
Книги меняются, меняется мир вокруг них, и захотелось понять, куда идем? Потому как в этом году уже многие с книжного корабля бежали, а некоторые записные книжники запросто прибирают к рукам типографии, лишь для того, чтобы превратить их в офисные центры.
Тенденции технологически понятны – читалки с одной стороны, и электронная бумага все дешевле и все интереснее, планшеты – с другой, с третьей книги, которые все меньше бумажные, запросто полихлорвиниловые, уже совсем запросто кнопки, клавиши, про постеры, диски, игры прилагаемые - можно даже не упоминать.
Я сосредоточусь на узкой области – художественной литературе. Просто в силу того, что в области словарей, справочников и пособий по лечению методом накладывания рук и наливания мочи – соображаю плохо.
Совершенно понятно, что будет Лукьяненко, Панов и даже Донцова в коже с золотым обрезом. Потому что книги изданные изыскано, перестанут быть чем-то редким, и займут свое место в большой витрине, где-то между платьями от кутюр и вин, страшно сказать какого года.
Издатели будут экспериментировать с разными авторами и неизбежно придут к авторам бестселлеров. На самом деле, было бы забавно сложить топ книг, которые хотелось бы видеть у себя на полке нормально изданными. Кожа – это только одна стадия, крайняя, будет и кожзам, и обрез не золотой, страшно подумать, будут и китайские подделки, какие-нибудь АСД, ЭГСМО, Адтикус и т.д.
В любом случае рынок всерьез сделанных книг увеличиться и станет куда разнообразнее.
Понятно, что создатели книг по мотивам игр не будут сидеть на месте, и мы увидим сплавы, вот тут почитай, а тут поиграй.
Но сосредоточимся на буквах.
Электронные книги.
Главная тенденция последних лет – облачные технологии. И они сами по себе решат массу проблем, которые сейчас кажутся безнадежными. Думаю, появление библиотек, с годовым билетом на уровне 20-30 долларов – очень скорое будущее. И вопрос будет заключаться только в том, насколько они будут качественно сделаны и каков там будет выбор. Вероятно, именно ассортимент ключевая точка – вот где будут идти конкурентные битвы. И тут, скорее всего, победа не за издателями, а за продавцами, которые смогут собрать наибольшую коллекцию прав.
Борьба развернется и по методике подходов – можно подарить пользователю планшет, чтобы он читал только твой контент, а можно делать универсальный продукт для любого оконечного устройства.
Думаю, здесь выигрыш будет диктоваться не логикой, а симпатиями пользователей и снова-таки – тем, кто какой бренд сможет привлечь. К примеру, Акунин может всерьез повлиять на подобную борьбу, но этой сейчас. Через пять лет, скорее всего, уже нет.
Увы, но книги станут таким же предметом спекулятивных рекламных кампаний, как и кино. В тот момент, когда издатель перестанет тратить деньги на бумагу, печать и логистику, он освободившиеся ресурсы двинет в рекламу. Причем рекламировать есть смысл не такое большое количество продуктов, в результате разрыв тиражей между отрекламированными и неотрекламированными текстами будет огромен.
Вероятно, как это происходит всегда, первую скрипку будут играть не книжники, а маркетологи и лишь когда они потратят огромные бюджеты и разорят энное количество издателей, их с почетом проводят в новую отрасль, где их еще не знают. Редактор снова начнет определять какой текст больше, а какой меньше достоин инвестиций.
В еще большей степени будут плодиться проекты пустышки, в которых, кроме мощной рекламной кампании, не будет ничего. Но недолго. Один раз сработает, второй, третий – не прокатит.
Все большее значение начнут приобретать мнения. Собственно постепенно именно их генерация и станет главным маркетинговым инструментом по продаже книг. Что не исключает появления торговых площадок, которые будут брать серьезные деньги, за сам факт присутствия книг.
Конечно же, будут попытки самостоятельных проектов по продаже книг, этакие книжные «инди». И, наверняка, кто-то может сгенерировать гениальный пиар-ход и раскрутить неизвестного автора. Однако мэйджоры останутся мэйджорами, а независимые лейблы могут быть даже культовыми, но не более.
И не надо забывать, что меняться будет не только цифра, но и бумага. Книга классическая может достаточно быстро превратиться в гибрид, с классической обложкой, но электронной бумагой, и покупатель будет получать за те же деньги не свежий томик, а подписку на любимого автора, притом пожизненную.
О пиратах. Жулики будут всегда, но, судя по заявленным технологиям на уровне облачном отсекаются и пиратские программы и уже есть механизм работы с легальным контентом. Вплоть до легализации уже накачанного из торрентов. К примеру, если Google доведет до конца идею с оконечным устройством, на котором кроме браузера больше и стоять ничего не будет, а все нужно надо будет брать, опять–таки в рамках абонентской платы на удаленном сервере – нужно будет очень постараться, чтобы не побороть пиратов.
Что не радует. Глобальные перемены всегда идут по живому. Больнее всего перемены ударят по авторам и читателям. Первые отучаться писать, вторые читать. Уже сейчас, учитывая глобальное падение тиражей, гонорары, мягко говоря, упали. Вот-вот разобьются. Естественно, еще большее количество текстов будут совершенно дилетантскими.
Что радует. Ситуация будет чем-то напоминать рынок мобильной связи несколько операторов и огромное количество всевозможных тарифов, опций, бонусов и пр. Кроме того, площадок для продаж будет множество, и в теории, каждый писатель при желании может стать сам себе оператором. Вполне возможна история, когда книжные сервисы будут у каждой серьезной web-площадки, от ЖЖ до новостных порталов, а кроме того, никуда не денутся APPLE- и ANDROID-совместимые проекты.
Что пугает. Как это всегда бывает, пригласят рекламщиков. Причем, так как книжных рекламщиков не существует в природе, позовут всех тех, кто продвигает сегодня колбасу, а завтра отдых в Сочи. А книги это особенный продукт. Вероятно, редакторам, тем, кто хочет остаться в бизнесе, придется всерьез браться за учебники по маркетингу и становится книжными промоутерами. Будет и такая профессия.