это самый скучный, но возможно самый познавательный с технической точки зрения пост.
Художественная обработка бересты – достаточно древний вид прикладного творчества. Являясь декоративным утилитарным искусством, плетение из бересты сегодня стало одним из немногих ремесел, к которому обращаются исследователи традиционной культуры.
Мастера за время существования ремесла создали и передали множество секретов и хитростей, их опыт- богатый кладезь народной мудрости и смекалки. С языческих времен для многих народов России береза была особым деревом в мифологическом пространстве, что отразилось в семантике декоративно - прикладного творчества.
Береза – символическое дерево у разных народов России, магические обряды, совершаемые вокруг этого дерева, имели огромное культурное значение.
Художественное освоение народного промысла позволяет узнать не только тонкости позабытого ремесла, но и воспитать эстетический вкус, исследовательский дух, стойкий к сложностям характер, экологическую грамотность и культуру поведения через традиции передачи мастерства.
Этнографически неизученный промысел берестоплетения и обработки древесины в родном Поволжье и малое число публикаций о народных умельцах раскрывают еще одно поле для творчества исследователя.
Изучение кустарных промыслов Самарской губернии конца XIX- начала XX среди остальных позволяет назвать такой вид деятельности, как обработка коры, луба и бересты.
К прочим промыслам Самарского края можно отнести обработку пеньки, изготовление ивовых корзин, которые в отличие от ремесел, часто существующих при монастырях (вышивка, кружевоплетение, ткачество) не имели художественной ценности, а удовлетворяли насущные потребности для быта жителей губернии и окрестностей.
/Реестр самодеятельных мастеров декоративно-прикладного творчества Самарской области, Самара: ИЭКА «Поволжье,2001,сост. Дудкина С.И. ,Жидкова С.К.)
Являлся ли промысел обработки коры, луба и бересты просто способом приработка и удовлетворения потребностей в бытовых предметах для крестьян или имел свои уникальные традиции в применении данных природных материалов для их изготовления?
По коллекции экспонатов этнографического отдела СОКИМ им. П.В. Алабина, относящегося к данному периоду, можно указать на их утилитарный характер.
Предметы из бересты, коры и лыка можно разделить следующим образом: • обувь из лыка (русские лапти и чуни, чувашские лапти, мордовские лапти «себода»); • приспособления для посева (севалки из лыка, коробьи для хранения зерна на посев, ведра из лыка для переноски зерна, лубяные сита, корневки для хранения зерна на посев); • корзины и лукошки для сбора и хранения грибов и ягод ( пестери из луба, лубяные лукошки, приспособления из коры овальной формы для сбора ягод, корзины из прутьев и липового лыка); • посуда для хранения жидких и сыпучих продуктов (туески из бересты); • футляры и оплетки для бутылей из лыка, ложкарницы и дорожные сундуки и сумки и др.
Такой достаточно большой диапазон предметов указывает на широкое употребление изделий промысла, а также на своеобразное сочетание материалов при их изготовлении. Простые формы и почти полное отсутствие орнаментации указывают на то, что главными критериями для мастеров являлись качество и точное предназначение предмета для его функций.
В этнографической литературе по изучению языческих верований коренных поволжских народов как мордва, чуваши (некрещеные) и пришлых русских старообрядцевчасто описывается ритуальное применение некоторых предметов из бересты и коры (туеса для ритуальной пищи и корзины для даров). ( Гаген-Торн, Мельников-Печерский)
Эти признаки применения предметов такого рода не только в качестве утилитарных, но и обрядовых дают основания для выделения на фоне остальных выше перечисленных промыслов (обработка пеньки, смолокурение, изготовление кулей и технических тканей) берестяной и лубяной промысел, характерный для народов Самарской губернии данного периода.
Особенно интересно отметить, что форма лаптей по способу плетения уникальна и отличается от других вариантов плетения. Например, чувашские лапти отличаются треугольным носком, который напоминает по форме ичиги татар. Это объясняется более древними скотоводческими традициями народа, хозяйственный тип которых, в период конца XIX- начала XX выделяется исследователями, как земледельческий.
Практически все, что способна дать береза, находит применение в медицине: целебный сок утоляет жажду и выводит почечные камни, березовый гриб (чага) помогает при головных болях и даже при раке и т.д. Не случайно круглогодично используются березовые веники в банях, - почки и листья способствуют заживлению ран.
В день Максима и Ясона (Иасола) – 28 апреля / 11 мая начинали собирать березовый сок из верхней части ствола. Добывание сока обставлялось магическими обрядами и строго регулировалось, чтобы не повредить дереву. Именно в этот день березовый сок обладает наибольшими целебными свойствами.
Обряд «заплетания березы» в семицко-троицкой обрядности скреплял девичью дружбу. Береза, посаженная рядом с домом, зло отпугивает и от молнии оберегает.Что касается особенности березы отпугивать зло, это связано с ее белым цветом и преданиями: некогда березка укрыла от непогоды Богородицу и Иисуса, а в другой раз спрятала в своих ветвях от нечистой силы святую Пятницу, потому и пользуется покровительством всех троих. Одно из объяснений может крыться и в предании, что на Троицу в березовые ветви вселяются души умерших родственников, которые помогают оставшимся в живых.
Береза - особое для многих народов дерево, оно включалось и в разнообразные магические обряды дохристианских времен.
/из ст.Художественная обработка древесины в жизни народов Поволжья и Приуралья. Румянцева Т. В., методист, педагог дополнительного образования Самарского Дворца детского и юношеского творчества, ред. Ведерникова Т.И.к.и.н., зав. каф. культурологии Самарской Государственной Академии Культуры и Искусств/.

Берестяные солонки-утицы
Tехнология
Не учась, и лаптя не сплетешь.
Лапти- • лычники (из лыка), • ивняки, • берестяники, • коренники (из корней); • курпы, крутцы, чуни, шептуны (из веревок); • из конских грив и хвостов (волосяники); • из соломы- соломенники. пятерики - из 5 лык; семерики – из 7 лык; девятерики – из 9 лык. Лапти без оборников- • капцы, • какаты, • коверзни, • чунки, • бахоры, • ступни, • босовки, • топыги. На Северном Урале непромокаемые лапти из бересты ( выше лодыжки) назывались берестяники, они лучше защищали ноги, чем мелкие лычники, поэтому Петр Первый такие лапти заказывал для строителей Санкт- Петербурга.
Части лаптя- • головашка - передняя часть, носок; • курочка - треугольные «глазки» - украшение на носовой части лаптя; • плетень- ступня, дно, подошва; • правая и левая проушины – петли для вставления оборы; • пятка с запятником; • обора – веревка для завязывания лаптя к онучу. (сост. по материалам журнала «Наука и жизнь» №1, 2001, С.Т. Редичев)
[777x540]
Лапти – мужская и женская обувь крестьян, обувь, плетеная из коры или луба. Название восходит к праславянскому lapъtь в значении «нога». Первое письменное упоминание относится к X веку в «Повести временных лет» (средневек. И.И. Слов. Древнерус. яз. Т.2,ч.1, м.89,с.7), но инструмент для плетения лаптей и других изделий археологи обнаружили в поселениях раннего железного века. (Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.. В сб. Древняя одежда народов восточной Европы, М.:1986, С.49)
[798x547]
В конце XIIX- нач. XXвв. Лапти были только крестьянской обувью, но в древности их носили и плели также в городах. Плетение лаптей считалось только мужским занятием. Лапти были столь характерны для русского населения, что описаны во многих работах.
У В.И. Даля читаем: «Лычный лапоть делается в 5 – 12 строк, пучков на колодке, кочедыком, коточиком (железный крючок, свайка) и состоит из плетня (подошва), головы, головашек (перед), ушника, обушника (каймы с боков) и запятника, но плохие лапти, в простоплетку, без обушника; и непрочны, обушник или кайма сходиться концами на запятнике, и связываясь, образует оборник, род петли, в который продеваются оборы.
Иногда лапоть еще подковыривают, проходят по плетню лыком или паклею, а писаные лапти украшаются узорною подковыркою. Лапти обуваются на портяные и шерстяные подвертки и подвязываются оборами накрест в переплет до колена.
Лапти носились недолго – чуть больше недели зимой и 3-4 дня летом. «В дорогу идти – пятеро лаптей сплесть».
На русском Севере предпочитают для лаптей светлую бересту, в центральных районах- липовое лыко желтоватого цвета, а в южных областях - темный дуб или вяз.
Чтобы продлить их службу вплетали: • петельку, • веревку, • полоски кожи. Лапти обычно плели на одну ногу. (Р.Кирсанова. Костюм в русской художественной культуре в ХIIX – пер. половине XX в. (опыт энциклопедии под ред Т.Г. Морозовой, В.Д. Синюкова, научн. из-во БРЭ, М.1995)
[662x505]
[показать]
[540x447]
|
|
|
Обувь Древней и Средневековой Руси***
Краткая история
Русская обувь славилась своей необычностью и, как ни странно, в отличие от одежды, не претерпела существенных изменений в течение почти всей нашей истории. Большинство той обуви, в которой ходили наши предки в VII-X веках, оставалось "действующей" и в русской деревне XIX века.
Уже в VIII веке на Руси носили высокую обувь, напоминавшую по виду сапоги, но с мягким голенищем, которую называли бахилами или брóднями. Также сVII века известны у нас кожаные поршни. Даже в деревнях такая обувь была не редкостью, но вот сапоги, бывшие обувью прежде всего знатного люда, распространились в деревне только с XVII века, и то - зажиточные крестьяне надевали их по праздникам и, скорее, носили либо "от избытка ", либо "для щегольства", а в будни почти все ходили в лаптях. В городе жители с давних пор предпочитали кожаную обувь - поршни, коты или сапоги, здесь ношение лаптей - удел небогатых горожан. Интересно, что многие историки позже стали оценивать уровень жизни именно по видам обуви. Так, например, на севере, где сложились благоприятные условия для скотоводства, даже нищие могли носить кожаную обувь, а в некоторых южных районах крестьяне, наоборот, всё лето могли проходить босиком.
Обувь надевали на онучи или вязанные носки - копытца. Такие носки не имели пяток и плели их с помощью одной костяной спицы. Носки с пяткой, которые стали позже вязать на нескольких спицах, назывались немецкими. Некоторые учёные считают, что до появления берестяной и кожаной обуви наши предки могли и вовсе ходить в одних онучах, возможно, одевая на них чулки - ноговицы. На это указывает само слово "онучи", которое в некоторых древних памятниках обозначает саму обувь.
Кстати всем нам известные валенки (="вάленцы") появились в Сибири только в XVIII веке, а в центральных регионах России - в XIX веке.
Как и к любой одежде, к обуви на Руси относились с почтением. Известно, что увидеть во сне обувь к счастью, а вот оказаться там босяком - к нужде или болезни. Интересен и свадебный обряд, по которому молодая супруга должна была разуть своего мужа. Скорее всего, тем самым она выражала ему покорность.
|
Поршни
Пóршни (="кáлишки"; "постóлы"; "чувяки") известны на Руси с давних пор: ещё в VII веке похожую обувь носили восточные славяне, а позже - небогатый городской люд. Само слово "поршни" переводится с древнерусского "лоскут" или "рыхлый".
|
|
|
Прототипом поршней считаются сандалии или кусок цельной кожи, которой оборачивали ногу древние люди. Некоторые историки полагают, что в древности для изготовления поршней кожу снимали с нижней части лапы животного. По внешнему виду поршни - это мягкие туфли, сшитые из одного или двух кусков кожи. По краям поршней продевались в сделанные отверстия ремешки, которые затягивались у голени и тем самым крепили поршни на ноге. Известен также другой вид поршней, которые состояли из трёх частей: одна служила подошвой, другая - образовывала бортики и задник, а третья нашивалась на носок. Как и любая другая подобная обувь, поршни носили с холщовыми или суконными онучами и подвязывали их к ноге кожаными оборами.
Праздничные поршни украшались вышивкой или бахромой. Чаще всего вышивка представляла собой узор из растений, который перемежался с бесконечной плетёнкой. Для того, чтобы выделить рисунок, его делали цветными шерстяными, льняными и шёлковыми нитками.
|
|
|
Чоботы
Чоботы (="башмаки") представляли собой мягкую обувь из козьей или коровьей кожи, которая была выше щиколоток и могла иметь отвороты (="берцы"). Обычно чоботы делались цельнокроёными или шились из двух кусков кожи для верха (со швом сзади или сбоку) и подошвы. Именно наличие подошвы, иногда скроенной из другой кожи (хребтовой части шкуры, иногда лошадиной), отличало башмаки от поршней. В области щиколоток делались дырочки, через которые пропускали ремешок, крепивший чоботы на ноге.
|
|
Учёные выделяют до 20 видов чоботов. Так, чоботы, сшитые из тонкой, нежной кожи, назывались черевиками. Это слово встречается в древних памятниках домонгольской Руси. Кстати, сами чоботы стали именоваться башмаками только с XV века, позаимствовав этот термин из турецкого языка, или туфлями (греческое слово, пришло через германский диалект).
|
Брóдни
Брóдни (="бахилы") находят в захоронениях великого Новгорода, относящихся к VIII веку. Тогда это высокая обувь, вроде сапогов, но с мягким голенищем, которое стягивалось на ноге повыше ремешком и закреплялось кольцом по типу поясного. За такими ремнями могли держать ножи: традиция ношения "засапожного" ножа известна с давних пор. Сам термин "бахилы" будет позже применяться к тяжёлым рабочим сапогам XIX-XX века, которые одевали на охоту или рыбную ловлю, а на севере - так назовут суконную обувь, похожую на коты.
|
Лапти
Лапти (="верзни";"лычники";"рачки") - самая распространённая на Руси обувь, плетёная из коры дерева. Первые упоминания о лаптях встречают в документах, относящихся к X веку, хотя сам кочедык (="свайка";"швайко")- инструмент, которым пользовались для плетения лаптей, находят в древних стоянках, относящихся к раннему железному веку (I тыс. до н.э.) [1].
Лапти делали из узких полосок лыка - подкорья липы, ивы, вяза или можжевельника. Известно два способа плетения лаптей - прямое, когда лычные полосы кладутся перпендикулярно друг к другу и косого - полосы соединяются под углом. Последние были особенно распространены и назывались верзнями. Лапти также отличались носами (тупые, круглые, прямоугольные), высотой бортов (="обушников") и задника.
Лапти, как и другую обувь, носили с онучами - полосами (шириной около 30 см) белого, чёрного и коричневого сукна. Обычно летом носили холщовые (льняная или конопляная ткань) онучи, зимой - суконные (шерстяная ткань полотняного плетения) и холщовые вместе.
|
(Венецианов. Гумно. 1822 г.)
|
|
Такими полосами ткани оборачивали всю ступню и голень. Онучи, если их носили с короткой обувью или вообще без неё, подвязывали к ноге кожанымиповорозами или оборами - верёвочными или лыковыми, вязанными или плетёными. Первыми пользовались в будни, вторыми - (чаще белого или красного цвета) по праздникам. Оборы обвязывали вокруг ноги крест-накрест или витками.
|
|
(Венецианов. Крестьянский мальчик, одевающий лапти. 1820 г.)
|
На праздники, если не было возможности одевать кожаную обувь, плелись лапти писаные: полосы лыка у таких лаптей были узкими, и из них мастера выплетали красивые узоры. Иногда вместе с лыком вплетали тесьму или красили отдельные лыковые полоски (например, лыко вяза держали в горячей воде, отчего оно розовело). Такие лапти одевали с чёрными или красными оборами, которые сразу выделялись на белоснежных праздничных онучах.
По данным историков, плести лапти - было делом трудным и долгим. В конце XVIII века академик Лепёхин подсчитал, что для крестьянина в год надобно было изготовить 50-60 пар лаптей! Лапти снашивались очень быстро. В летнюю пору за четыре дня, зимой - за десять. "В дорогу идти - пять пар лаптей плести",- говорится в известной поговорке. Ещё более впечатляющим выглядят затраты материала: на 50 лаптей требовалось всего 150 лутошек(липовых заготовок), каждая из которых была годна только если "содрана" с дерева возрастом не ранее 3-х лет. Деревья липы не успевали за потребностями деревенской России, вот почему к концу XVIII века на лапти стали использовать вяз, иву, лозу, а на севере - бересту.
Известно и то, как изготавливались лапти. Лыко сдирали по весне или в начале лета. Сначала его отмачивали в тёплой воде, а потом держали в запруде, чтобы легче снять кору.
|
|
Однако не стоит считать, что наши предки, особенно в стародавние времена, поклоняясь духам природы и бережно относясь к любой живности, так легко расправлялись с деревьями. Скорее всего, они знали, как снимая кору, не повредить самому дереву. Этнографы указывают на то, что такой же приём был известен американским индейцам.
Плели лапти на колодке, причём легче всего было делать нос, подошву и обушник лаптей, а вот запятник давался с большим трудом. Сохранилась народная байка о том, как царь Пётр, которому всё всегда удавалось, как-то решил сплести лапти. Хорошо у него дело пошло, да как стал он запятник делать, так "над лаптём и задумался". В Питере тот незаконченный лапоть даже хранили и показывали.
Лапти делали всей семьёй, ведь из-за больших трудозатрат и потребностей в хозяйстве, лаптями надо было заниматься круглый год. А уж сколько названий было у этой обуви! Если их плели из ивовой коры, то звали коверзнями. Такие лапти считались самыми плохими, даже плести их было зазорно. Из коры тала плели шелюжники, из дубовой - дубовики. Там, где лыка не было, приноровились плести лапти из корней (коренники) и конского волоса (волосяники). Намного позже (XIX век) из пеньковых верёвок стали плести внешне похожие на лапти чуни (="ходоки";"шептуны").
Для работы также плели лапти с невысоким голенищем, по типу калош, которые прозвали ступнями. Обычно в ступнях занимались хозяйством во дворе, особенно в осеннюю или весеннюю грязь, когда лапти с онучами одевать было некогда. Ступни держали прямо у порога.
Сохранились сведения о том, что сначала лапти были разными для правой и левой ноги. А вот у мордвы, татар и чувашей обувь не имела таких отличий. Возможно, именно у них научились мы делать лапти одинаковыми. Тем более, что это было в два раза практичнее: потеряется один лапоть, так другой не надо выкидывать.
|
|
Сапоги
Сапоги - (само слово "сапоги" известно с X века, предположительно от тюркских народов) в Древней Руси делались на мягкой подошве (сложенные вместе два слоя одной и той же кожи) с заострённым или тупым, часто приподнятым кверху носком. Голенище, как правило, было невысоким и скошенным (спереди оно было выше, чем сзади). На жёсткой подошве сапоги начали шить с XIV века. Тогда уженаучились выделывать воловью кожу, которая шла на подошву и каблуки. А вот в XVI-XVII вв. пошла мода на сапоги с очень высокими каблуками. Причём носили их не только женщины, но и мужчины.
|
|
|
Старинная былина рассказывает про двух богатырей, которые соревновались в щегольстве. Так сапоги у одного из них были такие, что "из-под носка соловей пролети, а вокруг пяточки яйцо кати".
Сапоги на каждый день делали из чёрной кожи, а для праздников - из тонкой чёрной, а также из красной, жёлтой и зелёной кожи. Для украшения их обшивали шёлком, золотой нитью, жемчугом. Особенно часто расшивали края голенищ. Сапоги, как правило, тоже одевались на льняные онучи или шерстяной чулок.
Сапоги были распространены в обеспеченной среде. Так, в "Повести временных лет", когда воевода Добрыня осматривает взятых в плен болгар, он обращает внимание князя Владимира на то, что они все одеты в сапоги. "С этих дань мы не получим. Пойдём лучше поищем себе лапотников",- говорит воевода князю.
|
© Ольга Фёдорова, 2006
|
|