Юхан Северин Свенсен (норв. Johan Severin Svendsen; 30 сентября 1840, Христиания — 14 июня 1911, Копенгаген) — норвежский композитор и дирижёр. Начальное музыкальное образование получил под руководством отца - дирижёра военного оркестра. Играл на скрипке, флейте, кларнете; сочинял музыку с детских лет. С 12 лет играл на кларнете в военном оркестре, затем на скрипке в театральном оркестре в Осло. После одного из концертов в Любеке получил поддержку богатого любителя музыки, позволившую поступить в 1863 г. в Лейпцигскую консерваторию к Фердинанду Давиду. Затем, однако, травма руки вынудила Свенсена переключиться на обучение композиции, и он окончил консерваторию в 1867 г. как ученик Морица Гауптмана, Эрнста Рихтера и Карла Райнеке.

Дебютировал как дирижёр в Осло в авторском концерте (исполнил 1-ю симфонию) в 1867. В 1868-70 играл в театральных оркестрах в Париже, в 1871-1872 концертмейстер оркестра музыкального об-ва "Евтерпа" в Лейпциге. В 1872-77 и 1880-83 возглавлял в Осло оркестр музыкального общества Кристиании (до 1874 совместно с Э. Григом; ныне Филармоническое об-во). Выдающийся дирижёр, Свенсен выступал в Германии (1877-80, в том числе на Байройтском фестивале), Австрии, Англии, России, США. С 1883 года Свендсена назначили главным дирижером оркестра Королевского Театра в Копенгагене, где он работал и жил до самой смерти.
В 1871 году он побывал в Нью-Йорке, где женился на Саре (Салли) Леветт Шмит, с которой познакомился ранее в Париже. В 1884 году он и его жена расстались, и Сара переехала в Париж. Их отношения уже были слишком напряжены. Так, например, в 1883 году в порыве ярости она бросила в разожжённый камин единственную копию его третьей симфонии. Ибсен описал этот инцидент в своей пьесе "Гедда Габлер". После развода с Сарой в декабре 1901 года, спустя 13 дней он снова женился на Джульете Хаасе, которая родила ему троих детей и прожила с ним до конца его жизни.
Свенсен - крупнейший норвежский симфонист, один из основоположников национальной композиторской школы. Испытав значительное влияние немецкого музыкального романтизма, Свенсен, однако, подобно Григу, стремился воплотить в своих сочинениях (преимущественно крупных форм) национальные образы и опирался на норвежский музыкальный фольклор. Автор первых норвежских симфоний на народные темы. Его оркестровые сочинения отличаются яркостью и сочностью колорита.
В течение своей жизни Свенсен дружил с Эдвардом Григом, и тоже завоевывал много премий в области музыки, но, в отличие от Грига, он не завоевал такой популярности. Юхан Свендсен умер в Копенгагене в возрасте 70 лет.
Сочинения: для оркестра - 2 симфонии (1867, 1876), 4 Норвежские рапсодии (1877-1878), увертюра Сигурд Злой (Sigurd Slembe; к драме Б. Бьёрнсона, 1871), пьеса Карнавал в Париже (Karneval in Paris, 1872), Легенда Зорахайда (Zorahayda, 1874), Праздничный полонез (Festpolonaise, 1873), пьеса Карнавал норвежских артистов (Norsk kunstnerkarneval, 1874), фантазия Ромео и Джульетта (1876); для инструмента с оркестром - 2 концерта: для скрипки (1869), виолончели (1881), Романс для скрипки (1881); камерно-инструментальные ансамбли (струн.) - квартет (1865), квинтет (1867), октет (1866); хоры (муж.) - К Швеции (Til Sverige), Вечерние голоса; романсы и песни для голоса с фортепиано (1880). Но наиболее известным его произведением остаётся Романс для скрипки с оркестром (1881), впервые исполненный гастролировавшим в Норвегии Станиславом Барцевичем.
Романс для скрипки с оркестром, Op. 26
Симфония № 1, op. 4. II. Andante
Симфония № 2, Op. 15
III. Intermezzo: Allegro giusto
IV. Finale: Andante - Allegro con fuoco
Праздничный полонез, Op. 12
Фантазия для оркестра "Ромео и Джульетта", Op. 18
Легенда "Зорахайда", Op. 11
Симфоническая поэма Йохана Свенсена, основанная на произведении Вашингтона Ирвинга "Легенда о Розе Альгамбры"
Две шведских народных мелодии