Православные Отцы советуют бороться с каждым пороком путём взращивания в себе его противоположности. Например, ненависть в себе можно побороть намеренным принятием на себя поругания, незаслуженных оскорблений, ответом на которые должно быть смирение и молитва о спасении всех. Болтливость можно победить добровольным молчанием, пребыванием в тишине. Жадность можно искоренить, стараясь активно помогать нуждающимся и т.д. И плюс к тому – непрестанное, со слезами, покаяние.
В индийской веданте рекомендуют другой метод: видя всё таким, как оно есть на самом деле, надлежит убедиться в невечности, в преходящести и, наконец, в нереальности как ненавидящего, так и ненавидимого, как жадности, так и того, к чему направлена эта жадность. Вещи действуют среди вещей, Сознание остаётся незатронутым, недосягаемым для их действия. Сознанию естественно пребывать в добродетели, хранить себя в покое и в чистоте, проявление пороков лишено для него всякого смысла. Если соблазн приходит извне – значит он чужой, внешний, изначально чуждый Сознанию.
Какой из этих путей более действенный? Или же – всё бесполезно?
[300x311]