Посмотрев первую часть приключений молодой леди Крофт уже после знакомства с продолжением, не без изумления обнаруживаешь, что в «колыбельном состоянии» этот киносериал об отважной и неукротимой авантюристке, которая рыщет по миру в поисках уникальных артефактов, отличается не только чувством юмора и лёгкостью фантазийной интонации, но и стильностью кинематографического изложения. И всё, что стало натужным, вымученным и безликим в ленте «Лара Крофт — расхитительница гробниц: Колыбель жизни», поначалу было представлено действительно занимательно, живо и с выдумкой.
И разнообразные ассоциации и переклички, неизбежно возникающие при просмотре невероятных эскапад дочери лорда Ричарда Крофта, знаменитого археолога, который исчез при невыясненных обстоятельствах за 15 лет до свершающегося ныне «парада планет», свидетельствуют не о вторичности этого приключенческо-фантазийного действа, а об остроумно интерпретированной игре с аллюзиями. В схватке Лары Крофт с суперроботом пафос фантастических боевиков «Терминатор» и «Робот-полицейский» оказывается иронически сниженным из-за… тренировочного характера поединка. А её мелодраматически-мистическая связь с бесследно пропавшим главой знатного рода Крофт, содержит, помимо несомненного обыгрывания отношений Индианы Джонса со своим папашей, чуть комический парафраз общения с отцом за пределами реальности главной героини «Контакта» Роберта Земекиса.
Что касается сюжета о розыске «треугольника света», который должен дать возможность для проникновения в иное время и пространство, то и там присутствуют забавные параллели и с кинематографической традицией присочинённых зрелищ о всевозможных «искателях потерянного ковчега», и с авантюрной литературой эпохи рыцарей, крестовых походов, алхимии и более позднего масонства. Члены тайного общества «Иллюминати» (в средневековой философии термин «иллюминация» означал состояние «озарённости духа»), давно готовясь к наступлению переломной точки в истории цивилизации, конечно, не брезгуют использованием любых средств ради достижения своей цели. Однако отличаются по нынешним меркам (особенно в сопоставлении с кровожадными психопатами из второй серии) довольно культурным обращением с противниками-конкурентами, в том числе — с хитроумной и по-кошачьи ловкой Ларой Крофт.
Здесь речь идёт, прежде всего, о том, кто кого переиграет-перехитрит. И относясь сама к себе и к своим ближайшим помощникам (вроде технаря-кудесника Брайса и невозмутимого дворецкого Хилари) с весьма полезным подтруниванием, эта новоявленная Женщина-Кошка, которой впору было бы стать Человеком-Летучей мышью, творит благородные деяния во славу человечества будто играючи — одним словом, как на тренировке. И заявленный ещё в прологе мотив очередного теста для испытуемой столь же весело отыгрывается в финале, когда вдоволь набегавшейся и изрядно рисковавшей Ларе предстоит сойтись в «домашнем турнире» с вновь возрождённой к жизни моделью терминатора.
Странно, что зрительский успех «Лары Крофт — расхитительницы гробниц» оказался несколько меньше, чем данный кинокомикс (пожалуй, такое жанровое определение будет ещё точнее!) на самом деле заслуживал.
Цитаты из фильма:
The Biggest Adventure Begins 2001.
* * * *
Есть вещи, которые не должны быть найдены.
* * * *
Может, прийти сюда еще через пять тысяч лет, и вы тогда меня убьете?
Трейлер к фильму: