Экспозиция «История глазами КуКрыНикСов. 1928–1945. Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика», которая открывается 29 апреля в Государственном музее-заповеднике «Царицыно», посвящена очередной годовщине победы советского народа в Великой Отечественной войне и борьбе с фашизмом. В течение месяца в музее будет демонстрироваться уникальная коллекция из частного собрания семьи Мамонтовых – более 100 подлинных произведений советских графиков и живописцев, народных художников СССР Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова, созданных ими в период с 1928 по 1945 г. под всемирно известным псевдонимом КуКрыНикСы. В собрании представлены плакаты, карикатуры, рисунки, эскизы конца 20-х–середины 40-х гг. В 1927 г. КуКрыНикСы начинают регулярно работать в газете «Правда» и журнале «Крокодил», публикуя карикатуры на международные и внутренние темы, постепенно создавая новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью. К этому времени относится блистательная серия работ антифашистской тематики, представленных в экспозиции, – «Муссолини» (1928), «Адольф» (1936), «Фашистский театр военных действий в Испании» (1937) и др.
Исключительный размах, силу и глубокую народность приобретает политическая сатира КуКрыНикСов в годы Великой Отечественной войны. Сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР, 24 июня 1941 г. на улицах Москвы появился первый военный плакат КуКрыНикСов – «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!».
Карикатура военных лет была одним из самых мощных орудий в арсенале советского искусства. Ясный лозунг, облаченный в страстный художественный образ, вызывающий такие сильные чувства, как ненависть и любовь, гордость и презрение, помогали людям преодолеть лишения и голод, физические и душевные муки, идти к победе. Сатирические плакаты «Окна ТАСС», листовки и рисунки КуКрыНикСов сопровождали армию от Москвы до Берлина, поднимали боевой дух советских солдат. Их также можно увидеть в рамках выставки. В ряде карикатур КуКрыНикСы создали образы огромной обобщающей силы («Я псих», 1945, «Беспокойный покойник», 1945, «Палач», 1941 и др.).
Помимо фронтовой хроники и политической графики в экспозиции представлены рисунки, сделанные КуКрыНикСами на знаменитом Нюрнбергском процессе. Посетители также увидят замечательные живописные работы, зарисовки, эскизы и этюды Николая Соколова, сделанные им в 1945 г. на улицах взятого советскими войсками Берлина.
Коллекция сатирических шедевров КуКрыНикСов из частного собрания семьи Мамонтовых знакомит с наиболее яркими и характерными работами «великолепной троицы», убеждая в необычайной силе воздействия на зрителя и оперативности плаката, его особом художественном языке.
Выставка будет открыта до 24 мая.
Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»
Москва, ул. Дольская, д. 1
Тел.: + 7 (495) 321 0743 ![]()
|
Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Совместно работая с 1924, Кукрыниксы первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М.Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами. Выступая с 1925 в газетах и журналах ("Правда", "Крокодил" и др.), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: "Транспорт", тушь, 1933-34; "О дряни", тушь, гуашь и др., 1959-60).
Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и "Окна ТАСС", созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-45, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику ("Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", 1941). Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953-57). За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965). С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем.
С 20-х гг. Кукрыниксы выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк - от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: "12 стульев" (тушь, 1933 и 1967) и "Золотой телёнок" (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, "Господа Головлёвы" и др. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), "Дама с собачкой" и др. произведения Чехова (1940-46; Государственная премия СССР, 1947), "Жизнь Клима Самгина" (1933), "Фома Гордеев" (1948-49; Государственная премия СССР, 1950) и "Мать" (1950; Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) - все чёрная акварель.
В станковой живописи Кукрыниксы также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приёмы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм ["Бегство фашистов из Новгорода", 1944-46, Русский музей, Ленинград; "Конец", 1947-48, Государственная премия СССР, 1949; "Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)", 1967; обе - в Третьяковской галерее], значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны ("Таня", 1942-47, Третьяковская галерея). Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, "кукрыниксовского" почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. В 1972 П.Н.Крылову, а в 1973 Н.А.Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.