Теперь итог понедельничного разговора.
Дерзнём утверждать, что в общении человек себя осуществляет. Причём важно, что осуществляет именно себя, как бы это странно не звучало.
Представим, что что я хочу понять, что мне сообщает другой. Зададим знаменитый лакановский вопрос, знает ли сам этот другой, что он хотел бы мне сообщить? Скорее всего нет. Как правило люди вступающие в беседу, начинают "грузить" другого тем, что им интересно. Такой "загруз" напоминает свободные ассоциации пациента на сессии у психоаналитика. Человек что-то "несёт", а что и к чему это - не понимает сам. Однако, то, что "несёт" человек должно быть как-то связано с его "истинным" желанием. Этому нас тоже учит психоанализ. Таким образом, предъявляя "себя" в общении человек предъявляет в качестве себя что-то другое, "не-себя", или "ложного себя", а лучше даже сказать себя ошибочного. Пока буду это утверждать безо всякой дополнительной аргументации.
Но общение невозможно, если его участники говорят не от себя. Т.е. когда общающиеся просто "грузят" друг друга тем, что им интересно или важно, они ещё не общаются в полном смысле слова, а именно что "грузят" друг друга.
Общение начинается там и тогда, где и когда человек хочет осуществить себя, что в нашем случае мы будем понимать как "выступить собеседником", но не просто собеседником, а необходимой стороной общения ради взаимопонимания.
Если так, то мы сталкиваемся с противоречием: желает осуществить именно "себя", но вынужден предъявлять "не-себя". противоречие м.б. решено так: поскольку общение требует моего присутствия именно в качестве "себя", то я могу занять вакантное место "себя" (вакантное, потому-что истинное "себя" мы не знаем, оно пусто) тем, кем я якобы являюсь.
Вступив описанным образом в общение и стремясь к взаимопониманию (и только при этом условии) у меня появляется шанс понять себя и другого взаимно, друг через друга, пройдя через выявление ложности предъявленных друг другу "себя" и после этого перейдя в режим общения-взаимопонимания.
Такой режим характеризуется тем, что вовлеченные в общение люди как в известной сказке идут туда, не зная куда и затем, не зная за чем. в ситуации неопределённости взаимопонимание предстаёт как взаимоосуществление или осуществление друг в друге, поскольку само общение "созидает" общающихся, но не в качестве вещей-объектов, а в качестве моментов общения ради взаимопонимания, в котором и обретает "своё" существование общающийся человек.
На очередной пятнице в клубе "Сократ" как-то незаметно и неожиданно проговорилось, что смысл что-либо имеет только тогда, когда присутствует обращённость. Обращённость предполагает наличие того или чего к кому/к чему обращаются и стремление быть воспринятым этим кто/что.
Соответственно наоборот, то что не содержит в себе обращённости - бессмысленно.
Далее, обращённость предполагает открывание. Обращаться (к кому-то/чему-то) значит открываться. Интересно в этом случае обыгрывается термин "превращённость" (Маркс и др.). Превращение как обратное действие обращению. Самозамыкание, уход в себя, обращение на себя как закрытие и обессмысливание. Хотя даже так превращение можно понимать как обращение к себе, что помимо воли и намерения того кто обращается содержит в самом действии обращения отношение к кому-то или чему-то.
Получается, что обращение необходимо включает другое или другого, даже если человеку кажется, что он обращается в пустоту. Само действие обращения есть отношение с другим. Обращение - обращение к другому.
Если предположить, что человек по природе своей стремиться к общению, то он изначально "обращён" к другому, а другой - это составная и необходимая часть человеческой природы, буд-то бы в ней изначально присутствует отношение "я-другой".
Человек по природе есть отношение "я-другой".
Я наподобие Винни-Пуха с Пятачком, увидевших собственный след и принявших его за следы неведомых существ, смонтировал ролики и вдруг увидел в них метафизический оттенок. И дело даже не в том, что любая съёмка - это взгляд наблюдателя, который, как ни старайся, всегда больше других присутствующих находится "вне", а, скорее, в том, что после процедуры монтажа в разрозненных взглядах наметилось какое-то обобщение, которое выводит в сферу "вообще". Мне этот эффект понравился и я решил это опубликовать здесь. Смотрите следующий пост...
разблокировали лиру в Казахстане. Теперь снова смогу писать...
Данное руководство предназначено для философствующих, т.е. людей, стремящихся к мудрости, чтобы под ней не понималось. Философствование как стремление или влечение к мудрости следует отличать от мудрствования, наставления и демогогии (софистика), от доведения себя до совершенства (путейство в самом широком смысле слова) и от поиска истины путём накопления сведений (наука). Перечисленные способы отношения к миру вовсе не обязательно порочны, но они не имеют отношения к философствованию в настоящем виде.
Философствование как оно истолковывается в данном Руководстве необходимо включает в себя ясновидение как искусство восприятия явлений как они даны в восприятии (феноменология), активное воображение как способность представлять невидимое и занимать точку вненаходимости (метафизика), благословие как ведение разговоров в режимах соревнования и соучастия (диалектика), а так же симургетика как практика совместного смыслоприсутствия. Каждому из вышеперечисленных составляющих философствования в Руководстве посвящён отдельный раздел.
Кроме того, в данном Руководстве излагаются основы внутреннего и общественного устроения человека и окружающего мира, без которых невозможно в достаточной степени уяснить суть основных составляющих философствования.
Книжка, которую я задумал осуществить со своими друзьями представляется мне руководством для тех кто хочет, любит философствовать и делает это.
Такая наглая претензия может встретить законное возражение: мол, кто вы такие, какие у вас есть заслуги перед философией и т.д.
Подобное возражение было бы совершенно законным, если измерять опыт философствующего произведёнными им оригинальными идеями, тогда советы и руководства имеют смысл, поскольку, убедитесь, вот что мы нафилософствовали. Однако, мы относимся к философствованию иначе или, во всяком случае, я. Я считаю, что философствовать может каждый желающий и без всякой претензии на оригинальность. Я совершенно убеждён, что внятная, ясная мысль произведённая мной самим, при этом будь она стократ повторением мыслей уже продуманных и высказанных хоть кем-то из признаваемых гениями, хоть рядовыми аспирантами не делает мой личный труд мысли тщетным. и это не только в философствовании, но и в любой области деятельности. Если я думал-думал и понял, что "бытие не-бытию не причастно", то мой труд мысли состоялся, я смог быть мыслящим. И в этом очень важно что труд мысли был именно моим, но не в силу моей притензии на оригинальность, а в силу того, что именно я прошёл этот путь.
Поэтому, я смело начинаю излагать наш опыт философствования. И если выясниться в итоге, что в этом изложении нет ни одной оригинальной мысли я не расстроюсь, а вот если в тексте не будет связной напряжённости мысли, открытого саморассмотрения, попытки узреть бытие, то тогда моя/наша попытка оказалась неудачной, но даже в таком случае эта попытка не зря.
Хью Лори отвечает на главный русский вопрос "что делать?" :
Увидел это сегодня у Лекса Кравецкого.
- Дон Хуан, а что делает воин, когда встречает союзника?
- Воин делает в штаны!
Карлос Кастанеда
В необьятном наследии нашего с друзьями собственного фольклора есть особый персонаж - хребтун обыкновенный, или по-другому - заплечный спряточник. Всякий, у кого есть опыт изменённых состояний сознания, знаком с этим малоприятным существом. Обращали внимание как человек в ИСС постоянно пугливо оглядывается? Вот! Это то самое и есть - у человека обостряется восприятие и он начинает чувствовать хребтуна. Эта сушность оседлывает человека где-то сзади, как захребетник какой. Хребтун, проще говоря. Оседлало и пугает, сволочь, шуги наводит. Оператор состояния вертит головой, пытаясь увидеть - кто там сзади балует, а вот хрен там. Хребтун умело прячется позади взгляда. Так и называем его - заплечный спряточник. Правда ещё бытует в народе версия, что хребтун садится на человека именно что в результате самого состояния. Дескать, достаточно человеку чуток перемудрить с дальностью путешествия - и нате тебе, пожалуйста - получай хребтуна на закорки. На человека садится хребтун, а человек садится на измену. Но в результате строгих полевых исследований, я пришёл к выводу, что эта точка зрения антинаучна и ошибочна. Увы, по-видимому, хребтун обыкновенный прячется за взглядом человека постоянно. Заплечный спряточник - это точное таксономическое название того же самого персонажа, которого Жак Лакан, вслед за доктором Фрейдом, обозначил немецкой анаграммой Es. В теории структурного психоанализа эта же сушность названа дублем. Другое его общеизвестное название - Субъект.
книжки про философствование.
Начать, пожалуй нужно с того чтобы пояснить читателям все прелести философствования, особенно, устного. Далее доказать, что философствование уже встроено в повседневную жизнь и начинающему его нужно обнаружить и усовершенствовать.
Далее следует показать устройство человека как мыслящего, философствующего существа, т.е. антропологическое устройство (потенциально) философствующего. Здесь пригодятся заметки Ворд-мена, к примеру, о заплечном спряточнике.
После нужно перейти к речи и общению. Высказать интуицию общения как генетически исходного процесса по отношению к мышлению как внутренней речи. И можно после этого ёгу внутреннего диалога проповедовать. И ещё про понятие как результат взаимопонимания.
Далее про историчность мышления как памяти (метафизический аспект философствования) и феноменологичность встречи с будущим (феноменологический аспект философствования). Да, не забыть про воображение и дриминг (фантазматический аспект мышления) и их эмансипацию от наличного. Показать всё это как формы встречи.
Ну, и симургетика, кудаж без неё... Как апогей наших стараний. Место встречи и искусство ловли кайроса за бороду (или за што его там ловють?).
<br> http://www.kinokadr.ru/films/s/suckerpunch/"]Запрещённый приём, Подлый удар, ролики фильма[/url]
Из интервью Ю.Кристевой:
— Материнство позволило мне понять, что такое самоотверженная, бескорыстная любовь. Подобная любовь — заря любого чувства. Вы, возможно, сочтете это удивительным, но мне кажется, женщина не может быть любовницей, не может по-настоящему любить, если она не прошла через материнство. Фрейд считал, что любить другого как себя возможно только для святых. Он забыл о матерях. Если женщина не прошла через этот опыт, сексуальные отношения с мужчиной оборачиваются эгоизмом или фетишизмом. Это совсем не так плохо, только это не бескорыстная любовь.
— Но любая мать знает, что отношения с ребенком иногда складываются непросто. Какие здесь есть опасности?
— Самый сложный и важный момент для женщины — понять уже во время беременности, что ее ребенок — это не она сама, это другой. И вот этот момент отделения самого себя от себя — начало всей цивилизации. К сожалению, у многих матерей этого так и не происходит, они считают ребенка частью себя и пытаются им владеть. Они превращаются в маленьких сталиных для собственного ребенка. В крайних криминальных случаях мать может даже стать убийцей собственного ребенка. Но и не доходя до такого, матери слишком часто хотят удержать ребенка рядом с собой.
— Как избежать подобных ошибок?
— Ну, надо хотя бы начать обсуждать эти проблемы. Я как раз собираюсь говорить об этом на конгрессе психоаналитиков в июне. Из современной культуры уходит идеология материнства, его образ. Для многих материнство — это только памперсы и врач-педиатр. Мать оказывается существом, которое воспитывает детей, но что она переживает при этом, как проживает этот опыт, что такое материнская страсть — об этом не говорится. Между тем опыт матери — основа любой культуры, хотя бы потому, что именно мать передает ребенку язык и культуру. Недаром по-французски, например, о родном языке говорят langue maternelle — материнский язык.
http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2011/01/28/16763он принял мои слёзы за смех.
Он не разу не думал о том,
Какая рыба в океане плавает быстрее всех.
Задумал написать небольшую книжецу-учебник по технике философствования. Слова из старой песни Бориса Борисовича решил взять как эпиграф. Попытаюсь обобщить всё то, о чём мы долго рассуждали в клубе "Сократ". Пора бы уже. Как думаете?
Посмотрел намедни и очень впечатлился: вот она диалектика раба и господина во всей красе...