Искусство рекламы вообще и рекламного ролика в частности (а точнее - российских вариаций этого народного промысла) было прекрасно описано еще Виктором Пелевиным в романе "Generation П". Задолго до них эту тему затронули в своем путевом эссе "Одноэтажная Америка" Ильф и Петров, рассказав о том, как зарождалась маркетинговая индустрия в стране-родоночальнице. Между классиками и блистательным Виктором Олеговичем уместилась пропасть длиною в 70 лет, в течение которых вопросы рекламы в советской и российской прозе, насколько мне известно, не поднимались. Разве только в рубриках "Их нравы". Что довольно удивительно, поскольку советская проза была обширной и всеохватной, включая в себя такие прежде не затронутые мировым литературным наследием концепции, как производственная драма, хлеборобная поэма, вопросы головотяпства и узбекская мафия.
Зато практически одновременно с Пелевиным коснулся рекламы и наш главный современный литератор Борис Акунин, отстилизировав тему в своем шедевре "Смерть Ахиллеса", где главный герой читает следующую заметку в "Московских губернских ведомостях":
Кощунство американской рекламы
"ПРЕЗИДЕНТ УМЕР" -- такая надпись аршинными буквами появилась недавно над Бродвеем, главной улицей Нью-Йорка. Ошарашенные прохожие замирали на месте и лишь тогда имели возможность прочесть то, что было написано далее помельче: "бы вне всякого сомнения, ежели бы не носил в нашем неверном климате теплого шерстяного белья компании "Гарленд"". Представитель Белого Дома подал на безстыжую фирму в суд за использование высокого титула в коммерческих целях.
Слава Богу, у нас до такого еще не дошли и вряд ли когда-нибудь дойдут, с удовлетворением
подумал коллежский асессор. Все-таки государь император это вам не какой-то там президент.
Что мне о них сказать? Скажу, что лучшее у маркентингового отдела КХЛ - несомненно впереди.
Первые две миниатюры привлекают внимание не столько качеством постановки и озвучки (к этому делу меня еще в детстве приучила продукция, снятая по заказу Госфильмофонда на пленке шосткинского объединения "Свема"), сколько главной брошенной в массы идеей. Ролики, как вы можете убедиться, раскрывают нам чудесные стереотипы о роли полов и, надо полагать, аппелируют к распространенным внутрисемейным ситуациям, а так же известной всем цитате: "В хоккей играют настоящие мужчины". Смотрят его, надо полагать, тоже только они. Счастливые обладатели пенисов. Лига откровенно кричит: "Сын! Мне нужен сын! И я выращу его настоящим фон Теофельсом!"
(Прошу прощения у Акунина за почти точную цитату из только что вышедшей книги.)
Я не знаю, действительно ли российские женщины - все поголовно набитые дуры, умеющие обсуждать лишь рюшечки. Не знаю я и того, действительно ли мужское население страны с младых ногтей приучается отгонять эти вздоные создания от телевизора, когда они заслоняют собой "Салават Юлаев". Не уверен, что это все так, но КХЛ настаивает. Тем не менее, считаю, что такой смелый отказ от 52% потенциальной аудитории не вполне мудр. В стране, большая часть олимпийских медалей которой завоевывается лицами женской направленности, такое снисходительное отношение к вопросам спорта и гендера, как мне кажется, безнадежно устарело.
На этом, кстати, творческий порыв КХЛ, видимо, иссяк, и все остальные ролики отличаются здоровым единоначалием. В каждом из них игрок старательно читает с листа текст, написанный для него кем-то за кадром. Читают с переменным успехом, но все поголовно смотрят в сторону от камеры - там, где им держат шпаргалку. Ягр при этом обещает скорейшую переплавку Кубка Стэнли на костыли, Яшин ностальгирует по СССР, Сушинский делится своим глубоким знанием эмоций, обуревающих страну Заокеанию, а Радулов выражает надежду на немедленный переход Овечкина в ХК МВД. Видимо, тексты писал один и тот же креативщик, внимательно изучавший рубрику "Такой хоккей нам не нужен" в "Советском спорте" 30-летней давности. Такая зацикленность на конкурирующей организации сделает честь любой "Кока-коле", но пропаганда хороша только тогда, когда сочетается с искренностью. Пока же исполнители напоминают американских заложников, произносящих на экранах "Аль-Джазиры" тексты о скорой победе ваххабитов над гяурами.
Положительные эмоции вызвал только Федор Яровинский из команды с подчеркнуто ненашим названием "Серебряные львы". И потому, что розовощекий симпатяга - юный хоккеист, а автор блога питает к юным хоккеистам самые лучшие чувства. И потому, что он прочел свой текст без запинки (учись, Радулов!), с легкой улыбкой и скосился в сторону только по окончании процедуры, задав дядям немой вопрос: "Что, нормально?" Нормально, Федор! Иди, играй с друзьями. А с дядями мы отдельно поговорим.
Что год грядущий нам готовит?
Исходное сообщение ТГК-9 Слава, а какие ролики крутят за океаном?Ну их же можно посмотреть на сайте НХЛ ;-) В прошлом сезоне была классная серия роликов с Кросби, Фанефом, Лундквистом, Кейном. Диспозиция такая: на фоне шумов трибун перед нами проходит серия фотоснимков. На одном из них телекамера задерживается, и центральный герой снимка "оживает" (при том, что всё остальное остаётся, как было) и произносит текст в камеру про свою игровую философию, отношение к победам и поражениям и т.д. А потом обратно возвращается на своё место на фотографии. Технически сделано совершенно. С творческой точки зрения - оригинально.
Исходное сообщение malamud По имеющимся данным, в одном из роликов будет вскрыта темная строная соккерных будней. По сюжету судья (видимо, ученик Школы Арбитров им. Иванова) удаляет, одного за другим, всех игроков вверенного ему матча. После чего аккуратнейшим образом показывает красную карточку себе самому. И уходит в раздевалку. Где присоединяется к удаленным игрокам в просмотре матча КХЛ. По всей видимости, "Барыс" - "Нефтехимик".Слава, несколько вопросов: 1. Вы намеренно про старые ролики как за новые говорили? Или и на солнце бывают пятна? ))) 2. Последний вариант ребята явно из нашего блога взяли, но слегка переделали... молодцы, а Вам блог для чего? 3. Вы действительно читаете Пелевина??? Это же совсем не Акунин!!! 4. Как думаете с грязью в блоге бороться? Есть идеи?
Исходное сообщение Ramel Слава, несколько вопросов: 1. Вы намеренно про старые ролики как за новые говорили? Или и на солнце бывают пятна? )))В последнее время я обделен счастьем регулярного просмотра российского телевидения. Тем не менее, я не говорил об этих роликах "как за новые". Я всего-лишь сказал, что обнаружил их недавно.
2. Последний вариант ребята явно из нашего блога взяли, но слегка переделали... молодцы, а Вам блог для чего?Автором последнего варианта является, насколько мне известно, г-н Твалтвадзе. Мне блог - так. Вас (персонально) развлечь.
3. Вы действительно читаете Пелевина??? Это же совсем не Акунин!!!Абсолютно все писатели, которых я читаю, за исключением Акунина, - совсем не Акунин.
Исходное сообщение Shakea Johnny_Clemens, мне все таки кажется, что тут немного другой подход. Учитывая деньги, которые вкладываются в КХЛ - жмотиться на рекламу это просто глупо, посмотрите на контракты игроков - она кричит о бешеном бюджете лиги, а ведь без рекламы все эти затраты могут не оправдаться. То есть я думаю, что деньги даются не малые, просто в совершенно не умелые руки. Я бы привлек западных специалистов, из этого мог бы выйти толк. Русские рекламщики пока не доросли.согласен... даже разовью мысль - не в неумелые руки, а в загребущие... ну вы поняли, все схвачено, распилено и тд. а вот касательно вложенных в КХЛ денег я бы поспорил. надо рзличать вложение в клубы и вложения в лигу. в лигу как раз то не заметно больших вложений.