"Понятие сознания было введено стоиками как со-знание - высшее, общее знание о нашем "Я", сопутствующее всем частным ощущениям и впечатлениям" с. 722
Сознание может быть представлено как:
1) душевная жизнь или "непосредственное переживание" - "потенциальная основа и постоянный субстрат двух остальных" (с. 733);

2) предметное сознание (ПС);
3) самосознание (СС) "... в самосознании нет двойственности между сознающим и сознаваемым, и наше "я" не противостоит нам как предмет, на который мы направлены; напротив, сознание нашего "я" и есть не что иное, как его простое переживание. Мы сознаём наше "я", поскольку есмы "я"..." (с. 729)
Последние два образуют сферу "духовности" в области душевной жизни (с. 732). "суть не проявления, так сказать, чистой субстанции душевной жизни как таковой, а усложнённые, производные явления, выражающие взаимодействие душевной жизни с областью, лежащей за её пределами (вневременной идеальной стороной бытия)" (с. 732).
"душевная жизнь есть прежде всего реальная сила и лишь производным образом идеальный носитель сознания" (с. 735)
"переживание или непосредственное бытие"... "есть более существенный и первичный признак душевной жизни", ... "чем момент сознания" (с. 735)
"В качестве чистой жизни, бытия, силы, действенности, душевная жизнь есть актуальная, так сказать, готовая, относительно самоутверждённая реальности. В качестве же сознания она есть лишь потенция, возможность, как бы зародышевое состояние или сырой материал для реальности, которую она может приобрести лишь извне, через приобщение себя к актуальности духа" (с. 736)