Вопрос
Наконец-то англосаксонская литература уходит с нашего рынка. Как быстро отечественные авторы ее заменят?
Ответ
Не заменят. Читатель не выбирает текст по гербу на паспорте автора. Если он не находит книгу своего уровня он не склонен согласится на что угодно, лишь бы тоже направление. Велика вероятность, что, не найдя достойной, к примеру, научной фантастики, он просто перестанет посещать книжные магазины и, вполне возможно, начнет читать на английском.
Конечно, любые потрясения рынка – открывают новые возможности, но весь опыт развития говорит о том, что сужение рынка – всегда ведет к падению качества. Кто-то может выиграть, но не конечный потребитель.
Вопрос
Кто несет ответственность за ошибки в книгах?
Ответ
Конечно, издательство. Но. Есть технические ошибки – что-то с оригинал-макетом, проблема в типографии… Тут все просто – книгу можно сдать, как любой бракованный товар и получить либо замену, либо деньги.
А есть ошибки в тексте. Откуда они берутся? Они есть в тексте, который предоставлен автором, а редактор и корректор их не увидели. Чаще всего, это происходит из-за нехватки времени.
По опыту – в любой книге есть опечатки. По опыту – любое нарушение штатной работы над книгой ведет к увеличению ошибок. Главный бич – сроки. Попытка выпустить книгу непременно к дате, сдача текста позже положенного и как результат – ограничение времени на подготовку, что приводит к ошибкам.
Особенно забавно, когда все летит кувырком, ради презентации книги. В результате презентуется книга хуже, чем она могла быть.
Вопрос
Может ли стать редактором человек без профильного образования?
Ответ
Да. Но он должен четко понимать свою ограниченность в силу нехватки базовых навыков и стараться их компенсировать.
Вопрос
Может ли редактор быть одновременно автором? Не убивает ли одна профессия другую?
Ответ
Часто прекрасными редакторами становятся не самые успешные авторы, они хорошо понимают все нюансы авторства, могут говорить с автором на одном языке. Часто редактор создает прекрасные тексты, зная все нюансы работы с текстом
Думаю, проблема только одна – время. Его может не хватать и для одного занятия, а уж для двух – где же его взять?
Вопрос
Если текст не чистый травелог, а в нём есть философские вставки, исторические врезки, психологическая проза и т. д., то как можно определить жанр такого повествования? И должен ли вообще автор сам определять жанр своего произведения?
Ответ
А для чего вообще определять жанр? В первую очередь для того, чтобы правильно позиционировать книгу, понять, кому она будет интересна. Правильно выбрать серию. Жанр – это ожидание читателя, как правило, его определение – ближе издателю, чем автору. Но счастлив автор, который точно знает для кого он пишет.
Вопрос
Когда редактор получает "пакет" по новой книге, на что он обращает внимание в первую очередь: на логлайн, аннотацию, синопсис или на саму рукопись? Важно ли автору отправлять рукопись с этими сопровождающими формами или достаточно одной рукописи?
Ответ.
Приоритетна рукопись. Остальное – необходимо, если возникает неуверенность. К примеру, текст не настолько хорош, но в жанре. Жанр требует ряда вещей, которые могут быть понятны, благодаря синопсису. Условно, есть детектив, синопсис может подсказать – есть ли достойная фабула.
Аннотация – не нужна вообще.
Логлайн – почему нет?
В первую очередь эти дополнения к тексту показывают серьезное отношение к тексту.
Обязательно – текст, остальное – произвольная программа
Вопрос
Зачем редактору/издательству синопсис? В синопсисе пропадает стиль и язык, нет возможности показать идею.
Ответ
Синопсис позволяет понять жанр и определиться с тем, есть ли сюжет. Это несколько облегчает работу редактора. Условно. Я читаю в синопсисе, что речь идет о том, как человек прожил 70 лет и умер. Ок, я понимаю, что с точки зрения фабулы, тут нет ничего для шанса на продажу. Остается только язык. Читаю – вижу, что язык средний или плохой. Ок, я понимаю, что два варианта, либо автор не умеет писать синопсис, либо у текста нет перспектив. Читаю еще, понимаю, что синопсис адекватен, никаких продаж не будет. Прекрасно, будет время для какого-то другого текста.
Вопрос
Что даёт пониманию о произведении, если к нему
Вопрос
Во время Самого страшного фестиваля был поднят вопрос о квалификации читателя. Вы это учитываете?
Ответ
Это интересный критерий читателя, но мы все же ориентируемся на более легкие в применении критерии – возраст, образование, пол, место проживания.
Вопрос
Книга все чаще становится просто сувениром от звезды. Неважно, что внутри, важно, насколько известен автор. К чему это все приведет?
Ответ
Первое. Да, есть «сувенирка». Но реальные продажи всегда зависят от того, что внутри. Все сводится к тому, что автор – звезда – это маркетинговый бюджет, который еще до выхода книги закачан в нее. Дальше, как и с любым продуктом – зависит от его качества. Маркетинг может обеспечить волну продаж, но дальше – все определяет продукт.
Второе. Думаю, что в перспективе мы будем свидетелями специализации и читателей и книжников. Условно, книги для любителей сувениров и книги для чтения. Разный бизнес, разные технологии. Пока эти направления сосуществуют, хотя и в каждом направлении свои технологии.
Вопрос
Огромное количество авторов после 24.02 не могут писать. Другие пишут что-то исключительно идеологически отягощенное. Время литературы закончилось?
Ответ
Литература – это часть жизни. Возможно, ее лучшая часть. Точно – максимально концентрированная. Источником для текста могут не только хорошие времена, но и адские. Писатель ворует все блестящее – и радости и горести, только дайте срок.
Вопрос
Ваша редакция тяготеет к темным жанрам – мрачное фэнтези, ужасы, достаточно темная фантастика. Почему?
Ответ
В реальности – «темнота» - не имеет никакого отношения к свету или тени. Но есть нюансы. Перед автором всегда стоит задача добиться максимального вовлечения читателя, эмоционального воздействия. Один из методов – почти что натуралистичная достоверность, причем, как психологическая, так и на уровне фактуры. Темное фэнтези, хоррор, как никакие другие жанры? используют эти приемы. Думаю, в этом и заключена
Вопрос
Если человек издал книгу самостоятельно, без издательства, но книга хорошая - есть ли шанс как-то начать сотрудничество с момента распространения?
Ответ.
Вопрос
Что с детско-подростковой литературой?
Ответ
Состояние любого направления зависит от конкретных книг. Появляется что-то замечательное – и весь жанр оживает. Детская литература распадается на массу поджанров, все они себя чувствуют по-разному, главная проблема – часть текстов покупаются родителями, а читаются детьми, но это проблема издателя, как правильно работать с аудиторией. В любом случае, мы с вами знаем, что это именно та аудитория, которая читает чуть ли не активнее всех. Так что плохо тут быть не может в любом случае. Дальше – от книги. Кстати, что касается той части аудитории, которая уже сама принимает решение о покупки – тут есть готовность покупать неизвестного автора. И. В этом сегменте – очень важно достойное оформление, никакой газетной бумаги, все нарядное.
Вопрос
Есть ли шанс издать мистическо-современную сказку?
Ответ
Есть. Другой вопрос, что мистика и сказка – практически противоположные вещи. Сказка заведомо нас уводит в мир чуда, а мистика действует как некий ненавязчивый ракурс реальности. Стиль изложения тоже противоположный.
Понятно, что современные сказки – да, нужны, мистика – да, востребована. Смесь… если речь скорее об интонации, в сторону, к примеру, детского хоррора – да, тоже есть такое, у нас несколько редакторов работают в этом направлении.
Вопрос
Хотелось бы поподробнее про разные критерии качества для электронных и бумажных книг, если можно.
Ответ
Сразу – это мое мнение. Я считаю, что восприятие электронного текста и текста классического – разное. В том числе это привело к тому, что успешность/популярность текстов на электронных площадках и в бумаге определяется различными критериями.
В бумаге – огромное значение играет язык, композиция, психология.
В «электронке» на первое место выходит сюжет. Не столько некая сложность, а динамика. Читатель работает с текстом быстрее, поглощает больший объем, беспощадно скроллит, автор вынужден соответствовать.
Это не исключает появление универсально успешных текстов, но все же в «» правят бал тексты пока что менее сложные, не отягощенные многоплановостью. Но все крайне изменчиво, думаю, в ближайшее время нас ждет дифференциация электронных текстов, появление более специализированных площадок и крайне удаленных аудиторий читателей.
Вообще – именно электронные тексты вобрали в себя те пристрастия, которые были характерны для массового читателя 90-х
Вопрос
Начинающему автору, что лучше - вписываться в определенный канон, или создавать что-то свое, новое? Стать пионером, или стать последователем - какая стратегия успешнее именно сейчас?
Ответ
Мы даже записали один из выпусков нашего подкаста «Доктор текста» на эту тему.
Следование в каноне – позволяет опираться на уже состоявшиеся ожидания читателей. Вы достаточно хорошо представляете, что им нравится, а что нет, и можете это использовать. Что не исключает того, что в вашем тексте в границах жанра появится что-то новое. Кроме того, понятно, куда обращаться, есть серии, которые вас поддержат.
Это плюс. Минус – конкуренция. Выделиться из ряда труднее, но… как бы, все же легче выделяться, когда книга точно доходит до аудитории.
В новом жанре – все трудно, как со стороны издателя – пока еще нет опыта, пока никто не знает, как работать с этим направлением, так и с авторской стороны, никто не знает – что именно «зайдет» читателю. Плюс – полная свобода, но я в творчестве больших авторов, практически никогда не сталкивался с проблемой свободы. Могу сказать только то, что быть первым отчаянно трудно, окупается это крайне редко и издатель вас поддержит, но тоже будет понимать, что он экспериментирует, поэтому будет крайне осторожен. А парадокс заключается в том, что эксперимент «стреляет», только если все сделано по стандарту – лучшая обложка, лучший редактор и хорошо бы попасть в фокусный ассортимент.
Вопрос
Сталкивались ли Вы с тем, что в процессе создания книги ее переросли? Как справлялись?
Ответ
Да. Если долго работаешь с текстом… или быстро думаешь
Выход – работать. Почувствовали такое – не лениться, переосмыслить, проанализировать, что в тексте самое важное, то, от чего вы не можете отказаться и решительно убрать то, что вы переросли. Мы говорим, конечно, о настоящем тексте, не халтуре, не поделке, о том, что пишется вне спекулятива. Не пытаться завершить то, что уже стало в ваших глазах пройденным этапом. Это больно, это обидно, зато есть
Вопрос
Нет ли усталости читателя от традиционного романа?
Ответ
Мне кажется, что это приблизительно та же история, что с едой. Как бы, - сколько можно? Но все едят и едят. Ничем их не исправишь, пока не умрут.
Есть, конечно, нюанс. В любом традиционном направлении накапливается огромное количество прекрасных книг, разработаны, кажется, любые темы и крайне трудно создать что-то новое, пусть и традиционное. И это, конечно – препятствие. Но оно существует со стороны пишущего, а не читающего.
Вопрос
Что говорит о статистика про электронную книгу. Скоро она победит бумажную?
Ответ.
Очень захотелось ответить просто - нет. Но вот, что мы знаем. Продажи электронных книг растут быстрее, чем продажи книг традиционных, хотя эта разница в росте замедляется от года к году.
Интересно, что прямо на наших глазах разница в методе чтения привела к появлению нового жанра. Тексты, предназначенные для чтения в электронном виде все чаще просто не такие, как в бумаге. Это другие критерии качества. И чем дальше, тем серьезнее будет дивергенция, этих все более разных видов литературы. Возможно, вопрос о том, что более популярно, просто перестанет существовать, мы же не спрашиваем, что побеждает – фильмы или сериалы. Мы понимаем, это просто разное.
Вопрос
В чем смысл публиковаться через издательство?
Ответ
Именно издательство обеспечивает процесс продаж книги читателю. Если вы готовы сами этим заняться, то вам нужны только работы, по подготовке книги к печати. Есть грустная статистика, только 70% книг, публикующихся в России, доходят до магазинов. А трудно купить книгу, если она лежит у автора на балконе. Есть ряд других факторов, но этот – главный.
Вопрос
Почему наши книги никогда не становятся мировыми бестселлерами? Ни экранизаций, ни мировых премьер?
Ответ
Ну как же, а Достоевский, а Толстой? Редко, да. И, понятно, что есть определенное неравенство, с точки зрения распространения языка, развития киноиндустрии, все это не помогает. Но объективно, возможно, мы просто не даем тот текст, который способен заворожить весь мир? Возможно, наша литература более российскоцентрична, чем мы предполагаем? Я даже не буду говорить ничего о качестве, возможно, дело в том, что темы, которые важны для наших писателей – не так важны для всего мира или – не так свежи.
Вопрос
Есть ли сейчас смысл писать мистику? Или это тот самый позавчерашний фильм и все сюжеты уже в этом жанре перебрали 100 раз?
Ответ
Мне кажется, что у нас очень мало мистики. А если вспомнить, что прекрасно развивающийся хоррор во многом построен на мистике, то вообще проблем не вижу. Другой вопрос, что в мистике важна система координат и на уровне западной традиции, действительно, многое проработано. Но, если вы знаете жанр, вы сможете создавать новое. Смогла же Дарья Бобылева.
Вопрос
Почему книжный бизнес настолько не любит стихи?
Ответ
И снова. Попробую. Во-первых, как мне кажется, в русской литературе существуют такие шедевры не только текстов, но и судеб, что переплюнуть – очень трудно, а попробуй. Во-вторых, стихи прекрасно распространяются именно через сеть. Любимые стихи даже вслух совершенно адекватно читать с телефона. В-третьих, современная поэзия очень часто сопряжена с мелодекламацией, а этот формат не вполне переводимый в книжный. В-четвертых, часто стихи носят весьма актуальный характер, а книги все же предназначены на долгое существование.
А еще, я вот все это написал, а потом появится поколение поэтов, издадут свои сборники, и станут они бестселлерами. Потому как мы знаем, что есть, а что будет, не знает никто. Пока же – самый толстый слой пыли в книжных магазинах на полках с поэзией.
Вопрос
С чем связан тот факт, что практически нет новинок в жанре детектив?
Ответ
Русская литература никогда не была особенно сильна в формульных жанрах. С моей точки зрения, детектив требует точек отсчета для добра и зла. И, если зло полностью может быть создано автором, то добро ищет свои корни в реальном социуме. Довольно трудно в реальном российском социуме найти опору в нефантастическом торжестве закона и справедливости. Достоверность не включается. Кроме того, сам по себе жанр требует особенного мышления и массы знаний.
Еще. В зарубежной литературе детектив сегодня тоже не является таким мощным жанром, каким он был еще несколько десятилетий назад.
Вопрос
Ваше издательство публикует комиксы, но это же прямой путь к дебилизации населения.
Ответ
АСТ издает комиксы. Я не являюсь специалистом в этом сегменте, но моего опыта достаточно, чтобы понимать, что комиксы не хуже и не лучше традиционной литературы (насколько литература может вообще быть традиционной). Это другой жанр. Не живопись, не текст – для русскоязычной аудитории довольно свежее явление, хотя историю комиксов можно отсчитывать с девятнадцатого века. Другая ритмика, другой юмор и другая скорбь. Судя по тому, что страны, в которых культура комиксов развита, ни в чем не уступают интеллектуально нам, то возникают некие сомнения в процессе дебилизации.
Вопрос
Сказываются ли политические пристрастии на творчество?
Ответ
Творчество, подчиненное политике, просто умирает. Так устроено. Текст вообще перестает быть текстом, как только его подчиняют, не важно, политическим целям, или коммерческим. Это может быть не так уж и ужасающе плохо, если автор силен.
Авторство – реализация свободы, ограничение свободы, ограничение авторства.
Вопрос
Многие критики говорят о возрождении поэзии, о том, что она куда адекватнее реагирует на события, чем проза, так ли это?
Ответ
Я вообще не поклонник взгляда на литературу, как на искусство реакции. Ответа. Публицистика – да, поэзия – иногда, плакаты, документальное кино, байки, анекдоты, возможно. Художественная проза? Ну как? Если на написание романа требуются месяцы и месяцы, как он может конкурировать со стихами, которые пишутся за одну ночь?
Кроме того, мне близка идея того, что часто жизнь является реакцией на текст.
Вопрос
Сколько страниц необходимо прочитать профессиональному редактору, чтобы принять решение о публикации текста?
Ответ
В вопросе заложена ошибка, так как он не учитывает того, что тексты разные. Ужасные тексты редактор может забраковать по первому абзацу
Для отсечения просто плохого текста достаточно страницы
А вот дальше – проблемы. Проблемы потому, что редактор не оценщик текстов, а специалист по продажам. И, если текст пересекает планку откровенного плохого, то дальше нужен всесторонний анализ, а значит, чаще всего, надо читать все.
Чтобы совсем понятно. Как можно сделать вывод о том, хорош детектив или нет, если вы не знаете, что автор прописал в финале?
Вопрос
Есть ли закономерность в том, какие жанры становятся наиболее успешными?
Ответ
Мне представляется, что все объяснения, все закономерности, которые приводятся после того, как – просто попытка объяснить то, что объяснению не подлежит. Факт состоит в том, что человеческий гений рождает шедевр. Иногда этот текст рождается в нужное время и в нужном месте. Если происходит так – мы получаем успешную книгу, которая задает жанр. При этом надо давать себе отчет в том, что для появления жанра – книга должна быть достаточно несложной, для появления хотя бы иллюзии, что можно создать нечто подобное.
Вопрос
Кто представляет для издателя больший интерес – автор одной книги или автор цикла?
Ответ
Как обычно, выносим за скобки качество текста. Увы. Если речь о чем-то неталантливом, издателю совершенно все равно, сколько именно написано. Если же речь идет про интересные тексты, то тут все просто – с одной книгой можно сделать меньше, чем с двумя. С циклом – можно сделать авторскую серию, можно подумать об омнибусе, можно строить какую-то стратегию, а не просто издать и - будь, что будет. Так что – да, не одна книга радует издателю. Но только как приложению к тому обстоятельству, что автор выдающийся.
Вопрос
Раньше говорили о том, что автор обязан писать хотя бы одну книгу каждые полгода иначе ему никогда не войти в книжный бизнес. Так ли это?
Ответ
Снова – качество. Если речь идет о прекрасных романах, то хочется поболее, но никто не расстроится, если автор будет приносить книгу раз в тот период времени, который ему понадобился на создание шедевра. У меня большой опыт ожиданий от авторов. И я ни разу не разочаровался. Знал, от кого ждать😊
Думаю, это норма работает в рамках формульной литературы.
Вопрос
Насколько эффективно участие в книжных ярмарках?
Ответ
Никто не знает. Если же серьезно – результат приносит не участие/неучастие, а регулярная активность. То есть – присутствие на всех ключевых, освещаемых мероприятиях на фоне регулярных публикаций, то есть при наличии новинок.
Вопрос
Сколько текстов в месяц вы прочитываете?
Ответ
Много. Но ввел правило. Не читаю текстов от незнакомых мне авторов, если кто-то, кому я доверяю, не прочел уже этот текст и не порекомендовал. Бывает смешно, - ой, такой текст, посмотри… а сам-то? Не, у меня времени нет.
Доверяю я нашим редакторам, ридерам и авторам.
Ну и, конечно, есть парадигма наших курсов, где мы с партнерами просто обязаны читать присланные тексты.
Вопрос
Что должно отличать автора женского романа?
Ответ
Хочется тут развернуться в сторону любимого, нет женских романов, есть плохие или хорошие… но есть теория, а есть реальность. Я когда-то был вынужден написать женский роман. Так получилось. И я хорошо знаю, что… я не пытался носить колготки, чтобы понять женскую психологию, но это работа. Это отдельный мир, где, как мне кажется, аспекты психологии, аспекты важности моментов – ценнее чем в романе не женском. То есть, женский роман в идеале – кладезь психологических ребусов и сборник историй, каждая из которых может тянуться несколько минут, но быть не менее значимыми, чем какая-нибудь история вечной любви.
И вот всем этим надо уверенно управлять.
Вопрос
Каковы шансы пробиться роману в абсолютно новом жанре?
Ответ.
Больше, чем быть написанным. За всю свою историю человек еще ни разу не придумал ничего абсолютно нового, так что у меня есть сомнения и по поводу абсолютно нового жанра. Хотя сама по себе задача - вызывает уважение и восхищение. Думаю, если такой текст будет явлен, у него шансов больше, так как есть о чем поговорить.
Вопрос
Может ли русский автор писать за пределами России?
Ответ
Многим удавалось. Из великих. Но есть нюансы. Опасность потерять связь с русскоязычной аудиторией – существует, но в наше время, время мессенджеров, соцсетей и зума – все же - все не так жестко. В каком-то смысле может показаться, что все последние события и изобретения готовили нас к тому, что автор может жить, где угодно.
Я знаю автора, который может писать только в Москве, автора, который может писать, где угодно, но в кафе, автора, который надиктовывает в заметки. Все индивидуально.
Вопрос
Существует ли моральный кодекс автора?
Ответ
Автор, конечно же, суперчеловек, но все же человек. Думаю, достаточно быть честным перед собой. Остальное – только мера мастерства.
Вопрос
Что делать с затыками? Пишешь, все здорово, а потом застреваешь на месяцы, никак не сдвинуться?
Ответ
Можно подходить по-разному к этой проблеме. Можно говорить о психологических приемах, отвлечься, не писать, заняться редактурой и пр. Но есть и другой аспект. Чаще всего «затык» – это недостаток информации, вы недостаточно знаете своего героя, свой мир. Вот надо покопать в эту сторону и затык уйдет. Скажем так, накопленная информация – прорвет плотину.
Вопрос
Какие есть преимущества и какие недостатки работы в большом издательском холдинге?
Ответ.
Начну с плохого, чтобы закончить на мажорной ноте. Холдинг – это завод, это работа на конвейере, это количественные показатели, которые могут идти в ущерб качественным. Это сложная структура принятия решений, просто в силу протяженности цепочек. Масса горизонтальных и вертикальных связей, которые создают формальные и неформальные схемы. Большая машина – должна быть достаточно сложной.
Диктат рентабельности. Иначе просто не работает.
И всегда именно мы виноваты во всем.
Хорошее. Устойчивость. Когда ты издаешь много книг, то неудача одной-двух – это не проблема – это опыт. Финансовый потенциал. Практически ты можешь инвестировать любые суммы, но этого надо добиться.
Огромные логистические возможности. В тех масштабах, в которых торгует АСТ – не в состоянии работать больше никто.
Большая команда. Так или иначе, но даже за пределами редакции – суперпрофи, к которым ты можешь обратиться за помощью – и помогут.
Вопрос
Прошло больше года. Ощутима ли сейчас авторская реакция на 24.02?
Ответ.
Конечно. Авторы – тоже люди. Есть несколько тенденций.
Первая – нехорошая. Также, как это происходит при любых заметных событиях, но в степени – попытка воспользоваться, оседлать спекулятивную волну. И совершенно неважно на чьей позиции находится автор.
Вторая – понятная. Глубочайшая депрессия, неспособность что-либо делать.
Вопрос
Существует ли иерархия редакторов?
Ответ
В теории. Но скорее разные специальности. Литературный редактор – работает с текстом. Выпускающий редактор – отвечает за технологический аспект издания. Ведущий редактор - грубо – менеджер всего проекта, собирающий целую команду от корректора до художника, чтобы текст стал книгой.
И я не могу сказать, что тут есть какая-то иерархия, хотя формально – ведущий редактор стоит во главе всего мероприятия.
Иногда используется еще «титул» шеф-редактор. Редактор, курирующий целое направление. И главный редактор, специалист, который, координирует работу ведущих редакторов и шеф-редакторов.
Но для меня главная градация редактор-издатель. Редактор, эксперт по текстам, которые уже взяты в работу, издатель – тот, кто генерирует новые книги. Понятно, что все это относительно, и в любом случае, вся редакторская работа – производная от работы авторской. Но опыт подсказывает, все это очень условно, но в основе любого бестселлера (не шедевра, но бестселлера) лежит автор, нашедший своего издателя, издатель, которому повезло работать с блестящей командой.
Вопрос
Оптимальный период выхода книги. Раньше говорили о том, что у автора должна выходит книга каждые три-четыре месяца
Ответ
Я хотел бы сказать, что никаких «должен» в отношении автора не существует. Почти. Так как существуют ожидания читателей. И автору выгодно ими воспользоваться. Если вам повезло написать книгу, которая полюбилась… то, конечно, есть смысл издать новую книгу, пока читатель не забыл о первой. Вот в эту логику все и укладывается. Разумеется, в формульной литературе есть оптимальные сроки – порядка 6 месяцев между произведениями. Но со временем эти нормы ослабевают. В мейнстриме же таких норм просто нет. Но есть способность читателя забыть автора.
Вопрос
Из вашей практики, какой самый эффективный способ продвижения автора?
Ответ.
Напрашивающий ответ – текст. Но, если принять за аксиому, что мы обсуждаем качественный текст, то, как мне кажется – долгое прибывание текста в читательской досягаемости. Если текст хорош, постепенно количество его читателей растет и в конечном счете достигает критического количества, когда начинает работать сарафанное радио. Часто, этого
Вопрос
Как вы относитесь к многочисленным обещанием научить гарантированно написать бестселлер?
Ответ
Ровно также, как и к обещаниям сделать миллионером после посещения мастер-класса. Если бы существовала методика создания бестселлеров, её обладатель занимался бы исключительно написанием книг.
Вопрос
Чем вас так злит русская фантастика?
Ответ
Бедностью. У нас есть странный миф о том, что якобы слишком многие пишут. Реальность противоположна. Качественные тексты создаются мало кем. Особенно это чувствуется в рамках отдельных жанров. Детектива, фантастики. А качество появляется только в рамках волны, генерации. Авторы есть, но их крайне мало, настолько, что в жанрах все сводится чаще всего к имитации. Как бы детективы, правда авторам неинтересно дать читателю разгадку, как бы фантастика, но без попыток вырваться в другую реальность, некие декорации, но на этом и все. Но это беда не только жанровой литературы. Это наследие СССР. В котором всего было очень мало. С тех пор - мало что изменилось - а сейчас многие мечтают к возврату во времена, когда тираж определялся не читателем, а разнарядкой.
Вопрос
Чего ждет мировое сообщество от русской литературы?
Ответ.
Боюсь, надо бы ответить, что ничего. Так как – мир велик. И не ориентируется в литературе на гражданство автора. Конечно, была некая тенденция ожидания от русских авторов психологических романов. Но с учетом того, что со времен Достоевского, Толстого и Чехова прошло некоторое время, то можно считать, что ожиданий просто нет. Есть ожидания сюжетов. Умение придумывать и рассказывать истории - то, чего ждут все.
Вопрос
За счет чего русская литература может конкурировать с западной?
Ответ.
Я плохо себе представляю, что такое западная литература. Есть мировая литература – которая бесконечна и частью ее является и наша литература. Если же говорить о текстах, написанных на русском языке, вероятно, главный козырь – авторы лучше знают и понимают проблематику людей, живущих в России и странах бывшего СССР. И это дает им возможность без дополнительной работы создавать достоверные тексты о здесь и сейчас. Думаю, это единственный козырь. И считаю ошибкой, если им не хотят воспользоваться.
Вопрос
Вопрос
Какой процент рукописей, которые попадают в ваши руки – идут в печать?
Ответ
Меньше одного процента. Но зависит от многих факторов. Я категорически не согласен с теми, кто считают, что пишут очень много, слишком много. Мало, категорически мало. Сейчас идет отбор в две наши серии – «На месте жертвы» — это психологические триллеры и в альманах Твист – рассказы. Пока дефицит. При том, что есть замечательные тексты, только они категорически не соответствуют ни одному из форматов.
Вопрос
Самое раздражающее в текстах?
Ответ
Не поверите. Талантливые качественные рукописи, которые заканчиваются ничем, и ты понимаешь, что автор и не собирался. Да, читатель ценит процесс, но все-таки, процесс неплохо бы вести к чему-то. Особенно, если автор изо всех интригует, держит читателя, а потом… ну я уже написался. Сколько можно. При этом, я точно знаю, что вопрос яркого финала — это вопрос работы. И только работы.
Вопрос
Как вы относитесь к издательскому бизнесу в сегменте заказных книг? Приходит автор и оплачивает печать, маркетинг, макет, обложку.
Ответ
Откуда берутся такие книги? От понимания, что данный текст не убедит издателя, что на нем можно отбить затраты. То есть, это некая страховка издательских рисков. Но вместе с тем, как только деньги платит автор издателю, смещается коммерческий фокус. На что нацелен издатель, зарабатывающий на читателе – на спросе, на том, чтобы издать то, что увлечет читателя, заставит его поделиться рублем. В этом же случае - акцент на клиенте. Это два разных бизнеса по целеполаганию, поэтому, просто ими должны заниматься разные люди. Две разные профессии, разная совокупность навыков.
Вопрос
Сколько должен получать автор за книгу, которую он делает на заказ?
Ответ
Сегодня у нас заказное 17-е. «Не картошкой торгуем», но я, обычно, рекомендую прикинуть, сколько автору заплатили бы за его книгу не на заказ и умножил хотя бы на два.
Вопрос
В вашем издательстве выходят сборники совместные с благотворительными фондами, как в этом случае работает математика? Получается, вы либо оставляете без гонораров авторов, либо кого-то еще,
Вопрос
Что вы публикуете, а что нет?
Ответ
Попытаюсь ответить так, чтобы в следующий раз вопрос задали хотя бы в следующем году. И сразу – издательство не является центром помощи и образования.
1. Не все тексты являются книжными. Что-то только для соцсетей, что-то для журналов, что-то для электронных платформ. Искусство редактора – в том числе в том, чтобы понять, какая среда соответствует тексту.
2. У каждого издательства есть определенные способности. В двух сферах – подготовить книгу и продать книгу. И каждый способен на книги каких-то направлений. Кто-то умеет работать с боевой фантастикой, а кто-то с комиксами. Соответственно – если ваша книга попадает в парадигму возможностей издательства – шансы высоки.
3. Вердикт издателя зависит от первого и второго пункта. Есть еще пункт о шедевре. Тексты, которые издаются вопреки всем правилам. Очевидно, что такое случается редко.
Вопрос
Какая аудитория, с точки зрения количества читателей, является критической для исчезновения русской литературы?
Ответ.
Думаю, что тут важен не столько количественный показатель аудитории, сколько качество текстов. Прекрасно себя чувствует литература в странах с населением в несколько миллионов человек, а с точки зрения инфраструктуры вообще все может быть замечательно.
А вот качество текстов… Если на национальном языке не появляются культовые книги, то фокус смещается в сторону огромной англоязычной литературы. С учетом того, что процент сносно владеющих английским все увеличивается – все в руках авторов. Не будет книг – национальная литература выродиться. И количество носителей языка – играет роль, но не определяющую, скорее это некий запас прочности.
Вопрос
Является ли усиление динамики текстом обязательным условием для успешного современного текста?
Ответ
Нет. Обязательным в литературе является только… я даже не знаю что. Да, читатель меняется, но вместе с тем его вкусы разнообразны, как никогда. Старый мем о том, что у каждой книги есть свой читатель – не так уж далек от истины. Поэтому – вопрос не в темпе и не в любом другом приеме.
Вопрос
С чем связано падение продаж в сегменте нон-фикшен?
Ответ
Падение продаж всегда связано со следующими факторами – качеством книг, кошельком читателя, и нормальной логистикой. Понятно, что дело сейчас не в логистике. Думаю, на фоне происходящего некоторые книги выглядят… не вполне адекватно. Покупатели более трезво оценивают контент. Другой вопрос, что сейчас будет расти все связанное с эзотерикой, как это бывает в тревожные времена.
Вопрос
Как вы оцениваете роль союзов писателей?
Ответ
Вероятно, я должен поговорить о том хорошем, что есть в их рамках. Да, для авторов важны общение и любая материальная помощь. Но есть такая странная история, что это клубы авторов, в которых важна оценка не читателя. Критерии другие. Вероятно, надо просто отдавать отчет в том, что читатели, тексты и союзы писателей – существуют в параллельных реальностях. Если они вообще не пересекаются, то все хорошо, если же СП пытаются всерьез вмешаться в историю с читателем благодаря административным возможностям – получается всегда плохо. Профсоюз авторам не помешал бы. Но вот желательно, чтобы он занимался именно профсоюзным делом. Помогал правильно оформлять договора, добился, чтобы пенсионный фонд либо признал профессию автора и учитывал в стаж, либо прекратил одновременно любой лицензионный контракт воспринимать как зачисление в штат. То есть - чем заняться есть. А выпускать книги за счет бюджета, которые никем не будут прочитаны… сомнительное занятие.
Вопрос
Какой смысл писать книги, за те крохи, которые платят издатели?
Ответ
Традиционный вопрос. Открою несколько тайн. Во всем мире, в каждой стране количество авторов, которые получают много, на уровне успешных бизнесменов или экспертов – мало. Это нормально. Мифы СССР связаны не с писателями, а с людьми, которые были полезны КПСС. А это все же другая профессия. За работу пропагандиста и сейчас платят неплохо, непонятно только, при чем здесь писатели.
По факту – писатели, если мы не говорим о создании заказных текстов – частные предприниматели. Рискованно и никаких гарантий. Издатель может поддерживать автора в рамках проектов, но это очень близко к заказу.
Вопрос
Насколько убыточно введение цензуры на пропаганду ЛГБТ?
Ответ
Конкретно нашу редакцию это задевает не особо, но в целом – да, это может просадить рынок художественной литературы еще процента на три. И сейчас это – вот особенно кстати, так-то же все отлично…
Вопрос
Вы неоднократно утверждали, что бумажным книгам ничего не грозит, в связи с повышением цен на полиграфию, теперь-то очевидно преимущество электронных?
Ответ
Логика в этом есть, как бы должны читатели убегать от цен в «электронку», однако же и там цены растут, и статистика показывает, что в кризис аудитория бумажных книг, вероятно, более лояльная. Но главная засада не в этом. Дело в том, что пока электронная публикация вторична, то есть создается на основе лицензии уже сверстанной, отредактированной книги классической, она остается зависимой и по цене тоже. Рост электронной книги сегодня почти не чувствуется.
Вопрос
Чем руководствуется издательство, когда берет в работу сборники рассказов новых для издательства авторов? Есть одни авторы популярных в сети рассказов, которых вы печатаете, а есть другие, которые не менее популярны и имеют успех на всех известных площадках, включая книги формата самиздат, но их упорно не хотите замечать. Это предвзятость или просто судьба так складывается?
Ответ
Конечно, хотелось бы вообще все объяснять судьбой, но в реальности тут два фактора. Сборники рассказов – самый рискованный жанр. Отбор очень жесткий. И, конечно, он не сводится к подсчету аудитории. Да, наличие лояльных читателей в сети – важная штука, но надо, чтобы еще и тексты отвечали книжному уровню. То, что прекрасно чувствует себя в сети – очень часто проваливается в формате книги.
Вопрос
Не кажется ли вам, что центры русской культуры будут перемещаться в Армению, Грузию, Турцию, Германию, Сербию?
Ответ
Большая проблема в том, что мы упорно привязываем культуру к государству, в принципе пытаемся мыслить категориями литературных процессов, центров… Вот жил английский писатель Артур Кларк на Шри-Ланке. Там образовался английский культурный центр? Английский литературный процесс переместился в Индийский океан? Мне кажется, что есть книги, есть авторы – и на этом все. Проблема только в транспорте. Способе доставки текста к читателю. И этот транспорт будет развиваться. То есть – не центры, сеть, глобальная сеть.
Вопрос
Ваш любимый семинар в рамках «Мастер текста»?
Ответ
Я знал, что когда-нибудь меня об этом спросят, спасибо. Один из самых сложных, но зато это такое творчество в чистом виде – «От идеи до текста». В рамках одного занятие вместе придумываем несколько сюжетов. Обожаю.
Вопрос
Вы ратуете за то, что книги — это что-то хорошее. Но мы же видим, они не помогли
Ответ
Медицина плохо помогала от коронавируса. Но при этом она помогает каждый день, каждый час много от чего. Давайте откажемся от медицины и умрем от массы других болезней и уж точно не будем беспокоиться теперь о коронавирусе. Вот так и литература. Да, она от много не спасла. Но это не говорит о том, что она не сделал человека лучше и не продолжает эту работу каждый день.
Вопрос
Как правильно написать редактору? Чтобы прочел?
Ответ
Так, чтобы письмо открывалось на любом телефоне. То есть, не архив, не ссылка куда-то, не безразмерный склад картинок. И. Не надо забивать письмо какими-то регалиями, уточнениями… В пределе – контакты, синопсис и текст. Можно без синопсиса.
Но важно – не столько как, сколько кому. Все же идеально тому, кто занимается как раз текстами близкими к
Вопрос
С вашей точки зрения, кто такой автор?
Ответ
Вопрос на парочку монографий. С точки зрения издателя, автор - поставщик продукции. Звучит - так себе. С точки зрения редактора, автор – существо способное принести в этот мир то, чего в нем раньше не было.
Убрал за скобки фактор качества, как продукции, так и того, что именно в мир приносит автор.
Вопрос
Почему издатели и читатели предпочитают зарубежную литературу отечественной?
Ответ.
Мне хотелось бы ответить, что читателю абсолютно плевать на гражданство автора. Важен текст, а не география его создания, но факты говорят нам о том, что в ряде жанров читатель предпочитает переводные тексты. Причина проста. Огромное количество качественных переводных текстов сформировали работающий стереотип. Ровно это же произошло в свое время с немецкими автомобилями. Издатели - люди прагматичные, предпочтение отдается исключительно тому, что прогнозируемо хорошо продается. Читатели руководствуются опытом. И этот опыт таков, каков есть.
Вопрос
На одной из ваших лекций вы утверждали, что «Арка героя» скорее применима для сценария, чем романа. Почему?
Ответ
Вероятно, применять можно, что угодно. Но проблема в том, что «Арка» — это довольно жесткая схема, которая достаточно легко считывается современным читателем и, если вы будете пользоваться этим приемом – вы себя загоняете в предсказуемую конструкцию. Сценарии пока что – более формализованы, там это эффективнее.
Вопрос
Каким с вашей точки зрения должен быть идеальный книжный магазин?
Ответ.
Все время думаю над этим и уверен, что есть разные решения, но… мне ближе концепция – максимально комфортного места среди книг. Как можно дальше от супермаркета, ближе к пабу. И непременно – розетки и кофе, удобные кресла, причем все разные. А еще продавец, желательно владелец… Но это для меня.
Вопрос
Не кажется ли вам, что Стругацкие являются одной из причин скудости русской фантастики?
Ответ
Я сталкивался с таким мнением… Ну вот давайте представим себе оазис в пустыне. Небольшой родник, вокруг которого все и живет. Неужели родник виноват в том, что вокруг пустыня? Проблема нищеты, у нас всего очень мало. Хорошо жить на берегу полноводной реки, но мы не выбираем прошлое.
Вопрос
Есть ли отличие питерского издательского подхода?
Ответ
Все издательства уникальны, и корень все же не в городе, а в людях. Город влияет, но… мне кажется, что между издателями из Санкт-Петербурга, Хайфы и Парижа больше общего, чем между издателем и менеджером по продажам, живущих в одном квартале.
Да, и я не считаю, что менеджер — это плохо, а издатель – хорошо.
Вопрос
Не кажется ли вам, что государство должно более активно помогать книгоизданию?
Ответ
Не кажется. Государство работает по принципу мафии – услуга за услугу. А это означает, что за помощь придется платить. Не просто платить, менять саму систему работы. Принцип издательской работы – экспертный выбор, экспертная политика, доверие к экспертному сообществу. Принципы работы государства совсем другие.
Вопрос
Как вы сами планируете восполнить нишу переводной литературы без потери качества в краткосрочной перспективе?
Ответ.
Понятно, что восполнить невозможно. Можно только пытаться. Конечно, мы будем усиливать направления нетипичные для нас (географически), конечно, есть надежда на то, что вдруг где-то скрываются самородки, недооцененные мировым рынком. Сейчас издатели обратили внимание на тексты неправовые, которые можно публиковать, не озираясь на санкции. Разумеется, большее значение будет придаваться новым отечественным авторам. И - так как у них нет того узнавания и ожидания – думаю, инкассаторская машина приедет на улицу пиарщиков.
Вопрос
В последнее время не могу заставить себя читать ряд авторов из-за их позиции. Постоянно сужается область чтения на русском языке, что делать? Они ведь талантливые.
Ответ.
Это объективная боль. Мне кажется… Я это больше ощущаю даже не в литературе, там для меня ничего неожиданного не произошло, меня музыканты многие удивили, но… Вероятно, правильно все же отделять произведение от творца. Более того, надо понимать, что, если речь идет о малой форме, впрочем, не только, это продукт данного периода жизни. Меняются взгляды, принципы, образ жизни. Произведение не равно всей жизни личности, это некий слепок периода. Самый добрый в мире человек может крикнуть: «Убил бы!», но это значит только то, что его что-то разозлило. Не более. Конечно, в большой прозе все более основательно, но зачастую человек в творчестве лучше себя же в жизни. Я поэтому не люблю попытки читать тексты через призму личности автора. Это может быть интересно, но может исказить произведение, опустить его до уровня создателя.
Вопрос
С вашей точки зрения, как будут меняться издательства, ведь кризисы – это всегда перемены? Речь не только о России.
Ответ.
Я думаю, что пока тренды достаточно очевидны. Все большее количество обслуживающего персонала на творческую единицу. Мы рано или поздно придем к модели, когда издательство будет нянчиться с единицами, а не с сотнями наименований, и делать ставку на качество, а не количество. Вероятно, это повлечет и увеличение нормы рентабельности, увеличение роли, скажем так, ассистентов автора, книжных продюсеров. И это требует увеличения количества издательств или импринтов.
Этот процесс запущен. Плюс, опять-таки, мы это уже наблюдаем, работа с текстом, как с основой всех вариантов его монетизации, от экранизации до переводов, переработок в пьесу и пр. Переход ко все более интенсивной модели.
А еще - обучение. Думаю, сейчас в любом направлении обучение будет выходить на первое место. Все слишком быстро меняется, тот, кто постоянно не обучается – проигрывает.
Вопрос
Может ли издательский бизнес уйти от рыночной модели к плановой?
Ответ
Может. Только это будет уже не бизнес. По факту, чтобы это работало, нужно исключить рыночный механизм и в рознице. То есть, читатель должен планово покупать (а может не покупать, а брать) те или иные книги. То есть, сели, прикинули, - наш дорогой читатель должен читать 52 книги в год. Написали списочек, какие именно. Посчитали, сколько в стране читателей. И принялись выпускать по одной книге в неделю тиражом 40 миллионов. Думаю, есть издатели и авторы, которые о таком мечтают. Боюсь, они сильно разочаруются, если вдруг такое черное завтра настанет, так как в этом завтра их может не обнаружиться. В таком завтра вообще много кого не обнаружиться.
Вопрос
Чего, с вашей точки зрения, не хватает русской литературе, для господства на мировом рынке?
Ответ
Не жили богато… Самый простой путь – запретить все остальные литературы. Работает безотказно. Несмотря на то, что мы можем говорить о господстве того или иного национального направления в те или иные периоды, это происходит все же не благодаря некоей воле, а из-за стечения обстоятельств. К примеру, главенство английской и литературы формировалось и благодаря Британской империи, и языку – и достаточно простому и умеющему все, и благодаря множеству институтов, которые поддерживают литературу на этом языке. И не просто литературу, а свободу творчества, роль автора.
Думаю, что господство – это все же не то слово. Если серьезно – мы можем только формировать почву, в надежде, что она будет достаточно плодородна, можем максимально мотивировать, и давать максимальную свободу, и возможность к познанию всего накопленного в мировой литературе.
И еще. Нашей литературе не хватает милосердия. Мы замечательно пишем о том, как все ужасно, это ярко и работает. Но это все же лишь часть того, что может
Вопрос
РФ расширят действие т.н. закона о гей-пропаганде. Если раньше закон запрещал таковую пропаганду только в отношении несовершеннолетних, то теперь он будет запрещать её в отношении вообще всех.
Как бы Вы спрогнозировали поведение издательств в этой ситуации?
Ответ
Издательский бизнес – публичный. Поэтому, рассчитывать, что «прокатит» - не приходится. Понятно, что будут некие ножницы – если супервыгодно, издатель будет рисковать, а вот с текстами без понятной перспективы – рисковать не будет.
Вопрос
ЛГБТ-литература, новый тренд?
Ответ
Думаю, что греки очень бы удивились новизне этой темы. Разумеется, сейчас у всех в голове продажи «Лета в пионерских галстуках». Мне представляется, что мода на те или иные направления – это нормально, но тема сама по себе работает очень коротко и подстраиваться не стоит. Пока вы напишете, как бы модное – тема уйдет. Я слышу о моде на данную тематику лет пять. Помню, как меня убеждали в коммерческой перспективе тревелогов, а мы с коллегами не знали, как избавиться от этого модного, которое никто не покупал по цене макулатуры.
Тема человеческих отношений – актуальна всегда, вопрос – как это сделано. Но идти в тему только потому, что какая-то книга выстрелила – это авторский суицид. Только, если вы хотели написать нечто такое без оглядки на тенденции.
Вопрос
В период трудности и неопределенности у читателей есть тенденция к легким и светлым историям?
Ответ
Есть соблазн читать не новости. По тому, что вижу я, читатель покупает лонгселлеры. Книги, которые востребованы не год и не два. Модная литература продается хуже, а книги - не привязанные к здесь и сейчас – именно то, что ищет читатель. И мне кажется, дело не столько в легкости и светлости, сколько некоем настрое на справедливость этого мира (а может это у меня такая аберрация).
Вопрос
Насколько востребованы книги с идеологическим градусом?
Ответ.
Не знаю. Я таких книг не издавал и даже в эту сторону не заглядываю. Есть печальный опыт знакомства с рукописями такого толка. Возможно, мне так повезло, но как только писатель пытается стать идеологом, литературный талант его покидает. Возможно, это просто разные профессии, которые не уживаются в одном организме.
Вопрос
Цены выросли. Означает ли это изменение издательской политики.
Ответ
Да. Мы сейчас куда внимательнее присматриваемся к выбору полиграфических материалов. И, если раньше, какие-нибудь редакторские фантазии, – а давайте забульбеним на меловочке, красиво же – могли и пройти, то сейчас слишком высока цена ошибки, можно вывалиться в полную «непокупаемость».
Что же касается редакционной политики… по моему опыту, именно в сложные времена редакторы часто находят удивительные книги, а принцип – публиковать только то, чем можно похвастаться – неизменен.
Вопрос
Еще не так давно говорили о приходе в редакционный процесс искусственного интеллекта. В теории это может поднять эффективность работы.
Ответ.
Может. Красивые трехмерные графики продаж нарисовать. Если же серьезно, давайте оставим машине машинное. В 1958 году Фриц Лейбер писал о словомельницах, меня как-то всегда удивляет попытка снова вступить в реку, отработанную просто на уровне здравого смысла, причем давно и много раз. Есть отрасли куда более регламентированные – от деятельности министерств до финансовых компаний, но ИИ почему-то должен заниматься творчеством.
Вопрос
Как вы будете замещать переводную литературу?
Ответ
Будем переводить с русского на английский, а потом обратно. Простите, не удержался. У нас есть запас на год. И я дико надеюсь, что этого достаточно. На самом же деле мы продолжаем работу с зарубежными правообладателями, просто не со всеми.
А вообще, я придерживаюсь точки зрения, что попытка отрезать людей от хороших текстов не сделает ничего, кроме того, что планка качества снизится. И? В чем гешефт?
Вопрос
Может ли хороший роман быть написан от первого лица?
Ответ
Почему нет? Хоть от второго.
Вопрос
Возможен ли уход издателей в пиратство из-за санкций?
Ответ
Пиратство уничтожает не столько издателей, сколько авторский труд – основу. Поэтому, санкции санкциями, но, либо ты издатель, либо пират. Грабить есть
Вопрос
Насколько востребован жанр, который можно охарактеризовать как остросюжетная мистика?
Ответ
Востребован. Обычно, мистика выступает все же скорее некоей краской, нежели жанром, но хороший текст в такой парадигме – может быть востребован
Вопрос
Прочла книгу на АТ...ну, вот понятно, что шедеврально написано. Тот случай, когда грызёшь ногти от вожделения - ну как так то, почему не я такое придумала?! Так пишет!!! А автор из глубинки, неизвестна, денег, по-видимому, не зарабатывает. Как же так?! Так значит, всплывает не самый талантливый и хороший труд?
Ответ
Все-таки территория электронного самиздата – это отдельная территория со своими правилами, зачастую, вверх поднимаются не те, кто талантливее, а те, кто больше соответствуют ожиданиям аудитории, а там она характерная.
Если текст - шедевр – надо просто выслать его издателю.
Вопрос
Здравствуйте! Ещё такой вопрос: есть ли смысл отсылать сразу несколько романов (жанры мистический триллер и городское фэнтези/ужасы в духе С. Кинга)?
Ответ
В духе Кинга – это пугает Но я бы рекомендовал выслать один текст. Вижу пачку, откладываю в долгий ящик. Но упомяните, что есть еще.
Вопрос
Вы как издатель замечаете какую-то тенденцию сокращения объёмов романа? Грубо говоря, нет ли сегодня такого, что люди предпочитают читать книги объёмом, к примеру, в 8-12 а. л., а то, что больше - уже читают охотно меньше? Может, есть какие-то серьёзные исследования по этому вопросу?
Ответ
Нет. Таких тенденций нет. Есть тенденция – текст может быть любого объема, издатель найдет как продать. И 4 авторских, и 90. Мне кажется, это вообще – мощное направление, именно разнонаправленность, максимальная дивергенция. А с учетом возможности чтения в электронном формате – объем вообще перестает играть роль. Вспомните знаменитый Worm.
Вопрос
Как вы считаете, есть ли у современных русских авторов шанс стать популярным в США и Европе. Или это навсегда игра в одни ворота, когда выкладки наших магазинов завалены западными «бестселлерами», «Пулитцерами» и «буккерами», а наших авторов в книжных за поребриком просто не найти. Речь прежде всего о фикшн литературе.
Ответ
Во-первых, было бы странно выиграть соревнование - Весь Мир против России. Чисто статистически - 140 миллионов человек не в состоянии дать такое же количество качественных текстов, как огромный конгломерат англо- и испаноязычных плюс Китай.
Во-вторых, все решает книга. К огромному сожалению, у нас просто очень редко рождаются книги, которые могли бы стать интересны всему миру.
В-третьих. Мы не делаем почти ничего, что продвигать наши книги за пределы.
Главное. У меня нет сомнений, что при появлении суперкниг, они будут переводиться на десятки языков и будут иметь успех.
Вопрос
Среди авторов ходит целый свод правил, когда отправлять рукопись на электронный адрес в издательство. Не как оформить, а именно, КОГДА. Мол, забудьте об отправке в декабре - не до вас. Перед праздниками -тоже не вариант. В выходные - тоже нет, ибо в понедельник, скорее всего, плохо просмотрят из-за скопившейся почты, выкинут в помойку. Вот, со вторника по четверг, часиков в 10-11 утра -самое то. Иначе - кривая прочтения резко ползёт вниз. Правда ли это? И, если да, в какое время порекомендуете отправлять рукописи Вы?
Ответ
Конечно, нюансы есть. К примеру, отправляя текст в пятницу вечером, вы рискуете, почти наверняка он будет похоронен под кипой других писем, которые нападают до понедельника.
Правда и в том, что никакого идеального времени отправки не существует. Кто его знает, редактора, вдруг он в ночь с пятницы на воскресенье читает рукописи. И в этом есть нечто, так как тексты читаются не в рабочее время. Думаю, что важнее, что за текст, нежели, когда его вы пришлете, так как предвидеть, когда редактор возьмется за рукопись – невозможно. Важнее – обеспечить легкую обратную связь.
Вопрос
Есть за мной такой неприятный грешок - я после дефиса в прямой речи пропуск не делаю. Пишу слитно. Говорят, бывалому редактору даже такая мелочь мозолит глаза и резко снижает процент вникания. Правда?
Ответ
Редакторы разные. Есть те, кто обилие орфографических или грамматических ошибок воспринимает как некое окончательное зло. Есть более лояльные. Не думаю, что указанный ляп – может играть решающее значение. У нас публикуется энное количество авторов, успешных авторов, в текстах которых есть достаточное количество ошибок. Им не помешало это издаваться. Скорее надо говорить о том, что грамотный текст выделяет автора в глазах редактора. Как бы, - о, наш человек!
Вопрос
С чем связано уменьшение количества писателей?
Ответ
Я не уверен, что количество писателей в России как-то уменьшается. И количественный показатель… Важны книги. Авторы удивительных книг. А количество писателей – только показатель статистики.
Вопрос
Насколько тема нетрадиционных сексуальных отношений популярна в читательской среде и обеспечивает продажи в России?
Ответа
Сама по себе тема не сделала пока ни одной книги бестселлером. Вообще, время от времени появляются мифы о суперспекулятивных темах, и еще ни разу ни одна из них не выстрелила.
Не существует каких-то тем, форматов, приемов, которые бы сами по себе могли бы обеспечить успех. Всем хочется ухватиь простое решение, но его не существует.
Вопрос
В горячей двадцатке продаж к марту прошлого года были только три художественные книги: пелевинское «Непобедимое солнце», яхинская «Зулейха» и акунинский «Просто Маса». Остальные 17 позиций прочно занял нон-фикшн.
Не работают редакторы или нет рукописей?
Ответ
Традиционно в России художественная литература приносит большую часть продаж. Причем, если до эпидемии, все говорили о том, что, - наконец настало время нон-фикшн, действительно, этот сегмент рос, то сейчас он настолько упал, что издательства, которые никогда не занимались художественной литературой, срочно обзавелись редакциями именно этого направления
Что касается топов. В этом нет ничего удивительного. В топах чаще всего – спекулятивные книги, разумеется, их больше в жанре нон-фикшен, это просто свойство жанра.
Вопрос
Почему до сих пор не появился новый «Гарри Поттер»?
Ответ
И не появится. Как-то и не должен. В принципе, мы живем в эпоху, когда очень хочется все свести к понятным классификациям, закономерностям, дабы поставить на конвейер. В то же время, все больший сегмент рынка занимают уникальные вещи. Которые повторить не получится.
Вопрос
В каких случаях Ваше издательство не только размещает в магазинах, а целенаправленно продвигает изданные книги. И может ли автор оплатить такую услугу?
Ответ
Ежемесячно редакция выбирает несколько книг для продвижения. Критерий – один. Даст ли продвижение адекватный эффект. Условно, если в результате продвижения будет продана не одна книга, а двадцать, то нет никакого смысла в этом. Если продвижение дает прирост в сотни, тысячи проданных экземпляров, тогда в этом что-то есть. Понятно, что есть очевидные решения, а есть не особо. Автор может оплатить продвижение, но тут есть нюансы. Количество книг, попадающих в список «избранных» - ограничено. Просто оплатить – не