
Написано было давно - в 2008-м. Не изменилось ничего. Разве что результаты продаж еще более удручающие.
Главная боль книжников – читатели. Их мало и они какие-то не такие. Неправильные читатели, которые, вероятно, читают неправильные книги и платят неправильные деньги. Ужас!
Для любого другого сегмента рынка совершенно очевидно, что вкусы потребителя формируются. По какой-то непонятной причине это справедливо для всех товаров и услуг, кроме книг. Тут почему-то оказываются виноваты: телевидение, Интернет и, страшно подумать, перестройка, гласность и даже падение железного занавеса. Мне видится все несколько иначе. Главная проблема в том, что маркетинговые механизмы на книжном рынке запускаются без учета специфики продукта.
Это не случайность и не глупость. Это естественно. Книжный рынок мал. Мал ужасающе, воспитать собственных специалистов по продвижению просто не на чем. Самое маленькое рекламное агентство осваивает ежемесячно бюджеты сопоставимое с годовым бюджетом крупнейших издательств. Двадцатитысячный тираж книги – успех, стотысячный – чудо, а колбаса, при том любая, продается миллионными тиражами.
Вот и получается, что специалист привыкший продвигать йогурты пытается что-то сделать с книгами. И у него получается, но только в том случае, если эта книга по своим характеристикам ближе к йогурту, нежели к книге.
Книги сложный товар, но проблема не в этом. Проблема в том, что книжное сообщество двинулось по ложному пути. Вместо того, чтобы искать специфически книжные подходы, оно стало подгонять книги под понятные рыночные модели. Вот и видим мы на полках – книги-сувениры, книги-журналы, книги- газеты, словом НЕКНИГИ. Они понятные, и понятно продаются. Вопрос в том, что на самом деле это смежная отрасль, отрасль – паразит. На протяжении нескольких последних лет мы планомерно уничтожаем читателей. Мы со всей возможной страстью пытаемся превратить книгу в йогурт и сильно удивляемся, что и читатель заходит в книжный с тем же чувством, что и в гастроном. И толку от любых программ направленных на чтение, если параллельно мы же сами от чтения отучаем. Как еще назвать впихивание жутких по качеству текстов под брендами медийных персонажей? Думаете, после этого вообще хочется смотреть в сторону книг?
Говоря о продажах книг, речь идет о больших тиражах и - следовательно - широкой тематике. Хотя одно из другого совершенно не следует. Увы, но тиражи падают не столько из-за нехватки читателя, сколько из-за отсутствующей логистики. Русскоязычный читатель это около 300 миллионов человек, то есть 100 миллионов семей. Теперь возьмем стандартный пятитысячный тираж, который составит мизерные 5 тысячных процента… Как бы большой тираж – сто тысяч составит одну десятую процента от количества читающих семей! Неужели не очевидно, что этот тираж – невелик. Неужели не очевидно, что проблема не в количестве читающих, а в способах доставки книг.
Проблема должна решаться с двух сторон. Во-первых, необходимо читателю все же, наконец, как-то рассказывать о книгах. Когда речь идет о йогуртах, конечно, все проще, а вот с книгами, тут бы и с языком разобраться и с жанром определиться и качественную оценку дать, да о степени закрученности сюжета и выпуклости героев не забыть… Увы, на сегодняшний день все что имеет читатель это рекламные анонсы, в лучшем случае кусок книги. Литературная критика приказала долго жить, что и немудрено. Вероятно, задача поведать читателю о новинке слишком груба для немногочисленных светил этого жанра. Куда как увлекательнее - поведать миру о собственном величии, посетовать на убогость коллег.
Во-вторых, где книжные лавки??!!! Супермаркеты, магазины, развалы, а лавки где? Где маленькие магазинчики, где продавец, он же хозяин знал своих посетителей и мог специально для них заказывать книги в единственном экземпляре? Тут конечно нужно сказать большое спасибо нашему газонефтенесущему государству, где гибнет все, что не является достаточно большим, но мы не можем не понимать, что продажа книг процесс интимный, требующий не светлых залов, а пыльного уюта.
Я не призываю каждого срочно открывать книжные лавки и строчить рецензии, но задуматься о том, что тиражи могут быть больше, если мы будем учиться продавать книги читателям, а не что-то популярное кому ни попадя – стоит.
P.S. Мой любимый книготорговец Денис Котов – генеральный директор «Буквоеда» - поражает «в самую пятку» даже не ценами в 400 рублей за проходную беллетристику. Его изречение, размещенное на сайте
www.bookvoed.ru: «Книготорговля — это нечто среднее между розницей и шоу-бизнесом». Обидно даже не то, что среднее, то есть маргинальное и в принципе непонятное. Обидно то, что исходя из определения, именно в промежутке между попсой и колбасой отводится место для книги. Как говаривал Атос: «…А ведь этот один из лучших».