После того как Ной со своим семейством спасся от Всемирного Потопа, их многочисленные потомки, говорившие "на одном языке и одном наречии", спустились "с гор Араратских" (Армянского нагорья) на равнины средней Месопотамии, где и поселились.
"И сказали они: построим себе город и башню высотою до неба; и сделаем себе имя (оставим о себе память), прежде чем рассеемся по лицу всей земли". (Быт., 11:4). "И сказали они друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камня, а земляная смола (природный асфальт) вместо извести". (Быт., 11:3).
"И сошел господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать и не отстанут они от того, что задумали, сойдем же, и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их господь по всей земле". (Быт., 11:6-9).
"Вавилонская башня" — известная картина художника Питера Брейгеля. В 1563 году художник создал как минимум две картины на этот сюжет. Так называемая Большая (по размеру полотна 114*155 см) Вавилонская башня хранится в Музее истории искусств, Вена.
Вавилонская башня Брейгеля вполне отвечает традициям живописного изображения этой библейской притчи: налицо потрясающие воображение масштабы строительства, присутствие огромного количества людей и строительной техники. Считается, что прототипом изображенной башни послужил Колизей с его типичными чертами римской архитектуры.
Рассмотрим картину чуть подробнее. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Башня окружена строительными бараками, кранами, подъёмниками, использовавшимися в те времена, лестницами и строительными лесами.
У подножия башни расположился город с оживлённым портом.
Изображённые на картине люди — рабочие, каменотёсы — кажутся очень маленькими и напоминают своим усердием муравьёв. Гораздо крупнее фигуры инспектирующего строительный объект Нимрода — легендарного завоевателя Вавилона во II тысячелетии до н. э., по традиции считавшегося руководителем строительства башни, и его свиты в левом нижнем углу картины. Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи.
Весьма интересно, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь "масштабный проект", повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.
Предположительно тем же 1563 годом датирована и меньшая картина из музея Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, так называемая"Малая Вавилонская Башня" (60 * 74,5 см). Здесь стройка уже приостановлена: людей на ней вообще не видно. В отличие от "Большой Вавилонской башни", картина выполнена в тёмной цветовой гамме и выглядит довольно мрачной.
С частичным использованием материала