Недавно в Эфиопии нашли старинную икону пресвятой Богородицы XV века. Она хранилась в запасниках старинного монастыря. Все теперь носятся с ней, как будто это нечто сверхъестественное. Я нашёл её изображение в инете и внимательно осмотрев пришёл к собственному выводу, что это толковая работа ремесленника выполненная в наивном народном стиле, а от иконы в ней только некоторая схожесть геометрических образов. Вообще, от африканской иконографии дораскольного периода (до четвёртого собора в Халкидоне) сейчас почти не чего не осталось. А то что осталось указывает на неразвитость иконографического делания и вообще понимания икон. Ну вот вглядитесь в это изображение - триптих. Эта та самая икона.
[620x466]
Что мы видим? Низкий уровень графики при очень хорошем чувсте цвета и при незнании законов обратной перспективы. Изображена пресвятая дева Мария с младенцем Христом. И вот это изображение, этот наивный стиль, эфиопы называют высокой иконографией и гордятся ей. Они вообще считают, что искусство иконописи родилось в Эфиопии и Египте, и любят в своих многочисленных проспектах сравнивать древнеегипетскую и древнеэфиопскую живопись с иконами, высчитывая сходства. И надо признать, это сходство присутствует. Я сам видел много образцов в оригинале, когда путешествовал по Африке в этнографической экспедиции 2009 года. И именно из-за этой своей национальной гордости, не случайно, прекрасно зная образцы мировой изографии, эфиопы копты остаются верны традициям собственного иконного письма, отличающегося по их мнению первозданностью, которую мы сейчас назвали наивностью. Смысл данного подхода к иконографии, по эфиопско - коптской традиции, заключён в поучении Спасителя, говорившего: "Будьте как дети". Большинство коптских икон и написаны так, что создается впечатление, будто их написала детская рука. Или рука человека, не утратившего детские свойства души. В этом, по мнению эфиопов, главное достоинство и главная особенность эфиопско - коптской иконописи. А вот ещё два очень похожих археологических памятника той же поры
[600x425]
[599x405]
Таже школа и теже "достоинства" и "недостатки". Качество правда похуже. Или нет?
Почему я говорю именно о неразвитости иконографической философии и мастерства? Да потому, что исторические архивы сохранили до наших дней иконы самых первых веков христианства выполненные в средиземноморско-африканском регионе и они значительно превосходят этот чудо - эфиопский образец и по пониманию и по технике и мастерству. Вот три древнейшие иконочки изображающая Спасителя, апостола Петра и Богородицы из монастыря Святой Екатерины на Синае
[362x698]
[387x699]
[483x699]
Согласитесь, что эти три иконы, которые на Х веков старше этой последней эфиопской находки, значительно превосходят её по вдумчивости и по классу изготовления? И если это так, то в случае с эфиопской иконографией стоит говорить если не деградации, а там именно деградация, то о стагнации точно.
Почему я настаиваю на этом? Да потому что в нашей Российской истории иконописания есть подобное время и есть подобное "творчество". Подобные "произведения искусства" выполненные сибирскими неумельцами, наполняли сибирское духовно культурное пространство с XVI по XIX век.А до нашей поры этой народной радости дошло большое количество. Вот взгляните
[300x491]
[393x510]
[340x500]
[422x343]
Это точно факт деградации и связан он был с объективными обстоятельствами отсутствия иконографических мастерских в Сибири в первые века освоения и переселения. Писал, кто хотел и как хотел. Но мы то преодолели эту тенденцию, а эфиопы замёрзли. И вообще, если сравнивать православную иконографию XVI века с коптско - эфиопской той же поры, то сравнение будет далеко не в пользу Африки. У нас уже в XV веке был Андрей Рублёв с его сверхъестественным каноном, а у них были эти детские картинки, которые не помолиться, не объяснить Евангелие, они просто не способны помочь человеку в деле укрепления веры. Они сохраняются, как традиция и не более. Вот хорошие православные образцы XVI века написанные не самыми великими изографами
[500x583]
[472x699]
[506x600]
Что? Ни какого сравнения? И понимание и класс выше. А в чём же загвоздка? Да загвоздка в том, что Эфиопы, при всей нашей любви к ним, уклонились в монофизитскую ересь и до сей поры не соизволили из неё выйти. А ересь подразумевает отлучение от благодати Пресвятаго Духа и вместе с этим лишение творческого богоподобия. Вот почему они и стагнировали. Так что, ни какой это не шедевр, а просто важная археологическая находка доказывающая падение эфиопской церкви, её народа и его культуры в бездну общей деградации. Хотя, не спорю. Эта находка симпатична и умилительна. И в условиях Африки ею наверное можно гордиться. Но не более того. Хорошо, что её таки нашли.
протоиерей Вячеслав Пушкарёв 26.12.10 г. Иркутск