Фуми-э или Японская инквизиция
Инквизиция в средневековой Европе занималась борьбой не только с еретиками католической церкви, но и с евреями, ведьмами и колдунами. Основной целью этого института всегда было не столько защита интересов веры, сколько извлечение доходов, получение прибыли и материального богатства. С другой стороны инквизиция – это хорошо налаженный политический инструмент влияния на общественность, инструмент подавления и насаждения всеобщего страха. Методы инквизиции переросли этот институт и широко применялись многими учреждениями и госорганами в тоталитарных и авторитарных странах, вспомним нацистское гестапо или коммунистическое ОГПУ-НКВД-КГБ. Само слово инквизиция давно стало нарицательным и в переносном смысле означает изощренное до жестокости издевательство и пытку. В этом смысле инквизиция была и в средневековой Японии в период преследования христиан в период 1629 - 1873 годов. В плеере залита песня, выпущенная в Японии в марте 1937 года на виниловой пластинке. Это песня называется "Fumi-e" и раскрывает тему скрытых христиан, она сконфигурирована как "Ave Maria" в органной прелюдии, слышны и звуки сямисэна. Поэт и аранжировщик песни - Yoshiji Nagatsu, а сама ретро песня - крик души христиан Нагасаки. Слово фуми-э происходит от японского "фуми" - наступать и "э" - изображение. Это изображения Иисуса Христа и Девы Марии, использовавшиеся религиозными властями сёгуната Токугава для выявления тайных христиан. Подозреваемому предлагалось наступить на такое изображение, чтобы доказать, что он не является христианином.
Использование фуми-э началось во время преследования христиан в Нагасаки в 1629 году. Частично от них отказались после открытия Японии в 1856 году - в тех портах, куда получили доступ иностранные суда, но на остальной территории страны фуми-э продолжали использоваться вплоть до периода Мэйдзи, когда запрет на исповедание христианства был окончательно отменён в 1873 году. Такие изображения были также известны как э-ита и ита-э, а само испытание как э-фуми. Церемония э-фуми, или попрания образов, описывалась в Европе достаточно хорошо уже в начале XVIII века, об этом даже есть в книге великого ирландца Джонатана Свифта (Jonathan Swift) "Путешествия Гулливера". Японские власти применяли фуми-э для обнаружения католиков и симпатизирующих им. Фуми-э представляли собой изображения Богородицы и Христа. Чиновники заставляли каждого человека наступить на изображение. Тех, кто отказывался сделать это, опознавали как христиан и отправляли в Нагасаки. В соответствии с политикой периода Эдо христиан убеждали отказаться от своей веры; те христиане, которые отказывались сделать это, подвергались пыткам. Если после этого они продолжали исповедовать христианство, то правительство казнило их. Иногда казни проводились на горе Ундзэн в окрестностях Нагасаки, где некоторых христиан бросали в жерло вулкана.
Нагасаки был в то время одним из крупнейших христианских центров в Японии, поэтому там церемония попрания образов э-фуми проходила каждый год, в восьмой день первого месяца. Особую заботу о зрителях и зрелищности проявляли женщины в разноцветных кимоно — обитательницы квартала удовольствий Маруяма. Некоторые жители голландской фактории Дэдзима описали подобную церемонию в своих дневниках и заметках.