Ян Богомолов
[750x500]
Вечер на Фонтанке... Семёновский, Горсткин, Обуховский мосты... Слева вдали купола Троицкого собора
***
Среди болот, дорог и вьюг,
Как исполин из сказки,
Явился миру Петербург,
Волной любви обласкан !
Его скульптуры и дворцы,
Фонтаны, скверы, парки,
Его ограды и мосты,
Кораблик на Фонтанке...
- Катя Озерова
Река Фонтанка вытекает из Невы около Летнего сада. Её длина 6,7 км. В допетровское время именовалась Голодушей, затем Безымянным ериком. После сооружения фонтанов Летнего сада получила нынешнее название. Берега Фонтанки соединяют 15 мостов. В этой записи мы совершим обзорную экскурсию по этим мостам.
Каждую фотографию можно увеличить, кликнув по фото.
Прачечный мост
Наталия
[750x563]
Нева... Прачечный мост в истоке Фонтанки... Справа ограда Летнего сада
Прачечный мост соединяет у истока Фонтанки две набережные - Дворцовую и Кутузова. Монументальный трёхпролётный мост с опорами, оборудованными быками-ледорезами, составляет ансамбль со знаменитой оградой Летнего сада. Возведён одновременно с ней - в 1766-1769 годах (архитектор И.Росси, каменных дел мастер Т.Насонов). Своё название мост получил от находившегося на углу набережной Фонтанки дворцового Прачечного двора.
leksandrych
[750x499]
Прачечный мост в начале Фонтанки
Прачечный мост - один из первых каменных, первый трёхпролётный мост города. Без всяких изменений мост простоял более 150 лет. В 1926 г. мост был отремонтирован (инженер Б.Д.Васильев) . Реконструкция не внесла никаких изменений в его внешний облик, устранив лишь излишнюю "горбатость" проезжей части. Длина моста 40,9 м, ширина 14,3 м.
vaino78
[750x562]
Вид на Прачечный мост с набережной Фонтанки
Пантелеймоновский мост
imsve
[750x562]
Вид на Пантелеймоновский мост
Пантелеймоновский мост пересекает Фонтанку у Летнего сада, продолжая улицу Пестеля... Этот мост был построен в 1907-1908 г. (архитектор Л.Ильин, инжнеры А.Пшеницкий, А.Рейнеке)... С 1823-1824г. по 1906 год в этом месте находился Цепной однопролётный мост (проект В. Треттера и В. Христиановича). Этот мост, по которому ежемесячно проходили 8000 человек и проезжали 900 экипажей, прослужил петербуржцам 83 года.
Из-за начавшихся процессов старения металла в 1906 г. Цепной мост разобрали. Он был заменён новым современным металлическим арочным мостом, названным Пантелеймоновским по находящейся недалеко церкви Св. Пантелеймона.
ayalla
[750x562]
Пантелеймоновский мост
Пантелеймоновский мост - один из самых красивых в Петербурге. Мост богато декорирован. В элементах его отделки широко использована бронзировка и сусальное золото. Блеск благородного металла на фоне черноокрашеных поверхностей придаёт мосту впечатление парадности и богатства.
В 1923 г. мост стал носить имя декабриста Пестеля, который жил неподалёку. А в 1991 г. мосту вернули историческое название. В 2002 году мост был капитально отреставрирован. Длина моста 43 м, ширина 23,4 м.
ayalla
[750x562]
Пантелеймоновский мост... Вид на Фонтанку
Мост Белинского
natalis0309
[750x562]
Вид на мост Белинского с набережной Фонтанки
Мост Белинского пересекает Фонтанку у цирка по оси улицы Белинского. Впервые мост появился здесь в 1733 году.Он был деревянным свайным, оформленным под арочный каменный. Получил название Симеоновский по расположенной рядом церкви Святых Симеона и Анны. В 1785 Симеоновский мост перестроили в трёхпролётный с подъёмной средней частью (архитектор Ж. Перроне). Подъёмные механизмы находились в гранитных башнях.
Сергей и Алла
[750x562]
Мост Белинского
В 1859 году средний разводной пролёт Симеоновского моста заменили каменным сводом, а гранитные башни убрали.
6 октября 1923 года мосту присвоили современное название в память о литературном критике и публицисте В.Белинском, который жил неподалёку от моста. Длина моста 56 м, ширина 19,06 м.
fuzzylogic (Лукс Сергей)
[750x402]
Вечерняя подсветка моста Белинского
Аничков мост
ivanglie
[750x499]
Аничков мост
Аничков мост - самый знаменитый мост через Фонтанку. Пересекает Фонтанку по оси Невского проспекта. Первый деревянный мост был здесь построен по указу Петра I в 1715-1716 г.г. инженером-подполковником М.О. Аничковым, от фамилии которого и получил своё название.
В 1749 году был построен новый мост (архитектор С.А.Волков), который строился с тем расчётом, чтобы по нему могли пройти слоны - подарок персидского шаха русской императрице Елизавете Петровне. Слоновый двор, где содержались слоны, находился в районе нынешней площади Восстания, и чтобы пройти к царскому дворцу, этим громадным животным приходилось идти по Невскому проспекту, пересекая Фонтанку.
Potekhin
[750x415]
Аничков мост
В 1783-1787 годах был сооружен постоянный Аничков мост, ставший трехпролетным, каменным (предположительно, архитектор Ж. Перроне). . Центральный пролет моста, выполненный из дерева, был сделан подъемным с башнями. В 1841 г. мост расширили до линии Невского проспекта, а башни убрали. Отлитая из чугуна ограда моста, с барельефами морских коньков и русалок, была выполнена архитектором А. П. Брюлловым, и напоминает мотивы узора решетки, созданной для берлинского Дворцового моста.
ЭСТЕТ
[750x538]
"Укротители коней" на Аничковом мосту
В 1840-1850 мост украсили четыре скульптуры "Укротители коней" работы известного петербургского скульптора-анималиста П.К. Клодта. Копии этих скульптурных групп были отправлены в Берлин и Неаполь. . В тяжелые времена блокады эти ценные произведения искусства были сняты с пьедесталов и для сохранности закопаны в саду Дворца пионеров, а к 1 мая 1945 года они вернулись на свои места.
В 1906-1908 г.г. была произведена частичная реконструкция моста. В 2007-2008 г.г. производился ремонт моста. Длина моста 54,6 м, ширина 37,9 м.
Victor 2107
[750x480]
Укрощение коня
Мост Ломоносова
andrestolb
[750x535]
Мост Ломоносова
Мост Ломоносова расположен в створе улицы Ломоносова. Является одним из выдающихся архитектурных памятников города. Назван в память о великом русском учёном М.В. Ломоносове.
Первый деревянный мост появился здесь в первой половине XVIII в. В 1785-1787 г.г. на его месте был построен каменный мост, который назывался Екатерининским в честь императрицы Екатерины II, а позднее Чернышёвым (от располагавшейся здесь усадьбы графа Г.П.Чернышёва). Имя Чернышёва носили также прилегающие к мосту площадь и переулок. Средний деревянный пролёт моста был разводным, а механизмы подъёма размещались в четырёх каменных башнях.
NataZin
[750x513]
Мост Ломоносова
В 1912-1913 г.г. деревянные пролётные строения эаменили металлическими (архитектор А.Пшеницкий). Средний пролёт стал неразводным. В середине 1915 г. мост украсили монументальные гранитные фонари-обелиски с морскими коньками (архитектор И.А. Фомин).
Дмитрий Казаков
[554x750]
Фонари на мосту Ломоносова
В 1948 году Чернышёв мост был переименован в мост Ломоносова одновременно с переименованием Чернышёвой улицы и Чернышёвой площади соответственно в улицу и площадь Ломоносова. Длина моста 57,2 м, ширина 14,66 м.
cactusnet
[750x498]
Вечерняя подсветка моста Ломоносова
Лештуков мост
Ирина.
[750x562]
Лештуков мост
Лештуков мост находится в створе переулка Джамбула, напротив Большого драматического театра имени
Г.А. Товстоногова. Назван в честь лейб-медика Елизаветы Петровны Германа Лестока, усадьба которого размещалась в этом районе.
В 1878 году на набережной Фонтанки возвели здание Суворинского театра (ныне им. Товстоногова). Он пользовался большим успехом, и для удобства зрителей напротив него вскоре организовали лодочный перевоз. Когда начался ремонт Чернышёва моста, было решено на этом месте соорудить временный мост. Пятипролётную деревянную конструкцию построили за весну и лето 1907 года.
petrovi4
[750x562]
Лештуков мост и Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова
Временный мост прижился здесь и простоял до 1934 года. Случившийся в это время пожар уничтожил его, но сгоревшую постройку восстановили. В 1952 году деревянные балки моста заменили металлическими.
В 1988 году инженер Л.Н. Соболев разработал проект реконструкции Лештукова моста, которая началась лишь в 1995 году, а в 1997-м по нему открылось пешеходное и транспортное движение. Длина моста 53,9 м, ширина 18,2 м.
vetka301059
[750x562]
Лештуков мост и Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова
Семёновский мост
Sbarichev
[750x562]
Вид с набережной Фонтанки на Семёновский мост
Семёновский мост расположен по оси Гороховой улицы. Название дано по Лейб-гвардии Семёновскому полку, квартировавшему неподалёку на левом берегу Фонтанки.
Первый деревянный мост появился здесь в 1717 г. В 1788 г. он был перестроен по типовому проекту архитектора Ж.-Р. Перроне, с башнями, цепями и разводным пролётом.
petrovi4
[750x500]
Семёновский мост
В 1856-1857 г.г. мост реконструировали: снесли гранитные башни, каменные своды, и деревянный разводной пролёт заменили металлическими конструкциями.
В 1949 г. мост был укреплён и капитально отремонтирован. Его украсила чугунная решётка художественного литья, которая, к сожалению, не "дожила" до наших дней. После очередной реконструкции моста в 1957 году здесь появилась решётка с простым геометрическим рисунком (арх. Ф.И. Энрольд). Длина моста 52,2 м, ширина 19,51 м.
natabela54
[750x469]
Семёновский мост... Вдали купола Троицкого собора
Горсткин мост
mil3173
[750x421]
Горсткин мост
Горсткин мост является продолжением улицы Ефимова (до 1952 г. - Горсткина улица). Свое название берет от торговых помещений, располагавшихся в прошлом неподалеку, и принадлежавших домовладельцу, отставному поручику, купцу С. П. Горсткину.
Этот незатейливый мост является типичным для Петербурга представителем мостов-теплопроводов. Первый деревянный мост здесь построили в 1910 г. В 1928 г. его перестроили для прокладки теплофикационных труб.
pavlova-lena-pavlova
[750x562]
Лестничный спуск на Горсткином мосту
Горсткин мост со стороны выглядит, как какой-нибудь переход через деревенскую речку, и совсем не соответствует высокой категории архитектурных строений Северной столицы. Снизу сооружение выглядит так, словно бы кто-то наспех скрепил его клети из неотесанного бруса. Но в этом есть своя прелесть: здесь словно попадаешь в прошлое города.
В 1949 году Горсткин мост подвергся капитальной перестройке, в ходе которой его деревянные прогоны были заменены металлическими балками. Оградительные перила тоже сделали из металла. Длина моста 54,5 м, ширина 6,2 м.
vetka301059
[750x562]
Горсткин мост
Обуховский мост
BV
[750x562]
Вид на Обуховский мост
Обуховский мост расположен в створе Московского проспекта. Назван по фамилии "посадского человека" Обухова, который в 1717 году навёл здесь первый деревянный мост.
В 1738 г. мост перестроили и дали название "Саарский" (он располагался на дороге, ведущей к Саарской мызе - Царскому селу), но оно не привилось. До 1785 г. мост был деревянным, а затем его переделали в типовой башенный с разводным пролётом (архитектор Ж. Перроне). В таком виде он сохранялся на протяжении 80 лет, но в 1865 г. деревянный разводной пролёт заменили постоянным кирпичным сводом, а башни разобрали.
elmaspb
[750x562]
Обуховский мост
В 1939 г. сооружение полностью переоборудовали, в результате чего изменились его конструкция и внешний облик. Необходимость этого была вызвана несоответствием ширины моста и ширины Международного (ныне Московского) проспекта, что ограничивало движение по одной из самых напряжённых магистралей города. Авторы реконструкции - архитектор Л.А. Носков, инженер В.В. Демченко. Мост украсили гранитные обелиски с фонарями и гранитные парапеты. Длина моста 67 м, ширина 30,6 м.
Glotov-Valery
[750x599]
Обуховский мост... Троицкий собор
Измайловский мост
NIKSON
[750x499]
Измайловский мост
Измайловский мост соединяет Измайловский и Вознесенский проспекты. Назван по слободе Лейб-гвардии Измайловского полка, которая находилась на левом берегу Фонтанки.
Первый деревянный мост существовал здесь ещё в 1738 году. Через полвека его перестроили в типовой башенный с разводным пролётом (архитектор Ж. Перроне). А в 1861 г. мост ещё раз перестроили с заменой деревянного разводного пролёта кирпичным сводом. Башни разобрали. Мост украсили кованные железные решётки (архитектор А.И. Кракау). Длина моста 72,5 м, ширина 15,9 м.
NIKSON
[750x499]
Измайловский мост... Видны купола Троицкого собора
В конце XIX столетия У Измайловского моста зимой на льду Фонтанки устраивался каток, где играла музыка, и питерская молодёжь самозабвенно каталась на коньках.
В начале XX в. рядом построили Измайловский трамвайный мост, но в 1920 г. трамвайное движение был организовано и по Измайловскому мосту, поэтому через тридцать лет (1950) "мост-дублёр" разобрали.
andrestolb
[750x535]
Измайловский мост
Красноармейский и Английский мосты
GalinaBlanka5
[750x564]
Красноармейский мост
Ka-Valentina-48
[750x500]
Английский мост
В этой записи мосты расположены по порядку, начиная от Невы... Здесь же я намеренно нарушила порядок их следования. Между Красноармейским и Английским мостами находится Египетский мост. Я показываю Красноармейский и Английский мосты рядом, потому что хочу обратить ваше внимание на одно обстоятельство. Эти мосты очень похожи друг на друга. Они практически близнецы, хоть и построены в разное время. Разница минимальна - только в количестве ступенек, и мизерное отличие в деталях пролетов. Если на фотографиях этих мостов не видеть берегов, то понять, какой изображён мост, почти невозможно...
Walter Lo
[750x562]
Красноармейский мост
Ирина.
[750x562]
Английский мост
Красноармейский мост расположен в створе набережной Крюкова канала. Название связано с находящимися рядом Красноармейскими улицами. Металлический мост для переброски теплосети через Фонтанку был построен в 1956 г (инженер А.А. Куликов, архитекторы П.А. Арешев и В.С. Васильковский). Длина моста 61,5 м, ширина 4,5 м.
Английский мост расположен на продолжении Английского проспекта. В 1910 г. здесь был построен пятипролётный деревянный мост. Металлический же мост для переброски теплосети навели в 1963 г. (инженер А.А. Куликов, архитекторы П.А. Арешев и В.С. Васильковский). Длина моста 60,8 м, ширина 4,7 м.
Nick
[750x498]
Красноармейский мост
Paolaner
[750x562]
Английский мост
Египетский мост
Alexxx
[750x553]
Египетский мост
Египетский мост является продолжением Лермонтовского проспекта. Первый цепной мост был построен здесь в 1825-1826 г.г. (проект В. Треттера и В. Христиановича). Его украшали четыре чугунных сфинкса с фонарями на головах, созданные скульптором П.П. Соколовым и изготовленные на заводе К.Н. Берда. По "египетскому" декору мост и получил своё название.
t-kir2010
[750x390]
Египетский мост
20 января 1905 года, когда по мосту проходил эскадрон Лейб-гвардии Конно-гренадёрского полка, мост обрушился на лёд Фонтанки. К счастью, никто не погиб. После обследования конструкций появилась официальная версия - причиной происшествия стало плохое качество железа и наличие в металле одного из звеньев цепи внутренней раковины. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.
Версия школьных учебников физики гласит, что это произошло в результате того, что шаги идущих в ногу солдат вызвали резонансные колебания моста. Тем не менее исчерпывающих доказательств в пользу одной из версий до сих пор не найдено. Однако, с тех пор воинским подразделениям предписывается проходить по всем мостам "не в ногу".
spbfoto
[750x509]
Сфинкс - страж Египетского моста
На месте рухнувшего Египетского моста построили временный деревянный мостик. Только в 1955 г. здесь был построен постоянный металлический мост (инженер В. Демченко, архитекторы П. Арешев, В. Васильковский). Фигуры сфинксов были отреставрированы, к ним добавились вновь созданные обелиски-фонари. Литые обелиски украшены розетками и иероглифами, а в рисунке решётки использовано изображение лотоса. Длина моста 46,8 м, ширина 27 .
NIKSON
[750x499]
Сфинкс
Старо-Калинкин мост
Татьяна (rainysnow@ya.ru)
[750x500]
Вид с набережной Фонтанки на Старо-Калинкин мост
Старо-Калинкин мост расположен по оси Старо-Петергофского проспекта. Назван по находившейся в низовье Фонтанки Калинкиной деревне, которая существовала ещё до основания Петербурга и на старинных картах именовалась Кальюла или Каллина. Здесь с 1737 года находился многопролётный мост.
ЕЛЕНА СЧАСТЛИВАЯ
[750x562]
Старо-Калинкин мост
В 1786-1788 г.г мост перестроили по типовому проекту (архитектор Ж. Перроне) с четырьмя гранитными башнями, в которых размещались механизмы разводки. В 1892-1893 г.г мост реконструировали, он стал неразводным. Башни сохранили, но в ходе работ были утрачены ограждения тротуаров, обелиски с фонарями и гранитные скамейки на фигурных кронштейнах. В 1907-1908 г.г. мост расширили для прокладки трамвайных путей.
okno-v-piter
[600x800]
Въезд на Старо-Калинкин мост
В 1960-хг.г. в процессе реставрации моста (архитектор И.Н. Бенуа) были восстановлены гранитные скамейки и обелиски, а также парапеты, отделявшие проезжую часть от тротуара, и позолота на шарах башен и обелисков.
В 1989 г. на башнях установили памятные доски с датами начала и окончания строительства моста: "Н.1786" и "О.1788" и восемь оригинальных шестигранных фонарей (архитектор В.М. Иванов).
Длина моста 65,6 м, ширина 30 м.
tunieves
[750x466]
Старо-Калинкин мост
Галерный мост
dic.academic
[750x562]
Галерный мост
Галерный мост - последний мост через Фонтанку. Простой мост промышленного назначения. Находится на территории Адмиралтейской верфи. Назван в 1977 г. по существовавшему ранее между Фонтанкой и засыпанным в 1960-е годы ее правым рукавом Галерному острову, на территорию которого ведёт мост.
Далее Фонтанка впадает в Большую Неву.
P.S. В размерах мостов могут быть неточности - в разных источниках (и печатных, и в интернете) они сильно разнятся... Замечания с благодарностью принимаются...
Источники:
1. Над каждой фотографией слева указан адрес источника фото (кликабельно). Для увеличения фото нужно кликнуть на фотографию.
2. Книга "Мосты Санкт-Петербурга" изд. "П - 2",Санкт-Петербург,2010
3. Книга "Санкт-петербург, Реки, Мосты, Острова" изд. "Паритет" Санкт-Петербург 2011
4. Альбом "Прогулки по рекам и каналам. Путеводитель, изд. "П - 2",Санкт-Петербург,2010