• Авторизация


Музыкальная интонация 16-01-2015 12:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


barucaba.livejournal.com

Eight Note Triplet Beam+2.pngИнтонация (от лат. intono - громко произношу).


I. Важнейшее музыкально-теоретическое и эстетическое понятие, имеющее три взаимосвязанных значения:

1) Высотная организация (соотнесённость и связь) музыкальных тонов по горизонтали. В звучащей музыке реально существует лишь в единстве с временной организацией тонов - ритмом. "Интонация... тесно спаяна с ритмом как дисциплинирующим выявление музыки фактором" (Б. В. Асафьев). Единство интонации и ритма образует мелодию (в её широком понимании), в которой интонация, как её высотная сторона, может быть выделена лишь теоретически, в абстракции.

Бетховен. Соната для виолончели и фортепиано Фа мажор, ор. 5 № 1



Музыкальная интонация родственна по происхождению и во многом аналогична речевой, понимаемой как изменения звучания ("тона") голоса и прежде всего его высоты ("мелодия речи"). Интонация в музыке сходна с интонацией речи (если иметь в виду высотную сторону последней) по своей содержательной функции (хотя в речи основным носителем содержания являетвя слово) и по некоторым структурным особенностям, представляя собой, как и речевая интонация, процесс высотных изменений звуков, выражающий эмоции и регулируемый в речи и вокальной музыке закономерностями дыхания и мышечной деятельности голосовых связок. Зависимость музыкальной интонации от этих закономерностей сказывается уже в построении звуковысотной, мелодической линии (наличие опорных звуков, аналогичных таким же звукам в речевой интонации; расположение главного из них в нижней части голосового диапазона: чередование подъёмов и спусков; нисходящее, как правило, направление высотной линии в заключительной фазе движения и др.), она сказывается и в членении музыкальной интонации (наличие цезур различной глубины и др.), в некоторых общих предпосылках её выразительности (рост эмоционального напряжения при движении вверх и разрядка при движении вниз, в речи и вокальной музыке связанные с увеличением усилий мышц голосового аппарата и с мышечным расслаблением).

Винченцо Беллини. "Oh! quante volte"



Существенны и различия двух указанных видов интонации как по их содержанию, так и по форме. Если в речевой интонации звуки не дифференцированы и не имеют зафиксированной хотя бы с относительной точностью высоты, то в музыке интонацию создают музыкальные тоны - звуки, более или менее строго разграниченные в высотном отношении благодаря постоянству частоты колебаний, характеризующей каждый из них (хотя и здесь закреплённость высоты не абсолютна). Музыкальные тоны, в отличие от речевых звуков, в каждом случае принадлежат к какой-либо исторически сложившейся музыкально-звуковой системе, образуют между собой постоянные, закрепившиеся в практике высотные соотношения (интервалы) и взаимно сопряжены на основе определённой системы функционально-логических отношений и связей (лада). Благодаря этому музыкальная интонация качественно отличается от речевой - она более самостоятельна, развита и обладает неизмеримо большими выразительными возможностями.

Гендель. Concerto grosso No. 4 (Op. 3) in Fmajor, HWV 315



Интонация (как высотная организация тонов) служит конструктивной и выразительно-смысловой основой музыки. Без интонации (как и без неразрывно связанных с нею ритма и динамики, а также тембра) музыка существовать не может. Таким образом, музыка в целом имеет интонационную природу. Основополагающая и главенствующая роль интонации в музыке обусловлена несколькими факторами:

а) высотные отношения тонов, будучи весьма подвижными и гибкими, при этом очень многообразны; определённые психо-физиологические предпосылки обусловливают ведущую их роль в выражении средствами музыки изменчивого, тонко дифференцированного и бесконечно богатого мира душевных движений человека;

[показать]

б) высотные отношения тонов благодаря фиксированности высоты каждого из них, как правило, легко запоминаются и воспроизводятся и потому способны обеспечить функционирование музыки как средства общения между людьми;

в) возможность сравнительно точного соотнесения тонов по их высоте и установления между ними на этой основе чётких и прочных функционально-логических связей позволила выработать в музыке разнообразные методы мелодического, гармонического. и полифонического развития, выразительные возможности которого намного превосходят возможности, скажем, одного ритмического, динамического или тембрового развития.

Сен-Санс. Романс, ор. 36



2) Манера ("строй", "склад", "тонус") музыкального высказывания, "качество осмысленного произношения" (Б. В. Асафьев) в музыке. Оно заключается в комплексе характерных особенностей музыкальной формы (высотных, ритмических, тембровых, артикуляционных и др.), которые обусловливают её семантику, т. е. эмоциональное, смысловое и другие значения для воспринимающих. Интонация - один из самых глубоких слоёв формы в музыке, наиболее близкий к содержанию, наиболее непосредственно и полно выражающий его. Такое понимание музыкальной интонации аналогично пониманию речевой интонации как выразительного тонуса речи, эмоциональной окраски её звучания, зависящей от речевой ситуации и выражающей отношение говорящего к предмету высказывания, а также черты его индивидуальности, национальной и социальной принадлежности. Интонация в музыке, как и в речи, может иметь экспрессивное (эмоциональное), логически- смысловое, характеристическое и жанровое значения. Экспрессивное значение музыкальной интонации определяется выражаемыми в ней чувствами, настроениями и волевыми устремлениями композитора и исполнителя. В этом смысле говорят, например, о звучащих в данном музыкальном произведении (или каком-либо его разделе) интонациях призыва, гнева, ликования, тревоги, торжества, решимости, "ласки, сочувствия, участия, материнского или любовного привета, сострадания, дружеской поддержки" (Б. В. Асафьев о музыке Чайковского) и т. п. Логически-смысловое значение интонации определяется тем, выражает ли она утверждение, вопрос, завершение мысли и др. Наконец, интонация может быть различной по своему характеристическому значению, в том числе национальному (русская, грузинская, немецкая, французская) и социальному (русская крестьянская, разночинно-городская и т. п.), а также по жанровому значению (песенная, ариозная, речитативная; повествовательная, скерцозная, медитативная; бытовая, ораторская и т. п.).

Франц Легар. Русский танец из оперы "Татьяна"



Значения интонации определяются многочисленными факторами. Важным, хотя и не единственным из них, является часто встречающееся более или менее опосредствованное и преобразованное воспроизведение в музыке речевой интонации соответствующего значения. Претворение речевой интонации (разнообразной во многих отношениях и исторически изменяющейся) в музыкальную происходит непрерывно на всём протяжении развития музыкального искусства и во многом определяет способность музыки воплощать различные эмоции, мысли, волевые устремления и черты характера, передавать их слушателям и воздействовать на последних. Источниками выразительности музыкальной интонации служат также обусловленные слуховым опытом ассоциации с другими звучаниями (как музыкальными, так и внемузыкальными) и заключённые в тонах и их сочетаниях предпосылки прямого физиологического воздействия на эмоциональную сферу человека.

[показать]


Та или иная интонация музыкального высказывания в решающей степени предопределяется композитором. Созданные им музыкальные звучания обладают потенциальным значением, зависящим от их физических свойств и ассоциативных связей. Исполнитель своими средствами (динамическими, агогическими, колористическими, а в пении и игре на инструментах без фиксированной высоты звуков - также и путём варьирования высоты в пределах зоны) выявляет авторскую интонацию и истолковывает её в соответствии со своими индивидуальными и социальными позициями. Выявление исполнителем (которым может быть и автор) композиторской интонации, т. е. интонирование, и является реальным бытием музыки. Свою полноту и общественное значение это бытие, однако, обретает только при условии восприятия музыки слушателем. Слушатель воспринимает, воспроизводит в своём сознании, переживает и усваивает композиторскую интонацию (в её исполнительском истолковании) также индивидуально, на основе собственного музыкального опыта, входящего, однако, в общественный опыт и им обусловленного. Таким образом "явление интонации связывает в единство музыкальное творчество, исполнительство и слушание - слышание" (Б. В. Асафьев).

Роберт Шуман. "Отзвуки театра"



3) Каждое из наименьших конкретных сопряжений тонов в музыкальном высказывании, обладающее относительно самостоятельным выразительным значением; семантическая единица в музыке. Обычно состоит из 2-3 и более звуков в одноголосии или созвучий; в исключительных случаях может состоять и из одного звука или созвучия, обособленного по своему положению в музыкальном контексте и по своей выразительности.

[показать]


Поскольку главным выразительным средством в музыке является мелодия, интонация большей частью понимается как краткое исследование тонов в одноголосии, как частица мелодии, попевка. Однако в тех случаях, когда относительно самостоятельное выразительное значение в музыкальном произведении приобретают определённые гармонические, ритмические, тембровые элементы, можно говорить соответственно о гармонических, ритмических и даже тембровых интонациях или же о комплексных интонациях: мелодико-гармонических, гармонически-тембровых и др. Но и в остальных случаях, при подчинённой роли указанных элементов, ритм, тембр и гармония (в меньшей степени - динамика) всё же оказывают воздействие на восприятие мелодических интонаций, придавая им то или иное освещение, те или иные оттенки выразительности. Значение каждой данной интонации в большой мере зависит и от её окружения, от музыкального контекста, в который она входит, а также от её исполнительского истолкования.

И. Рафф. Каватина



Относительно самостоятельный эмоционально-образный смысл отдельной интонации зависит не только от её собственных свойств и места в контексте, но и от слушательского восприятия. Поэтому членение музыкального потока на интонации и определение их смысла обусловлено как объективными факторами, так и субъективными, в том числе музыкальным слуховым воспитанием и опытом слушателя. Однако по мере того, как те или иные звукосопряжения (точнее, типы звукосопряжений) благодаря их многократному использованию в музыкальном творчестве и усвоению общественной практикой становятся знакомыми и привычными для слуха, их выделение и осмысление в качестве самостоятельных интонаций начинает зависеть уже не только от слушательских индивидуальностей, но и от навыков, музыкально-эстетических вкусов и взглядов целых общественных групп.

[показать]


Интонация может совпасть с мотивом, мелодическим или гармоническим оборотом, тематической ячейкой (зерном). Различие, однако, состоит в том, что определение звукосопряжения как мотива, оборота, ячейки и т. п., опирается на его объективные признаки (наличие ударения, объединяющего группу звучаний, и цезуры, отделяющей эту группу от соседней, характер мелодических и гармонических функциональных связей между тонами или аккордами, роль данного комплекса в построении темы и в её развитии и т.д.), тогда как при выделении интонации исходят из выразительного значения смысла звукосопряжений, из их семантики, неизбежно внося тем самым субъективный элемент.

Ж.Б. Акколаи. Концерт для скрипки с оркестром ля минор



Интонацию иногда метафорически называют музыкальным "словом" (Б. В. Асафьев). Уподобление музыкальной интонации слову в языке частично обосновано чертами их сходства по содержанию, форме и функции. Интонация подобна слову как краткое звукосопряжение, обладающее определённым значением, возникшее в процессе общения людей и представляющее собой такую смысловую единицу, которая может быть выделена из звукового потока. Подобие состоит и в том, что интонации, как и слова, являются элементами сложной, развитой системы, функционирующей в определённых социальных условиях. По аналогии со словесным (естественным) языком, система интонаций (точнее - их типов), встречающихся в творчестве какого-либо композитора, группы композиторов, в музыкальной культуре какого-либо народа и т.д., условно может быть названа "интонационным языком" этого композитора, группы, культуры.

[показать]


 Отличие музыкальной интонации от слова состоит в том, что она представляет собой сопряжение качественно иных звуков - музыкальных тонов, которое выражает особое, художественное содержание, возникает на основе иных звуковых свойств и отношений, как правило, не обладает устойчивой, многократно воспроизводимой формой (более или менее устойчивы лишь типы интонации) и потому создаётся каждым автором в каждом высказывании заново (хотя и с ориентацией на определённый интонационный тип); интонация принципиально многозначна по содержанию. Лишь в исключительных случаях она выражает конкретное понятие, но даже тогда её смысл не может быть точно и однозначно передан словами. Интонация намного больше, чем слово, зависит в своём значении от контекста. При этом содержание конкретной интонации (эмоция и др.) неразрывно связано с данной материальной формой (звучание), т. е. может быть выражено только ею, так что связь между содержанием и формой в интонации является, как правило, значительно менее опосредствованной, чем в слове, не произвольной и не условной, благодаря чему элементы одного "интонационного языка" не нуждаются в переводе на другой "язык" и не допускают такого перевода. Восприятие значения интонации, т. е. её "понимание", в гораздо меньшей степени требует предварительного знания соответствующего "языка", ибо осуществляется главным образом на основе вызываемых ею ассоциаций с другими звучаниями, а также заключённых в ней предпосылок психофизиологического воздействия. Интонации, входящие в данный "интонационный язык", не связаны внутри этой системы сколько-нибудь устойчивыми и обязательными правилами их образования и соединения. Поэтому представляется обоснованным мнение, согласно которому, в отличие от слова, интонация не может быть названа знаком, а "интонационный язык" - знаковой системой. Чтобы быть понятым слушателями, композитор в своём творчестве не может не опираться на уже известные окружающей общественной среде и усвоенные ею музыкальные и немузыкальные звукосопряжения. Из музыкальных особую роль в качестве источника и прототипа для композиторского творчества играют интонации народной и бытовой (нефольклорной) музыки, распространённые в той или иной социальной группе и являющиеся частью её жизни, непосредственным (естественным) стихийным звуко-проявлением отношения её членов к действительности. Из немузыкальных звукосопряжений аналогичную роль играют имеющиеся в каждом национальном языке устойчивые, повседневно воспроизводимые в речевой практике интонационные обороты (интонемы), обладающие для всех, кто пользуется этим языком, более или менее постоянным, определённым, частично уже условным значением (интонемы вопроса, восклицания, утверждения, удивления, сомнения, различных эмоциональных состояний и побуждений и др.).

Шарль Берио. "Балетные сцены"



 Композитор может воспроизвести существующие звукосопряжения в точном или видоизменённом виде или создать новые, оригинальные интонации, так или иначе ориентируясь на типы этих звукосопряжений. При этом в творчестве каждого автора среди множества воспроизведённых и оригинальных сопряжений тонов можно выделить типовые интонации, вариантами которых являются все остальные. Совокупность таких типовых интонаций, характерных для данного композитора и составляющих основу, материал его "интонационного языка", образует его "интонационный словарь" (термин Б. В. Асафьева). Совокупность же типовых интонаций, бытующих в общественной практике данной эпохи, находящихся в этот исторический период "на слуху" нации или многих наций, образует соответственно национальный или интернациональный "интонационный словарь эпохи", включающий в качестве основы интонации народной и бытовой музыки, а также интонации профессионального музыкального творчества, усвоенные общественным сознанием.

[показать]



 Благодаря указанным выше серьёзным отличиям интонации от слова, "интонационный словарь" представляет совершенно иное явление сравнительно с лексическим фондом словесного (вербального) языка и должен пониматься во многом как условный, метафорический термин.

 Народные и бытовые интонации являются характерными элементами соответствующих жанров музыкального фольклора и бытовой музыки. Поэтому "интонационный словарь эпохи" тесно связан с бытующими в данную эпоху жанрами, её "жанровым фондом". Опора на этот фонд (а тем самым - и на "интонационный словарь эпохи") и обобщённое воплощение его типичных черт в творчестве, т. е. "обобщение через жанр" (А. А. Альшванг), во многом определяет доходчивость, понятность музыки для слушателей данного общества.

Чайковский. Симфония № 4. Финал



 Обращаясь к "интонационному словарю эпохи", композитор отражает его в своём творчестве с той или иной степенью самостоятельности, активности. Эта активность может проявиться в отборе интонаций, их видоизменении при сохранении того же выразительного значения, их обобщении, их переосмыслении (переинтонировании), т. е. таком изменении, которое придаёт им новое значение, и, наконец, в синтезе различных интонаций и целых интонационных сфер.

 Национальные и интернациональные "интонационные словари" постоянно развиваются и обновляются в результате отмирания одних интонаций, изменения других, появления третьих. В некоторые периоды - как правило, отмеченные большими сдвигами в социальной жизни, - интенсивность этого процесса резко увеличивается. Значительное и быстрое обновление "интонационного словаря" в такие периоды (например, во 2-й половине 18 в. во Франции, в 50-60-е гг. 19 в. в России, в первые годы после Oктябрьской революции) Б. В. Асафьев назвал "интонационными кризисами". Но в целом "интонационный словарь" любой национальной музыкальной культуры очень устойчив, эволюционирует постепенно и даже во время "интонационных кризисов" испытывает не коренную ломку, а лишь частичное, хотя и интенсивное, обновление.

Дмитрий Шостакович, Концертино ля минор для двух фортепиано, соч. 94 (1953)



 "Интонационный словарь" каждого композитора также постепенно обновляется благодаря включению новых интонаций и появлению новых вариантов типовых интонационных форм, лежащих в основе этого "словаря". Средствами преобразования интонаций служат главным образом изменения интервалики и ладовой структуры, ритма и жанрового характера (а в комплексных интонациях - также и гармонии). Кроме того, на выразительное значение интонаций влияют изменения темпа, тембра, регистра. В зависимости от глубины преобразования можно говорить о появлении либо варианта той же интонации, либо новой интонации как другого варианта той же типовой формы, либо новой интонации как одного из вариантов другой типовой формы. В определении этого решающую роль играет слуховое восприятие.

[показать]


 Интонации могут подвергаться преобразованию и в рамках одного музыкального произведения. Здесь возможны варьирование, создание нового варианта или качественное развитие какой-либо одной интонации. Понятие интонационного развития связано также с сочетанием различных интонаций по горизонтали (плавный переход или сопоставление по контрасту) и вертикали (интонационный контрапункт); "интонационной модуляцией" (переход из одной сферы интонации в другую); интонационным конфликтом и борьбой; вытеснением одних интонаций другими или образованием синтетических интонаций и др.

 Взаимное расположение и соотношение интонаций в произведении составляет его интонационную структуру, а внутренние образно-смысловые связи интонаций в непосредственном исследовании или на расстоянии ("интонационные арки"), их развитие и всевозможные преобразования - интонационную драматургию, являющуюся первостепенной стороной музыкальной драматургии в целом, важнейшим средством раскрытия содержания музыкального произведения.

Рахманинов. Элегическое трио №1 соль минор



 Собственными средствами, в соответствии с общей интерпретацией произведения, преобразует и развивает его интонацию и исполнитель, обладающий в этом отношении известной свободой, но в рамках выявления интонационной драматургии, предопределённой композитором. То же условие ограничивает свободу видоизменения интонаций в процессе их восприятия и мысленного воспроизведения слушателем; вместе с тем такое индивидуализированное воспроизведение (внутреннее интонирование) как проявление слушательской активности является необходимым моментом полноценного восприятия музыки.

[показать]


 Вопросы о сущности музыкальной интонации, интонационной природе музыки, родстве и различии музыкальной и речевой интонаций и др. издавна разрабатывались наукой, причём наиболее активно и плодотворно в те периоды, когда проблема взаимодействия музыкальной и речевой интонаций становилась особенно актуальной для музыкального творчества. Они были частично поставлены уже в музыкальной теории и эстетике античности (Аристотель, Дионисий Галикарнасский), а затем средневековья (Джон Коттон) и Возрождения (В. Галилей). Значительный вклад в их разработку внесли французские музыканты 18 в., принадлежавшие к просветителям (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро) или находившиеся под их непосредств. воздействием (А. Гретри, К. В. Глюк). В этот период, в частности, впервые формулируется мысль о соотнесённости "интонаций мелодии" с "интонациями речи", о том, что поющий голос "подражает различным выражениям говорящего голоса, одушевлённого чувствами" (Руссо). Большое значение для развития теории интонации имели труды и высказывания передовых русских композиторов и критиков 19 в., особенно А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, М. П. Мусоргского и В. В. Стасова. Так, Серов выдвинул положения о музыке как "особого рода поэтическом языке" и одновременно с Н. Г. Чернышевским - о первичности вокальных интонаций по отношению к инструментальным; Мусоргский указал на значение речевых интонаций как источника и основы "мелодии, творимой говором человеческим"; Стасов, говоря о творчестве Мусоргского, впервые сказал о "правде интонаций". Своеобразное учение об интонации разработал в нач. 20 в. Б. Л. Яворский, называвший интонацией "наименьшую (по построению) одноголосную звуковую форму во времени" и определявший систему интонирования как "одну из форм общественного сознания". Идеи русских и зарубежных музыкантов об интонационной природе музыки, о её связи с интонациями речи, о роли бытующих интонаций эпохи, о значении процесса интонирования как реального бытия музыки в обществе и многие другие обобщены и развиты в многочисленных трудах Б. В. Асафьева, который создал глубокую и чрезвычайно плодотворную (хотя и не до конца чётко сформулированную и не лишённую отдельных пробелов и внутренних. противоречий) "интонационную теорию" музыкального творчества, исполнительства и восприятия и выработал принципы интонационного анализа музыки. 

Аренский. Фантазия на темы Рябинина



 II. В "теории ладового ритма" Б. Л. Яворского - сопоставление (смена) двух ладовых моментов, изложенных одноголосно.

III. Степень акустической точности воспроизведения высоты тонов и их соотношений (интервалов) при музыкальном исполнении. Верная, "чистая" интонация (в противоположность фальшивой, "грязной") - совпадение фактической высоты звучащего тона с необходимой, т. е. обусловленной его местом в музыкальной звуковой системе и ладе, которое зафиксировано его обозначением (графическим, словесным или каким-либо иным способом). Как показал советский акустик Н. А. Гарбузов, интонация может быть воспринята слухом в качестве верной и тогда, когда указанное совпадение не является абсолютно точным (как это и бывает обычно при исполнении музыки голосом или инструментами без фиксированной высоты каждого тона). Условие такого восприятия - расположение звучащего тона внутри некоторой определённой, ограниченной области высот, близких к необходимой. Эта область была названа Н. А. Гарбузовым зоной.

[показать]

 

IV. В зонной теории звуковысотного слуха Н. А. Гарбузова - высотное различие между двумя интервалами, входящими в состав одной и той же зоны.

V. В производстве и настройке музыкальных инструментов с фиксированной высотой звуков  - ровность всех участков и точек звукоряда инструмента по громкости и тембру. Достигается посредством специальной операции, которая называется интонировкой инструмента.

 Литература: 1) Асафьев Б. В., Музыкальная форма как процесс, кн. 1-2, М., 1930-47, Л., 1971; его же, Речевая интонация, М.-Л., 1965; его же, "Евгений Онегин" - лирические сцены П. И. Чайковского. Опыт интонационного анализа стиля и музыкальной драматургии, М.-Л., 1944; Шахназарова Н. Г., Интонационный "словарь" и проблема народности музыки, М., 1966; Сохoр A. H., Музыка как вид искусства, М., 1961, 1970; Назайкинский Е., Психология музыкального восприятия, М., 1972.
2) Яворский В. Л., Строение музыкальной речи, M., 1908.
3) и 4) Гарбузов H. A., Зонная природа звуковысотного слуха, М., 1948; Переверзев Н. К., Проблемы музыкального интонирования, М., 1966.

A. H. Coxop

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (30): вперёд»
Как всегда - отлично сделанный пост, нагруженный смыслом, информацией и, конечно, гениальной музыкой! Огромное спасибо!
Нина-Ник 16-01-2015-20:55 удалить
Очень интересный пост. Познавательный, с такими замечательными музыкальными примерами. Спасибо большое.
Galja_les 16-01-2015-21:11 удалить
Огромное спасибо за глубокое содержание и великолепную музыку. Думаю, что система интонаций, как и слово, является языком музыкальной и всей художественной культуры того или иного народа. Низко кланяюсь Вам за такой, по истине, драгоценный труд! [700x534]
Barucaba 17-01-2015-23:18 удалить
Ответ на комментарий mimozochka # mimozochka, спасибо, Наденька!
Barucaba 17-01-2015-23:26 удалить
Ответ на комментарий Galja_les # Galja_les, спасибо большое за отзыв! Пост конечно получился длинный и заумный, но музыка это ведь не только развлечение для души, как многие считают. Иногда это ещё и наука... А для меня самое главное в этом вопросе - как музыка воздействует на человека.
Barucaba 17-01-2015-23:27 удалить
Ответ на комментарий Нина-Ник # Нинель_Ник, большое спасибо за внимание и отзыв! Очень рада, что пост понравился!
Barucaba 17-01-2015-23:29 удалить
Ответ на комментарий Radeia # Radeia, большое спасибо!
Barucaba 17-01-2015-23:34 удалить
Ответ на комментарий мария_карчина # мария_карчина, большое спасибо за внимание и отзыв, Мария! Очень рада, что этот непростой пост Вас заинтересовал. Интонация - лишь одна из многих граней загадочного искусства музыки.
Ответ на комментарий Barucaba # Да, Вы правы: музыка - это и загадка, и откровение, и настроение... Спасибо Вам еще раз!
Здравствуйте, записалась к Вам в друзья и в ПЧ, т.к. несколько раз встречала Ваши посты у своего друга и их цитировала. Мы, видимо, коллеги по образованию (консерваторскому). Правда, я пришла в музыковедение из фортепианного исполнительства и свою жизнь на сцене посвятила музыкальному просветительству (в течении 40 лет), т.к. поняла насколько был прав наш профессор Григорий Михайлович Коган, утверждая. что самое главное в культуре нации - культура восприятия. Иногда мне хочется пообщаться или поспорить с коллегами, но, разумеется, не на площадке в комментариях к посту. Общению была бы рада. С уважением и симпатией. С. Крымская.
Barucaba 18-01-2015-18:54 удалить
Ответ на комментарий Светлана_Крымская # Светлана_Крымская, здравствуйте! Очень рада видеть профессионального музыканта! Совершенно согласна с Вами и Григорием Михайловичем - культура восприятия - это самое главное. Буду рада общению на музыкальные темы, в том числе и в комментариях, интересно будет знать Ваше мнение, как профессионала. Пишите о том, что Вам интересно и что волнует на данный момент.
Ответ на комментарий Barucaba # Спасибо за ответ! Да меня волнует тоже, что и всегда, - нынешняя наша ужасающая жизнь, даже уже не только музыкальная... Я ведь человек уже старый, до мозга костей - советский, правда из старых нонконформисто с оттепельных времён. Всегда считала, что нашу советскую жизнь можно во-многом улучшить, чтобы она была "с человеческим лицом", но уничтожение страны не представляла даже в страшных снах. Во время гастролей успела объехать почти весь Советский Союз, везде появлялось много и друзей, и приятелей...Работала, кроме концертных организаций, и на ТВ и на радио. Очень любила и сцену, и свою работу.Очень огорчаюсь, что у многих молодых в воспоминаниях только пустые магазины и "рабская жизнь" в СССР, а я помню свои консерваторские годы - там была такая свобода и творчество, какое нынешним студентам даже не снилась. Две Ваши статьи комментировала у своего друга Сэр_42, откуда их скопировала в свой дневник. там же есть и моя статья к Юбилейной книге моего фортепианного потрясающего учителя. Есть в моём дневнике и ролик "Династия", подаренный мне моей покойной подругой-художницей. И есть несколько моих радиопередач, которые отыскал и поставил на свою страницу ещё один здешний друг. Заходиле, познакомимся поближе.http://www.liveinternet.ru/users/5487402/post308803186/page1.html#BlCom663148559 Что-то тут у меня, похоже напортачилось... http://www.liveinternet.ru/users/smart50/post337944377/ http://www.liveinternet.ru/users/5487402/video/#post308412133
Galja_les 19-01-2015-01:31 удалить
Ответ на комментарий Barucaba # Уверена, что музыка воздействует благотворно на человека. И чем больше он с ней соприкасается, тем больше обогащается его душа, сердце и разум. Спасибо огромное за Ваш труд! [387x504]
Barucaba 19-01-2015-02:35 удалить
Ответ на комментарий Светлана_Крымская # Светлана_Крымская, к сожалению, о советском времени у меня похожие воспоминания - пустые полки, скука... В школе твёрдо указывали, что нужно читать, слушать, как думать... Это не по мне. Сейчас в творческом плане я чувствую себя намного свободнее. Хотя были и плюсы. Своему русскому языку, уважительному к нему отношению, я обязана первой учительнице, которая занималась с нами дополнительно, в неотапливаемой школе. Мы сидели в пальто, с озябшими руками, голодные и учили русский язык. Я зайду к Вам обязательно, почитаю и послушаю. Я создала здесь Сообщество для любителей классической музыки. Если хотите, присоединяйтесь, делитесь Вашими публикациями и статьями, воспоминаниями, Вы можете опубликовать их в Сообществе. Это было бы замечательно. Вот оно: http://www.liveinternet.ru/community/4989775/profile/
Barucaba 19-01-2015-02:48 удалить
Ответ на комментарий Светлана_Крымская # Светлана_Крымская, с другой стороны, то, что происходит сейчас в искусстве и вообще, в культуре, можно назвать катастрофой. В общем-то то же самое навязывание "нужного" мнения и вкусов, образа мыслей. Нужно иметь хороший иммунитет против этого и уметь хорошо фильтровать информацию, в том числе и художественную, поскольку под видом произведения искусства зачастую подсовывают суррогат, а то и хуже... Потребительская политика и психология в сфере культуры и во всей жизни общества вместе с позитивистской делают своё дело... Материальные ценности преобладают над духовными.
Barucaba 19-01-2015-03:05 удалить
Ответ на комментарий Galja_les # Galja_les, большое спасибо за тёплые слова! К сожалению, музыку можно использовать и во зло... Древнегреческие рукописи гласят: “Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души”.
Ответ на комментарий Barucaba # Знаете, я как опытный просветитель, это заметила и поняла СРАЗУ. Устроила для начала небольшой эксперимерт: отказалась от концертной группы, которая по тем законам была ограниченно-минимальной в рамках муз. лектория, и, польтзуясь преимуществами очень яркого рассказчика, стала работать с магнитофоном, на которые сама выбирала любые записи, благо у меня огромная виниловая фонотека была, а в 88 году в НИИ искусствознания защитила авторскую концепцию, которую мой друг музыковед и Доктор Ф.Н очень мудрёно назвал " Создание малой региональной культуро-образующей системы, работающей по мобильным(изменяющимся) программам. Он занимался как раз социологией по искусству. Я тогда сильно веселилась и просила его написать это на бумажке, чтобы я выучила какая я умная. Центр я зарегистрировала в 88 году, мне выделили разбитое помещение, мне удалось его отремонтировать за счёт спонсоров ещё госпредприятий (нашлись умные люди)Собрала уникальный коллектив из очень талантливых людей, поскольку в своём регионе знала всех, мы открылись, встали на ноги, но тут произошёл обвал в стране, уже после 93 года и нас ликвидировали и разграбили. В общем, это очень печальная история, написать об этом всё никак не соберусь... так что обвал образования - дело не случайное, а целенаправленное.
Galja_les 19-01-2015-16:55 удалить
Ответ на комментарий Barucaba # Вот этого не хотелось бы. Давайте стремиться к светлому, доброму, разумному и прекрасному. Удачи Вам в трудах праведных! [604x437]
Barucaba 21-01-2015-01:32 удалить
Ответ на комментарий Светлана_Крымская # Светлана_Крымская, да, я тоже считаю, что образовательная и воспитательная политика велись таким образом не случайно. Но в 90-х рухнуло всё, кроме капиталов олигархов, пожалуй. Попытки восстановить заново каким-то образом вроде заметны. Строятся новые театры, концертные залы, но нужно заинтересовать людей. Некоторые музыкальные школы почти пустуют, там идёт борьба за каждого ребёнка. Во всяком случае так было несколько лет назад. В крупных городах ситуация наверное получше. Зарплаты у музыкальных педагогов мизерные, да и в государственных театрах тоже. Знаю об этом не понаслышке. Отсюда низкий социальный статус работников музыкального искусства и образования. Роль музыки в жизни общества сведена к развлекательной, она стала обычным товаром и выполняет преимущественно гедонистическую функцию. Глубокое и грамотное восприятие сейчас редкость. Но остаются ещё энтузиасты, готовые заниматься музыкальным просветительством и остаются внимательные и любящие слушатели.
Barucaba 21-01-2015-01:34 удалить
Ответ на комментарий Galja_les # Galja_les, я только за! И Вам удачи и приятных впечатлений в мире музыки!
Ответ на комментарий Barucaba # Да, остаются...но их в общем-то очень немного. Как-то слушала концерт Гаврилова, он играл Концерт Сен-Санса. тот, что и на конкурсе Чайковского, когда получил 1 премию. Играл абсолютно БЕЗОБРАЗНО, очень быстрои МИМО музыки вообще...А Вы бы слушали как неистовствовал зал! Я была просто в шоке... Когда Коган говорил о культуре восприятия, он цитату заканчивал словами:" там, где плохо слушают, там ПЛОХО ИГРАЮТ..." К сожалению, он и в этом оказался провидцем.
Barucaba 22-01-2015-10:33 удалить
Ответ на комментарий Светлана_Крымская # Светлана_Крымская, гениальные слова! Полностью с Вами согласна! В угоду публике музыка зачастую уродуется. Некоторые музыканты в расчете на лёгкий успех потакают её в большинстве невзыскательным вкусам, делая своё выступление больше похожим на цирк с разными фокусами, эффектами и выкрутасами.
Ответ на комментарий Barucaba # У меня был в своё время огромный цикл бесед. который я назвала "искусство быть слушателем". Слушатели его обожали, а начальство - ненавидело. Видимо потому, что чувствовали себя ущербными, хотя цикл бы весёлый. я много рассказывала смешного про себя, как я училась СЛУШАТЬ и что думала. Все хохотали, радовались, никто себя ущербным вовсе не считал... У Когана есть великолепная статья (советы молодым музыковедам) " Как делается научная работа"... Григорий Михайлович был уникальной личностью, он терпеть не мог всякую заумь и свои лекции проводил так, что у нас всю дорогу отвисали челюсти и застревали руки, которыми мы должны были писать эти лекции, т.к. курс надо было сдавать, а учебников не существовало в природе таких. Мы потом договорились выставлять"дежурного". который обязан был не распускать уши, а изо всех сил строчить тексты. Таким образом у нас на весь курс создался один конспект, написанный разными почерками.. Он хранился у моей подруги, чем она страшно гордилась.. Г.М. ведь выгнали из Московской консерватории после "дела космополитов", поэтому нам так и повезло. У нас ректор был умный, сразу его пригласил в Казань. У него, как пианистка, заканчивала Сания Губайдуллина, с которой мы учились у одной учительницы в ЦМШ. А потом он уехала на композиторский в Москву.Это всё у меня есть на сайте...
Barucaba 25-01-2015-02:55 удалить
Ответ на комментарий Светлана_Крымская # Светлана_Крымская, есть некоторые моменты, которые можно отнести скорее к общим, а не конкретно к слушательским. Хотя мне не нравится, когда перед концертом объявляют: просьба отключить сотовые телефоны и не аплодировать между частями произведений, я бы ещё добавляла (как в самолёте) - не покидать своих мест до конца концерта. Потому как половина зала в конце второго отделения начинает вставать и выходить - они мешают оставшимся и к тому же это неуважение к артистам. Что бы там не говорили им в оправдание, что сейчас каждый может делать всё что хочет - для меня это неуважение. И телефоны некоторые так и не отключают. Что это за слушатель, уткнувшийся в экран своего андроида?...
Ответ на комментарий Barucaba # Наташа, тут беда многосторонняя: во-первых, билеты распространяют часто кому попало, во-вторых, слушательская культура у многих уже ниже плинтуса, а в-третьих, сейчас и исполнителей, от которых дух захватывает осталось всего-ничего... Я вчера-было написала комментарий к 1 концерту Шопена, да передумала... если интересно, - пришлю в личку.
Barucaba 28-01-2015-01:21 удалить
Ответ на комментарий Светлана_Крымская # Светлана_Крымская, да, и здесь Вы правы. Публика бывает разная и исполнители тоже. Но для меня, если даже особого восторга я и не испытываю, всё равно очень важно послушать до конца. Я привыкла уже к разным исполнениям - очень много приходится слушать детей, студентов. Они ведь только начинают и им нужна и очень важна поддержка, даже когда что-то не получается. Как замечательно, когда зрители подходят и благодарят, скажут что-то хорошее. Это просто окрыляет. Может быть именно этого - тепла, доброты так сейчас и не хватает.
Ответ на комментарий Barucaba # На мой-то взгляд, сейчас больше всего не хватает ВЕЛИКИХ УЧИТЕЛЕЙ! Это сознавать горько, поскольку ШКОЛА в СССР была лучшей в мире.И разрушили её мы сами... Выталкали из страны почти всех лучших педагогов. Даже те, кто формально не уехал, в основном пасутся за рубежом и не только на Западе, но и в Японии и Китае. Разрушить всегда легко и мы в этом смысле преуспели давно...
Barucaba 31-01-2015-01:48 удалить
Ответ на комментарий Светлана_Крымская # Светлана_Крымская, да, это так.


Комментарии (30): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Музыкальная интонация | Barucaba - Дневник Barucaba | Лента друзей Barucaba / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»