[283x294]
С 29 января парижский Дворец спорта (Palais des sports) дважды в день дрожит и сотрясается от аплодисментов. Там проходит мюзикл «Клеопатра: последняя царица Египта». Проходит с большим успехом: все афиши мюзикла разрисованы сердечками и расписаны похвалами артистам типа: «Меди – ты лучший!», «Браво, София» или же «Амели, мы тебя любим!» Впрочем, несмотря на такое признание, нам посчастливилось купить билеты со скидкой в целых 40 евро на сайте fnac.fr. Зарядив батарейки и вооружившись фотоаппаратами, мы двинулись к Дворцу спорта. И прямо на входе опешили, прочитав объявление: «В зале строго воспрещается фотографировать со вспышкой и без, а также снимать на видеокамеру. Нарушители будут удалены из зала». «Плевать, - сказал воспитанный в строгих французских традициях Арно, - все равно будем фотографировать». Наконец-то обрусел, отметила я про себя.
Парижский дворец спорта вмещает всего 4 600 человек. После Stade de France, рассчитанного на 80 000, это не Дворец спорта, а какой-то дворчик: маленький, уютный, с множеством секторов. Молодая билитерша выхватила наши билеты из рук Арно у дверей зала и понеслась с ними, аки Данко, указывая дорогу. Дорога оказалась недлинной – метров пятнадцать от входа, но девушка, остановившись у наших мест, нисколько не стесняясь, потребовала на чай. Дали ей на чай и решили, что теперь фотографировать будет спокойнее. Кстати, в начале спектакля еще раз объявили, что все съемки запрещены, потому что (внимание, формулировка!) «это мешает артистам». Да, а что вы думали, артисты не привыкли к фото- и видеокамерам, они стесняются!
Мюзикл начался. Сюжет его охватывал период с 51 по 30 гг. до н.э., т.е. с момента наследования 17-й летней Клеопатрой египетского престола и до ее смерти. В роли Клеопатры была 24-летняя София Эссайди (Sofia Essaïdi) марокканского происхождения, замеченная режиссером и хореографом Камелем Уали (Kamel Ouali) в третьей «Звездной академии», аналоге «Фабрики звезд». Сам Камель по происхождению алжирский кабил, вырос в многодетной семье, с детства увлекался танцами, потом участвовал в постановке двух мюзиклов и третий поставил самостоятельно, а «Клеопатра» - его четвертый мюзикл и первый мюзикл во Франции, где главную роль исполняет женщина. Поговаривают, что между режиссером и актрисой – безумная любовь. Источником слухов послужило высказывание самого Камеля на генеральной репетиции мюзикла: «Если бы София не победила на кастинге, я бы не смог отдать роль кому-то другому. Потому что этот мюзикл я написал для тебя, София!» После чего они смачно поцеловались в губы.
Но вернемся к мюзиклу. Кроме роскошных костюмов и постоянно меняющихся декораций, были и оригинальные элементы, ранее мною в мюзиклах не замеченные. Например, полузеркальный пол сцены, отражающий все движимое по ней и недвижимое.
[700x523]
Декорации менялись практически перед каждой новой песней, костюмы, соответственно тоже. Частью декораций были огромные золотые статуи жрецов,
[699x529]
статуя самой Клеопатры высотой чуть ли не во всю сцену,
[700x524]
трон Клеопатры, на котором она выехала на сцену,
[700x521]
две огромные, предположительно металлические, конструкции в виде изображения Цезаря и Клеопатры, передвигаемые по сцене танцорами с помощью системы рычагов,
[699x525]
роскошный корабль, на котором, по сюжету приплыла Клеопатра покорять Марка Антония
[699x519]
Кроме этого, в постоянном использовании был экран на задней части сцены. На нем проектировались изображения то египетских фресок,
[700x525]
то греко-римского храма,
[699x428]
то каких-то символов и знамен,
[700x523]
а то по экрану проскакал тигр, распугивая толпу.
[699x476]
В спектакле кроме 7 актеров, участвовали 18 профессиональных танцоров и циркачей, отобранных из 2000 кандидатов. Среди циркачей были акробаты, жонглеры, воздушные гимнасты. Они исполняли упражнения на корд-де-пареле, корд-де-воланах, пластические этюды и являлись неотъемлемой частью танцевальных постановок, разнообразя их сальтами и фляками.
[700x483]
[700x525]
А в конце спектакля, когда артисты вышли на поклон, одна их участниц непонятно к чему выполнила упражнение с лентой из художественной гимнастики.
[700x525]
Кроме самой сцены использовались также боковые подмостки с обеих сторон сцены. На правом Клеопатра разбиралась с каким-то римлянином и дала ему звонкую пощечину под аплодисменты зала, а на левом передала своего ребенка верной служанке.
[699x531]
Кроме того, вот такие приведения бегали по проходам в зале. Это римские сенаторы, недовольные поведением Цезаря, устраивали против него заговор. Трое из них остановились прямо напротив меня и начали молча махать руками и потрясать кулаками. Я уже подумала, почему же они не используют микрофоны, закрепленные у них на голове, как они все разом гаркнули в эти микрофоны прямо мне под ухом: «La guerre!» («Война!»).
[699x528]
Но самым оригинальным эффектом была левитация. В разных частях спектакля летали и парили в воздухе почти все. Копперфилд бы позавидовал такому масштабу. Но реквизит использовался далеко не Копперфилдовский, и, присмотревшись, можно было легко понять технику полетов: под одеждой актеров закреплялись специальные пояса, и к ним с двух сторон крепились тросы. Только вот ловить эти полеты фотоаппаратом было непросто, потому что, во-первых, летали они в относительной темноте, а во-вторых, с должной скоростью. Но вот, как пример, полет Клеопатры, влюбленной в Марка Антония. На невидимых крыльях любви она так и кружила по сцене, периодически опускаясь ему в руки.
[428x567]
Еще один неожиданный эффект: ближе к концу спектакля, когда на руках у Клеопатры умер Марк Антоний,
[700x537]
посреди сцены поднялась часть пола, вырезанная в форме круга, и под ней обнаружилась большая лужа. Я подумала, что это разверзся ад и сейчас примет в себя души всех грешников, начиная с только что почившего Марка Антония, но потом прочитала, что, оказывается, это была лужа слез самой Клеопатры, которую она наплакала после смерти любимого.
В эту лужу тут же залезли два мужика, и начали там обниматься
[699x515]
и купаться, хотя воды в ней было всего по щиколотку. Конечно, артистам надо было освежиться, шутка ли прыгать и танцевать на протяжении 2,5 часов всего с одним перерывом, и тут уж неважно, вода ли в луже или чьи-то слезы…
[700x521]
Верная служанка Клеопатры, толстуха Хармеон принесла Клеопатре змею. Хотя некоторые историки утверждают, что яд Клеопатра хранила в шпильке, и обосновывают это тем, что одна змеюга не могла умертвить сразу троих людей: Клеопатру и двух ее служанок – яду бы не хватило.
[700x525]
Потом служанка спела и утомилась, и тоже пошла освежиться.
[700x525]
Тем временем, мертвый Марк Антоний возлежал в своем гробу в окружении скорбящих.
[700x525]
Когда Клеопатра почила, ее тело и тело Марка Антония одновременно подняли верные слуги, и они оба предались левитации. Правда, Марка Антония на этот раз как-то неправильно закрепили, и он левитировал вниз головой. Так они улетели каждый за свою кулису и спектакль закончился.
[700x525]
А вот главные герои действия. Клеопатра и Цезарь.
[700x525]
[700x521]
[699x525]
Клеопатра, Цезарь и Птолемей
[700x533]
Клеопатра и Октавий
[699x528]
Октавий и Октавия
[700x525]
Клеопатра и Марк Антоний
[700x525]
Они же, влюбленная парочка
[424x567]
[436x567]
Клеопатра – королева оргий
[700x525]
Это все. Фотографа не бить – снимаю, как умею:-)