VANITY FAIR
All's fair in love & war.
«Ярмарка тщеславия» — один из самых известных романов мировой литературы. Написал его англичанин Уильям Теккерей, современник Диккенса. Эта замечательная книга сильна именно авторским началом: неподражаемая интонация повествователя, его меткие наблюдения, игра с читателем – вот в чем основная прелесть текста. Перенести такое произведение на экран без потерь невозможно. Чтобы получилось приличное кино, требуется компенсация за утрату авторской интонации. В фильме Миры Наир вместо утерянной прелести создана новая: визуальный шик. Снят фильм просто роскошно, искрится всеми цветами радуги, и даже в скорбной обители сэра Питта Кроули находится место вкраплениям сочных, ласкающих глаз красок.
«Есть люди, которые никогда не прощают добрых дел».
Фильм — история нескольких людей, в разной степени несимпатичных. Теккерей назвал «Ярмарку тщеславия» «романом без героя», но все же первая среди антигероев – Ребекка Шарп, рыжеволосая дочь художника и оперной певицы. Девочкой, после смерти родителей, она попала в пансион, из которого вышла с наименьшими потерями — смогла сохранить тот образовательный уровень, который получила от папы с мамой. А вдобавок еще и обрела профессию учительницы. С подругой Эмилией Седли, романтической овцой, она отправилась в Лондон с желанием, вполне естественным для девицы в ее положении — заарканить богатого жениха. Остановилась в семействе Седли. Нацелилась на брата Эмилии — толстяка Джоза, чиновника одной из колониальных индийских контор. Джозу лет не так уж мало, но не все ли равно? Ребекка уверенно ведет дело к браку, однако тут из-за жениха Эмилии, Джорджа Осборна, все расстраивается. Ребекке приходится покинуть уютный домик семейства Седли и отправиться добывать свой хлеб насущный все же трудом. Она прибывает в вышеозначенное поместье Кроули, чтобы преподавать французский и прочие премудрости двум дочкам сэра Питта. Это — самое начало.
Я не верил, что «Ярмарку тщеславия» можно хорошо экранизировать. Но – о чудо! – это удалось. Толстенную книжку почти уместили в два часа не такого уж стремительного действия, причем все самые важные сюжетные нити бережно сохранены. Причины и следствия, природа и характеры героев, последовательность и логика событий — все на месте. К сожалению, Мира Наир пренебрегла закадровым авторским комментарием — по всему выходит, что от этого фильм только выиграл бы. Впрочем, как знать? В версии Миры Наир, лента получилась очень современной по реализации – динамичный метод съемки с подвижными камерами и резкой сменой планов начисто съедает ту неторопливость, с какой, вроде бы, развиваются события. Результат превосходит все ожидания: фильм смотрится на одном дыхании.