• Авторизация


Арсенал и компания 09-05-2017 12:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!


По случаю обретения моделей танка Т-34 и пушки БС-3 - моделей детства - решил покопаться в загашниках и поискать, что же ещё у меня есть по этой теме. И вот что нашёл.
[700x525]


Тёмно-зелёный Т-34 в отличном состоянии появился совсем недавно благодаря auto404. О нём я уже писал.
[700x525]

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 на базе того же Т-34 - изначально моя. Она одна осталась у меня с самого детства.
[700x525]

Несмотря на воспоминания о том, что я в неё почти не играл, и что она должна была сохраниться практически в первозданном состоянии, осмотр её выявил изрядную "поигранность", хотя и не бросающуюся в глаза. Антенна оторвана и потеряна, декаль гвардейского знака поцарапана, задний угол правого крыла слегка загнут, и самое главное - прилично разболтаны катки и вытянуты некоторые оси их вращения.
[700x525]

Но зато краска почти не зацарапана, и гусеницы в отличном состоянии!
[700x525]

Ленинградский завод "Арсенал", выпустивший эту модель - один из старейших заводов России, основанный ещё Петром I. В 2011-м году производственное объединение "Арсенал" отпраздновало своё трёхсотлетие. Созданный для литья пушек, завод на протяжении всей своей истории занимался выпуском оборонной продукции и военной техники. В 20-м и 21-м веке основная продукция завода - артиллерийские и ракетные системы и космическая техника. Модели военной техники стали побочной продукцией предприятия для народного потребления.
[700x525]

Специалисты выделяют три поколения танков и самоходок ПО Арсенал по времени выпуска и, соответственно, по проработке деталей. В первом поколении всё навесное оборудование выполнялось отдельными деталями. Резиновые запасные траки, пластиковый трос и металлические дополнительные топливные баки.
[700x525]

В третьем - последнем - поколении все эти детали уже отливались и окрашивались вместе с корпусом танка, а катки были пластиковыми. Так было дешевше, но модель здорово теряла в копийности.
[700x466]

В чём различия между первым и вторым и вторым и третьим поколениями - сказать не берусь. Возможно, вторым поколением была переходная модель, с отлитой "навеской", но металлическими катками...
[700x525]

В таком состоянии сейчас находится, наверное, большинство арсеналовских танков. Из тех, что не выброшены. Поцарапанные, побитые, кое-где погнутые и без гусениц. Эту парочку мне отдал знакомый около года назад.
[700x525]

Любопытно, что различаются они не только по комплектности, но и по исполнению! Хотя, безусловно, оба относятся к первому поколению.
[700x525]

У одного из них декали, как и "положено", нанесены на две скулы башни, у другого - на все четыре! У него же сохранились и антенна и буксирный трос.
[700x525]

Третий танк я с удивлением обнаружил в одной коробке с самоходкой и пушками. Появился он там, надо думать, не менее десяти лет назад, а вот откуда - я уже и не припомню. Видимо, тоже отдал кто-то. Никакой навески на корпусе не сохранилось, ствол в горизонтали не держится, зато осталась одна целая гусеница!
[700x525]
[700x525]

Любопытное отличие от остальных - на дополнительных топливных баках у этого танка выполнено по две горловины!
[700x525]

Но больше всех выбивается из общего ряда... самый "новый" Т-34! Во-первых, цвет. "Арсенал" красил свою технику в горчичные цвета, а этот - тёмно-зелёный. Во-вторых, небольшие отличия есть в отливках корпуса. Если приглядеться, можно заметить, что у тёмно-зелёного выхлопные патрубки чуть длиннее, форма заправочного люка чуть-чуть другая.
[700x525]

Чуть-чуть отличается проработка троса.
[700x525]

Расстояние от башни до решётки машинного отделения у них тоже разное!
[700x525]

Если у тёмно-зелёного башня вращается легко и свободно...
[700x525]

... то у некоторых горчичных она снимает стружку с лючка!
[700x525]

Почему так? Причина открылась при взгляде снизу!
[700x525]

Если все горчичные модели имеют на днище эмблему ПО Арсенал...
[700x525]

... то у тёмно-зелёного эмблема совсем другая! Его сделали на другом заводе! Но на каком?
[700x525]

Напряжённые поиски в Интернете привели к результату: это приборостроительный завод имени 50-летия Киргизской ССР в городе Бишкек! Во как!
[620x700]

Другие модели Арсенала тоже производились не одним только Арсеналом. БТР-60П. Справа - ПО Арсенал. Слева - Брянский автомобильный завод (БАЗ).
[700x525]

Арсенальский "пришёл" ко мне вместе с двумя разукомплектованными танками. Он тоже слегка некомплектный, увы. БАЗовский - изначально мой.
[700x525]

Здесь разница уже куда серьёзнее, и видна невооружённым глазом. Отливки корпусов совершенно разные, хоть количество и расположение лючков и повторяется. Фары и антенна у БАЗа чёрные, у Арсенала, как и у танков - зелёные. Хоть они все и утрачены, но основание антенны осталось на своём месте. У Арсенала в башне установлены пушка и пулемёт, у БАЗа - пушка и два пулемёта.
[700x525]

У Арсенала универсальные колёса - единые для всех моделей. Для БТР-а они оказались явно маловаты, но деваться некуда. БАЗ ставил на свою модель собственные колёса. Диаметр их более-менее соответствует БТР-у, но вот высота профиля покрышек... Как у велосипеда.
[700x525]
[700x525]

К тому же БАЗ на свои модели декалей не клеил. Да и краска у БАЗа, судя по всему, не так хорошо держится за металл, как у Арсенала.
[700x525]

Покажите мне такого мальчишку, который не оснащал свой БТР крюком для буксировки пушек!
[700x525]

Полевая пушка БС-3. Калибр 100 мм. Завод Арсенал освоил и начал выпуск этого орудия прямо во время блокады Ленинграда!
[700x525]

Пушка БС-3 была создана на основе морской 100-мм пушки Б-34 конструктором В. Г. Грабиным в 1944-м году. Стараясь сделать конструкцию максимально лёгкой и компактной, Грабин оснастил орудие мощным дульным тормозом (эффективность - 60%). Вместо колёс от тяжёлого ярославского грузовика были применены спарки колёс от ГАЗ-АА - так оказалось легче и компактнее. Это орудие считается лучшей противотанковой пушкой времён Второй Мировой войны.
[700x525]

Действительно, БС-3 была способна пробить броню любого немецкого танка, включая "Королевский Тигр". Мощный пороховой заряд и нарезной ствол длиной в 59 калибров выплёвывали 16-килограммовый снаряд со скоростью 900 м/с. Это позовляло успешно бороться с танками прямой наводкой на дистанции в 1 км, а с закрытой позиции пушка стреляла на 20 км. Техническая скорострельность составляла 10 выстрелов в минуту (1 выстрел в 6 секунд!). Но у орудия был и ряд недостатков. Отдача от выстрела, хоть и скомпенсированная дульным тормозом, была всё же слишком большая. Пушка подпрыгивала так, что сбивалась наводка. Это уменьшало скорострельность - приходилось наводить по-новой. Кроме того, при стрельбе прямой наводкой пороховые газы из дульного тормоза, находящегося слишком низко над землёй, поднимали с земли облако пыли, которое демаскировало орудие и "ослепляло" наводчика. Это также снижало скорострельность пушки.
А ещё пушка получилась достаточно тяжёлой - 3,5 тонны. Рассчёт не мог перекатить его по полю своими силами, а для буксировки его по военным дорогам (бездорожью) массовые ГАЗ-АА и ЗиС-5 были слишком слабы. Таскать БС-3 приходилось гусеничными тягачами, в крайнем случае ленд-лизовскими трёхосными 90-сильными Studebaker US6.
Таким образом БС-3 идеально подходила для деликатных операций, когда нужно было аккуратно одним выстрелом уничтожить один вражеский танк. В бою с большим количеством танков её преимущества сильно уменьшались.
Самый же главный "недостаток" этой пушки оказался в том, что появилась она слишком поздно. В 1944-м году и позже бронетанковые силы немцев были уже не те, и массовых танковых боёв и атак они не проводили.
До конца войны было выпущено всего около 400 штук БС-3, в последующие годы (до 1951-го) эта цифра увеличилась до 3816 единиц.
Есть информация, что несколько таких орудий стояли на вооружении ещё в 2011-м году, охраняя Курильские острова. На данный момент они все переведены в резерв.
[700x525]

Модель БС-3 производства Приборостроительного завода имени 50-летия Киргизской СССР имеет характерный тёмно-зелёный цвет и пластиковые диски колёс. Кроме того, она значительно легче модели завода Арсенал. Похоже, металлический у неё только ствол, остальные детали из пластика.
У пушки от Арсенала собственные металлические колёса с пластиковыми покрышками. Но увы, ей здорово досталось. Сломан защитный щит, на правой лапе лафета отломана буксирная петля и поворотная рукоятка, утеряны некоторые пластиковые элементы.
[700x525]

Пластиковые элементы крепления щита тоже потеряны, вместо них стоят винты М3.
[700x525]
[700x525]

Дульный тормоз киргизской пушки сделан более качественно.
[700x525]
[700x525]

ЗиС-3 - дивизионная пушка калибра 76,2 мм (3 дюйма) образца 1942-го года. Это самая массовая пушка времён Второй Мировой войны и первое в мире орудие, собиравшееся на конвейере. Всего было выпущено 103 000 единиц.
[700x525]

Главный конструктор орудия тот же В. Г. Грабин, что и у БС-3. Он начал разработку этой пушки по собственной инициативе, без указания Главного артиллерийского управления. Орудие было получено путём наложения качающейся части (ствола, казённика и противооткатного устройства) предыдущей пушки Ф-22 на лафет лёгкой противотанковой пушки ЗиС-2. Для гашения отдачи на ствол был установлен дульный тормоз с эффективностью около 30%.
[700x525]

Длина ствола - 39 калибров, вес снаряда - 6,5-7 кг, начальная скорость - 650-700 м/с, дальность стрельбы бронебойными снарядами - 1000-4000 метров, осколочно-фугасными - до 13 000 метров.
Орудие было универсальным. Оно могло подавлять и живую силу противника, и бронетехнику и небольшие укрепления (ДОТы). Уверенно поражало все немецкие танки начального периода войны, до появления Тигров и Пантер.
[700x525]

Орудие было разработано Грабиным перед самой войной - весной 1941-го года. Но в производство не пошло по бюрократическим причинам - руководство Красной Армии опасалось, что у немцев вот-вот появятся тяжёлые танки, с которыми эта пушка не сможет справиться. После начала войны, в связи с большими потерями артиллерии, выпуск этого орудия всё же начался в декабре 1941-го года на заводе №92 под личную ответственность главного конструктора. Официальные испытания и получение орудием разрешения на производство были получены в феврале 1942-го, когда пушка уже вовсю производилась и использовалась.
[700x525]

Тактико-технические характеристики ЗиС-3 были вполне на уровне или даже немного превосходили массовые орудия немецкой и британской армий. Но очень существенными её преимуществами были надёжность и неприхотливость в эксплуатации и очень высокая технологичность, позволявшая выпускать эти пушки в больших количествах с минимальными затратами. Она уступала немецкой 75-мм пушке Pak 40 по бронепробиваемости и британской QF 25 pounder по осколочно-фугасному воздействию, но по совокупности тактико-технических, эксплуатационных и производственных характеристик значительно превосходла их, поэтому её вполне можно назвать одним из лучших орудий Второй Мировой войны.
[700x525]

Данная модель ЗиС-3 произведена ПО Арсенал (эмблема на щите справа) и почти не игралась (сохранилась даже красная краска на осях колёс), поэтому состояние её почти идеальное.
[700x525]
[700x525]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
30-07-2020-01:04 удалить
Крутейший обзор! Большое спасибо! Был танк у меня в детстве такой, весь лысый, потерялся, покупал в качестве сувенира уже во взрослой жизни такой же, тоже потерял. Сейчас купил именно из г.Фрунзе, как сувенир и память, новый! Греет душу!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Арсенал и компания | Modelist - Дневник Modelist | Лента друзей Modelist / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»