1510г., дерево, масло, диаметр 70.6см.
Музей Бойманс-ван Бейнинген, Роттердам, Нидерланды
Фоном этой картины служит пейзаж Босха, выполненный с помощью мягких переходов серого цвета и разных оттенков коричневого - цвета земли. Это произведение зрелого периода, свидетельствующее о возврате к более простым композициям.
В поздний период творчества Босх вернулся к теме странника на дороге. (см триптих "Воз Сена"). Все же в отличие от его первой версии, здесь, за исключением рычащей собаки, все опасности духовны. Самая большая из них — таверна, которая символизирует порочный мир.
Типичная, для представления Босхом, таверна — это грязный дом, прибежище пьянства, похоти и разврата. Стоит лишь посмотреть на него: выбитые стёкла, покосившиеся ставни, дыры в крыше, обнимающаяся пара в дверях, и рядом человек справляет нужду. Свиньи у входа (и тогда признак грязи), курица роется в мусоре, а на крыше кувшин (у Босха — символ зла, сосуд греха) и лебедь на вывеске. Обычно эти знаки вывешивались, указывая на таверну, веселый дом. конецформыначалоформыНекоторые исследователи усматривают в вывеске с лебедем (впрочем, это может быть и гусь - символ похоти) завуалированное обвинение в адрес Братства Богоматери, эмблемой которого как раз и был лебедь.
Каким бы ни был сюжет - путник, идущий мимо соблазнов мира сего, или возвращение блудного сына из евангельской притчи - значение картины это не меняет: человек, познавший в результате своих греховных наклонностей бедность (духовную), выходит, наконец, на путь спасения. Фигура путника явно ассоциируется с традиционным символом двадцать второго Аркана Таро, Сумасшедшим. Налицо, все атрибуты последнего: бедная одежда, длинный посох, плетеный короб с большой ложкой. Кошачья шкура, подвешенная к корзине, и свиное копыто, высунувшееся из-под куртки, свидетельствуют о бедности, но одновременно означают дурной глаз и служат амулетами.