. Время от времени попискивает датчик перегрузки в моменты запуска или остановки мотора, но на работе мойки это никак не сказывается.
[700x525]



Подобьём бабки. Во сколько же мне обошлась постройка водовозки?
Пластиковый бак на 1000 литров в обрешётке - 50 евро.
Центробежный насос Leo - 69 евро.
Погружной лодочный насос - 55 евро.
Фильтр с картриджем - что-то около 11 евро.
Шланги - около 70 евро.
Труба ПНД диаметром 32 мм - около 5 евро.
Краны, тройники, муфты, ниппеля, переходники - 80-90 евро за все.
Инвертор - 34 евро.
Аккумулятор - бесплатно.
Провод-удлинитель 15 метров с разъёмами - около 15 евро.
Пруток арматурный диаметром 8 мм 30 метров (на изготовление шланговых катушек) - 13 евро.
Бадья для строительных смесей 90 литров - 9 евро.
Стальные заготовки для изготовления рам и кронштейнов - бесплатно (из собственных гаражных запасов).
Диски для болгарки, корщётки, сварочные электроды, краску, электроэнергию и прочие мелочи считать не буду.

По самым скромным подсчётам получилось 411 евро. Сюда же можно добавить 85 евро за 900-ваттный насос Metabo, купленный напрасно. Он мне конечно пригодится при грядущей реновации водопровода, но приобретён он был всё же в рамках проекта водовозки.
Четыре года, 500 евро, много-много выходных в гараже - и водовозка готова. Что дальше? Дальше будут различные усовершенствования.
Нужно "подстроить" машину под водовозку - вывести толстый провод от аккумулятора в грузовой отсек. Ибо каждый раз выносить пауэрбанк на улицу, открывать капот и жонглировать проводами для прикуривания - неудобно.
Нужно построить специальную тележку, на которую можно стаскивать водовозку из кузова Транспортера. Пока что для выгрузки водовозки я использую свою универсальную тачку с деревянной платформой, но она откровенно мала, и колея у неё слишком узкая для такого высокого центра тяжести. Есть риск водовозку просто уронить.
Ещё очень полезно было бы заменить стартерный аккумулятор на тяговую батарею. Она лучше приспособлена для подобных нагрузок и дольше проживёт. А если поставить парочку батарей по 100 ампер-часов, то, глядишь, и заводить Транспортер для набора воды не потребуется...
Ну и водопроводом, конечно же, заняться. Чтобы не возить по пол-бака, и не тратить по часу времени, чтобы нацедить воду в канистры.

Какие возможности предоставляет данная конструкция помимо основной - перемещать тонну воды на расстояние 100-300 метров? Можно возить воду куда-то ещё для различных нужд. Или откуда-то из других мест. Автомобиль позволяет забраться далеко. Можно увеличить объём перевозимой воды, если купить прицеп и установить на него второй "кубик". Причём его уже не нужно будет оборудовать насосом и прочими прибамбасами - достаточно того, что есть на первом.
Можно использовать Транспортер с водовозкой в качестве пожарной машины. Дома у нас по большей части деревянные, а до пожарного депо - больше 10 километров... Правда, для этого Транспортер должен постоянно "стоять на дежурстве" - никуда не ездить по моим личным делам и быть постоянно заряженным водой и электроэнергией.
Можно использовать его для отмывки машин в лесу после оффроад-покатушки. Или прямо во время неё - если у машины что-то сломалось, и нужно прямо на месте сбить грязь для ремонта узла. Правда, лезть в говна с тонной груза в кузове - не самое умное решение. Для этого было бы достаточно бочки на 100-200 литров.
Можно, наконец, примостить пистолет Керхера под передний бампер, и сделать из Транспортера поливомоечную машину. Правда, зачем она мне может быть нужна - ума не приложу.

Вот как-то так))).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
auto404 27-10-2017-10:30 удалить
КРУТО!!
Николай, очередной инженерный шедевр!!
Ну у вас и законы про воду, у нас про такое рассказать - не поверят.
А может цистерну на прицеп поставить?!
Modelist 27-10-2017-11:34 удалить
Глядишь, через несколько лет я со всех сторон обрасту инженерными шедеврами)))).
Законы - они такие))). Есть и ещё интереснее. Например, запрещено брать камни с берега моря или откуда-либо ещё, чтобы сделать красивую инсталляцию на своём участке. Камни принадлежат природе, и должны оставаться там, где они есть. Нужен камень - заказывай в фирме, имеющей связи с каменным карьером. Хотя, если никто не видел, как ты свистнул окатыш с побережья, то никто потом ничего не докажет))).
Поставить бак на прицеп - я уже думал об этом. Но есть несколько препятствий. Во-первых, нет прицепа. Стоит он новый 1000+, а на вторичном рынке они крайне редки и хороших вариантов почти нет. Не знаю, как скоро я решусь на такую покупку))). Во-вторых, грузоподъёмность прицепа около 500 кг. Пустая водовозка весит около 100. То есть если я наполню её водой до верху, то не факт, что подвеска прицепа это выдержит. Конечно, по техпаспорту Транспортер может буксировать прицеп до 2 тонн. Но это нужен более тяжёлый (и более дорогой) прицеп, оснащённый тормозами. И категория Е в правах. В-третьих, корма пустого Транспортера очень лёгкая. Если прицепить к нему прицеп массой больше тонны, то можно "сложить" такой автопоезд в самый неподходящий момент. Да и маневрирование задним ходом станет проблемой. Под такой прицеп Транспортер нужно балластить, а водовозка сама по себе и есть балласт. Так зачем тогда прицеп?)))


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Водовозка | Modelist - Дневник Modelist | Лента друзей Modelist / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»