С первого класса нас учат концетрироваться на одной вещи, быть усидчивыми и не бросать начатое дело, не делать несколько заданий одновременно, уделять все свое внимание чему-то одному. Мы страдаем и мучаемся, и, с большОй вертоятностью, в университете у нас уже неплохо получается. И что же нас ждет, когда, после университета, мы начинаем работать? А нас ждет прямо противоположное "науськивание": нельзя быть одноканальным, нужно уметь делать несколько вещей параллельно, и все, естественно, одинаково быстро и хорошо. Отвечаешь на телефон, принимаешь заявки коллег, которые как будто не видят, что ты разговариваешь по телефону, постоянно отрываешься от того, что ты пытаешь делать вот уже неделю, выполняешь "срочные" задания директора. В результате, когда у тебя есть возможность сконцентрироваться на выполнении какого-то давно-запланированного дела, ты... просто не можешь! Ты ищешь себе задания, развлечения, лазишь в интернет без надобности и терорризируешь свой почтовый ящик на предмет новых сообщений. Ты уже не умеешь концентрировать свое внимание больше чем на 20-30 минут. Ты опять превратился в неусидчивого ребенка с налетом нервности взрослых забот.
Когда я, этим летом, ходила на стажировку по связям с общественностью, то была поражена, как далеко это может зайти с возрастом. Аудитория наша состояла их тетенек от 30 и до 50 с хвостиком, а у меня было впечатление, что мы в первом классе, только вот учитель прикрикнуть уже не может на своих учениц, потому что не первоклассницы они, еще поймут его проявления авторитера и привлечения к порядку неправильно. Так вот, эти женщины уже не могли концентрироваться больше 20 минут на лекции. Они то выбегали в туалет, то просились покурить, то с радостью подхватывали пример о какой-то телевизионной рекламе и транформировали его в часовой разговор о том, кто что смотрит по телеку. При всем при этом, у нас занятия начинались в 9, в 10:30 у нас была пауза на кофе, далее в 12:30 обед. Возвращались мы с обеда к 14:00, в 15:30 снова делали паузу и расходились по домам в 16:30 или 17:00. По-моему, малым детям даже такой график кажется ненапряженным. И, похоже, ненормальным такое положение вещей казалось только мне.
Но самое страшное, что эти привычки переходят и на домашнюю жизнь: мы мечемся, хватаемся за все сразу, и многим людям работа на дому кажется не такой уж и привлекательной именно потому, что они знают, что не смогут сконцентироваться на своем задании без контроля начальства.
Я, например, очень четко чувствую это на выходных, когда, засев за рукоделие или фильм о Японии, меня постоянно тянет проверить почту, походить бесцельно по дому, попить чаю или еще на что-нибудь отвлечься.
P.S. Пост написан под влиянием опыта: я попыталась работать над одним проектом, не отрываясь ни на что, кроме телефона, в течении двух часов. И вот, после 30 минут работы, не выдержала и написала этот пост... Грустно. Очень.