Это цитата сообщения
Avadatta_devi_dasi Оригинальное сообщениеО Парашураме
ПАРАШУРАМА
Воплощение Маха-Вишну в образе человека.
1) ГЕНЕАЛОГИЯ. Маха-Вишну – Брахма – Бхригу – Чьявана – Урва – Ричика – Джамадагни – Парашурама.
2) ПРИЧИНА НИСХОЖДЕНИЯ. Однажды бог Агни попросил у Картавирьярджуны поесть. Царь предоставил ему обширную территорию и позволил есть сколько тот хочет и что хочет. Агни принялся жечь леса и горы. В чаще одного из лесов предавался подвижничеству мудрец по имени Апава. Его ашрам тоже сгорел в пожаре. Разъяренный мудрец наложил проклятие: «Это Картавирьярджуна виноват во всем. Кшатрии окончательно возгордились. Посему на Землю явится Маха-Вишну в облике Парашурамы и уничтожит зарвавшихся кшатриев». («Харивамша», гл.40)
В «Брахманда-пуране» эта история излагается иначе: Вишну пообещал Бхумидеви (Матери-Земле) явиться как Парашурама, когда та в облике коровы пожаловалась Ему на жестоких и низких царей-кшатриев.
3) РОЖДЕНИЕ. Парашурама стал сыном мудреца Джамадагни и его жены Ренуки. Их ашрам стоял на берегу реки Нармады. Ренука, мать Парашурамы, была дочерью царя Прасенаджита. У Парашурамы было четверо старших братьев. («Брахманда-пурана», гл.58)
4) ДЕТСТВО И УЧЕНИЧЕСКИЕ ГОДЫ. Парашурама провел детство с родителями в их ашраме. Важное событие его жизни – убийство матери по распоряжению отца. Хотя Парашурама был брахманом, нет упоминаний о том, что он изучал Веды. Возможно, в Ведах его наставил отец. С самого детства Парашурама проявлял интерес к изучению Дханурведы (воинского искусства). Чтобы стать опытным воином, Парашурама отправился в Гималаи и долгие годы предавался подвижничеству в честь Шивы. Довольный Шива неоднократно восхвалял добродетели Парашурамы. В это время асуры набрали силу и напали на девов. Девы пожаловались Шиве. Шива вызвал Парашураму и попросил его сразиться с асурами. У Парашурамы не было оружия, и он спросил Шиву, как же одолеть их. Шива сказал: «С тобой мои благословения. Их силой ты уничтожишь врагов». Парашурама немедленно вступил в схватку с демонами. Он победил их и вернулся к Шиве, который вновь одарил его благословениями и божественным оружием. До тех пор его звали Рамой. Парашурамой он стал, когда обнаружилось, что среди подаренного Шивой оружия есть парашу (секира). За этим стоит целая история. Однажды Шиву не пригласили на жертвоприношение Дакши. Разгневанный Шива бросил в ягьяшалу (на жертвенную арену) свою пику. Оружие испортило ягью и сожгло зал. Некоторое время оно бесцельно блуждало, а затем устремилось в Бадарикашрам, где предавались подвижничеству Нара-Нараяна. Пика попала в сердце мудреца Нараяны. Нараяна произнес «хум» (хумкару), и пика выпала. Шива разгневался за то, что к его оружию не проявили уважения, и напал на мудреца. Нара сорвал травинку и метнул в Шиву. Травинка превратилась в парашу (секиру). Шива разломал ее пополам. Тогда Нара-Нараяна склонились перед Шивой и стали поклоняться ему. С тех пор разломанная пополам парашу оставалась с Шивой. Один из кусков Шива и отдал Парашураме. Возвращаясь с благословениями и оружием, счастливый и увенчанный славой Парашурама принял в ученики Акритаврану (см. Акритаврана). Гуру и ученик жили в ашраме; Парашурама прославился как гуру Дханурведы (воинского искусства). (Карна-парва, гл.34; Шанти-парва, гл.49; Анушасана-парва, гл.18)
5) НАСТАВЛЕНИЯ В ВОИНСКОМ ИСКУССТВЕ. Согласно Пуранам, жизнь Парашурамы не была жизнью наставника в воинском искусстве. Однако есть упоминания о том, что его наставлениям внимали Карна и Дрона. Притворившись брахманом, Карна собирался принять от Парашурамы наставления в воинском искусстве. По завершении образования Парашурама научил его призывать брахмастру. Однажды, устав после длительной прогулки по лесу, Парашурама уснул, положив голову на колени Карны. В это время Карну за бедро укусило какое-то кровососущее насекомое. Карна стерпел боль и остался неподвижен, дабы не нарушить сон своего гуру. Постепенно кровь, сочащаяся из бедра Карны, начала заливать и его учителя. Парашурама проснулся. Увидев кровь, сочащуюся из бедра невозмутимого Карны, он усомнился в происхождении последнего. Он сказал Карне, что брахману не стерпеть такую боль, и Карна был вынужден сознаться, что он не брахман. Тогда Парашурама проклял его за обман: теперь Карна не мог вспомнить, как вызывать брахмастру, когда она была бы ему особенно нужна.
Об Аларке, насекомом, ужалившем Карну, есть отдельная история. В своем предыдущем рождении оно было демоном Дамой, который однажды попытался заигрывать с женой мудреца Бхригу. Махариши проклял его и превратил в насекомое. По его просьбе мудрец смягчился: проклятие снимет Парашурама. Так что насекомое вновь стало ракшасом и покинуло место событий. Карна же вернулся в Хастинапур. (Шанти-парва, гл.3)
Еще одним прославленным учеником Парашурамы был Дрона. Истребив всех кшатриев мира, Парашурама передал все свое богатство Кашьяпе. Прослышав о том, что Парашурама раздает все свое имущество, Дрона отправился на Махендрапарвату встретиться с Парашурамой. Парашурама раздал все свое имущество, за исключением Дханурведы. Парашурама по секрету открыл Дроне, что теперь у него осталось только две вещи: его тело и Дханурведа, и добавил, что Дрона может взять себе любое из них. Дрона выбрал Дханурведу, после чего Парашурама отправился в Махаранью, дабы предаться подвижничеству (Ади-парва, гл.130). В этих историях есть кажущиеся противоречия: говорится, что Дрона открыл Дханурведу Карне. Дрона был последним, кому Парашурама открыл Дханурведу, так как последний, отдав знание Дханурведы, отправился в лес совершать аскезы. Как же тогда Карна получил Дханурведу от Парашурамы? Могло ли это быть до того, как Дханурведу получил Дрона? Тогда следует согласиться с тем, что Дрона не изучал Дханурведу у Парашурамы, когда обучал Пандавов и Кауравов. Он изучил ее ранее от кого-то другого, прежде чем стал наставником Пандавов. Некоторое время проучившись у Дроны, Карна отправился к Парашураме, чтобы достичь высот в воинской науке; Дрона же встретился с Парашурамой позже, когда Карна уже вернулся в Хастинапур.
6) ИСТРЕБЛЕНИЕ КШАТРИЕВ. Важнейшая миссия Парашурамы – полное истребление кшатриев. Пураны утверждают, что с этой целью Парашурама восемнадцать раз обошел мир. Однако в 29 главе Ашвамедха-парвы утверждается, что Парашурама истребил род кшатриев двадцать один раз. Из этого можно заключить, что Парашурама участвовал в восемнадцати больших битвах и в трех поменьше. Есть несколько древних историй, описывающих, почему это произошло.
а) Семейная вражда. В те времена самым могущественным царским родом была династия Хехая. Парашурама был потомком брахмана – мудреца Бхригу. Вот почему его также называют Бхаргавой. Из поколения в поколение Бхаргавы были семейными гуру царей Хехая. Пользуясь преимуществом своего высокого положения при дворе, Бхаргавы накопили значительные богатства за счет царской казны. Постепенно Бхаргавы стали богаче самих Хехаев. Оплотом их благосостояния стал Ричика, дед Парашурамы; в его времена Хехаи обеднели. В отчаянии Хехаи попросили Ричику занять им немного денег. Но брахманы спрятали деньги и отказались ссужать кшатриев. Цари разгневались и убили брахманов, а их сбережения перенесли к подножию Гималаев. Беременная супруга Ричики, опасаясь за дитя, носила его во чреве двенадцать лет. Наконец ребенок появился на свет через бедро, поэтому его нарекли Аурвой. Новорожденный сиял, как яркий светоч; первыми его словами было: «О низкие кшатрии, я перебью всех вас! Еще в утробе матери слышал я звон сабель, которые вы подняли против моих предков. Я не заставлю вас ждать отмщения!» Пламя, исходящее от лика Аурвы, опаляло даже Девалоку. Все сословие кшатриев пришло к нему на поклон. Пожаловали и деваты: они просили его сменить гнев на милость. Аурва согласился. Деваты собрали искры, сыпавшиеся с лица Аурвы, и бросили их в океан. Из этих искр появился океанский огонь Вадавагни, которого также прозвали Аурвой.
[400x300]
б) Проклятие мудреца. Сыном Аурвы был Джамадагни, а сыном Джамадагни – Парашурама. В роду Хаихаев в то время родился доблестный царь Картавирьярджуна. Однажды Картавирьярджуна пригласил Агни отобедать. Бог огня начал пожирать все горы и леса мира. Пожар уничтожал все без разбору, так что ашрам мудреца Апавы тоже загорелся. Мудрец проклял Картавирьярджуну; согласно его проклятию, тысячу рук Картавирьярджуны отрубит Парашурама из династии Бхригу. С того самого дня началась война между Картавирьярджуной и Бхаргавами.
в) Насмешка Варуны. Картавирьярджуна, получивший тысячу рук по благословению мудреца Даттатреи, победил всех своих врагов. Все еще неудовлетворенный, он вышел к океану и бросил вызов Варуне, предложив ему сразиться. Варуна явился перед ним и весьма скромно отметил, что не считает себя достойным противником, и предложил сразиться с сыном Джамадагни, Парашурамой. Тогда Картавирьярджуна отправился к ашраму Джамадагни на берег реки Нармады.
г) Причины войны. Картавирьярджуна отправился в лес на охоту и, утомившись через некоторое время, вместе со свитой пожаловал в ашрам Джамадагни. Мудрец радушно принял их и с помощью волшебной коровы камадхену Сушилы дал царю и его спутникам грандиозный пир. Когда, насытившись, они были готовы попрощаться с мудрецом, Чандрагупта, советник Картавирьярджуны, дал ему знать о необычайном могуществе камадхену Сушилы. Царю захотелось такую корову, и он попросил Чандрагупту сообщить об этом мудрецу. Джамадагни отказался расстаться с ней. Тогда советник с помощью слуг царя увели корову силой, и мудрецу не оставалось ничего, кроме как, рыдая, просто идти следом за нею. По пути Чандрагупта до смерти избил Джамадагни. Корова досталась царю. Картавирьярджуна был доволен и счастливо вернулся во дворец. Супруга Джамадагни, Ренука, отправилась на поиски мужа и нашла его мертвым. Рыдая, убитая горем Ренука двадцать один раз ударила себя в грудь, и тогда перед ней предстал ее сын Парашурама, который провозгласил, что обойдет мир двадцать один раз – столько же, сколько ударов нанесла себе Ренука – уничтожая на своем пути всех кшатриев. Тело Джамадагни под пение «Вишну-гиты» водрузили на погребальный костер. Тут появился Шукра Муни и воскресил Джамадагни с помощью искусства мритью-сандживани. К тому времени Сушиле удалось так или иначе сбежать от царя, но одной, без теленка. Тогда Парашурама поклялся вскоре привести теленка. Он взял с собой своего ученика Акритаврану и отправился в столицу Картавирьярджуны – Махишмати. Завязалась жестокая битва; Картавирьярджуна и многие его подданные были убиты, а теленок возвращен Сушиле. Во искупление греха Джамадагни посоветовал сыну предаться подвижничеству на Махендрагири. Воспользовавшись отсутствием Парашурамы в ашраме, сын Картавирьярджуны, Шурасена, вместе со своими сторонниками ворвался в обитель Джамадагни и снес ему голову. Парашурама тут же вернулся с Махендрагири и кремировал тело отца. Ренука последовала за мужем, войдя в пламя погребального костра. С этого дня Парашурама приступил к делу – полному истреблению кшатриев.
[300x406]
д) Победный марш. Парашурама обошел всю Бхарата-варшу. О подробностях битв Парашурамы Пураны умалчивают. Однако упоминается, что Парашурама убил царей Чолу, Черу и Паубидру. Чтобы предотвратить появление кшатриев в будущем, Парашурама уничтожал даже зародышей во чревах кшатриек. Наконец, предки династии Бхригу, такие как Ричика и другие, появились в небе и попросили Парашураму: «О сын Рама, прекрати эту бойню. Какое благо ты обретешь, убивая невинных кшатриев?» К тому времени Парашурама уже обошел Бхарата-варшу двадцать один раз («Махабхарата», Ади-парва, гл. 64; Сабха-парва, гл.38; Вана-парва, гл. 116; Шанти-парва, гл.49; «Брахманда-пурана», гл. 10-83).
[300x528]
7) САМАНТА-ПАНЧАКА-НИРМАНА. Саманта-панчака – это Курукшетра, где состоялась великая битва. Это святое место было «основано» Парашурамой. Кровью убитых кшатриев он наполнил пять озеров Саманта-панчаки. Он предложил кровь Ману, которые, во главе с Ричикой, явились перед ним и согласились исполнить любое его желание. Парашурама сказал: «Досточтимые Ману! Если вы довольны мною, очистите меня от греха, который я совершил, истребив кшатриев, и провозгласите наполненные их кровью озера священными». Ману ответствовали: «Да будет так!» С тех пор то место стало святым и именуется Саманта-панчакой. В конце Двапара- и начале Кали-юги там состоялась одиннадцатидневная битва между Пандавами и Кауравами («Махабхарата», Ади-парва, г.2).
[475x283]
8) ИСКУПЛЕНИЕ. Во искупление греха, который он совершил, истребив даже тех кшатриев, кто были невинны, Парашурама раздал брахманам все свое имущество. Пригласив всех брахманов в Саманта-панчаку, он устроил там великую ягью. Главным ритвиком (жрецом) на ягье был мудрец Кашьяпа, и Парашурама отдал ему всю землю, которая с тех пор стала собственностью Кашьяпы. Было воздвигнуто золотое возвышение примерно 10м в длину и 9м в ширину, которому Кашьяпа провел поклонение. Затем, согласно наставлениям Кашьяпы, золотой престол разделили на куски и раздали брахманам. Получив от Парашурамы всю землю во владение, Кашшьяпа сказал: «О Рама, ты отдал мне все землю, и отныне она не твоя. Отправляйся же к югу и поселись где-нибудь на берегу океана». Парашурама отправился на юг и попросил у океана землю, где мог бы жить. Варуна сказал, что Парашурама должен что-нибудь метнуть в океан. Говорится, что Парашурама метнул свою секиру, и океан предоставил ему обитель протяженностью в столько милей, сколько покрыла брошенная секира. Это место, Шурпарака, ныне известно как Керала (шурпа значит «веялка»). Отдав брахманам и эту землю, Парашурама предался подвижничеству на Махендрагири («Махабхарата», Ади-парва, гл. 130; Вана-парва, гл. 117; Шанти-парва, гл. 49).
9) ДРУГИЕ ДЕЯНИЯ ПАРАШУРАМЫ.
а) Встреча со Шри Рамой. Женившись, Шри Рама и Лакшман возвращались в Айодхью из Митхила-Пури с мудрецом Васиштхой. В лесной чаще путь им преградил Парашурама. Он обратился к Раме: «О Рама, сын Дашаратхи! Я слыхал, во дворце Джанаки на сваямваре Ситы Ты сломал великий лук Шивы. Я намерен испытать Тебя. Вот Тебе лук Вишну. Сумеешь ли Ты натянуть на нем тетиву?» Васиштха делал все возможное, дабы умиротворить Парашураму, но тот, не обращая на мудреца внимания, принялся описывать историю и величие луков Шивы и Вишну (см. лук Вишну). Тогда Шри Рама взял у Парашурамы лук и начал натягивать на нем тетиву. Блеск Шри Рамы ослепил его и избавил от сомнений. Парашурама был бесконечно доволен и благословил Шри Раму. Затем он вернулся на Махендрагири к своим аскезам. Та же самая история в «Камба-Рамаяне» изложена несколько иначе: Парашураме не понравилось, что Рама сломал лук его гуру, Шивы. Поэтому разгневанный Парашурама и преградил путь Шри Раме, бросив ему вызов и предложив натянуть тетиву на луке Вишну. Шри Рама с совершенной легкостью поднял лук, натянул тетиву и попросил Парашураму указать цель – куда выпустить стрелу. Парашурама был потрясен и остолбенел. Выпущенная Рамой стрела могла уничтожить целую вселенную. Поэтому Парашурама попросил Раму выпустить стрелу в собственную тапобалу (могущество, накопленное благодаря подвижничеству), что и было сделано. Парашурама вручил себя Шри Раме, отдал Ему лук Вишну, стрелу и вайшнава-теджас (божественное сияние). На этом миссия Парашурамы была завершена. Он благословил Шри Раму и вернулся в свой святой ашрам. Ту же самую историю поведал мудрец Ломаша Пандавам во времена их лесного изгнания, причем данная версия очень отличается от двух описанных выше: «Когда слава Шри Рамы как лучшего из царей разлетелась повсюду, увидеться с Ним прибыл Парашурама. Вручив Ему лук и стрелу, с помощью которых он истреблял кшатриев, Парашурама бросил Раме вызов: натянуть тетиву и избрать себе мишень. С улыбкой на устах Шри Рама исполнил его волю, но Парашурама сделал Ему замечание: Раме следовало бы натянуть тетиву дальше – до самых ушей. Шри Рама разгневался, и на Его яростном лике Парашурама увидел самого себя, Адитьев, Васу, Рудр, Садхьев, валакхильев, девариши, океаны, горы, Веды все сущее. Шри Рама выпустил стрелу, и вселенную объял хаос. Послышался гром, засверкали молнии, мир затопили проливные дожди. На землю падали метеориты. Тогда Парашурама понял, что Шри Рама – это воплощение Маха-Вишну, и распростерся перед Ним в поклоне. Пристыженный, он вернулся на Махендрагири. К тому времени он уже утратил все свое могущество. Явившиеся перед ним Ману посоветовали ему омыться в реке Вадху-сара. Выполнив волю Ману, Парашурама вернул себе былое величие («Махабхарата», Вана-парва, гл.99).
[300x345]
б) Парашурама и Шри Кришна. Пураны описывают два важных случая, когда Парашурама встречался со Шри Кришной.
Первая встреча произошла у подножья горы Гоманта. Однажды Шри Кришна и Баларама отправились на увеселительную прогулку к прекрасной горе Гоманта и взобрались на ее вершину. По пути они встретили аскета Парашураму. Обменявшись приветствиями, все трое некоторое время беседовали. Затем Парашурама попросил Шри Кришну убить Нригала-Васудеву, царя Каравиры, у подножья горы. Шри Кришна пообещал уважить его просьбу и тут же поспешил сдержать свое слово, чем снискал благословения мудреца.
Вторая встреча имела место, когда Кришна отправился к Кауравам как посланник Пандавов. По пути Кришна встретил группу мудрецов; сойдя с колесницы, Кришна побеседовал с ними. Среди мудрецов оказался и Парашурама. Он обнял Кришну и сказал, что Ему следует открыть Кауравам всю правду. Мудрецы благословили Кришну и пожелали Ему удачи в Его миссии («Махабхарата», Удйога-парва, гл. 83; «Бхагавата-пурана», Десятая песнь).
10) Другие подробности.
а) Парашурама вместе с несколькими другими мудрецами присутствовал на
сабхаправеше Дхармапутры («Махабхарата», Сабха-парва, гл. 53).
б) Парашурама присутствовал при дворе Кауравов, когда Шри Кришна обращался к Дхритараштре от лица Пандавов. Когда Кауравы оставили вопросы Шри Кришны без ответа, Парашурама поднялся, чтобы поведать историю, иллюстрирующую дурные последствия человеческого высокомерия. Жил некогда царь по имени Дамбходбхава, который весьма гордился своей великой силой. Ему была охота тратить энергию в битвах, и он очень старался найти себе достойных соперников. Однажды брахманы отправили его к Нара-Нараяне. Дамбходбхава нашел их в Бадарикашраме и вызвал на бой. Они отказались сражаться, но царь все же принялся выпускать в них стрелы. Тогда мудрецы сорвали несколько стеблей травы ишика и бросили в него. Травинки превратились в дождь из стрел, и царь попросил прощения, упав ниц перед мудрецами. Те велели глупому царю возвращаться во дворец («Махабхарата», Удйога-парва, гл. 96).
в) Однажды между Парашурамой и Бхишмой завязалась жестокая битва (см. Амба).
г) Парашурама восседает в собрании Ямы («Махабхарата», Сабха-парва, 8.19)
[300x300]
-----------------
(Из "Пуранической энциклопедии")