[410x273]
Впервые мысль о необходимости создания в Мичуринске литературно-музыкального музея была высказана в 1981 г.
На страницах газеты "Мичуринская правда" было опубликовано письмо представителей творческой интеллигенции города.
В 1990 г. управление культуры приняло решение о создании музея и размещении его в доме князей Голицыных. Реставрационные работы начались в 1991 г., одновременно началось и комплектование фондов музея.
На конец 2003 г. они насчитывают 6400 экспонатов. Основную работу по комплектованию фондов и созданию экспозиций музея проделала директор, Наталья Георгиевна Мулярова.
Выделенный для музея дом Голицыных был построен в 1823 г. После Октябрьской революции в здании располагались биржа труда, детский приемник, детский сад и т.д. Находившийся в бесхозном состоянии особняк разрушался. Реставрация спасла памятник архитектуры, и в июне 1995 г. музей принял первых посетителей. В настоящее время в литературно-музыкальном музее восемь экспозиций.
Материалы мичуринского литературно-музыкального музея, повествующие о князьях Н. Б. и Ю.Н. Голицыных тематически разделены на экспозиции:
"Род князей Голицыных",
"Н.Б. Голицын - музыкант, аранжировщик, переводчик, писатель",
"Н.Б. Голицын и русские композиторы",
"Н.Б. Голицын - участник трех военных кампаний",
"Ю.Н. Голицын - музыкант, композитор, дирижер",
"Ю.Н. Голицын и Рахманиновы".
Голицыны - один из знатнейших дворянских родов России. Основатель рода, князь Патрикей, приехал в Москву из Литвы в 1408 г. с детьми и внуками. Фамилия Голицыны пошла от прозвища "Голица" (кожаная рукавица), которое получил внук Патрикея, Михаил. В 5-ом поколении от Патрикея род разделился на 4 ветви, 3 из которых существуют в настоящее время. Частью экспозиции является серия портретов наиболее известных Голицыных, выполненная мичуринскими художниками.
Князь Николай Борисович Голицын (1794-1866) окончил Пажеский корпус в 1810 г. Здесь талантливыми педагогами преподавались не только профилирующие военные дисциплины, но и общеобразовательные, в том числе и музыкальные. По окончании учебы Николай Голицын был направлен в армию. Но военная карьера не привлекала его, сославшись на плохое здоровье Голицын подал в отставку и занялся изучением гуманитарных наук и искусств. В 1812 г., после вторжения армий Наполеона, Николай Борисович добровольно вернулся в армию. Князь геройски проявил себя в войне 1812-15 г.г., был неоднократно ранен, награжден орденами св. Анны и св. Владимира 4-й степени, шпагой с золотым эфесом. В жизни Н. Б. Голицына 1820-е годы были несчастливыми. Смерть близких (1822 г. - отец, 1823 г. - первенец-сын Александр, 1824 г. - мать), разорение.
Сестра, Татьяна Борисовна Потемкина, выкупила для него село Богородское в Новооскольском уезде Курской губернии, ставшее князю пожизненным пристанищем.
С 1826 г. Николай Борисович служит на Кавказе. Военная служба сменяется гражданской, в 1832-35 г. Голицын - чиновник министерства финансов. После отставки в 1835 г. живет в Богородском, занимается музыкальной и литературной деятельностью.
Во время Крымской войны 60-летний Н. Б. Голицын организовал из крестьян отряд добровольцев, получивший наименование "Новооскольской 45-й дружины" и в составе Курского ополчения отправился в Севастополь. Вскоре в Крым добровольцами прибыли его сын Юрий и 10-летний внук Евгений. Сражались дружинники героически. Весной 1856 г. воюющие стороны заключили мир, и князь возвратился домой в Богородское.
Изданная в 1858 г. в Берлине работа Н. Б. Голицына "О возможном соединении Российской церкви с Западною без изменения обрядов православного богослужения" привела к домашнему аресту князя. Благодаря общественному мнению и ходатайствам друзей и родственников наказание отменили, но негласное наблюдение осталось, имя Николая Борисовича замалчивалось. Осенью 1866 г. Н. Б. Голицын простудился, хорошего врача в окрестностях Богородского не оказалось. Князь Голицын умер 23 октября (4 ноября) и был похоронен в Святогорской усыпальнице (г. Славяногорск Донецкой области).
Любовью к музыке пронизана вся жизнь Н. Б. Голицына. Он был одним из основателей русской школы игры на виолончели. "Очень хороший виолончелист" - говорил о Голицыне М. И. Глинка. Николай Борисович часто выступал с концертами, доходы от которых шли на благотворительные цели. Еще Голицын прославился как музыкальный критик, создавший ряд блестящих критических статей. С Бетховеном, которого Николай Борисович считал одним из гениев современности, князь переписывался 4 года. Голицын оказывал композитору материальную и моральную поддержку, несколько сочинений Бетховена посвящены Н. Б. Голицыну. Последовательная музыкально-пропагандистская деятельность Голицына принесла плоды: музыка Бетховена заполнила концертные залы и салоны России. Как литератор Н.Б. Голицын известен историческими статьями и мемуарными очерками о войне 1812-15 г.г. и 1853-56 г.г., переводами И. Козлова и А. Пушкина на французский язык, богословскими работами о проблеме соединения православной и католической церквей.
В Козлове и уезде Николай Борисович бывал в 1823 г. и 1859-60 г.г. (в период козловской ссылки сына Юрия).
[547x400]Юрий Николаевич Голицын (1823-1872) по окончании Пажеского корпуса служил в Харькове чиновником для особых поручений. Там он встретил Екатерину Николаевну Бахметьеву, ставшую его женой. С ней князь приехал на Тамбовщину, в свое имение Салтыки. Все свободное время Голицын отдавал музыке, создавая хор из одаренных крестьян. Помогал ему сосед по имению Аркадий Александрович Рахманинов, дед великого композитора. Замечательный хор, с которым Юрий Николаевич выезжал в Англию и Германию просуществовал с 1842 по 1857 г.г. Хор был распущен из-за недостатка средств, но хормейстерская деятельность Голицына продолжилась в Дрездене.
За границей Юрий Николаевич узнал о герценовском "Колоколе", стал переписываться с А.И. Герценом. Следствием переписки стала высылка Ю.Н. Голицына в 1859 г. в Козлов под надзор полиции. Здесь Юрий Николаевич выступает с концертами. Жизнь в провинциальном Козлове наскучила князю и в 1860 г. он без паспорта бежит в Лондон. Вновь продолжается концертная деятельность, выступления хора и оркестра под управлением Голицына с большим успехом прошли в Англии, Ирландии, Шотландии.
Несмотря на успехи и популярность, Ю. Н. Голицына тянуло в Россию. Письмо на имя императора с просьбой разрешить вернуться на родину получило положительное решение. Князь Голицын поселился в Ярославле, вновь создал хор и с большим успехом гастролировал по стране. Умер Юрий Николаевич в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре.
Восьмая экспозиция - переменная. Она посвящена литературе и ориентирована, в основном, на школьников.
[533x400]Экспозиционный комплекс
"Музыкальная история Козлова и уезда в конце XIX - начале XX в.в."
Экспозиция рассказывает о развитии в Козлове музыкальных традиций, заложенных князьями Голицыными. В 1881 г. в Козлов приехал профессор Александр Дмитриевич Кастальский, ученик С. И. Танеева и П. И. Чайковского. До 1884 г. он преподавал в музыкальных классах, открытых при железнодорожных мастерских, организовывал железнодорожный хор и оркестр. В свое имение в Козловском уезде приезжал и Алексей Николаевич Верстовский. В экспозиции отражено пребывание в Козлове Сергея Васильевича Рахманинова, навещавшего отца.
В связи с потребностью в серьезном музыкальном образовании в 1909 г. в Козлове открылась музыкальная школа с шестилетним обучением, а в 1918 г была открыта консерватория. Ее директором стал военный капельмейстер М.Е. Зельдин (отец известного актера В. М. Зельдина). Консерватория в 1919 г. была преобразована в музыкальную школу, ставшую в 1933 г. музыкальным училищем. Среди преподавателей училища надо отметить Василия Петровича Рахманинова, племянника знаменитого композитора. Из выпускников училища наиболее известны народный артист России М. Г. Киселев, солистка Всесоюзного радио и телевидения К. Л. Константинова, народный артист Украины В. А. Мызников, педагог и дирижер института им. Гнесиных А. Б. Поздняков. Заложенные в XIX веке музыкальные традиции в настоящее время продолжают три мичуринские музыкальные школы.
Литературная экспозиция литературно-музыкального музея.
В литературной экспозиции представлено более сорока писателей и поэтов, жизнь и творчество которых связана с Козловом и Козловским уездом. Открывает этот ряд первый тамбовский писатель, уроженец с. Никольское, Петр Михайлович Захарьин, автор "Арфаксада", "Нового синопсиса", поэмы "Пожарский" и других произведений. Известность Захарьина началась со знаменитой речи, произнесенной в 1786 г. по случаю открытия народного училища в Тамбове. Выступал писатель по предложению тогдашнего тамбовского губернатора Г. Р. Державина, речь Захарьина была неоднократно напечатана в Москве, литератора пожелала увидеть императрица Екатерина. Органичным продолжением экспозиции является рассказ о поэте и губернаторе Г.Р. Державине, посещавшем Козлов в 1787 г. для знакомства с городом. Державин особо интересовался работой малого народного училища, открытого при его содействии. Далее посетителям музея предлагаются материалы о переводчике и издателе Иване Герасимовиче Рахманинове. Будучи владельцем с. Казинка Козловского уезда, Рахманинов открыл здесь типографию, где печатались журналы и книги, в том числе и собрание сочинений Вольтера. В Казинку к Рахманинову приезжал знаменитый баснописец И. А. Крылов.
В экспозиции музея много материалов о связи семейства Пушкиных с Козловом и Козловским уездом. В XVII веке козловским воеводой был пращур А.С. Пушкина - Петр Желтоух. В Козлове служил старший сын поэта - Александр, полковник Нарвского гусарского полка. Дочь А.С. Пушкина, Мария здесь познакомилась со своим мужем, Николаем Владимировичем Быковым, племянником Гоголя. В настоящее время в Мичуринске живет 4-е и 5-е поколение Пушкиных - профессор Мичуринского государственного аграрного университета Галина Северьяновна Усова и три ее сына. И, наконец, решение суда, проходившего в 1832 г. в Козловском уезде по поводу тяжбы помещиков Муратова и Крюкова, использовано Пушкиным во второй главе "Дубровского".
Уроженец Тамбовской губернии, писатель Александр Иванович Левитов, приехал в Козлов в поисках заработка в 1875 г. и преподавал здесь до 1877 г. Другой известный писатель, Александр Иванович Эртель, жил и работал в Козлове и уезде в 1860-е и 1890-е г.г. Пребывание на тамбовской земле дало писателям богатый материал для литературного творчества.
С козловской землей связаны имена писательницы-публициста Ольги Алексеевны Новиковой; ее сына, Александра Ивановича, писателя и публициста, бывшего шесть лет земским начальником в Козлове; Сергея Николаевича Терпигорева, писавшего под псевдонимом С. Атава и посвятившего ряд своих произведений Козлову и Козловскому уезду.
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский также почерпнул материалы для своих произведений во время пребывания в Козлове. Константин Александрович Федин с 1908 по 1911 г.г. учился в козловском коммерческом училище, в это время впервые испытал тягу к литературной деятельности, впоследствии в романе "Необыкновенное лето" описал Козлов. Детский писатель Владимир Григорьевич Шмерлинг родился в Козлове в семье провизора в 1909 г., окончил Козловское коммерческое училище.
В экспозиции музея также представлено пребывание в Козлове И. А. Бунина, С. Я. Алымова, А. С. Новикова-Прибоя, С. Я. Маршака, М. В. Исаковского, М.А. Белаховой, Г. Н. Троепольского и др. Нашла отражение в залах музея и современная литературная жизнь Мичуринска.
Помимо рассказа о музыкальной истории Козлова - Мичуринска, экспозиция знакомит с зарождением и развитием музыкальных инструментов.
Источник фото
Источник фото 2
Источник фото 3
Источник информации
Точка на карте