Это, конечно, не полноценный стеллаж для моделей, а так, опытный образец. Макет стеллажа, позволяющий точнее понять нюансы и особенности логичного и приятного глазу размещения моделей.
[525x700]
Когда-то давно, когда у нас с Викой только налаживалась совместная жизнь в съёмной квартире, я делал своими руками кое-какую мебель. Да-да, чтобы не тратить деньги на приобретение её в магазине. Простенькую, непритязательную, но прочную и идеально подходящую для своих целей. Из чего? Из кусков старой мебели, которыми в избытке снабжали меня друзья и знакомые, делающие "евроремонты" в своих жилищах. Эта полочка была создана для содержания разной викиной мелочёвки - фигурок, свечек, красивых камушков, книжек и т. п. Пережила с нами четыре переезда, а сейчас вот оказалась не у дел. Поэтому я и решил использовать её в качестве тренировочного стеллажа.
"Уплотнил" родные полки, добавил четыре новых, разной глубины. Края оклеил резиновым уплотнителем для дверей и окон - теперь это бордюр, предотвращающий скатывание моделей с полок. И поставил эту конструкцию на втором этаже. Он хоть и неотапливаемый, зато свободен от котов - главного врага моделек.
[525x700]
Стеллаж вместил в себя около 200 моделей, приобретённых за последние 2,5-3 года. Насколько я помню, ни одна из них ещё "официально" не зарегистрирована - не присутствует в фотоальбоме.
Верхний этаж - десятый - масштаб 1:24 - Welly и Maisto (VW Transporter T1) и мотоцикл BMW в масштабе 1:18.
[700x525]
Девятый этаж - жёлтая Scania с полуприцепом 1:50, все остальные модели на стеллаже - 1:43. Здесь собраны самые крупные грузовики АНС плюс модели, не подходящие к какой-либо теме нижних этажей.
Восьмой этаж - тракторы.
[700x525]
Седьмой этаж - автомобили стран восточной Европы - Польша, Румыния, ГДР.
Шестой - в основе своей "Суперкары" ДеАгостини, но есть несколько спортивных и гоночных машин Cararama, также одна Феррари из Ferrari Collection.
[700x525]
Пятый - хотел собрать на одном этаже полицейские машины со штатовскими прототипами, но на всю полку их не хватило, заставил свободные места другими полицейскими машинами.
Четвёртый - остальные "Полицейские машины мира".
[700x525]
Третий этаж - всё, что не влезло на другие полки.
Второй этаж - ЗиЛ, ЗиС, АМО и четыре грузовика Ярославского автомобильного завода.
[700x525]
Ну и первый этаж - два задних ряда - ГАЗ, передний ряд - различные машинки Cararama, Welly (Toyota LC Prado), а также три Татры и EMW от ДеАгостини.
[700x525]
Что в итоге? Какие выводы я сделал?
1. Модели на полке лучше всего размещать не вдоль полки и не поперёк, а под углом. Как говорят рисовальщики, вид должен быть "в три четверти", то есть должны хорошо обозреваться передняя часть машины, бок и верх. Так модели воспринимаются наилучшим образом.
2. Модели не должны стоять вплотную друг к другу, промежутки между ними должны позволять обозревать минимум 60-70% боковой стороны машины. На данном стеллаже все модели стоят слишком плотно друг к другу - попытка впихнуть на полки как можно большее их количество ни к чему хорошему не привела. Более-менее адекватно воспринимаются только первый ряд тракторов и первый ряд "суперкаров".
3. Два предыдущих пункта подразумевают достаточно свободное размещение моделей, то есть неполное использование площади полок. А хотелось бы поставить на полки как можно большее количество моделей. Поэтому логично ставить модели в несколько рядов. Оптимальное количество рядов моделей на полке - два. Третий и следующие ряды, если они есть, просматриваются плохо, соответственно, плохо и воспринимаются.
4. Глубина полки.
Одно дело поставить в два ряда машинки типа ЗАЗ-965 или С3А, и совсем другое - длиннющие грузовики. Какова должна быть глубина полки, чтобы и грузовики свободно стояли на ней в два ряда, и легковушки в два ряда не выглядели бы сиротливо? Этот вопрос я пока обдумываю. Возможно, есть смысл делать полки разной глубины. Из тех же, что сейчас используются в моём импровизированном стеллаже, для размещения легковушек (даже больших) в два ряда идеально подходят второй и третий этажи - глубина этих полок около 300 мм. Всё что мельче - однозначно тесно.
5. Высота расположения полок от пола.
Модели 43-го масштаба идеально обозреваются на полке, находящейся чуть ниже уровня глаз наблюдателя. На данном стеллаже это седьмой этаж. Тракторы, стоящие на восьмом этаже - ровно на уровне глаз - видятся уже только в двух измерениях, к тому же первый ряд полностью перекрывает второй. Полки шестого, пятого и четвёртого этажей просматриваются тоже неплохо. А чтобы рассмотреть первый, второй и третий этажи, уже приходится приседать.
Выше уровня глаз наблюдателя в принципе тоже можно ставить модели. Но эти модели должны быть достаточно крупными и стоять в один ряд. Допустим, девятый этаж - легковые машины 24-го масштаба или мотоциклы 18-го, десятый - грузовики 24-го.
6. Шаг полок.
Я рассмотрел в Интернете огромное множество стеллажей для моделей, как самодельных так и промышленных. У всех у них шаг полок, то бишь расстояние между ними, строго одинаковый. Зачем так делают? Красота? Или стереотип? Ведь чем глубже полка и чем ниже она расположена от уровня глаз наблюдателя, тем сильнее она перекрывает полку под собой. Я прихожу к выводу, что шаг полок просто обязан быть неравномерным. Чем ниже полка, тем больше должно быть расстояние между ней и вышестоящей полкой. Однако это справедливо лишь для седьмого, шестого, пятого и четвёртого этажей. Всё что ниже, всё равно лучше рассматривать, сидя на стуле, и для этих полок рассчёт шага должен быть свой.
Кстати, здесь можно поэкспериментировать с полками разной глубины. Скажем, менее глубокие полки с легковушками расположить повыше, а более глубокие с грузовиками - ниже. Этим можно существенно уменьшить разницу в шаге полок, то есть будет возможность впихнуть в стеллаж ещё одну полочку.
7. В основании стеллажа очень желательно иметь закрывающиеся боксы. Моделист всегда найдёт, что в них хранить. Коллекцию журналов "Автолегенды СССР", подшивки Авторевю, модели в стадии доработки, да мало ли что ещё.
Ещё одно небольшое замечание - не стоит делать разные углы постановки моделей в соседних рядах. Пятый этаж, где такое явление присутствует, издалека выглядит очень плохо.
Ну вот вроде бы пока и всё. Теперь нужно как-то собраться с духом, закупить ламинированную ДСП в "Сделай сам", сходить к стекольщикам на предмет прозрачных дверок, затариться фурнитурой... И самое главное - взрастить в себе непреодолимое желание сделать, наконец, красиво, которое победит извечное "некогда".