• Авторизация


Темы для размышления, почерпнутые с занятий по теории личности - 1 17-10-2008 03:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Казалось бы, о Фрейде уже все обговорено и переговорено – скучная тема! Ан нет, послушала обсуждение его теории на занятии, и там было высказано столько интересных мыслей, и, по крайней мере для меня, новых. Заставило задуматься.
Итак, преподаватель дала задание найти связь следующих факторов с теорией Фрейда (какое они оказали влияние на ее формирование). Каждая группа получила по листу с написанным «фактором».
1. Ситуация в Австрии в 19 в. Историком не являюсь, буду благодарна если кто-то даст ссылку на хороший источник по этому вопросу. Они ссылались на польского автора Марию Совску (Maria Sowska – кажется так ее зовут), какая-то книга, которую как я поняла читал каждый образованный поляк:-)поскольку я не полячка, было не так стыдно. Но в общем ситуация: пуританство (в смысле строгого следования морали), высокая религиозность (как источник этой морали), отрицания телесных влечений, внешняя собранность и холодность. Что делает Фрейд. Ломает принятое представление о жизни, культуре, и вообще сносит все устои со своей пансексуальной теорией. Он открывает врата для обсуждения телесных, «низменных» мотивов, и признает за ними право преимущественной детерминации нашей жизни. Однако сама теория Фрейда содержит аналогии с основными религиозными положениями. Одна из групп кстати и получила задание найти эти аналогии. Попробую их припомнить.
Телесные, инстинктивные влечения по сути так и остались «низменными» - они вытесняются из сознания и всячески подавляются, представляются нам примитивными и недифференцированными: либидо, агрессивные влечения тупы и ломятся во все щели чтобы получить удовлетворение. Соответственно их нужно «обуздать» - не того же требует религия? «Обузданием» занимается Супер-Эго, которое по сути руководствуется основными религиозными заповедями: нельзя наносить вред другому, необходимо реализовывать влечения в социально-принятой форме и т.д. Прослеживается аналогия с понятиями «грех-кара»: если влечение вырывается из клетки и начинает детерминировать поведение человека напрямую (=совершению греха), то оно срочно вытесняется, подавляется, и формируются невротические реакции (=кара). Кроме того, у Фрейда есть мысль о том что общество не приемлет прямое осуществление своих влечений – та же самая нить, т.е. общество «карает» за такое поведение, которое считается «грешным». Еще они говорили что где-то в структуре личности Фрейда нашлось место для Бога, и пошла дискуссия: в принципе Супер-Эго может «потянуть» на Бога, но это суровый, карающий Бог. С другой стороны, есть еще в более поздних работах Фрейда Эрос – это как раз такой христианский Бог, энергия всеобщей любви. Что-то в этом роде, к сожалению знания польского еще не хватает чтобы разобраться во всем о чем там кричали и спорили. Но вывод такой: Фрейд не «сломал» привычную пуританскую модель, он просто ее перестроил, причем незначительно, обратив чуть больше внимания на телесные побуждения. Хотя участь их, как и в религии, незавидна: они подлежат по сути подавлению, только Фрейд предлагает их осознать, перенаправить, чтобы подавление не вредило внутреннему миру личности. Об этом кстати пишет Райх в «Сексуальной революции», мне эта книга в электронке буквально перед этим семинаром попалась. Вот цитаты оттуда: «В различной психоаналитической литературе мы нахо¬дим утверждение (заметим, кстати, что оно уже стало частью мировоззренческой практики) о том, что открытие и осво¬бождение подсознательного, то есть согласие с его сущест¬вованием, ни в коем случае не означает одобрения соответ¬ствующего действия. Как применительно к жизни, так и применительно к ситуации, создаваемой в процессе анали¬тического лечения, аналитик формулирует принцип: "Вы можете и должны говорить что хотите, но это не значит, что вы можете делать что хотите". И еще: «Результаты его (Фрейда) исследований тогда недвусмысленно свидетельствовали, что вытеснение сексу¬альности не только порождает болезни, но и делает человека неработоспособным и неспособным к усвоению ценностей культуры. Мир неистовствовал перед лицом гибели, грозив¬шей нравственности и этике, упрекал Фрейда в том, что он, желая того или нет, проповедовал "всевластие страстей", угрожал культуре и т.д. Мнимая враждебность Фрейда мора¬ли была одним из самых сильных средств борьбы, использо¬вавшихся против него его прежними противниками. При¬зрак отступил лишь с выдвижением теории осуждения. Пер¬воначальные заверения Фрейда в том, что он является сторонником "культуры", что его открытия не угрожают ей и т.д., не произвели большого впечатления. Враждебность уступила место частичному признанию: ведь если только влечения не испы¬тывались на деле, то, "с точки зрения культуры", было безразлично, играл ли роль сторожевого пса, не допускавше¬го появления теней преисподней на земле, механизм осуж¬дения или вытеснения. Кроме того, можно было даже запи¬сать на свой счет как несомненный успех переход от неосоз¬нанного вытеснения зла к добровольному отказу от удовлетворения влечения.» И цитата из самого Фрейда, которой пользовались «нацисткие сановники», чтобы поставтить «разрушительные идеи психоанализа» себе на службу: "Злое и оправдываемое только незнанием недоразумение — считать, что психоанализ ожидает излечения невро¬тических расстройств в результате "свободного пережива¬ния" сексуальных ощущений. Напротив, осознание минув¬ших сексуальных влечений, наступающее в ходе анализа, делает возможным господство над ними, которого нельзя было достичь с помощью одного только вытеснения события из сознания. Можно с гораздо большим основанием сказать, что анализ освобождает невротика от оков его сексуально¬сти". И далее опять цитата из Райха: «Если семнадцатилетняя дочь некоего высокопоставлен¬ного национал-социалиста заболевает истерией, точнее го¬воря, истерическими припадками из-за вытесняемых жела¬ний совершить с ним половой акт, то в ходе психоаналити¬ческого лечения эти желания поначалу признаются кровосмесительными и в качестве таковых осуждаются. Но что же происходит далее с сексуальной потребностью? Со¬гласно формулировке, цитировавшейся выше, девушка "ос¬вобождается" от оков собственной сексуальности. С клини¬ческой же точки зрения, дело обстоит следующим образом: если с помощью анализа девушка отдалится от отца, то она освободится только от оков стремления к инцесту, а не от своей сексуальности в целом. В формулировке Фрейда упу¬щено из вида как раз это важнейшее обстоятельство. … Формулировка Фрейда постулирует, что девуш¬ка отказывается от всякой сексуальности. В такой форме психоанализ приемлем и для нацистских сановников, а с точки зрения Мюллер-Брауншвайга, он является инструмен¬том для "выращивания героического человека". Но эта фор-ма не имеет, однако, ничего общего с психоанализом, книги по которому Гитлер приказал сжечь.». Вот, кстати, первый раз узнала что сжигались книги по психоанализу! Как сказал сосед-историк: «А, это 1936-1938 гг когда костры из книг были».
Теперь мысль которая мне пришла в голову исходя из всего этого: работы Фрейда по сути не произвели революции в социальной культуре и социальных морально-нравственных нормах: как в Австрии 19 века господствовал отказ от влечений и религиозный культ (ибо такой человек удобен государству и обществу, он управляем), так и в гитлеровской Германии продолжали отрицаться те влечения, а религиозный культ был заменен идеологией. Но идея осталась: послушный, «механичный» человек, действующий строго в соответствии с принятыми в обществе жесткими нормами был нужен и императорской Австрии и гитлеровской Германии. И Фрейд со своими идеями был совершенно некстати, и наверняка его теория была бы задавлена, закидана мусором и забыта (взять ту же попытку сожжения книг); но что-то произошло в обществе, что-то такое, что повернуло его (общество) в противоположную сторону от морализма и отсутствия сексуальности. Что это было интересно? То что нацизм был побежден? Но нацизм пал, а идеал «послушного морали робота» мог бы остаться, и господствовать в современной Германии. Да вот не остался. Почему???
2. Далее. Следующее задание у следующей группы: найти взаимодействие романтизма и позитивизма в теории Фрейда. Ну тут уж я предоставляю господам философам полное право развивать эту идею, ибо о романтизме и позитивизме имею представление весьма приблизительное.
3. Обсуждалась идея свободы воли и выбора в теории Фрейда. Один парень выразил мысль, что человек у Фрейда управляется в основном бессознательными побуждениями, не может большей частью их контролировать, является их заложником и свободным выбором там не пахнет. Его же фраза: «Если только отдельный счастливец встретит дедушку Фрейда, и тот поможет ему вывести бессознательные влечения на сознательный уровень, то этот счастливец обретет возможность контролировать какую-то часть себя. А рядовой человек, с Фрейдом не встретившийся, не может самостоятельно осознать свои подсознательные процессы. По крайней мере когда я читал Фрейда, у меня сложилось такое впечатление, я могу быть неправ конечно». Девушка ему оппонировала: «Но бессознательное формируется на основе событий реального опыта, т.е. это продукт восприятия человеком жизненных ситуаций, чаще всего правда конфликтных, ибо неконфликтные вещи в подсознание не вытесняются. Но тем не менее, перед тем как чему-то перейти на бессознательный уровень, это что-то обрабатывается, хотя бы частично, личностью человека, и в зависимости от того, как он информацию обработает, та или иная ее часть уйдет в бессознательное. Т.о. человек сам формирует свое бессознательное, реагируя на жизненные ситуации тем или иным образом» . Мне ее версия больше нравится, я сторонник того, что человек свободен в любом случае, хоть с какой теории его рассматривай.
4. Преподавательница сказала след вещь: «В более поздних работах Фрейда рассматривается не только сексуальность, но и более высокое измерение – любовь; он утверждал, что нужно сначала научиться любить себя, тогда ты сможешь любить других». О том что у Фрейда наряду с либидо вводится понятие Эроса – это я в курсе. Однако мысль о «научиться любить себя, а только потом сможешь любить других» - встречала в совершенно других источниках, у того же Литвака, у Луизы Хэй – это из поп-психологов, у Р.Мэй – из более научных. А вот что это есть у Фрейда – не знала. Есть у кого-нибудь информация на этот счет?
5. Как исторические события повлияли на взгляды Фрейда? Пример: после того как он пережил ужасы войны, в его теории появился Танатос – инстинкт смерти и разрушения. Насмотрелся на людскую жестокость и скорректировал свою теорию в соответствии с увиденной частью реальности.
6. И то, что больше всего мне понравилось. Соотнесите физику Ньютона и теорию Фрейда.
1 закон Ньютона. Сила, воздействующая на тело равна изменению импульса этого тела. Или «энергия не берется из ниоткуда и не исчезает в никуда». Переносим на энергию либидо у Фрейда. Она может трансформироваться, выражаться в форме привязанности, влечения, любви, творчества, превращаться в разрушительную энергию неврозов, страхов и навязчивых состояний, но она присутствует постоянно, в той или иной форме, и не может «потеряться» или «исчезнуть». Если происходит всплеск подсознательных побуждений, всплеск их влияния на сознательную часть, то итоговый «продукт» должен быть по вместимости равен объему вытолкнутой из бессознательного энергии. Хорошо прослеживается на примере творчества. Приснился художнику сон, который очень его впечатлил и вывел из равновесия. Он начинает его зарисовывать, чтобы дать выход энергии, на него через сон подействовавшей. Он может писать картину сутки, двое, месяц, год, почти не отрываясь, минимизируя удовлетворение остальных потребностей – поскольку если он не выразит все переживания, вышедшие из бессознательного, то просто сойдет с ума. Энергия, не пошедшая на созидание идет на разрушение.
2 закон Ньютона. Сила, с которой тело воздействует на другое, равна массе этого тела, помноженной на ускорение. Я предлагаю за массу взять значимость определенного желания (влечения) в жизни человека, а ускорение – это скорость с которой влечение внедряется в сферу сознания. Тогда сила воздействия этого влечения и будет равна его значимости для данной личности помноженной на скорость его появления. Постепенное высвобождение (=проявление) влечения из сферы бессознательного не ведет разрушительных последствий, сознание успевает адаптироваться. Резкая инвазия влечет психологические травмы. Скорость проявления влечения зависит, как мне кажется от длительности его подавления\ пребывания в неактивном состоянии. Хотя какое-то событие в жизни может придать влечению дополнительный импульс, вызвать его сверхактивность.
3 закон Ньютона. Всякое действие рождает противодействие равной силы. Относительно просто: чем сильнее подавляется влечение, тем сильнее оно стремится высвободиться.
И к теме физических законов: послесловие к книге «Недовольство культурой», автор неизвестен мне: «Все живое является носителем специфической жизненной энергии, которая, однако, управляется теми же законами, что и все природные процессы. Второй закон термодинамики говорит о росте энтропии: системы с высоким уровнем организации стремятся к хаосу «тепловой смерти», к возврату в исходное- простое состояние, Фрейд замечает, что все живые организмы наделены не только стремлением к усложнению в процессе эволюции, но и стремлением к саморазрушению, к возврату в неорганическое состояние. Это относится и к психической жизни, которая стремится к «нулевому уровню» возбуждения. Наслаждение приносит разрядку возбуждения, уменьшение психического напряжения,- в этом проявляется действие «принципа нирваны», стремление психики вернуться в неорганическое состояние. Второй закон термодинамики становится психологическим влечением, «инстинктом смерти»
7. Еще одна идея, пострадавшая из-за недостаточного понимания польского. Общий смысл: Фрейд - доктор медицины, во время обучения наблюдал строение мозга людей разного возраста и пронаблюдал, что до 5 лет идет развитие основных структур мозга, а после 5-6 лет строение мозга качественно не меняется, идет только рост массы и количества клеток в структурах. Это натолкнуло его на создание своей периодизации. Не врубилась только, какая периодизация имелась в виду?
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Периодизация у Фрейда одна - психосексуальная, а связь с развитием мозга простая. Если мозг не развивается, то развивается "душа", т.е. психика. Потому и можн считать Фрейда первым научным психологом. До него никого не было, кроме научных физиологов.
А связи о которых говорилось в упомянутых книгах, если я понял о чём там, лежат на поверхности. Только критичнее относись к "польскому" дискурсу. А то их, похоже, вырожденческий либерализм совсем обуял. особенно я имею ввиду вот эту чушь новомодную: "он утверждал, что нужно сначала научиться любить себя, тогда ты сможешь любить других"
Ответ на комментарий Феофан_Чайник # Спасибо за информацию! И постараюсь быть критичнее:-)


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Темы для размышления, почерпнутые с занятий по теории личности - 1 | Дарья_Завалко - Дневник Дарья_Завалко | Лента друзей Дарья_Завалко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»