ЛАПТИ- ПРОДОЛЖЕНИЕ И
ПОСОБИЕ ПО ПЛЕТЕНИЮ
Торговля лаптями на базаре в мордовском селе.
Фото из архивов Мордовского краеведческого музея, 1926 г.
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ. ЛАПТИ ДЛЯ МУЗЕЯ
Было это в конце 60-х годов. Я проходил военную службу в городе Острове Псковской области. Край этот прославился тем, что здесь находятся места, связанные с жизнью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина: Михайловское, Тригорское, восстановленное позднее Петровское, Пушкинские Горы, где на территории монастыря - могила поэта. Эти святые для каждого россиянина места привлекают множество паломников, особенно в день рождения Пушкина. Как ручейки и реки, стекаются люди по многочисленным тропинкам и дорожкам к знаменитой поляне в Михайловском, где на открытой эстраде выступают поэты, музыканты, певцы.
В пушкинские дни на Псковской земле бывали знаменитости, которых знала вся страна. Замечательный русский певец Иван Козловский, поэт Павел Антокольский, литературовед и великолепный рассказчик Ираклий Андроников были постоянными участниками этих праздников. И, конечно, нельзя было представить себе Музей-заповедник без его директора, Семена Степановича Гейченко, который был главным организатором и душой этих прекрасных культурных и патриотических торжественных сборов. И вот однажды мне довелось с ним встретиться.
Дело в том, что в эти годы я руководил Клубом интересных встреч в гарнизонном Доме офицеров. Вступить в него мог любой желающий - и военнослужащие, и члены их семей. Сначала на первых заседаниях нас было с десяток-полтора, но постепенно желающих становилось все больше и больше. Действительно, мы были счастливы от встреч с интересными людьми, чувствовали себя одухотворенными, переживая заново события их удивительной жизни. Мне, как президенту Клуба, было поручено организовывать и вести эти встречи в одном из залов Дома офицеров, куда приходили все желающие. Регулярно собирался актив нашего клуба, чтобы распределить обязанности по подготовке встречи: договориться с интересным человеком, сделать объявление, придумать, какой сувенир вручить почетному гостю. Большую помощь клубу оказывали начальник Дома офицеров и заведующая библиотекой. В связи с тем, что у нас не было никаких средств на проведение встреч, мы изобретали разные способы, чтобы сделать их по-настоящему интересными и волнующими и по-домашнему уютными. Многим было известно о моем умении плести различные изделия из лыка и ивового прута и меня частенько просили сплести пару лаптишек в подарок гостям клуба. Я старался эти заказы выполнять и плел лапотки из ивовой коры во всякое свободное время.
И вот на встрече с нами - долгожданный Семен Степанович Гейченко, директор Пушкинского музея-заповедника. Все встали и долго аплодировали ему. Он не спеша стал рассказывать о жизни и творчестве Пушкина и постепенно заворожил нас своим особенным, простым и точным народным говорком. А уж о некоторых неизвестных страницах жизни гения все слушали, затаив дыхание. Подошла встреча к концу, отгремели аплодисменты, и я вручил Семену Степановичу сверток с подарком. Он его развернул и воскликнул: "О, да ведь это лапти! Ты уж сплети лапти-то для музея, а то у нас в экспозиции нет их, да еще никак не отыщем бильярдные шары, которые держал в руках Александр Сергеевич. Да обноси лапти-то, чтобы они имели вид настоящей обувки!" Я перед лицом всех присутствующих дал слово Семену Степановичу, что сплету лапти из настоящего лыка, только потребуется время для его приобретения и есть затруднения с обнашиванием обуви, так как в наше время в лаптях не ходят. Семен Степанович отпустил в мой адрес какую-то похвалу, после чего мы расстались, а я с воодушевлением принялся за дело, не ожидая тех сложностей и препятствий, которые оказались потом на моем "творческом" пути.
Дело в том, что на Псковщине липа встречается лишь в парках и садах, а лыко заготавливают с молоденьких деревцев, растущих в лесу. Такие заросли липы есть в Мордовии, Пензенской и Рязанской областях, где мне в годы войны приходилось работать на заготовках леса. Пришлось обратиться к моему крестному, Афанасию Ивановичу Янкову, жителю поселка Пашково Земетчинского района Пензенской области. На первое письмо он ответил, что лапти теперь не носят и лыко не заготавливают. Во втором письме я подробно описал, для чего мне нужно лыко, и примерно через месяц получил посылку в виде большого фанерного ящика, наполненного каталками лыка со знакомым ароматом липового сока.
Оставалось сделать колодку на 45-46-й размеры, а инструменты - кочетыг* и остро отточенный нож - были всегда в готовности.
Лапти получились на славу. Для полного комплекта необходимы были оборки и портянки для лета и онучи для зимы. На оборки пошел шпагат, свитый из пеньки, а портянками поделился из своих запасов.
Последняя трудность - как обносить лапти, чтобы исполнить просьбу Гейченко. Приближался Новый год, и моя жена, Елена Ивановна, и ее подруга, Антонина Афанасьевна, посоветовали мне выступить на бале-маскараде в костюме крестьянина давних лет. Женщины изготовили зипун из старой шинели, шапку в виде стога, бороду из пакли. Обувшись в лапти, предстал я перед ними в этом костюме и пропел начало сусанинской арии: "Чуют правду!"
В Доме офицеров к встрече Нового года готовили призы за лучший костюм, за лучшее исполнение песен и танцев. На это празднество мы и отправились семьями.
В сумерках предновогодней ночи я шел по военному городку в своем одеянии, вызывая удивление. Поверх "экзотической" одежды с плеча свисал настоящий плетеный кошель, в руках - палка. Кошель был сплетен еще в войну и теперь, наполненный конфетами, пришелся кстати.
При моем появлении в зале смолкла музыка, кавалеры и дамы перестали танцевать, раздались аплодисменты, все стали меня поздравлять с Новым годом, шутить, а я угощал их конфетами из кошеля. На празднике я выиграл приз и обносил лапти - можно было ехать в Михайловское.
Вскоре после Нового года на машине моего сослуживца Серафима Ивановича Третьякова мы отправились в заповедник. Семен Степанович с благодарностью принял подарок и пригласил нас на очередное празднование дня рождения А. С. Пушкина...
Да, был бы жив мой отец, как бы дивился он тому, что мастерство плетухана пригодилось мне через столько лет, что лапти мои не где-нибудь - в музее самого Александра Сергеевича Пушкина! Такие вот истории из жизни старого плетухана из села Кермись Шацкого района Рязанской области.
СЛОВАРИК К СТАТЬЕ
Семилинейная керосиновая лампа - это лампа, фитиль которой по ширине равен семи линиям. Одна русская линия равна десяти точкам или 2,54 мм. Значит, ширина фитиля семилинейной лампы - примерно 18 мм.
Лыки (местное), лыко, лычки (уменьшительное) - кора молодой липы, содранная в период сокодвижения, примерно в мае-июне, имеющая вид трубки длиной около 3 м.
Цыновать лыки - разрезать каталку лыка на концы и затем очищать их от коры, скоблить.
Дежа - небольшая кадка для замешивания теста для хлеба, блинов, пирогов. Прикрывается холщовым покрывалом.
Вязать вслепую - то есть не глядя на изделие. В нашей местности - высшее мастерство вязания. Порой сопровождалось разговорами, песнями.
Каталка лычка - рулончик, свернутый из трубки лыка, свежесодранного или заранее заготовленного и размоченного.
Брандахлыстничать (местное) - бездельничать.
Плетухан (местное) - человек, умеющий плести лапти.
Уковыристый (местное) - плотно, добротно сплетенный лапоть.
Концы (местное) - полоски, нарезанные из каталки, имеющие ширину соответственно размеру лаптей и согнутые пополам. Лапти из пяти концов - пятерики, из семи - семерики и т. д.
Полати - нары в избе под потолком между печью и противоположной ей стеной (с печи можно было прыгнуть на полати).
Таган - металлический обруч с тремя ножками, служащий для установки чугуна, котла при готовке на открытом огне.
Бондарь - мастер по изготовлению бондарных изделий: бочек, кадушек, шаек.
Онучи - часть обувки, обертки на ноги под лапти, сотканные из белой шерсти (поговорки: "Разметало тучки, что онучки", "Рожа красная, хоть онучи суши").
Посконь - мужская особь конопли с тонким стеблем, из которого вырабатывается волокно.
Кошель - изделие из лыка, похожее на большой портфель, в котором на поле брали еду, инструменты.
Брусошник (местное), брусочник - сплетенный из лыка футляр для ношения точильного бруска на сенокосе; крепился на поясе или на ноге.
Кочетыг (местное), кочедык - лапотное шило для плетения из лыка (скороговорка: "Вынь лычко из-под кочедычежка").
Зипун - в старое время демисезонная верхняя одежда из домотканого сукна без воротника.
|
|
Лапоть-четверик имеет название по количеству используемых берестяных лент при плетении. Сделать лапоть-четверик научил меня мастер Дружинин Евстафий Михайлович около 1992 года.
42 фотоснимка процесса плетения помогут вам освоить плетение этого лаптя.
| Инструмент: зажимы, ножницы, коточик | [показать] |
| 4 ленты размером ~ 27 х 2000-2500 мм. Собираем коврик 2х2. Начинаем заплетать пятку лаптя |
[показать] |
| Загибаем верхнюю левую ленту | [показать] |
| Аналогично загибаем верхнюю правую ленту |
[показать] |
| Загибаем и переплетаем оставшуюся верхнюю левую ленту |
[показать] |
| Так же загибаем и переплетаем оставшуюся верхнюю правую ленту |
[показать] |
| Переворачиваем задник латпя. Находим с каждой стороны две средние ленты |
[показать] |
| Заплетаем угол с левой стороны между двумя средними лентами | [показать] |
| То же делаем с правой стороны | [показать] |
| Вид заплетённого задника изнутри | [показать] |
| Начинаем плести подошву лаптя. Слева загибаем и переплетаем крайнюю верхнюю ленту |
[показать] |
| Далее справа проплетаем две ленты | [показать] |
| Слева проплетаем вторую ленту | [показать] |
| Справа проплетаем третью ленту | [показать] |
| Слева проплетаем третью ленту | [показать] |
| Справа проплетаем четвёртую ленту | [показать] |
| Слева проплетаем четвёртую ленту | [показать] |
| Справа проплетаем пятую ленту | [показать] |
| Слева проплетаем пятую ленту | [показать] |
| Переворачиваем заплетёный лапоть. Определяем какой лапоть плести - для левой ноги или для правой ноги.Для левой ноги выбираем крайнюю верхнюю ленту-поясок справа, для правой ноги - слева. |
[показать] |
| Плетём лапоть для левой ноги. Заплетаем угол с правой стороны |
[показать] |
| Переворачиваем лапоть | [показать] |
| Проплетаем ленту-поясок далее между другими лентами |
[показать] |
| Плетём верх носка лаптя. Переплетаем первые ленты верха носка лаптя |
[показать] |
| Далее плетём носок лаптя | [показать] |
| Переплетаем последнюю ленту заплетёного носка лаптя |
[показать] |
| Загибаем первую ленту среднего уровня носка лаптя |
[показать] |
| Проплетаем первую ленту среднего уровня носка лаптя |
[показать] |
| Переплетаем ленту-поясок на подошве лаптя | [показать] |
| Загибаем вторую ленту среднего уровня носка лаптя |
[показать] |
| Проплетаем вторую ленту среднего уровня носка лаптя |
[показать] |
| Загибаем третью ленту среднего уровня носка лаптя |
[показать] |
| Проплетаем третью ленту среднего уровня носка лаптя |
[показать] |
| Загибаем четвёртую ленту среднего уровня носка лаптя |
[показать] |
| Определяем куда заплести четвёртую ленту среднего уровня носка лаптя |
[показать] |
| Загибаем четвёртую ленту среднего уровня носка лаптя. Вид сбоку |
[показать] |
| Переплетаем четвёртую ленту среднего уровня носка лаптя |
[показать] |
| Заплетаем пятую ленту среднего уровня носка лаптя |
[показать] |
| Вид правого угла сбоку | [показать] |
| Вид лаптя спереди | [показать] |
| Вид лаптя сзади. Далее проплетаем все оставшиеся ленты до конца, пока не окончатся |
[показать] |
| Таким же образом плетём правый лапоть, заплетая ленту-поясок слева |
[показать] |
Художественная обработка бересты – достаточно древний вид прикладного творчества. Являясь декоративным утилитарным искусством, плетение из бересты сегодня стало одним из немногих ремесел, к которому обращаются исследователи традиционной культуры.
Мастера за время существования ремесла создали и передали множество секретов и хитростей, их опыт- богатый кладезь народной мудрости и смекалки. С языческих времен для многих народов России береза была особым деревом в мифологическом пространстве, что отразилось в семантике декоративно - прикладного творчества.
Береза – символическое дерево у разных народов России, магические обряды, совершаемые вокруг этого дерева, имели огромное культурное значение.
Художественное освоение народного промысла позволяет узнать не только тонкости позабытого ремесла, но и воспитать эстетический вкус, исследовательский дух, стойкий к сложностям характер, экологическую грамотность и культуру поведения через традиции передачи мастерства.
Этнографически неизученный промысел берестоплетения и обработки древесины в родном Поволжье и малое число публикаций о народных умельцах раскрывают еще одно поле для творчества исследователя.
Изучение кустарных промыслов Самарской губернии конца XIX- начала XX среди остальных позволяет назвать такой вид деятельности, как обработка коры, луба и бересты.
К прочим промыслам Самарского края можно отнести обработку пеньки, изготовление ивовых корзин, которые в отличие от ремесел, часто существующих при монастырях (вышивка, кружевоплетение, ткачество) не имели художественной ценности, а удовлетворяли насущные потребности для быта жителей губернии и окрестностей.
/Реестр самодеятельных мастеров декоративно-прикладного творчества Самарской области, Самара: ИЭКА «Поволжье,2001,сост. Дудкина С.И. ,Жидкова С.К.)
Являлся ли промысел обработки коры, луба и бересты просто способом приработка и удовлетворения потребностей в бытовых предметах для крестьян или имел свои уникальные традиции в применении данных природных материалов для их изготовления?
По коллекции экспонатов этнографического отдела СОКИМ им. П.В. Алабина, относящегося к данному периоду, можно указать на их утилитарный характер.
Предметы из бересты, коры и лыка можно разделить следующим образом: • обувь из лыка (русские лапти и чуни, чувашские лапти, мордовские лапти «себода»); • приспособления для посева (севалки из лыка, коробьи для хранения зерна на посев, ведра из лыка для переноски зерна, лубяные сита, корневки для хранения зерна на посев); • корзины и лукошки для сбора и хранения грибов и ягод ( пестери из луба, лубяные лукошки, приспособления из коры овальной формы для сбора ягод, корзины из прутьев и липово