Артём
auto404 с очередной посылкой порадовал моделью-бестселлером детских игр. Танк Т-34-85 производства ленинградского завода Арсенал.
[700x525]
Я не знал в детстве, пожалуй, ни одного сверстника, у которого не было бы такого танка. Был он, естественно, и у меня. И был, наверное, самой любимой игрушкой и моделью. Потрёпанный, поцарапанный, со множеством сколов краски, однако в полном комплекте! На месте был и трос, и запасные траки, и фара, и антенна на башне. Гусеницы, разумеется, тоже были, хоть и многократно порванные и заштопанные папой. Таскал я этот танк с собой куда только мог.
И вот однажды (было мне лет семь) пригласили родителей на свадьбу какие-то дальние знакомые. В соседний город Силламяэ. Родители взяли меня с собой, чтобы не оставлять одного. А я взял с собой танк. "Взрослые пусть себе празднуют, а я буду развлекать себя сам". После торжественной части в городе всей гурьбой мы поехали на чей-то хутор продолжать праздник. На хуторе оказалась здоровенная куча песка, очень удобная для того, чтобы по ней ездил мой танк)))). И он, разумеется, ездил, периодически прерываясь на перекусы с праздничного стола механика-водителя. А когда праздник закончился, и мы вернулись домой, я вдруг понял, что трагически забыл своего верного друга на той самой куче. Было очень-очень обидно. Но о беде родителям не рассказал - не хотелось их напрягать вызволением игрушки от совершенно чужих людей, забытой там по моей собственной глупости...
Данный же танк оказался в почти идеальном состоянии! Как новенький. Антенна тоже есть, но хранится пока что отдельно. Ждёт, когда я её пристрою на своё место.
На следующий день после получения танка у нас выглянуло наконец забытое почти Солнце, подняв настроение и заставив придумать какую-то движуху. Мысль пришла в голову сама собой - а что если совместить открытие велосезона с фотосессией? И место для неё есть - лучше не придумаешь. Это... настоящий Т-34! Единственный оставшийся в Эстонии, но так уж получилось, что совсем недалеко от дома. Каких-то 9 километров.
Стоит он на узкой полоске земли между рекой и дорогой, связывающей Нарву и Нарва-Йыесуу (Усть-Нарву). Стоит столько, сколько я себя помню, и даже больше. Когда мы детсадовской группой проезжали мимо него на круглом львовском автобусе, направляясь в курортный городок погулять по морскому пляжу - обязательно кричали "Ура!" всем автобусом. Потом я ездил мимо него множество раз на велосипеде. Потом - на машине. Иногда останавливался. Иногда мы фоткались на его фоне с друзьями. Но ни разу ещё я не устраивал ему полноценную фотосессию. Даже странно.
[700x525]
А некоторое время назад среди высших чинов пошли разговоры, что надо бы этот танк демонтировать. Мол, смотрит он дулом в сторону Евросоюза в целом и Таллина в частности. В ответ на это в городе собралась группа активистов и просто неравнодушных людей, скинулись деньгами и собственным свободным временем, потратили недели две и привели танк в надлежащее состояние. Очислили его от грязи и ржавчины, содрали старую ярко-зелёную краску, делавшую его похожим на большую детскую игрушку, и покрасили в исторически верный цвет хаки, добавив парадных белых полосок и как следует выведя красные звёзды на башне. Ну и территорию вокруг монумента благоустроили. Смотрится танк после этого просто обалденно!
[700x525]
Говорят, что когда Советская Армия форсировала реку, фашисты потопили плот, на котором переправляли этот танк. Танк пролежал на дне реки несколько десятилетий, пока его не вытащили и не поставили на постамент.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Цветы на танке лежат постоянно. Его посещает каждая нарвская свадьба. Да и просто так люди приносят, в любое время.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Вот здесь, кстати, видно, как выглядел (какой краской был окрашен) танк последние четверь века.
[525x700]
[700x525]
Теперь более детально.
На броне осталось множество крепёжных элементов, на которых были закреплены различные инструменты (лопата, пила, топор, лом и т.п.) и оборудование (фара, тросы, возможно, маскировочный чехол...).
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
А вот здоровенные танковые шаклы остались. Или их установили в процессе последнего "ремонта" памятника? На кромках инструментального ящика за 2-3 года вылезла ржавчинка, но на толстой броне её не видно нигде!
[700x525]
Задняя бронестенка корпуса установлена на петлях (две на нижней кромке) и могла откидываться для доступа к моторному отсеку. В рабочем положении прикручена к корпусу мощными болтами по всему контуру. В центре её есть откидывающийся бронелючок - возможно, для заправки.
[700x525]
[700x525]
Снизу танк, естественно, никто не красил. Но толстому металлу откровенно плевать на эту ржавчину.
[700x525]
[700x525]
На правой передней скуле башни какая-то щель. Неужели смотровая?
[700x525]
Оригинальные крышки подшипников катков остались только на передних катках. Куда делись остальные? Скорее всего, несознательные индивидуумы с отсутствующей совестью скрутили их и сдали на металл. Вместо них - простенький новодел, который даже не прикручен, а приварен к каткам. Но с трёх метров в глаза не бросается и... вы сами обратили на них внимание на предыдущих фотках?
[700x525]
Решётка на крыше машинного отделения отсутствует. Возможно, "ушла" вместе с колпаками...
[700x525]
Навесные топливные бачки все в дырках от пуль.
Кстати, какую бы модель Т-34 я ни встречал - что от "Арсенала", что
белорусскую миниатюру, что подробнейшую модель от "Моделиста" в масштабе 1:35 - везде заливные горловины изображены в середине бака. А они-то на самом деле с краю!
[700x525]
Маркировка на траках - "26х14".
[700x525]
Неожиданно для себя обнаружил интересную вещь. Это гребёнки, закреплённые на траках гусениц. Никогда с таким не сталкивался!!
[700x525]
То, что они служат для улучшения проходимости (наподобие цепей противоскольжения для колёс) - это понятно. Непонятно, кто их установил и когда? К тому же заметно, что они не покрашены в чёрный цвет, как сами гусеницы.
[700x525]
А теперь - совместная фотосессия!
[700x525]
Оказывается, модель 1:43 рядом с оригиналом - это совсем не то же самое, что две модели разных масштабов рядом. Нужно как-то менять технологию фотосъёмки.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
При сравнении в модели невольно находишь неточности. О форме маски пулемёта и количестве дополнительных баков на левом борту не говорю. О количестве и расположении болтов на катках - тоже. А вот, скажем, направляющие зубцы на запасных траках просто обязаны "смотреть" вверх - иначе траки на броню не уложишь. На модели же этих зубцов нет совсем.
[700x525]
Катки у оригинала "сблокированы" в две группы: два катка спереди и три сзади. Расстояние между вторым и третьим катками заметно больше, чем между любыми другими. У модели же всё равномерно.
[700x525]
[700x525]
Про расположение и длину троса на модели промолчу. Зато третью петлю "заднего борта" замечу.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
В целом же, несмотря на все косячки, несмотря на отсутствие "ручек" на башне, инструментального ящика на правом крыле и буксировочных "клыков", у старенькой модели есть главное - она отлично передаёт дух, стремительность и мощь оригинала. За это мы её и любим.
[700x525]