Посещение Борисо-Глебского монастыря мы не планировали, мало того, мы даже не знали о его существовании. Поэтому он стал для нас одним из самых ярких эпизодов путешествия.
Мы остановились на площади, с одной стороны которой были, видимо, административные здания поселка (Борисо-Глебский имеет статус поселка городского типа) с другой - из-за здания торгового центра виднелся фрагмент крепостной стены с башней и прилепившимися к стене торговыми точками.
Собираясь сделать пару снимков башни явно несовременной постройки, я завернул за угол торгового центра и вот тут-то меня и «торкнуло».
Мне показалось, что я мгновенно перенесся на улицу средневекового города: исчез шум, пропали люди, под ногами была булыжная мостовая, которая тянулась вдоль крепостной стены к ОГРОМНОЙ, как мне показалось, надвратной церкви…
Но даже в этот момент мы не предполагали длительной остановки.
Всё решилось, когда , подойдя к надвратной церкви, увидели слегка приоткрытую калитку в створке монастырских, или все же крепостных, ворот и надпись, сообщающую, что проход через северные ворота закрыт.
[568x699]
Сретенская надвратная церковь
[700x473]
Так как мы не знали, у каких ворот стояли, а надпись намекала, что есть и другие, то решили это проверить и прошли внутрь.
То, что это монастырь, мы уже догадались по обилию церковных куполов, поднимающихся над стеной. Это подтвердил и щит со схемой и соответствующими пояснениями, стоявший сразу за воротами, а так же люди в монашеском одеянии, попадавшие иногда в поле зрения. А закрытое окошко с надписью «касса» дало понять, что здесь еще и музей.
Историю Борисоглебского монастыря я узнал уже вернувшись в Москву.
Борисоглебский монастырь основан в 1363 году по благоволению Сергия Радонежского, который сам выбрал место на берегу речки Устье в восемнадцати километрах от Ростова Великого (смотрите рассказ о Российской глубинке) предсказал его процветание под покровительством первых русских святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба.
[700x644]
Собор Бориса и Глеба, на холме, с которого начиналс Борисоглебский монастырь
[700x474]
Монастырь велик своими послушниками. По преданию, в конце XIV века в Борисоглебском монастыре принял постриг монах Пересвет, который стал позже героем Куликовской битвы, поразив в поединке богатыря Челубея.
Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник (преподобный в Православии – достигший подобия Христу), живший в монастыре в конце XVI — начале XVII: сын крестьянина из ростовского села Кондакова, он занимался торговлей, а в 30 лет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре. В нём он обрёк себя на суровое затворничество и 38 лет до смерти не снимал вериг:
142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, „связни“, которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов...Признаюсь, смысл подвига мне не ясен, но впечатляет, да и причины были, видимо, для такого самоистязания...
[700x473]
Келья Преподобного Иринарха в монастырской стене
Каменное строительство началось в монастыре в начале XVI века. Для этой цели в обитель был направлен великого князя мастер "каменный здатель" Григорий Борисов, который, кроме Борисоглебского монастыря и Ростова, предположительно трудился также в Переславле, Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях.
К 1690-м годам сложился цельный архитектурный ансамбль монастыря, который превратился в огромную крепость и с тех пор практически не подвергался значительным изменениям. Правда, мощные стены не уберегли его от захвата польскими войсками, в отличие от Кирилло-Белозерского монастыря.
[700x473]
[700x473]
Сергиевская надвратная церковь, вид из монастыря
[470x699]
[700x473]
[700x473]
[700x473]
Процветанию пришел конец при Екатерине II, которая в 1764 году земельные владения монастыря передала своему фавориту, графу Г. Г. Орлову.
После революции, в 1924 году монастырь был официально упразднён и действовал как музей, филиал Ростовского музея-заповедника. Кроме того, его огромная территория использовалась самыми разнообразными способами — производство, учреждения, общежитие. К счастью, он довольно мало от этого пострадал, а длившиеся около десяти лет в 1980-х—1990-х годах реставрационные работы привели его примерно в то же состояние, в каком он был в конце XVII века.
Так получилось, что поселок Борисоглебский оказался в стороне от оживленных трасс, не вошел в Золотое кольцо, поэтому здесь мало туристов и я не увидел ни одной сувенирной лавки. Можно спокойно погулять по монастырю, не только представляя себе, каким он был триста лет назад, а окунуться в то время.
Уверен, был он таким же, ну, может чуть пооживленнее было внутри монастырских стен...
Гармония окружающего просто поразительна! Она всюду: в покрытых патиной времени строениях (ведь уже двадцать лет прошло после ремонта); в тропинке, ведущей от ворот до ворот через монастырь, которой местные жители пользуются, сокращая путь в магазин; монах, открывающий монастырские ворота, чтобы пропустить внутрь грузовичок… Но главное, монастырь совсем не выделяется из окружающего, слился с ним воедино, в отличие от других монастырей, которые мы посетили: будь то Кирилло-Белозерский, Ферапонтов или Горицкий монастырь в Переславле-Залесском. Там – город отдельно, монастырь отдельно…
[649x699]
Подготовка к зиме в Борисоглебском монастыре
В Борисоглебский хочется вернуться еще.
Кстати, в следующий раз я немного расскажу о Горицком монастыре в Переславле-Залесском.