Храм Иоанна Богослова в селе Красное Новой Москвы имеет интересную историю до октябрьского переворота, и об этом рассказано во многих источниках, но о том, что происходило там в 1990-е годы, когда тот храм вновь открылся (в нём был дом культуры, спортзал, типография и даже жилые помещения), нам расскажет художник-живописец Анна Ягужинская, проработавшая там 8 лет при самом первом настоятеле.
- Здравствуй, Анна, не терпится услышать твой рассказ о том времени, когда ты работала художником при храме Иоанна Богослова в селе Красное Новой Москвы. Расскажи нам, пожалуйста, о том, с чего вся эта твоя эпопея начиналась.
- Здравствуй, Ари. Очень рада твоему интересу к тому сложному периоду жизни храма Иоанна Богослова в селе Красное тогда ещё - Московской области, Подольского района, а теперь уже - Москвы, хоть и "новой". Это случилось в 1992-м году, когда я пришла на 1-й курс Московского Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. В ПСТГУ были знающие, интеллигентные преподаватели, сильные специалисты, профессора, мне очень нравилось там учиться, и было там много интересного. Училась я там 6 лет – с 1992-го по 1998-й годы.
- А почему ты выбрала именно этот вуз?
- Всё просто, Ари. Я могла бы изрядно покритиковать институт Сурикова, но не буду, потому что даже если бы мне бы удалось его закончить, то я бы там получила… образование, а, вот, в ПСТГУ я получила… профессию! Это важно, но дело не только в этом. Вуз для верующих, православных людей, а я верую и задумала расписать храм, а в те годы они массово восстанавливались из руин, поэтому и решила там научиться монументальной живописи (фреске), а церковь я уже присмотрела.
- Анна, а как ты попала на работу в эту церковь?
- В 1991-м году друзья привели меня в сельский храм, где я познакомилась со священником, Михаилом Дмитриевичем Тараном, который и стал потом моим работодателем и непосредственным начальством. Оказалось, что он ещё и учился со мной в одном вузе. Прежде, чем брать меня, слишком юную, на работу, этот священник советовался со знающими людьми, а те сказали, что мои работы, которые они видели, достойные, и рекомендовали ему взять меня на работу, и тот принял меня на должность художника в свой храм. Так я стала работать в церкви Святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в селе Красное Новой Москвы.
- И как ты начинала? Ведь в 1992-м году храм был почти в руинах! И мастерская у тебя не сразу появилась...
- О да! Прежде, чем приступить к основной работе, я прошла через многое, так как поначалу, меня не хило эксплуатировали. Я чистила подсвечники, мыла полы в храме, принося воду в вёдрах с колодца, не только для этого, но и для купели, чтобы крестить, и это было очень тяжело, так как колодец был не близко. К тому же, я помогала на, так называемых, "требах" (мы вместе крестили, очень часто отпевали, изредка венчали, освещали квартиры и автомобили…), пела и читала на клиросе, иногда читала шестопсалмие, даже пару раз читала Апостол(!) и ездила по всяким поручениям. Кроме того, «работали» и обе моих бабушки. Поскольку мы жили рядом с институтом, они кормили батюшку пирогами, всячески его задабривая, чтоб он платил мне лучше. Словом, моя семья много сделала для того, чтобы получить там ещё и мастерскую. Мама поспособствовала. Объяснила настоятелю, что работа в "проходном дворе", то есть, на общей территории, вредит делу. И мне вскоре выделили, предварительно отремонтировав, помещение, превратившееся в светлую, красивую студию с большим окном и жилой частью, где можно было мыться, готовить и спать, двухкомнатную квартиру, по сути.
- Время-то было неспокойное – лихие 90-е. И как ты ухитрилась проделывать столь сложную работу в то время, как многие прошли через обнищание, крах всех планов и опасности!..
- Я была юная, многого не понимала, и мне море было по колено. Я ещё не осознавала того, насколько тяжёлое время, в котором я жила тогда и то, насколько тяжёлая меня ждала работа. Я тогда этого не понимала и была уверена в том, что я справлюсь. В той деревне было относительно тихо. Туда почти не докатывалось всё то, что творилось в Москве. Но нищета была ощутимая. В церкви на каноне только половины буханок и лежали. Редко, кто пирожки испечет с домашним вареньем и принесёт… а так – луковица, небольшой кочан капусты, сухари, иногда маленький пакетик дешёвой карамели, да и всё… Однако, очень интересным было то время! Мои 1990-е… Творческим был этот период, и я много училась. Световой день посвящала живописи, вечер - рисунку, композиции. Штудировала гипсовые слепки, части тела, скелеты и обнажённую модель. А также, много копировала работы старых мастеров, пыталась изучать анатомию, перспективу, технологию, хотя у меня плохая память, и я быстро забываю всё, что читаю, к сожалению. Ходила на занятия к моему дорогому Наставнику, Михаилу Николаевичу Гребенкову. Я всегда, помимо моей учёбы в Краснопресненской Художественной Школе и Театрально-Художественном колледже (по первому образованию я художник кукольного театра), и ПСТГУ занималась в частных мастерских у художников. Этот пожилой художник, тоже ветеран В.О. войны был очень хороший, сильный педагог, и я обязана ему всем. Михаил Николаевич, преподавал у нас в вузе, и, заметив то, что я - перспективный ученик, стал заниматься со мной отдельно у себя в мастерской с другими учениками, но бесплатно. И я с 1992-го по 1995-й годы два раза в неделю ходила к нему в студию. Рисовала непрерывно. Учиться было интересно, и я любила этот процесс. Закрепила я тогда свои знания и умения, давшиеся мне в предыдущей студии. Рисовать я стала значительно лучше, так как там я получила очень хорошую школу. Но перед отъездом в деревню при храме, собиралась получить от Наставника напутствие перед летом. Звоню, звоню, а он не отвечает. И вдруг мне позвонили… Преставился мой незабвенный Учитель. Во всём мире стало темно, солнце погасло… Уходят последние носители старой школы, а с ними и высокое мастерство. Рвутся последние нити, связывающие нас с этой самой старой школой рисунка и живописи. На отпевании горевали все его ученики… Он мог бы создать свою школу, но теперь никому не нужно настоящее искусство. Мне очень повезло в том, что Господь дал мне Учителей. Однако я решила не унывать, а быть счастливой. По совету друзей стала посещать очень интересную студию, которую вели не заурядные художники, так как нуждалась в творческой обстановке. Там была настоящая богема, «приют свободных артистов». Творчество сопровождалось музыкой старого доброго русского рока. - Анна улыбнулась своим воспоминаниям.
- В 1992-м году, ближе к лету, работа действительно, хорошо пошла, что называется. Дело сдвинулось с мёртвой точки, и по "сватовству", тогда ещё живого Михаила Николаевича, к нам пришёл очень хороший архитектор по имени Марк. Он предупредил меня о том, что работать нужно быстрее, так как этого священника могут перевести в другой храм. Как в воду глядел. Он разработал проект "барабана" и купола храма, так называемой "главки". И вот, в 1995-м году на церковь Иоанна Богослова возвели эту самую главку. Варили каркас для главки монтажники-высотники с Украины. Два мужичка, а к ним, конечно же, батюшка присоседился. Он всегда работал наравне со всеми, так что всё там было сделано его руками. Когда закончили делать арматуру, мелкий и лазучий украинец выбрался, а батюшка, бывший покрупнее, застрял в каркасе купола на головокружительной высоте и выбраться не может. Стоящие внизу, изощрялись в остроумии по поводу того, что его теперь только по частям извлечь смогут. Удалось его освободить из плена лишь после того, как мне пришла в голову мысль распилить площадку, на которой они стояли, и спустить его внутри церкви.
Поскольку с техникой безопасности у нас было не то, что плохо, а вообще никак, народ наш так и сыпался с лесов, а также, калечились и гибли в других отраслях стройки. Один белорус зачем-то вставил точильный камень в циркулярную пилу. Диск разорвало, и снесло несчастному пол-лица. В больнице его, иностранца, долго держать не стали и выписали, не долечив. Вернувшись на родину, он скончался, и его родные подняли бучу. Это, правда, было уже в 1999-м году, и с этого начались у нас большие неприятности, закончившиеся счастливыми переменами в моей жизни, но об этом сегодня уже рассказывать, наверно, не буду, так как у нас разговор именно о восстановлении храма Иоанна Богослова в селе Красное.
Вскоре, ещё в 1992-м году я написала три иконы: «Спас нерукотворный», двухметровую «Святую Троицу» и, это уже году в 1993-м, вроде бы, «Георгия Победоносца», а также, были написаны, вырезанные из досок силуэтами, Предстоящие у распятия Богоматерь с Иоанном вместо тех, что там были, но теперь моих предстоящих там уже нет, и старых, страшных, вернули на место, а куда сгинули мои - неизвестно. Там мало, что сохранилось из моего...
В те годы эти места были довольно-таки дикими, и добираться туда приходилось на перекладных. Ездила я в пригородном автобусе от метро Тёплый Стан по Калужскому шоссе, «дороге смерти», где «на дорожных столбах венки, как маяки», укоренившийся у нас, южный обычай ставить памятные знаки на местах аварий. Их там полно. Многих погибших там знала лично. Помню эту дорогу зимой. Автобус скользит, водила пьяный, тьма кромешная, фонарей нет, снеговая пустыня, холодно… Был 1996-й год. Работала я тогда очень много. Сама делала под фреску известковый раствор. Иногда мне приходилось самой мешать его лопатой(!). А я была тогда очень худенькая и слабенькая! Ручки тонюсенькие! И песок для раствора тоже сеяла я. У меня тогда уже была превосходная иконописная мастерская. Помещение обогревалось с помощью русской печи. Колоть дрова не умела, поэтому заталкивала в печку целые поленья. Печь была большая, но из-за широкого окна, дом плохо держал тепло. Подтапливала обогревателем. В лютые морозы всё равно зябла в валенках и овечьей душегрейке. Поэтому ставила под ноги плитку, когда работала, сидя. Однажды на плитку упал пакет с ветошью и, конечно, загорелся. Ужинала в соседней комнате, а помещение заполнялось дымом. Когда, наконец, сообразила, в чём дело, под столом уже полыхало пламя. Схватив ведро, плеснула водой на плитку. Замыкания, слава Богу, не было, но плитку пришлось выбросить. Кроме должности: «Художник-иконописец», делала гораздо больше. Прежде всего, фреску, а также, проекты архитектурных сооружений, эскизы к вышивкам на облачениях, к резьбе по дереву, занималась общим оформлением храма. Планов громадьё было!
- Анна, но ты же была юной, красивой девушкой! Неужели тебе не хотелось, кроме целей и задач, обычных житейских радостей?
Анна задумалась, подняв глаза к небу, припоминая что-то, а затем улыбнулась и сказала:
- Конечно, я, ведь, не деревянная, и ничто человеческое мне не чуждо. Я люблю двигаться под музыку, бывало, посещала клубы. После тишины обителей грохот музыки оглушал. Мы с друзьями любили всей гурьбой выезжать на пленэры, писать этюды, а потом петь песни у костра под гитару, жаря на костре хлеб, яблоки или помидоры.
Говорили, в основном, об искусстве. Как правило, мы проводили время за творчеством. Впрочем, как и сейчас. Собираемся и рисуем вместе. Либо пишем натюрморт, либо портрет, либо фигуру костюмированную или обычную обнажённую модель. Иногда рисуем по очереди друг у друга кисти рук или ступни ног. Я бы глаза порисовала, даже гипсовые глаза Давида себе купила, чтобы тренироваться… Время-то дорого стоит. Хорошенького понемножку. «Делу время, потехе час», как говорится. Не знаю, как это, «проводить время», читать ради удовольствия от процесса, играть в игры. Не знаю и того, что такое скука. Это ощущение мне не знакомо и не понятно.
- Ты была девушкой серьёзной...
- Не то слово! - смеясь, отвечала мне Анна, - я всё время рисовала или изучала технологию, композицию и прочие премудрости профессии. Живя в деревне, я упорно работала по досконально изученной мной программе Императорской Академии Художеств в Петербурге. Сначала, так же, как и в воспитательном училище при Академии, тренировала руку и глаз упражнениями. Рисовала идеально круглые окружности, причём так, что, вот, смотришь на дно кружки, окружность рисуешь, а потом в этот кружок ставишь эту кружку, и совпадает идеально. Или спичку берёшь, и глядя на неё, прямую линию рисуешь, а потом спичку приложишь – длинна один в один! Вот так тренировались. После этого углублённо штудировала натуру. Повторяла то, чему училась, но уже с более глубоким пониманием. Руки, ноги, носы, уши, глаза, рты рисовала свои и чужие, гипсовые тоже, конечно, у меня много этих рисунков фрагментов человека, всяких конечностей накопилось…
- Учась и работая одновременно, ты, наверное, очень уставала?
- Ещё бы! Это тяжело было сочетать. Некоторые лекции в ПСТГУ шли у нас без перерыва одна за другой, и однажды, заснув на одной лекции, слушая сквозь сон, проснулась тогда, когда уже другой преподаватель читал вторую лекцию, в которую удивительно плавно перешла предыдущая, - смеясь отвечала мне Анна.
- Хорошо ли ты училась в этом своём ПСТГУ?
- Ну, не очень. Не то, чтобы плохо, но и не так, чтобы хорошо. Преподаватели завышали мне оценки, видя мою старательность. Они были добрыми людьми и смотрели сквозь пальцы на мои несовершенства. Тяжёлым (особенно для тугодумов вроде меня) был период сессий. Эти экзамены и подготовка к ним здорово выматывали. Волновалась так, чуть ли не падала в обморок от ужаса в ожидании момента выбора билета.
- А вот, эти твои «знаменитые» первые фрески, на алтарной преграде, расскажи о них.
- Роспись алтарной преграды была моей первой фреской в этом храме, но не первая по факту, так как была у меня ещё и пробная фреска "Преображение Господне на горе Фавор", курсовая работа в институте (не знаю, что с ней теперь). Так что, до этого трёхметровую фреску я уже писала, не считая нескольких маленьких, тоже учебных. Но эта фреска на алтарной преграде была самой большой. Там были фигуры Иисуса Христа и Богородицы в полный рост, Херувимы, Иоанн Богослов и Иоанн Креститель, а вокруг – вольный орнамент.
Это было летом 1996-го года, и работа была мучением! Раствор-то мне наложили трое помощников, но очень большая была площадь нанесения фрески, а начальник (о. Михаил Таран) меня торопил. Пришлось работать более суток без отдыха, всю ночь (одна в храме, испуганная, как Гоголевский Фома Брут), до рассвета. Проснулась часам к пяти вечера и тут же пошла на колонку отмывать кисти и всякие ёмкости для красок, а затем фотографировала фреску. После этого, над моей скромной персоной сгустились тучи. Фреску мою, написанную свободно, в духе Феофана Грека (особенно Херувимов, Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова), народ, мягко говоря, не понял. Кто-то грозился эти мои фрески сбить. Однако специалисты меня поддерживали и хвалили эту работу.
- Ты, наверно, со многими интересными людьми тогда общалась, раз в таком вузе училась и такую профессию осваивала?
- Это - да! В 1993-м году в моей жизни появился большой мастер, Александр Давыдович Карнаухов. Он клал мозаики в Ватикане среди титанов Возрождения. Довелось побывать в чудесном оазисе Москвы - особняке семьи художника-гравёра Фаворского, знаменитом красном доме в Новогиреево. Показывали крупные, немного пожелтевшие от времени, графические листы (карандашные рисунки, калмыцкий цикл и наброски с обнажённой модели) Фаворского. Повезло мне в том, что сидела на самом лучшем месте - прямо перед самыми рисунками! Окунуться в мир этого дома - радость весьма великая! Дух художника поселился здесь навсегда. Довелось учиться иконописи с 1992-го по 1994 год и у незабвенной Ирины Васильевны Ватагиной, дочери известного анималиста и ученицы матушки Иулиании (Марии Соколовой). Ирина Васильевна успела многому научить меня. Я застала в живых и отца Глеба Коляду, слушала его лекции в цикле «Основы православного миропонимания» в университете на Моховой. Кстати, и отца Александра Меня мне повидать довелось. На острове Залед были на Псковском озере у Отца Николая Гурьянова в 1994-м году, и он ладошку ко мне приложил, слегка шлёпнув меня по лбу.
- Анна, а над чем ты работала дальше?
- Предстояла ответственная и трудная работа по убранству храма, но перед этим надо было разработать, так называемую, «вычинку». Выбрала для неё цвет кирпича, который бы хорошо смотрелся на белом. Сначала делала эскиз. Его утверждали архитекторы, так как без архитектурного образования, не могу сама проектировать церковные постройки. Потом мы эту вычинку красили, и тогда я поняла то, что очень боюсь высоты. Пришлось преодолевать этот страх. Но ценой этому преодолению стала зудящая экзема на руках и теле. Знающий человек сказал, что это нейродермит, сказал, какие таблетки принимать и мазать целестодермом. Помогло.
При этом, я готовилась писать на восьмерике в фальшь-окне над «абсидой», с востока, фреску, на которой должна была быть изображена Богоматерь Одигитрия…
- Анна, а что это такое – "Одигитрия"?
- Ну, это такой иконописный извод…
- Извод? Что это?
- Вариант канонического изображения. Итак, извод иконы Богоматери «Одигитрия» - это когда она с младенцем на руках, а на фреске внутри храма была изображена Богородица Оранта.
- Оранта? Как это?
- Это другой иконописный извод, когда у неё разведены руки, согнуты в локтях и раскрытыми ладонями вверх. Это она молитву возносит к Богу. Богородица же ходит по земле и помогает страждущим, вознося молитву к Своему Божественному Сыну. Вот. А Младенец при этом находится не в её руках, так как руки у неё заняты, а в мандорле…
- В чём?!
- Таком круге, как бы нарисованным на её омофоре спереди. Ну так вот. В этот раз я собиралась писать именно Одигитрию. Я всё это время делала эскизы и, так называемый, картон.
- На картоне, что ли?
- Да нет. Картоны - это не от слова «картон». Это итальянское слово. Означает конечный эскиз к фреске, но выполненный в натуральную величину и не в цвете, а в карандаше на тонкой бумаге, с которой изображение переносится уже на влажное, то есть, готовое к работе, интонако…
- Анна, а что такое интонако?
- Это последний, самый верхний и самый тонкий слой штукатурки, по которому уже пишется фреска. Это тоже итальянское слово, а на Руси это называли "накрывкой".
Ну так вот. Прежде, чем началось написание наружной фрески, образовалась целая партия из прихожан, бывших против того, чтобы «малолетке», доверяли такую важную работу. Я же была совсем молоденькая, студентка. А настоятель в меня верил, так как ему меня рекомендовал авторитетный человек, как я уже сказала. Волновались они зря. Фреска эта долгое время украшала тот храм. Писала я её на восточной грани восьмерика два дня. Мне помогали двое – батюшка, как обычно, и Геннадий Ефимов, алтарник, староста, завхоз и рабочий в одном флаконе. Хороший человек. Первый день я её верх писала – самую сложную часть, до пояса, а на второй день – низ. Геннадий штукатурку подготовил, а батюшке я даже колер и кисточку дала немного покрасить фон и позём. В девять часов вечера работа была закончена. Это была моя победа и одновременно перемирие с нашими прихожанами, относившимися ко мне критически. После написания фрески, храм стал таким красивым, что все им любовались. От свалившейся на меня славы, готова была провалиться сквозь землю. Но это продлилось не долго.
[145x210]
[121x247]
[179x230] фрагмент
- Анна, а нравилось ли тебе работать при храме?
- Ну, в общем-то, да. По крайней мере, там было очень интересно находиться! У нас была весёлая компания, мы пекли на костре картошку, жарили хлеб с помидорами, иногда даже – сердечки индейки. Свежий воздух, лес, где было полно грибов, ягод, речка Пахра, пруд хороший. Ко мне частенько и друзья из города приезжали, кстати, там был Святой источник, и каждое воскресение мы на нём обливались из вёдер троекратно, круглый год. Даже зимой. Мою подругу крестили в этом источнике. Тогда мы задумали грандиозный проект. Было запланировано строительство женского монастыря, художественной гимназии, где будут учить ещё и церковному искусству, иконописной, керамической и свечной мастерских. И всё это будет по моему проекту и оформлено мной. Думала, что распишу храм, напишу туда иконы, оформлю весь интерьер, ограду и территорию вокруг, крестильный храм построим, и его тоже распишу. Часовню строить начали... Мне были обещаны и стабильность, и работа до самой пенсии. Поэтому я и училась спокойно, а в каникулы мы куда-нибудь ездили, например, в Дивеево, где купались в Святом источнике, ходили по Канавке с молитвой, прикладывалась к мощам св. Серафима. В Псково-Печерский монастырь к архимандриту Зенону в мастерские ездили, потрудилась в Толгском женском монастыре и в иконописной мастерской на Соловках, что было очень хорошей практикой в профессии. На Соловецком подворье в Кеми моё имя записали в вечное поминание. Потом, на преддипломную практику в 1997-м году, поехала на Волгу, в Ярославскую область. Село называлось Богослово. Приехали в лагерь из нескольких рубленых изб, где жили члены общины, рожая там детей. Меня поселили в избу. Церковь восстанавливалась медленно. Внутри было очень холодно, сыро, отовсюду дуло, а железная печь почти не грела. Закончив, измерения, чертежи и рисунки, я выдохнула с облегчением. По возвращении - вновь студия, пленэры, песни под гитару... Прочитала о Сезанне, Ван Гоге, Тулуз-Лотреке и дневник Марии Башкирцевой. Сравнение с нею было не в мою пользу. Увидела то, насколько я не развита по сравнению с ней. Она знала языки, играла на фортепиано, много читала в 13 лет(!) серьёзные книги, как и Зинаида Гиппиус, чьи воспоминания прочту позже. А книги, которые они читали в отрочестве, мне не осилить и теперь! Потом ничего не поняла в книгах Кандинского «О духовном в искусстве» и Павла Филонова «Проповедь о поросли мировой». С большим трудом осилила фолиант Фаворского. Так и не осилила труд о композиции г-на Волкова. Читала Ростовцева, Радлова, Тютюнника, Перспективу Барышникова. Потом по совету Наставника еле одолела «Проблема формы в изобразительном искусстве» Адольфа Гильдебрандта и с большим трудом поняла смысл текста.
Хожу в студию, в конструктивистском здании, в красивом месте. Пришла туда ради вращения в творческом кругу. Мы писали странные натюрморты, похожие на мусорные кучи. Битые гипсовые бюсты, сухие цветы, часы без стрелок, поломанные игрушки, фарфоровые статуэтки без рук, старинные кофейники, утюги, и прочее.
Между тем, на работе снова несколько человек стали проводить против меня компанию, но мой «Спас Вседержитель» в алтаре вдруг «заплакал». Миро из него источалось. Это могло быть, конечно, не миро, а какие-то другие капельки, попавшие на икону, но это уже не так важно. Главное, наступило очередное перемирие, потому что, увидев это, люди попросили у меня прощение. Я сказала, что на них не в обиде и сожалею о том, что вызывала раздражение.
Ещё давно начала вырезать из сухого липового полена православную церковную скульптуру «Параскева Пятница». Плохие инструменты быстро тупились, и мои руки были все изрезаны. Шрамики у меня до сих пор. Вот, эти, беленькие – вот, вот, и вот. Эта скульптура предназначалась в храм, но вышло иначе.
Гениальный художник Ермолаев Игорь Николаевич, занявший место умершего Наставника Михаила Николаевича Гребенкова, учил меня работать на офортном станке, и мы с ним сделали линогравюру «Среди чужих». Находилась я тогда под впечатлением от его творчества и живописи второго нашего руководителя Ивана Константиновича Карамяна. Кроме студии, я ходила на занятия в университет Строганова штудировать обнажённую модель в общей сложности, года с 1998-го по 2010-й год.
И вот, пришла последняя весна в институте, и мы готовимся к диплому, но в марте солнышко начинает припекать, сверкать в ручейках талого снега и капели, а нас, юных и романтичных, начинает тянуть на улицу. Именно в это время особенно приятно ходить на этюды в старой Москве, районе Златоустовского, Колпачного, Подкопаевского и Трёхсвятительских переулков, Маросейки, Покровки, Яузских ворот или Кодашей пишем во двориках, на старых московских улочках. Старая дублёнка заляпана красками, после работы чай из термоса и перекус особенно приятны.
С Кодашами, где мы любили писать, у меня связано многое. Там у нас проходили занятия по академическому рисунку, живописи и композиции с незабвенным Михаилом Николаевичем. Сразу после них я шла в библиотеку Третьяковской галереи неподалёку, где копировала академические рисунки Иванова, Репина, Врубеля и Чистякова. Читала редкие книги о том, как учили в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. Читальный зал библиотеки, вероятно, раньше был гостиной или столовой в усадьбе, и там был лепной потолок с росписью. В старинных шкафах - фолианты в кожаных переплётах… в этом укромном месте в недрах тихого московского переулка недалеко от Третьяковки, доступ куда был разрешён далеко не каждому, поэтому там всегда было почти совсем пусто, тихо и особенно уютно. Когда библиотека закрывалась, я шла, в Третьяковскую галерею. Бывало, что вечер посвящала одному художнику. Например, с книгой «Живописная система Борисова-Мусатова» Кочик в небольшом зальчике картин Борисова-Мусатова внимательно изучала каждую картину: «У водоёма», «Призраки», «Изумрудное ожерелье»… до самого закрытия. Домой еду, стараясь, никуда, кроме старомосковских улочек, не смотреть, дабы впечатления не терять, читаю или украдкой делаю наброски с граждан. Поздний вечер провожу за мольбертом. Я тогда пыталась разработать, так называемую «систему самосовершенствования»(!), но это была не лучшая идея, поэтому ничего у меня и не получилось. Я была юной максималисткой, наивно мечтала о том, чтобы стать великим художником, и на слова мамы о том, что это «глупо и нескромно», отвечала так: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!», и думала, что, благодаря этой своей «системе», я добьюсь небывалых высот, но стала всего лишь рядовым в огромной армии живописцев.
Между тем, на работе при храме я вырезала из гипса (техника называется ганч) голову Иоанна Крестителя на блюде, и вышло настолько натурально, что прихожане пугались. Была занята учёбой, работой, но успела сделать немало творческих работ. Этот период можно было бы назвать самым лучшим в жизни, если бы не гораздо более счастливые дальнейшие события.
- Ты закончила учёбу в ПСТГУ в 1998-м году. Расскажи, как диплом-то защитила?
- Это воспоминание не лучшее в моей жизни. Моя дипломная работа оказалась, мягко говоря, слабоватой. Впрочем, у других ребят дела обстояли гораздо хуже. Но я, всё равно, переживала эту неудачу очень тяжело, тем более, накануне диплома «засветились» мои, так называемые, «ягужинизмы» – творческие работы, на коих изображены, выдуманные мной, существа, у некоторых из которых была женская грудь, или они обнимались, например.
Православные называют это «бесовщиной», хотя я с этим категорически не согласна. Если посмотреть на закат, то сразу думаешь о том, что наш Господь – великий Абстракционист, а если посмотреть на бородавочника или глубоководных существ, то сразу думаешь: «Господь – великий Сюрреалист!», но никто этих рыб, моллюсков или рептилий не называется «бесовщиной», потому что это – творение Божье, а творение Ягужинской – увы… Меня чуть, было, не отчислили перед самым дипломом. Еле спаслась! Человек 6-ть лет проучился, и мог остаться без диплома из-за своей оплошности. Пришлось письменно отрекаться от своих творческих работ. Эти перипетии повлияли на мою дипломную работу. Да я ещё и заболела в день защиты. Сначала мне показалось, что режется зуб мудрости, а это была, ни с того, ни с сего, в мае, сильная ангина. Я так плохо себя чувствовала, что еле выступала, и за диплом получила четвёрку. Мать воскликнула в ужасе: «Четвёрка за диплом! Это же всё равно, что двойка!», а я ей говорю: «Сейчас не те времена, не СССР, когда «три» пишем, а «два» в уме, а теперь двойка – это двойка, тройка – это тройка, четвёрка – это четвёрка…» Потом я лежала с этой ангиной, глотать из-за адской боли не могла совсем, и приходилось плевать в тазик. Даже керосин выпила по совету папы!
- И вот, ты закончила институт, и теперь у тебя началась свободная жизнь, без зубрёжки, семинаров и сессий...
- Да уж! Тяжело мне это давалось, поэтому я была просто счастлива, когда ПСТГУ окончила. И этот год – с мая 1998 по июль 1999-го был достаточно счастливым. Я только работала, и мне не надо читать конспекты и дрожать перед сессией. Однако, не долго продлилось это счастливое время. Всего лишь, один год и два месяца…
Следующей, после «Одигитрии», фреской были «Кирилл и Мефодий, учители словенския» на стене прогимназии «Пересвет» в Москве, которую я выполнила в августе 1998-го года. Увы, фреска оказалась с брачком. Подвели подольские пигменты.
Но и работа по обустройству церкви Иоанна Богослова и церковной территории, конечно же, продолжалась. У храма строили святой колодец. Для него разрабатывала маковку и крест, слепив их из пластилина. Их отливали в литейных мастерских на Калужском шоссе. Там, оказывается, работали выпускники ТХК, где я училась до этого, очень приятные люди, которым понравилась моя идея. Об этой моей работе даже было упомянуто в статье об истории этого храма. Начали строительство стены вокруг церковной территории, в нишах которой собиралась разместить ветхозаветные сюжеты, написанные в реалистичной манере. Мой папа нанялся туда работать сначала в столярке, потом построил кузницу, из пылесоса, сделал поддувало и ковал скобы для крыши. А крышу-то проектировала я – тоже из пластилина её лепила! Кроме того, я сделала интересный такой проект памятника в виде фрагмента часовни. На его фундаменте теперь звонница. Проект новой сторожки я делала, и мой отец возил его на работу и всем показывал «гениальную лесенку с дверкой», туалет я тоже придумала красивый, а не деревянный нужник в два очка, который там был. Кресты на могилы по моим эскизам там отливали. Много работы за этот год выполнила, скажу без ложной скромности! Церковь Иоанна Богослова в селе Красное, дала мне 8-мь лет трудового стажа по трудовой книжке, что было весьма ценно, так как устроиться на работу по специальности, да ещё и со стажем, художнику очень трудно.
- Анна, вот, ты упоминаешь о том, как там бывало неспокойно жить и работать, и ездить туда, например, о частых смертях... Хотелось бы узнать об этом подробнее. Я что-то об этом месте слышал. В газете, кажется, читал.
- Не хотела об этом рассказывать… Ладно, скажу, что называется, «не для протокола». Пусть это потом уберут при редактировании. Я опасаюсь выглядеть глупой, суеверной, злопамятной, но там, действительно, было что-то не то. Например, первый священник исчез, и теперь он неизвестно, где, второго (г-на Никандрова) к служению запретили, сейчас там третий, отец Кирилл Слепян. Посмотрим, что будет дальше. Почему я так говорю? Вот, приведу несколько примеров. Кровельщики, отец и сын работали, и вдруг этот сын (именно сын ) внезапно умирает, и прямо на крыше. И ни с того, ни с сего. Сердце остановилось, и всё... И это не одно происшествие. Про белоруса и точильный камень я уже рассказала. Кстати, это произошло уже летом 1999-го, что повлияло на дальнейшие события. У монтажника-высотника с Украины эпилептические припадки начались, и он вынужден был уехать, а его напарник начал выпивать, несмотря на то, что кодировался, и его уволили. Уже две бригады из-за этой проблемы выгнали. Третья бригада тоже была не идеальная – сачковать они умели. И там ещё и с двумя мужичками беда случилась. Рабочий с лесов полетел и весь переломался, другого машина сбила на Калужском шоссе насмерть. Раком болели люди там часто. Парень, наркоман, сын прихожанки, выбросился из окна, разбился насмерть, а её брат, парализованный гипофизарный карлик умер от рака печени. Потом, уже в 2000-х, у отца Михаила дочку убили, зарезали в лесопарке. Вообще, место неприятное. Я ещё ни разу не видела, ни тогда, ни сейчас, того, чтобы умирало столько местных, их родственников, знакомых и окружения. Кроме того, люди там постоянно то сходили с ума, то спивались или допивались до белочки, кончали с собой, вешались, от передозировки наркотиков гибли, тяжело болели или калечились. Животные там были злые – собаки норовили укусить из-под тешка, подкрадываясь сзади, гуси, индюки и козлы тоже вели себя агрессивно, а их, почему-то выпускали. Опасно было ходить по деревне. По обочине дороги идёшь, так как боковая дорожка вся в грязных лужах, а водители автомобилей норовят обрызгать или дверцей сбить. Водители автобусов любили детей или девушек прищемить дверями, или ребёнку двери не открыть, промахнув его остановку, про то, что они пьяными ездили, уже сказала. Несколько раз автобусы с моста в Десну летали. Там такое творилось! Я, честно говоря, ничего подобного ни до, ни после этого не видела. Собак я до этого не боялась.
Гораздо позже, уже годах в 2010-х, знающие люди меня просветили в том, что это место, прорезанное сетью шурфов, или штреков (?) - каменоломен, где добывали белый камень, является, так называемой, «геопатогенной зоной», где люди начинают вести себя неадекватно и часто происходят несчастные случаи - запивают закодированные алкоголики, случаются приступы у эпилептиков, много больных детей рождается, в нашу церковь матери водили многих больных детей – с ДЦП, аутизмом, например (у нас даже какое-то время там школа была для таких детей), какие-то умственно-отсталые были, психически больные – тоже, уже выросшие, а, кроме того, люди всё время конфликтуют, скандалят и ссорятся, отлынивают от работы или ещё того хуже – воруют, дерутся, калечат и убивают… Лично мне там жилось не спокойно. Когда я там находилась, меня не покидала тревога или даже, бывало, накатывала смертельная тоска, а также, вдруг появилась обидчивость.На меня нападали приступы не контролированного обжорства. И тоже - работать часто не хотелось, особенно жарким летом, и, как только отец Михаил куда-нибудь уезжал, я всё бросала и убегала либо купаться, либо в магазин, либо в лес, либо ещё куда. Друзья приезжали, и мы пикники устраивали на берегу Пахры. Пила пиво, зачем-то. В 1990-е и нулевые люди пили пиво, как воду, причём, среди рабочего дня. Около метро в палатках продавались напитки, и люди там же, из банок пили это пиво. И совсем юные – тоже. Так что я рада тому, что, в конце концов, оттуда ушла, теперь я это воспринимаю, как освобождение.
- Почему ты с этой работы ушла?
- Эти события были не радостные. Крупные неприятности начались летом 1999-го - первый настоятель начал меня выживать, с июля деньги не платил вообще, так как вышла нехорошая история – наняли, несмотря на возражения всех, кто был с этим связан, ненужного работника, который испортил всё, что было возможно, и это коснулось меня тоже. Я заболела и, вместо того, чтобы уехать в Москву и взять больничный, решила отлежаться в деревне, на свежем воздухе, а в это время тот человек-катастрофа с астигматизмом извёл зря дорогой известковый раствор. Ну, мне и влетело. Но и это ещё не всё. Там много чего было. Вспоминать неохота. Я даже в больницу в конце 1999-го года из-за этого попала. Заболела из-за стресса. А когда я вернулась на работу, там был уже другой поп, г-н Никандров (его потом запретили к служению), и 6-го февраля 2000 года нас всех оттуда уволил. Мне за полгода зарплату не выдали, а выходного пособия тоже не дали. Но и это ещё не всё. Они 90% моей работы уничтожили, замазали белой краской мои фрески внутри храма, а наружную фреску Богоматерь Одигитрия на восьмерике долгое время не трогали, но потом добрались и до неё. У кого-то из этих вандалов и на неё поднялась рука. Её пытались уничтожить и здорово испортили, явно скоблив лики Богоматери и Христа каким-то инструментом типа болгарки, потому что фреску уничтожить трудно, так как известковая штукатурка очень прочная, а пигмент намертво впитался в раствор, и если фреску захотят уничтожить, то либо замажут её краской, либо собьют, что гораздо труднее. Однако, испортили они её здорово, и, вместо того, чтоб эта фреска стала бы моей «визитной карточкой», она погибла. Вспоминать об этом больно, и единственным светлым моментом в периоде с осени 1999-го по весну 2000-го было моё вступление в Московский Союз Художников, в секцию станковой живописи (Товарищество Живописцев называется). Это произошло в конце 1999-го года . Вступить в МСХ очень трудно! И я так была этому рада! Чёрная полоса моей жизни весной 2000-го года сменилась на светлую, и теперь у нас всё нормально, слава Богу.
- Анна, расскажи пожалуйста, почему ты так изменилась в плане творчества? Сейчас ты пишешь кроме хороших пейзажей, такие странные картины, где бывает чернуха, трупы, и цвета далеко не всегда позитивные. А ведь могла бы устроиться в другой храм и там работать…
- Значит, не могла, - смеясь, ответила Анна, - Ари, история не терпит сослагательного наклонения. Если произошло так, а не иначе, то это значит, что так было угодно Богу. Я, конечно, искала работу. Но найти подходящее место очень трудно, особенно, если ты художник и вообще, творческий работник. В Софрино иконописным мастерским нужны были только мужчины, в «мастерских» в Кузьминках они критикуют, принесённые им, работы и предлагают записаться на курсы иконописи за 400 рублей в месяц (тогда) и живут они только этими курсами. Устроиться в другой храм так и не смогла, потому что второго «о. Михаила Тарана» так и не встретила. Преподавать меня не брали, расписывать фарфоровых кукол тоже не взяли, не приняли и в фирму по росписи шкатулок. Весной 2000-го года я устроилась в издательство художником-иллюстратором. От руки, конечно же. Кроме того, я стала делать живописные работы на заказ и продавать картины через салоны и галереи, позднее – через интернет. В 2000-м году я вышла замуж. Потом, когда в издательстве сменилось руководство, и оно загнулось, я устроилась работать в отель НЕМЧИНОВКА-ПАРК, расписывала потолки и стены, а параллельно писала картину "Юго-Запад" (она в галерее "НиКор" сейчас), закончив её в АВГУСТЕ 2001-го года.
[201x135] Когда 11-го сентября произошёл теракт в США, я не отреагировала, но мои родные это увидели. Муж сказал: "И теперь ни одна сволочь не поверит в то, что это было написано до теракта!", а подруга сказала: "Ты не очень-то твори свои нетленки, а то весь мир взорвёшь..." (у меня это не первый случай) Я чувствую смерть, и почти все смерти своих знакомых проинтуичила.
Уволившись из отеля, работала то тут, то там - где придётся. Продавала свои картины, например, через посредников и сама. Заказы выполняла… Портреты писала с живой натуры, копировала картины Ван Гога, Дега, Японские гравюры, Кончаловского, всяких импрессионистов… В последнее время я, в основном, расписываю потолки и стены в светских интерьерах – частных учебных и лечебных заведениях, гостиницах, торговых и спортивных комплексах, квартирах, домах… О своих выставках, публикациях и прочей творческой деятельности сейчас говорить не буду, так как это другая история, уже не про этот храм. Биографию всю, целиком расскажу в другой раз, а сейчас уже всё. Конец истории. Устала. Пойдём лучше выпьем чаю с рижским бальзамом и поедим, наконец-таки, торт!
Ари Шер от 6 марта 2025 года, Москва
Исходное сообщение raddis Все бы хорошо но фото мелковато , ничего не разглядеть ..raddis, я так рада, что обо мне написали и опубликовали это ЗДЕСЬ, что у меня просто нет слов. Загляните в мой дневник, и там всё это будет в большом формате.
Исходное сообщение Пчёлка_Майя_1 Очень интересно, хоть сериал снимай!О! Пчёлка_Майя_1 в точку попали! Это автор фрески так и говорила: "Мексиканский сериал!" Там столько всего было! И сумасшедший поп, который собирался остановить Апокалипсис, и другой священник, который красил бороду в махагон и ходил с колокольчиком по метро, собирая на церковь. Ой! Чего там только не было!