ВАРИАЦИИ в музыке (от лат. variatio — изменение) — музыкальная форма, суть которой в изменяемых повторах темы. В инструментальной музыке темой Вариаций обычно является одноголосная песенная мелодия или небольшая пьеса. Тема может быть оригинальной (сочиненной специально для данных Вариаций) либо заимствованной (из фольклора, из музыки другого автора). Изменения темы при повторе могут касаться ее мелодической структуры, фактуры, лада, тональности, гармонии, соотношения контрапунктирующих голосов, ритма, метра, жанровых признаков, тембра (инструментовки), темпа, регистра и т. д. Следуя друг за другом, Вариации образуют цикл, который может быть самостоятельным произведением, частью многочастного сочинения (сонаты, симфонии и др.) или разделом сочинения сложной формы. Вариации — одна из древнейших музыкальных форм, существующая в фольклоре всех народов, возникли в импровизационных изменениях основной мелодии, в куплетных повторах хоровой песни или в процессе повтора танцевальных инструментальных наигрышей. В профессиональной западно-европейской музыке форма Вариаций кристаллизуется в 16 веке.
![]()
Stephan Sedlaczek (1868-1936) - Mozart am Spinett
Именно в вариационной форме Моцарт очень часто достигал вершин. Вспомним 1-ю часть ля-мажорной Сонаты, финал до-минорного фортепианного Концерта, финал «гайдновского» ре-минорного Квартета. Впрочем, циклы Вариаций Моцарт нередко писал на случай, выбирая какую-нибудь известную публике мелодию. Иногда Вариации были средством дипломатии. Например, Вариации на тему Дюпора Моцарт сочинил, чтобы наладить отношения с влиятельным музыкантом, французским виолончелистом Дюпором. Впрочем, интриг Дюпора эти замечательные Вариации не пресекли. Вариационные циклы Моцарт создавал в течение всей жизни. Первые два цикла написаны ребенком младшего школьного возраста. Но вариации превосходные! Последний вариационный цикл написан незадолго до Реквиема.
Моцарт Вольфганг Амадей — 6 вариаций для скрипки и фортепиано соль минор KV360 на тему французской песни
[510x364]